КРОНШТАДТ
Вступление. У Петровской и Купеческой гавани 1 2 3 4 5
Никольский Морской собор и Якорная площадь 1 2
Улицы в центре города 1 2 3 4 5 6
Вокруг Адмиралтейства
13/24 мая 1783 г. в Петербургском Адмиралтействе произошел пожар. Очень скоро, 28 мая/8 июня последовал указ Екатерины II о переводе Адмиралтейства в Кронштадт. Специально назначенная комиссия избрала местом размещения мастерских и складов Адмиралтейства территорию вокруг Петровского дока, которую предполагалось окружить каналом. На рассмотрение было представлено два варианта проекта, из которых, после долгого обсуждения, в 1785 г. был выбран проект, представленный адмиралом С.К.Грейгом. [4,с.35,36]
Такое решение повлекло за собой существенную перепланировку всего города. Вот как выглядит с тех пор план Кронштадта [1]:
Всю центральную часть города занимает большой прямоугольный участок Адмиралтейства, окруженный с трех сторон Обводным каналом, строившимся с 1785 по 1827 г. [4,с.38].
Интересно, что больше чем за 20 лет до этого, в 1761 г. аналогичный план был предложен архитектором С.И.Чевакинским, но тогда он не был осуществлен; очевидно, этот план был известен комиссии по строительству Адмиралтейства (в которую входил и адмирал С.К.Грейг). [4,с.33-35].
Фрагмент карты "Яндекса", на котором видна территория Адмиралтейства:
Следует заметить, что в конце концов Адмиралтейство так и не было переведено полностью в Кронштадт. На территории Адмиралтейства в конечном счете расположились только производственные постройки. В начале XIX в. на части территории Адмиралтейства был также разбит Летний сад, а в 1903 - 1913 гг. построен грандиозный Никольский Морской собор.
Внутри Адмиралтейства, в Петровском доке (куда сейчас (2019 г.) нет свободного доступа) в 1907 г. был установлен бюст Петра I, перенесенный из Летнего сада [1,между с.232 и 233]:
Бюст был обращен лицом на восток. На пьедестале были никелированные доски с надписями - на лицевой стороне: "Строителю дока Царю Петру I. Док Царем Петром I собственноручно был заложен в 1719 году. Док открыт Императрицею Елизаветою Петровною 30-го июля 1752 года", на задней стороне: "Настоящий памятник с разрешения главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря вице-адмирала Константина Петровича Никонова перенесен из Летнего сада в адмиралтейство Императора Петра I, где и освящен 29-го июня 1907 года". [1,с.111]
Увы, этот памятник погиб в советское лихолетье (а может быть, и еще во время февральской революции - дата уничтожения мне неизвестна).
Пройдем вдоль Обводного канала с внешней, городской стороны, посмотрим выходящие на канал старинные производственные и складские здания (вблизи к ним большей частью нет свободного доступа - состояние на 2019 г.) и познакомимся с прилегающей городской местностью. На этой странице рассмотрим западный отрезок канала.
Начнем наш путь от моста через канал у Итальянского дворца. Вид на павильон мареографа:
27 апреля 2017 г.
Вид с моста на север вдоль канала:
Справа боковой фасад корпуса, пристроенного к бывшему Итальянскому дворцу в конце XIX в.
На берег выходят различные производственные сооружения Адмиралтейства - ценного памятника промышленной архитектуры конца XVIII в. Большей частью они построены в 1785 - 1798 гг., в основном по проектам архитектора М.Н.Ветошникова [4,с.38-41; 7; 8; 50,с.103-112]. После смерти Ветошникова в 1791 г. строительством руководил В.И.Баженов; по его собственным проектам построены только два здания - сухарный завод и лесной сарай. Сухарный завод находится недалеко от северного отрезка Обводного канала и Якорной площади, на территории, на которую нет свободного доступа. А лесной сарай мы скоро увидим.
После Итальянского дворца вдоль канала вытянулись два корпуса - бывшие провиантские магазины (склады):
24 февраля 2018 г.
