ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВЫБОРГ

 

Оглавление

 

Вступление

Путь от вокзала к замку  1  2  3

Замок  1  2

Старый город  1  2  3  4  5

Бастион Панцерлакс, Художественный музей и др.

Площади к востоку от Старого города  1  2  3  4

Центральные улицы  1  2  3  4

Батарейная гора

Район вокзала  1  2  3

Папула

Мыс Смоляной

Аннинские укрепления и др.

Парк Монрепо  1  2  3  4

 

 

Литература

 

Главная страница

 

  

Парк Монрепо

(продолжение)

 

 

Основные источники информации - [4, 28]. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Здесь можно посмотреть план парка (он установлен при входе). Некоторый недостаток плана - то, что существующие (сохранившиеся и воссозданные) и не сохранившиеся объекты обозначены на нем одинаково. Впрочем, историческая планировка и нынешние дорожки показаны на плане все же по-разному.

 

 

Мы пришли к месту Храма Нептуна по аллее, идущей по поляне вдоль берега бухты. Теперь пройдем вдоль другой аллеи, идущей по этой же поляне, но дальше от берега.

Сначала вернемся немного назад, в сторону центральной части парка. Вскоре мы увидим липы, растущие по кругу (правда, теперь этот круг не сразу чувствуется):

 

 

8 октября 2015 г.

 

Это так называемая Корзинка. Ее первоначальный вид изображен на литографии Л.-Ж.Жакотте, 1840 [35]:

 

 

 

Но интереснее, чем эта парковая затея, то, что изображено на заднем плане - высокие гранитные скалы, а наверху домик, к которому ведет узкая гранитная лестница. Это деревянный павильон Паульштайн. Вот старая фотография этого же места [36]:

 

 

 

 

Об этом павильоне есть несколько строк в поэме Л.-Г.Николаи (перевод И.И.Городинского) []:

 

Пусть, словно Хаккерта рисована рукой,

Раскинется картина пред тобою.

Дойди до Паульштайна, он виден всем,

Встал в дымке над скалой и сам все в далях видит.

(Здесь мой далекий сын любил сидеть,

Чтоб вспомнилось о нем, назвал я это место.)

 

Пауль - это П.Николаи, сын Л.-Г.Николаи, В 1785 г., когда Паулю исполнилось восемь лет, он был отправлен на обучение в Германию - во время строительства павильона он действительно был "далеким"; впрочем, и позже, когда П.Николаи стал взрослым, сын и отец часто надолго расставались, поскольку сын был на дипломатической службе.

(Хаккерт (или Гаккерт) - это знаменитый в то время немецкий художник-пейзажист  (J.Ph.Hackert, 1737 - 1807). У нас, в России он известен в несколько другом качестве - как автор батальных картин, посвященных русско-турецкой войне, украшающих Чесменский зал Большого дворца в Петергофе.)

 

 

Вот фотография павильона Паульштайн вблизи [28]; (я дополнительно усилил резкость первоначального изображения):

 

 

 

Паульштайн - первая постройка Л.-Г.Николаи, купившего право владения Монрепо в 1787 г. В архитектуре этого домика с высокими фигурными крышами еще видны черты барокко (которых нет в более поздних постройках в Монрепо). Крыши были первоначально черепичными; во второй половине XIX в. они были заменены металлическими.

Паульштайн, стоявший на высокой скале, был хорошо виден из многих мест парка и играл значительную роль в его пейзажах. В свою очередь, от Паульштайна открывались далекие виды на парк. Это хорошо видно на литографии Л.-Ж.Жакотте, 1840 [35]:

 

 

 

На заднем плане слева видна бухта, правее Турецкая палатка, еще правее и выше башня Мариентурм. Увы, эти вооружения не сохранились - так же, как и сам Паульштайн.

