КРОНШТАДТ
Вступление. У Петровской и Купеческой гавани 1 2 3 4 5
Никольский Морской собор и Якорная площадь 1 2
Улицы в центре города 1 2 3 4 5 6
Вокруг Адмиралтейства
(продолжение)
Продолжим наш путь вдоль Обводного канала. Повернем направо и пойдем вдоль его северного отрезка. Вид на восток от северо-западного угла:
Вдоль канала тянутся здания провиантских складов, построенные в 1787 - 1798 гг. по проекту М.Н.Ветошникова. Первоначально было пять одинаковых корпусов - таких же, как два уже виденных нами на западном отрезке канала. В 1845 - 1851 гг. промежутки между первыми двумя корпусами и между следующими тремя были застроены [4,с.40; 7; 8; 50,с.114].
Фрагмент фасада складского корпуса:
31 октября 2009 г.
Промежуток между вторым и третьим (отсчитывая от северо-западного угла канала) корпусами не был застроен - очевидно, из-за того, что напротив этого места был расположен разводной Офицерский мост; напротив моста в те же годы (1845 - 1851) были устроены ворота в кирпичной стене с полукруглым отступом [50,с.107,114]:
4 ноября 2009 г.
Мост был построен в конце XVIII в., перестроен в 1830-х гг. Теперь от него остаются только каменные устои.
Следующий корпус, объединивший три первоначальных:
31 октября 2009 г.
На заднем плане купол Никольского Морского собора. (Фотография сделана еще до реставрации собора, купол окрашен не так, как сейчас.)
На переднем плане высокая чугунная ограда на берегу - такая же, как на западном отрезке канала. Вот эта ограда отдельно крупным планом:
31 октября 2009 г.
К северу от северного отрезка Обводного канала первоначально было большое свободное пространство - эспланада. Это пространство в течение десятков лет было местом для разгрузки дров. Положение изменилось после 1839 г., когда военным губернатором Кронштадта стал адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен - замечательный мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. На должности военного губернатора Беллинсгаузен оставался до своей смерти в 1852 г.Одной из сторон его деятельности на этой должности была забота о благоустройстве города, его озеленение, устройство садов, бульваров, аллей. По его инициативе здесь, между Обводным каналом и незадолго до этого проложенной Большой Екатерининской улицей (см. далее) в 1848 - 1852 гг. был разбит сад, в котором спустя некоторое время после закладки была устроена большая прямая аллея. [1,с.98-100,53; 50,с.107].
Этот сад получил название Екатерининского парка:
31 октября 2009 г.
Здесь, в саду, основанном Ф.Ф.Беллинсгаузеном, в 1870 г. был установлен ему памятник (ск. И.Н.Шредер, арх. И.А.Монигетти):
31 октября 2009 г.
В 1887 г. [7] установлена художественная металлическая ограда Екатерининского парка:
27 апреля 2017 г.
Теперь рассмотрим здания, расположенные напротив Екатерининского парка на Советской (Большой Екатерининской) улице. (Мы идем с запада на восток, а нумерация домов имеет обратное направление.)
Первое по ходу движения здания расположено на углу ул. Карла Маркса (Соборной; адрес: Советская ул., 49). Это Кронштадтская Морская библиотека (ныне Центральная библиотека г. Кронштадта) [1,с.152-155;7; 50,с.505,506].
Библиотека была основана в 1832 г. по инициативе капитан-лейтенанта флота Иллариона Николаевича Скрыдлова, предложившего своим сотоварищам по флоту уделять 1% из жалования на содание и поддержание общественной библиотеки. Одним из тех, кто особенно способствовал этому начинанию, был адмирал Ф.Ф.Беллинсгаузен. Для библиотеки, получившей название "Флотской", были бесплатно выделены четыре комнаты на третьем этаже Минихова дома. В 1858 г. библиотека была переведена в новое здание Морского собрания на Большой Екатерининской улице (см. далее), где для нее было отведено семь комнат. В 1860 г. библиотека получила название "Кронштадтской Морской библиотеки".