Как и большинство зданий Адмиралтейства, эти корпуса построены по проекту М.Н.Ветошникова. Всего он построил семь таких складских зданий, пять остальных (позже частично объединенные друг с другом) находятся на северном отрезке Обводного канала. Эти, казалось бы, почти утилитарные кирпичные постройки обладают своеобразной, колоритной красотой, которую можно почувствовать, пройдя некоторое расстояние вдоль канала.
По внешней стороне Обводного канала установлена высокая чугунная ограда.
27 апреля 2017 г.
На этой фотографии видно еще одно строение XVIII века - лесной сарай. Он построен в 1794 - 1795 гг. по проекту В.И.Баженова [4,с.41; 7; 8; 50,с.118,120,121]. Это тоже довольно красивое здание, с классицистическими арочными окнами и классицистическим фронтоном. Хотя все же следует признать, что талант этого прославленного (на мой взгляд, даже слишком) архитектора проявился здесь далеко не в полную силу; видно, это была скорее техническая работа, не допускавшая какого-то полета фантазии.
Вид на юг от северо-западного угла канала:
3 мая 2017 г.
На переднем плане боковой фасад и красиво закругленный угол еще одного провиантского магазина, построенного по проекту М.Н.Ветошникова; это здание вытянулось вдоль северного отрезка Обводного канала, и о нем будет речь также на следующей странице.
Чуть дальше выходит на канал торцом угольный сарай. Это гораздо более позднее здание - оно построено в 1840 - 1843 гг., арх. П.К.Риглер [4,с.41,43; 7; 8; 50,с.119,121,122]. Следует признать, что это здание прекрасно вошло в ансамбль построек конца XVIII в., его фасад в целом близок фасаду лесного сарая, построенного по проекту В.И.Баженова - здания, которое изображено крупным планом на предыдущей фотографии, а здесь видно вдали.
Еще один вид в том же направлении:
27 апреля 2017 г.
Вид на северо-западный угол Адмиралтейства:
31 октября 2009 г.
В канал заходили для экипировки военные корабли. На углах канала сделаны расширения, чтобы при повороте корабль не задевал за стенки канала. [50,с.106].
Вдоль западного отрезка Обводного канала проходит часть бывшей Соборной улицы - ныне ул. Карла Маркса. Между нынешней улицей и каналом было открытое пространство - эспланада [50,с.107]. В конце XIX - начале XX в. на ее месте, на берегу канала устроен бульвар (см. [1,с.212]). Улица в этой части застроена только с одной стороны - напротив бульвара и канала. В целом на ней мало интересных по архитектуре домов. Покажу то немногое, что на ней есть, на мой взгляд, примечательного.
Довольно красиво выглядит выходящая сюда небольшая площадь со сквером на углу ул. Сургина (бывшей Цитадельской), выходящая противоположной стороной на пр. Ленина (Николаевский):
27 апреля 2017 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Слева - расположенное между двумя улицами здание присутственных мест, позже городской думы, ныне администрации Кронштадтского района (1834 - 1842 гг., арх. Э.Х.Анерт и А.П.Брюллов; адрес: пр. Ленина, 36). Это здание рассмотрено на другой странице.
Дальше привлекает внимание бывший съезжий дом Купецкой части [7]. Противоположной стороной он выходит на пр. Ленина (Николаевский), и официальный адрес здания: пр. Ленина, 20. По сути дела, здание состоит из двух разновременных частей, которые, по-моему, вполне можно рассматривать по отдельности. Здесь мы рассмотрим только тот корпус, который выходит на ул. Карла Маркса (Соборную). В нем по-прежнему находится пожарная часть:
Здание пожарной части построено в 1853 г. [7]. В советское время была разобрана каланча. Она воссоздана в 2013 г. [14],и это, казалось бы, казенное здание оказалось довольно красивым и даже напоминает некий романтический замок.