 

Паульштайн был кабинетом Л.-Г.Николаи, его творческой мастерской. Позже он стал любимым местом и его сына П.Николаи, который в 1840 г. писал: "Это творение навечно почившего отца стоит как новое уже полстолетия. С высоты, на которой размещается домик, обозревается почти весь сад."

В советское время, в 1940-х гг. Паульштайн был снесен, и парк лишился одного из важных элементов пейзажей.

 

 

Теперь посмотрим современные фотографии.

Скала, на которой стоял Паульштайн:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

Лестница, ведущая на скалу:

 

 

14 сентября 2013 г. 8 октября 2015 г.

 

 

Недалеко от Паульштайна первоначально стоял памятник Ф.-Г.Лафермьеру - близкому другу Л.-Г.Николаи, умершему в 1796 г. Памятник был установлен в 1798 г. (Об этом памятнике и о самом Лафермьере также написано в поэме.) Позже П.Николаи-младший перенес этот памятник на остров Людвигштайн, недалеко от могилы отца. В советское время памятник погиб - вероятно, от рук вандалов.

 

 

Спустимся со скалы и пойдем по аллее, проходящей на северо-запад по краю поляны, рядом с грядой гранитных скал. Виды аллеи и поляны:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

На всех трех фотографиях вдали белеет один из двух воссозданных "готических" мостиков, расположенный на аллее, ведущей к бывшему парому на остров Людвигштайн. Фотография этого мостика крупным планом представлена на предыдущей странице.

 

 

А слева от аллеи сплошь идут гранитные скалы:

 

 

7 октября 2012 г.

 

 

 

Вскоре мы подойдем к следующей достопримечательности - источнику "Нарцисс":

 

 

7 октября 2012 г.

 

Этот источник расчистил (а по данным [4], даже искусственно сделал, пустив трубы из соседнего болота) Л.-Г.Николаи. Первоначальное название источника - Сильмия (очевидно, от финского слова silmä - глаз). Л.-Г.Николаи придумал целую легенду об этом источнике в своей поэме 1804 г. (перевод И.И.Городинского) []:

 

Тревога сладостная и печаль

Бередят душу. Но волненье, нега

Должны сменить их в роще из берез,

Что посадил я нимфе Сильмии.

Доносится тебе издалека

Источника зеркального журчанье.

Ах! Я нашел источник милый запущенным

Среди гниющих мхов. Куда ни глянь, вокруг

Земля была и илистой, и зыбкой

Из-за воды стоячей. Я переместил

Его правее, вычистил и встроил

Котел — воды вместилище.

Смотри, источник целый год

Со щедростью мне дарит наслажденье

Из недр своих отверстых. Приходи, садись

И выслушай рассказ про Сильмию.

 

Она жила здесь в давние года,

Любезная богам, прославившись

Богатством, благородством и красой,

Высокочтимая и благодетельная.

Пастух — приятный, стройный, бедный Ларс

(Он пас всего шесть коз во мхах на скалах)

В те времена в кустарнике там жил.

Едва впервые он увидел Сильмию,

Как вспыхнула любовь в его душе.

Прощайте, козы! Ваш пастух уж больше

Не замечает вас. Он жаждет всей душой

Лишь Сильмию увидеть, но, заметив,

В растерянности застывает и молчит,

Как будто на уста замок повесил.

Когда ж уйдет она, то на себя сердит

За то, что промолчал. Тем временем томила

Его любовь, а голод стадо изнурял,

Что волки, коли не было охраны,

Наполовину съели. Добрый Ларс

Дни проводил в тоске. И видел только

Со всех сторон одно лишь разоренье, и лил,

И лил он слезы. Воспалились

Его глаза и затянулись темной пеленой.

Теперь он жаждал смерти и не обращал вниманья

На утешения друзей, желавших его боль

Утишить. Ведь они не знали

Его большого внутреннего чувства, в нем

 

Он только Богу признавался. Прослышала

О том и Сильмия, которой рассказал друг Ларса

Все то, что Ларс скрывал от всех так плохо,

Но что она заметила давно. И тут взошла

На камень Сильмия и воззвала

К взошедшему светилу: "Око сотворения, о ты!