Андреевский собор
Пройдя еще немного, мы выйдем на Соборную площадь, расположенную между ул. Карла Маркса (Соборной) и пр. Ленина (Николаевским). Здесь стояло прекрасное здание - Андреевский собор, общепризнанный шедевр архитектуры классицизма, творение А.Д.Захарова, преступно уничтоженное коммунистическими властями [1,с.66-69; 3; 6,с.71-94,292-303; 50,с.98-100,172-186].
Главный, западный фасад храма был обращен на Николаевский проспект. Старая фотография [10]:
Первый деревянный собор Андрея Первозванного был построен в 1717 - 1718 гг., он находился в "скобе", к западу от Петровского канала, рядом с будущим Итальянским дворцом, это был главный храм Кролнштадта. В 1742 г. здание, уже ветхое, было разобрано, а строить новый храм на том же месте не было разрешено в связи со строительством Петровского канала: на этом месте предполагалось сооружение построек дока. Собор был переведен в каменное здание по другую, восточную сторону "скобы" (по данным [1] - в один из губернских домов на месте будущей мужской гимназии, по данным [6, 50] - в Минихов дом).
В 1787 г. Андреевский собор был переведен в здание деревянной Успенской церкви, построенное в 1760 г., при этом Успенская церковь фактически упразднялась. Эта церковь стояла в юго-восточной части нынешней Соборной площади, у южной границы площади (см. далее).
Через три года, в 1790 г. появился проект каменного Андреевского собора [15, с.76], выполненный Ф.И.Демерцовым - гармоничный храм в стиле классицизма, с одним куполом и с колокольней со шпилем. Этот проект не был осуществлен.
В 1804 г. знаменитый архитектор Ч.Камерон, состоявший главным архитектором Адмиралтейства, разработал новый проект собора - пятиглавого, с колокольней, увенчанной шпилем. Этот проект не был утвержден, и Камерон выполнил новый вариант проекта - однокупольный храм, также с колокольней со шпилем; этот проект получил одобрение.
20 июня/2 июля 1805 г. состоялась торжественная закладка собора в присутствии Александра I. Но Камерона на закладке не было: уже 15/27 мая престарелый архитектор был уволен с должности главного архитектора Адмиралтейства. На его место был назначен другой великий мастер - А.Д.Захаров, которому и передали чертежи Камерона. Захаров переработал проект Камерона: сохранив общую композицию, он изменил пропорции храма, создал удивительно стройное здание, взметнувшееся ввысь. В 1806 г. Александр I утвердил новый проект А.Д.Захарова. [6]
1805 - 1806 гг. - это время наивысшего расцвета в творчестве А.Д.Захарова, когда он создал проект здания Адмиралтейства в Петербурге. Проект Андреевского собора относится к тому же времени. Этот собор - общепризнанный шедевр архитектуры классицизма, второй по значению в творчестве Захарова после петербургского Адмиралтейства.
Из-за войн с Наполеоном и недостатка средств строительство собора растянулось на 12 лет и было закончено только в 1817 г., уже после смерти А.Д.Захарова (1811). Строительством руководили: 1809 г. Витберг [6] (Выборнаго [3]? Виборог [19]?), в 1809 - 1811 гг. Павлов, в 1811 - 1817 гг. А.Н.Акутин. В 1813 г. роспись собора была поручена пансионеру Академии художеств А.Л.Витбергу (впоследствии прославившемуся как автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя в Москве), росписи и иконы выполняли также молодые художники Карл Павлович Брюллов (впоследствии знаменитый живописец) и его брат Федор [50,с.181,182].
За время своего существования Андреевский собор подвергался некоторым переделкам, которые, однако, не изменили принципиально характер его архитектуры.
Первоначальный план собора [6,с.79]:
Храм был вытянут в длину, на западном конце протяженного объема была колокольня, а на восточном барабан с куполом. Три фасада - западный, северный и южный - были украшены шестиколонными портиками.
Старая фотография интерьера собора [3]:
Изображен вид в подкупольное пространство, по сторонам стоят колонны композитного ордера.