Надеюсь я молитвой кой-чего добиться.

О, дай источнику, которого сейчас

Из этого холма мой посох вызовет,

Ты силу исцелить пастушечьи глаза".

Сказав, ударила, и вмиг, подобно крови

Из вен разорванных, поднялась вверх

И на восток* из камня заструилась

Воды прозрачнейшей струя.

"Веди, когда встает Аврора,

Ты друга своего сюда

(Так обратилась Сильмия к поверенному Ларса),

Заставь его три раза ты промыть

Глаза водой холодной".

И выполнил, надеясь, это Ларс

И даже воду пил он жадными глотками.

И с ясным взором, с радостью в душе

Вернулся к хижине и рядом с ней увидел

И жирных коз он прежнее число,

За счет овец, ягнят их даже больше стало.

И полнилась глубоких чувств его душа,

И поспешил он Сильмию увидеть,

Чтоб благодарность выразить, но нет,

От целомудрия и строгости исчезла

Уже она и больше никогда

На поле не пришла. Ручей целебный

Журчал по-прежнему, и ежедневно Ларс

Садился рядом с ним и, слушая журчанье,

Казалось, с Сильмией он говорил.

Все так же разводил скотину

И положить он никогда не забывал

На край ручья от скудной прибыли частицу.

И финн к ручью еще сейчас идет,

Коль угрожает катаракта глазу,

И лепту ото всей души приносит в дар.

______________________________

*По финским преданиям, текущий на восток источник обладает целительной силой и излечивает близорукость после того как в него бросят какое-либо скромное приношение. По-фински глаза называются сильми.

 

Источник был благоустроен в 1799 г. Проекты его оформления выполняли П.-Г.Гонзаго (1803; не осуществлен), А.Павлов (1807?). Существующее оформление в основном сформировалось уже после смерти Л.-Г.Николаи, в 1820-х гг.; автором проекта называют знаменитого архитектора О.Монферрана.

Впрочем, некоторые детали изменялись и позже. Вот как он выглядел сначала после реконструкции 1820-х гг. (литография Л.-Ж.Жакотте по акварели Х.-Ф.Христенсена, 1840 [35]):

 

 

 

Перед небольшим сооружением (колодцем) под двускатной крышей находилась круглая мраморная чаша. От колодца отходили полукругом подпорные стенки, а перед чашей был круглый газон. Колодец был огорожен чугунной решеткой, которая (по данным [4]) в точности повторяла решетку в усадьбе Аракчеева Грузино (как известно, усадьба Грузино погибла в Великую Отечественную войну). Задняя стенка колодца была украшена скульптурой - по одним данным, это была женская скульптура (Сильмия?), по другим - скульптура Нарцисса, давшая новое название источнику. К сожалению, самой этой скульптуры нет: она исчезла в послевоенные годы.

Во второй половине XIX в. круглая чаша была заменена на прямоугольную с закругленными торцами, а к колодцу с решеткой с обеих сторон примкнула новая ограда. Вот как стал выглядеть источник [37]:

 

 

 

 

В советские годы источник был запущен, исчезли и скульптура (о чем уже сказано), и львиная маска, и все ограды. Но ближе к концу советского периода, в 1974 г. была проведена хотя бы частичная реставрация (арх. В.В.Дмитриев): восстановлены решётка (вместо чугунной – стальная с литыми элементами из алюминия) и львиная маска (автор модели – Т. Архангельская). Вот как выглядит источник "Нарцисс" в наше время:

 

 

14 сентября 2013 г. 14 сентября 2013 г. 7 октября 2012 г.

 

 

Скала слева от источника:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

 

От источника "Нарцисс" дорога идет направо, в сторону берега бухты:

 

 

7 октября 2012 г.

 

Характер местности заметно меняется. До этого преобладали открытые пространства, а теперь мы попадаем в темный еловый лес. Только по-прежнему то и дело видны камни и скалы. Мы идем в самую отдаленную часть парка, которая получила название "Конец света".

 

Виды от дороги:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

Вскоре дорога приводит нас в место, расположенное уже недалеко от берега. Здесь, как бы в глуши, среди темного леса, между мостиками, перекинутыми через болотца, находится Хижина отшельника:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

В поэме Л.-Г.Николаи [] о Хижине отшельника говорится следующее (перевод И.И.Городинского):

 

За рощей луг есть с мягкою травой,

За ним глухая местность. Там, в ее глубинах

Сокрыта хижина, в которой жил монах,

Он благочестьем славился. Воздвиг

Ее отшельник из деревьев павших,

Обшил берестою и ликами святых,

Повесил колокольчик деревянный.

На скудные щедроты подающих

Он бронзовый приобрести не мог.

И то сказать, он созывал

Лишь самого себя к ночной молитве.

 

Хижина отшельника была построена не позднее 1790 г. Это была очень маленькая прямоугольная бревенчатая постройка, облицованная берестой и украшенная картинками из Библии. На крыше была башенка с деревянным колокольчиком (см. текст поэмы). Внутри был небольшой столик и кровать, устланная сухим камышом.

Первоначальная Хижина отшельника сгорела в 1876 г. (по другим данным, в 1886 г.). Ее изображений не сохранилось. Вот приблизительная реконструкция, выполненная А.А.Кищук на основании археологических раскопок фундамента [4]:

 

 

 

После пожара Хижина отшельника была отстроена заново в другом виде - теперь это была шестиугольная постройка примерно таких же размеров. Впоследствии (видимо, в советское время?) эта Хижина тоже была утрачена.

 

В 2012 г. [38] эта шестиугольная хижина была воссоздана:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

На этой фотографии 2013 года Хижина отшельника - еще в хорошем состоянии. В следующий приезд в Выборг в 2015 г. я с величайшим огорчением увидел, что до этой постройки добралось быдло, изрисовавшее всю бересту надписями... (В этом новом виде я Хижину отшельника не фотографировал даже для себя.)

 

 

Продолжаем наш путь. Спускаемся к берегу:

 

 

 14 сентября 2013 г.

 

Вид со скалистого берега на бухту:

 

 

  14 сентября 2013 г.

 

 

А взглянув направо, мы увидим остров Людвигштайн с "обратной" стороны:

 

 

7 октября 2012 г.

 

На вершине среди деревьев прорисовывается силуэт капеллы Людвигсбург.

 

 

 

Мы пришли в ту часть парка, которую называют "Концом света" (шутливое название, означающее "конец парка"; ср.: Павловск, колонна "Конец света").

Здесь дорога идет по каменистому берегу, а слева от нее стоят сплошной стеной гранитные скалы:

 

 

30 сентября 2015 г.

 

 

Слева виден грот из наваленных больших камней. Вот он отдельно крупным планом:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

Грот - сквозной, с входами с двух сторон. Пройдем через грот:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

Оглянемся назад:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

 

А дорога идет дальше:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

Похоже, что здесь не было естественных скал и сложены искусственные. Но это только на очень небольшом отрезке дороги, дальше скалы - опять естественные.

 

 

Мы подходим еще к одной достопримечательности. Но прежде чем ее осматривать, прочитаем отрывок из поэме Л.-Г.Николаи (перевод И.И.Городинского) []:

 

Там, где сужается долина, вдалеке

Скалу ущелье раскололо,

Но вертикально поднимается она.

Ущелья узкий желоб вниз стремится,

Скала вверх тянется и, словно острие,

Невероятными уступами встает

И достигает высшей точки.

Уступ, что на вершине острия, -

Скамеечка для верхнего пространства,

Где редкая трава, и корни, и песок,

И дерево гнилое. А на уступе нижнем

Огромный камень среди щебня лег.

И Николай Святой стоит на камне.