Не все детали сохранялись в превоначальном виде. Иконостас сначала был одноярусным, строгой архитектуры. Общая композиция иконостаса видна на поперечном разрезе собора, чертеж начала XIX в. [50,с.176]:
В 1852 г. стараниями кронштадтского купечества иконостас был заменен новым, более богатым [6,с.82]. На фотографии видны росписи в парусах - изображения евангелистов. Эти росписи были выполнены в 1877 г. художником Н.Г.Шишкиным по эскизам, приготовленным Ф.А.Бруни для храма Христа Спасителя в Москве. [3,с.40; 50,с.185]. (Заметим, что в 1877 г. строительство храма Христа Спасителя еще не было закончено. Получается, что в Андреевском соборе росписи по этим эскизам появились раньше. Увы, в советское лихолетье были уничтожены оба храма, и росписи вместе с ними...) Кроме того, выше, в барабане между окнами были росписи, изображающие двенадцать апостолов [3,с.29] (скульптур, изображенных в разрезе, очевидно, в реальности никогда не было), а еще выше, в куполе была роспись, изображающая Святую Троицу, также выполненная по эскизу покойного Ф.А.Бруни для храма Христа Спасителя тем же художником Н.Г.Шишкиным [6,с.89]. (Разумеется, Н.Г.Шишкина не следует путать с известным художником-пейзажистом И.И.Шишкиным.) К сожалению, росписи, изображающие двенадцать апостолов, и некоторые другие скоро испортились из-за сырости и были закрашены уже в 1864 г. [3,с.29].
Внутренний вид барабана и купола, фотография 1920 - начала 1930-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-5756/65, инвентарный номер: ОРП-7854) [49]:
(Фотография обработана. Оригинал можно посмотреть здесь.)
Интересно, что в простенках между окнами все же
видны росписи. Очевидно, они появились на месте утраченных в 1864 г. Когда это
произошло, мне неизвестно; ясно только, что это было после 1892 г. (год
выхода книги [3]).
Замена иконостаса, появление росписей не изменили общего характера созданного Захаровым величественного пространства, только еще подчеркнули его красоту.
Первоначально храм имел только один престол. Поэтому в нем не было ранних литургий, что создавало неудобства. (Как известно, на одном престоле не могут служиться две литургии в один и тот же день.) Причт и прихожане обратились к епархии с ходатайством об устроении придела в приписной к собору Владимирской церкви (тогда еще деревянной). В 1820 г. в ней был устроен временный Успенский придел. Однако в 1831 г. он был упразднен, и прихожане собора вновь стали испытывать те же неудобства. В 1834 г. в Андреевском соборе был устроен Петропавловский придел, располагавшийся на хорах под колокольней; автор проекта - кронштадтский городской архитектор Ф.И.Трапезников. Но этот придел был маловместительным: в нем могло помещаться не более 50 человек, а остальным приходилось стоять внизу. [3,с.10,11,14; 1,с.61]
Данное обстоятельство вызвало необходимость расширения храма с устройством в нем полноценных приделов. Это расширение было выполнено в 1852 - 1855 гг. по инициативе молодого протоиерея Василия Козьмича Нектарьевского, на пожертвования состоятельных прихожан. Перестройка была произведена по проекту архитектора Р.И.Кузьмина. Работы продолжались и во время Крымской войны в 1854 - 1855 гг., когда Кронштадт был объявлен на осадном положении из-за опасности нападения английской эскадры [1,с.61; 3,с.25; 6,с. 83].
По обе стороны от главного храма были разобраны портики и вместо них пристроены приделы, план собора приобрел форму латинского креста. Северный придел был освящен во имя апостолов Петра и Павла, южный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Старая фотография Покровского придела [16,вып.V,с.5]:
К сожалению, инициатор работ по расширению храма протоиерей В.К.Нектарьевский очень недолго прожил после их окончания: перед Рождеством в 1856 г. он поехал в Петербург, на похороны к своим родным, во время сильной вьюги, заблудился на дороге, простудился и 2/14 января 1857 г. скончался. [1,с.61]
После расширения собора и освящения двух новых приделов необходимость в прежнем приделе на хорах отпала. Этот придел был упразднен, а имущество из него (престол, облачения, иконостас и др.) было передано в Лисий Нос, во вновь строящуюся деревянную церковь Александра Невского. В советское время эта церковь была разобрана [17,№№58]. Какова судьба церковного имущества, мне неизвестно; не исключено, что какие-то предметы попали во вторую церковь - Князь-Владимирскую, построенную в 1916 - 1917 гг., которая почти все время продолжала действовать и сохранилась до наших дней [17,№№59]. В 1932 г. в Князь-Владимирской церкви оказались еще некоторые предметы из Андреевского собора, см. далее.