А зрел ли ты когда его портрет,

Написанный хитрющим Фрагонаром?*

На нем стоит он среди жен младых,

Молящих подарить ребенка каждой.

Такая же скульптура здесь стоит

И словно говорит: "Бесплодные, придите,

С возлюбленными только, без мужей.

Хочу благословить и отпустить

Вас всех назад с тяжелым чревом".

Смотри, мой друг, как надо потрудиться,

Чтоб, будучи серьезным, шалунишкой стать.

______________________________

*Смотри гравюру Фрагонара "Паломничество к святому Николаю".

 

Итак, по замыслу Л.-Г.Николаи здесь, у скал должна была появиться скульптура Николая Чудотворца. (К сожалению, упомянутая им гравюра Фрагонара мне неизвестна.) Однако при жизни Л.-Г.Николаи (а он умер в 1820 г., через 16 лет после опубликования поэмы) этот замысел не был осуществлен.

Скульптура появилась на этом месте уже при его сыне - П.Николаи, который, однако, изменил первоначальную идею: вместо св. Николая здесь была установлена скульптура Вяйнямёйнена - главного героя финского фольклора, сказочного богатыря, а также творца музыкального инструмента кантеле.

Скульптура  Вяйнямёйнена была установлена в 1831 г. (за четыре года до выхода первой редакции "Калевалы"). Ее автор - датский скульптор Г.Боруп (G.Borup). Это был первый в Европе памятник литературному герою. Вот как выглядел уголок парка Монрепо со скульптурой Борупа (литография Л.-Ж.Жакотте по акварели Х.-Ф.Христенсена, 1840 [35]):

 

 

 

Эта скульптура не сохранилась (см. далее). К счастью, до ее гибели успели сделать фотографию [39]:

 

 

 

Вяйнямёйнен держит в левой руке кантеле. Фигура мощного старца на фоне суровых скал прекрасно соответствовала пейзажу отдаленного уголка парка.

 

Как это ни печально, гипсовая скульптура стала жертвой вандализма: в 1871 г. она была кем-то разбита. (К этому времени Г.Боруп был уже очень далеко: в 1852 г. он эмигрировал в США.)

В 1873 г. взамен разрушенной была установлена другая, цинковая скульптура Вяйнямёйнена. Ее автор - выдающийся финский скульптор Й.Таканен (J.Takanen). Вот цветная фотография этой скульптуры, сделанная С.М.Прокудиным-Горским в начале XX в. (не позже 1905 г.; изображение восстановлено мною [32]):

 

 

 

К огромному сожалению, эта скульптура тоже не сохранилась. Она исчезла во время финской войны или вскоре после ее окончания; обстоятельства утраты скульптуры неизвестны. (Совсем не обязательно причиной был вандализм. Вспомним о трагической судьбе памятника Агриколе, потерявшегося при попытке эвакуации его из Выборга вглубь Финляндии; может быть, и здесь произошло нечто подобное?)

 

Скульптура была воссоздана в начале XXI в. скульптором К.Н.Бобковым. В 2007 г. она была установлена на прежнем месте.

Вот фотография воссозданной скульптуры в том же направлении, что и у Прокудина-Горского:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

Несмотря на все мои старания, мне не удалось найти точку, с которой совпадал бы ракурс одновременно и пьедестала, и поднятой руки Вяйнямёйнена. Очевидно, при воссоздании была допущена ошибка - впрочем, очень незначительная и никоим образом не обесценивающая эту замечательную работу.

 

 

Еще две фотографии:

 

 

30 сентября 2015 г.

 

 

Продолжим наш путь. Напоследок еще раз оглянемся на Вяйнямёйнена:

 

 

26 сентября 2009 г.

 

Вскоре парковая дорожка оканчивается небольшой каменной лесенкой, а затем парк переходит в лес с каменистой почвой:

 

 

14 сентября 2013 г.

 

Мы дошли до "конца света".

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.