В 1867 г. было принято решение расширить собор за счет удлинения приделов к западу в одну линию с главным храмом. Была составлена смета, и оказалось, что средств на эти работы недостаточно.
Однако через некоторое время в должность соборного церковного старосты был избран кронштадтский купец и домовладелец Владимир Дмитриевич Никитин (в 1881 - 1886 гг. городской голова; оставался на должности церковного старосты до 1883 г.) Он изъявил желание осуществить работы за свой счет. Для составления проекта был приглашен архитектор В.В.Виндельбандт, довольно много строивший в Кронштадте. Строительство было произведено в 1874 - 1877 гг. План собора после расширения [6,с.85]:
Теперь план собора получил форму прямоугольника.
Внутренний вид собора после расширения, фотография 1920 - начала 1930-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-5756/68, инвентарный номер: ОРП-7857) [49]):
(Фотография обработана. Оригинал можно посмотреть здесь.)
Направление снимка - на юго-запад. За колоннадой видно одно из двух новых пространств.
Чертежи западного фасада собора разного времени [50, с.173,181,182]: первоначальный фасад А.Д.Захарова (чертеж начала XIX в.); вид после расширения по проекту Р.И.Кузьмина в 1852 - 1855 гг. (чертеж 9/21 декабря 1867 г.); проект расширения собора, арх. В.В.Виндельбандт, 1872:
Фотографии Андреевского собора, сделанные после расширения по проекту В.В.Виндельбандта (слева фотография 1890 г. [1,с.66,67], справа фотография в книге 1892 г. [3]):
Перестройка была произведена очень тактично, с сохранением стиля здания. Больше того, при этой перестройке были воссозданы портики на боковых фасадах, исчезнувшие при предыдущем расширении (тогда они были заменены пилястровыми [6,с.84; 50, с.183].
Кроме того, на средства В.Д.Никитина был еще и устроен сквер вокруг собора. На левой фотографии деревца еще совсем молодые, на правой немного подросли. А в книге 1913 г. [1,между с.232 и 233] помещена фотография, на которой деревья уже разрослись:
Ограда сначала была деревянная, но через некоторое время Иоанн Кронштадтский (см. далее) пожертвовал деньги на металлическую решетку, которая была отлита в Петрбурге на заводе Сан-Галли [3,с.43]. Увы, в советское время погиб не только собор, но и ограда сквера. Жаль, на фотографиях ее не разглядеть.
Последняя более или менее существенная переделка Андреевского собора произошла в 1897 г., когда алтарные части боковых приделов были продолжены к востоку [6,с.85,86; 50,с.185]. Вид восточной части собора после этой переделки, фотография 1920 - начала 1930-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-5756/63, инвентарный номер: ОРП-7852) [49]:
(Фотография обработана. Оригинал можно посмотреть
здесь.)
Андреевский собор играл значительную роль в видах города.
Вид главной улицы Кронштадта - Николаевского проспекта (ныне пр. Ленина) [1,между с.232 и 233]:
Весьма эффектно выглядела Андреевская улица, отходящая от Николаевского проспекта напротив собора. Фотография 1920 - начала 1930-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, номер по ГИК (КП): ГНИМА ОФ-5756/62, инвентарный номер: ОРП-7851) [49]:
(Фотография обработана. Оригинал можно посмотреть здесь.)
Андреевский собор не менее эффектно замыкал перспективу северного отрезка Обводного канала. Вид с моста через канал, открытка начала XX в. (издание В.С.Гадалина) [18]:
(На другой странице представлена для сравнения современная фотография, сделанная с того же места.)
Еще раз скажем о расширении Андреевского собора в 1874 - 1877 гг. В результате этого расширения вместимость собора увеличилась на 1000 человек! [3,с.39] Это расширение храма оказалось очень своевременным.
С 1855 г., после окончания Санкт-Петербургской духовной академии в Андреевский собор был определен священником Иоанн Ильич Сергиев, известный сейчас как св. Иоанн Кронштадтский. Он служил в Андреевском соборе до самой кончины 20 декабря 1908г./2 января 1909 г.
С 1880-х гг. отец Иоанн получил всероссийскую известность. В Кронштадт стали приезжать тысячи паломников, которые собирались в Андреевском соборе. Последовавшее незадолго до этого его расширение было как нельзя кстати.
В 1898 - 1899 гг. в северо-западном углу церковного участка, на Николаевском проспекте, слева от собора была построена часовня Тихвинской иконы Божией Матери [1,с.75-77; 6,с.93,94, 50,с.185,186].
Тихвинская часовня видна на части представленных выше фотографий Андреевского собора - на тех, которые сделаны после 1899 г. А вот ее фотография крупным планом [1,с.75,76]:
Часовня построена по инициативе священника Андреевского собора Александра Ивановича Таратина, на пожертвования его самого, купчихи Н.З.Дементьевой и собственными средствами собора. Проект был выполнен епархиальным архитектором Н.Н.Никоновым - одним из лучших русских архитекторов-эклектиков. Закладку часовни совершил св. Иоанн Кронштадтский. Строительство продолжалось недолго, в течение года, но за это время скончался главный жертвователь - отец Александр Таратин.
Подавляющее большинство храмов и часовен Н.Н.Никонова выполнены или в русском, или в византийском "стиле". Но эта часовня оформлена с применением мотивов европейской архитектурной классики - барокко, ренессанса, и притом в строгих формах. И это понятно: новая часовня должна гармонировать с "европейским", ампирным собором. (Кроме того, по желанию А.И.Таратина, часовня должна была строиться как миниатюрная модель Андреевского собора [6].) И Никонов прекрасно выполнил свою задачу, проявив многогранность таланта.
После революции, несмотря на притеснения и прямые репрессии священнослужителей и активных мирян со стороны властей, Андреевский собор продолжал действовать до 1931 г. Затем он был закрыт. В 1931 г. была снесена Тихвинская часовня, а в 1932 г. - и собор. Уничтожение одного из лучших произведений архитектуры классицизма, творения великого мастера - один из бесчисленных актов вандализма преступной власти в конце 1920 - 1930-х гг. Но в данном случае для вандализма была еще и дополнительная причина - лютая ненависть этой власти к Иоанну Кронштадтскому.
После сноса Андреевского собора верующие стали приходить к фонтану, бывшему в церковной ограде со времен отца Иоанна, и брать из него воду как святую. Тогда фонтан засыпали и поставили на этом месте памятник Ленину. [6,с,303]
В начале 1932 г. верующие перевезли по льду на санках иконы из назначенного к сносу Андреевского собора в Лисий Нос, в действующую Князь-Владимирскую церковь (об этом написано на доске, установленной на стене церкви). В этом храме можно увидеть два перенесенных из Андреевского собора больших киота с иконами, сделанные в характерных формах классицизма (состояние на 2019 г.). Фотографии этих киотов помещены в [6,с.295,297]; в [50,с.180] одна из этих фотографий повторена в цветном варианте и, кроме того, помещена фотография малого киота из Андреевского собора, этот киот относится явно к времени не ранее середины XIX в.
В 2001 г. памятник Ленину перенесли в сквер у здания городской администрации, а на площади, которая получила название Соборной, в 2002 г. был установлен памятный знак:
31 октября 2009 г.
31 октября 2009 г.
Насколько мне известно, в 2000-х гг. было принято решение о воссоздании Андреевского собора. Но понятно, что дело это очень непростое...
А Тихвинская часовня уже воссоздана. 22 сентября 2008 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень в основании часовни. Строительство шло быстрыми темпами. Уже 1 ноября 2009 года (в день 180-летия со дня рождения и тезоименитства святого праведного Иоанна Кронштадтского, в год 100-летия его преставления) часовня Тихвинской иконы Божией Матери была освящена. Авторы проекта воссоздания (архитектор В.П.Орлов и историк-искусствовед Е.В.Исакова [50,с.186]) постарались максимально точно воссоздать прежнюю часовню и снаружи, и внутри. Но, к сожалению, было сделано одно вынужденное изменение. Хотя и сохранился прежний фундамент часовни, но ее строительство на прежнем месте оказалось неудобно из-за того, что в непосредственной близости к этому месту теперь проходит проезжая часть пр. Ленина, и часовню пришлось несколько переместить на восток.
8 мая 2010 г.
31 октября 2009 г.
(Первая и вторая фотографии были ранее опубликованы мною на сайте http://sobory.ru/article/?object=12015. Первая фотография помещена также на другой странице настоящего сайта.)
Интерьер часовни:
22 января 2018 г.
Главное украшение часовни внутри - строгий, благородный иконостас. Он производит впечатление мраморного, но, согласно [6,с.94], на самом деле старый иконостас был деревянным - и надо думать, новый тоже.
На стене установлена доска с надписью: "Иконостас часовни Тихвинской иконы Божией Матери принесен в дар Галиной Павловной Вишневской, очевидицей ее разрушения в 1931 году. Часовня воссоздана в год 100-летия преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского с благотворительной и душевной помощью Ольги Ростропович. 01.11.2009."
На Соборной площади сохранился сквер, окружавший раньше Андреевский собор. С трех сторон эту прямоугольную площадь окружают городские улицы, и только с одной стороны, с юга стоят два дома с фасадами, выходящими непосредственно на площадь, в сторону сквера:
18 февраля 2018 г.
Левый дом стоит на углу бывшей Соборной улицы, ныне ул. Карла Маркса (адрес: ул. Карла Маркса, 13):
27 апреля 2017 г.
Этот большой трехэтажный дом был построен для Д.Никитина (вероятно, отца упоминавшегося здесь В.Д.Никитина) в 1853 г. и перестроен в 1869 г. [20]. Характерное здание в духе ранней эклектики, пожалуй, чрезмерно строгое, но весьма солидное.
Перед домом - то место, где находилась деревянная Успенская церковь, построенная в 1760 г., в здании которой с 1787 г. размещался Андреевский собор. В 1817 г. собор переехал во вновь построенное для него здание, а через два года, в 1819 г. старое деревянное здание церкви было разобрано. [1,с.90; 3,с.7]. Место алтаря старой церкви было отмечено каменной плитой, которая запечатлена на фотографии в книге 1913 г. [1,между с.90 и 91]:
Из подрисуночной подписи мы узнаем, что в это время дом принадлежал генерал-лейтенанту С.А.Зеленому (между прочим, руководившему работами по устройству бульвара, расположенного рядом, на Соборной улице (ныне ул. Карла Маркса) [1,с.212]) и что в доме помещалась редакция и типография газеты "Кронштадтский вестник". (А несколько раньше, в 1892 г. у дома был другой владелец - Пименов [3,с.7].)
В советское время плита, отмечавшая место алтаря Успенской церкви и старого Андреевского собора, исчезла.
Правый дом расположен на углу бывшего Николаевского проспекта, ныне пр. Ленина (адрес: пр. Ленина, 18):
24 февраля 2018 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Дом купчихи Улановой, построен в 1807 г., расширен в 1828 - 1829 гг., перестраивался в 1864 г. [8]. В облике этого скромного домика сохранились черты благородной архитектуры классицизма.
Продолжение на следующей странице.
Монрепо-моё отдохновение
Источник:
http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф
Парк Монрепо-моё отдохновение
Источник:
http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф
© Прохоров С.О.