Со временем библиотека разрослась и стала испытывать тесноту. В 1909 г. было принято решение построить для библиотеки специальное здание. Проект разработал архитектор Г.А.Косяков (брат Вас.А.Косякова - автора Никольского Морского собора).
В 1910 г. в журнале "Зодчий" [21] был опубликован проект Г.А.Косякова (главный фасад; боковой фасад, разрез и план), выполненный в формах неоклассики. Однако комиссией по постройке нового здания "проект этот, несмотря на его стильность и красоту, не был принят как ввиду чрезвычайно высокой стоимости, так и слишком резкого несоответствия его стиля постройкам Кронштадта и непригодности для углового места, отведенного для библиотеки по указанию Товарища Морского министра [Григоровича]" (цит. по [50,с.505]). Тогда Г.А.Косяков предложил несколько вариантов проекта, и один из них был принят. В соответствии с новым проектом изготовлена модель здания, фотография которой представлена в книге 1913 г. [1,между с.162 и 163]:
Строительство библиотеки началось в том же 1910 г., но надолго затянулось и было окончено только в советское время - в 1926 г., уже после смерти автора проекта (1925 г.). Вот как выглядит это здание:
31 октября 2009 г.
Здание построено в соответствии с проектом 1910 г. Это довольно красивое произведение неоклассики (вообще довольно редкое для 1920-х гг. - времени господства конструктивизма).
Далее расположен старый военный городок, который занимает большой участок, выходящий на улицу южной стороной [4,с.43-46,85,86; 50,с.161-171,496,497]. Вид улицы с казарменными корпусами:
27 апреля 2017 г.
В связи с переводом Адмиралтейства из Петербурга в КУронштадт возникла проблема размещения в городе работников Адмиралтейства. Уже в 1783 г. было решено к северу от будущего Адмиралтейства, на всю его длину отвести участок для казарм.
Представление об облике комплекса дает аксонометрический чертеж 1786 г., подписанный адмиралом С.К.Грейгом :
В длину (в направлении нынешней Советской улицы) вытянулись офицерские флигели, а перпендикулярно им - более протяженные служительские флигели для размещения унтер-офицеров и рядовых. Между офицерскими и служительскими корпусами проходила улица (ныне не существующая, см. далее), а изображенные на чертеже фасады офицерских домов были обращены в сторону Адмиралтейства, на задворки.
На чертеже изображены четыре офицерских и четыре служительских корпуса, а всего предполагалось построить 12 офицерских и 12 служительских корпусов, казармы должны были располагаться по всей длине северной стороны Адмиралтейства.
Автор проекта комплекса - архитектор М.Н.Ветошников, сохранились подписанные им чертежи флигелей. В [4,с.45] приведен один из чертежей - офицерский флигель:
Фасады всех флигелей - и офицерских, и служительских - были неоштукатуренными, предельно простыми, в соответствии с указом Адмиралтейств-коллегии от 8/19 июня 1784 г.: "Чтоб для сокращения излишних издержек уважена была единственно прочность таковых строений, коим и должно быть простым, чуждым всякого украшения и всего лучше на голландский образ из кирпича, необмазанным снаружи". (Цит. по [4,с.45].)
Задуманный комплекс был осуществлен далеко не полностью (в связи с тем, что в начале XIX в. отказались от перевода Адмиралтейства из Петербурга в Кронштадт). Здания были построены не на всю длину Адмиралтейства, а только в западной половине участка, на котором предполагалось их построить. В 1785 - 1788 гг. были построены четыре офицерских флигеля и пять служительских . В 1795 - 1796 гг. был построен шестой служительский флигель (отсчитывая от западного края - нынешней ул. Карла Маркса (Соборной)- по проекту покойного М.Н.Ветошникова, под руководством В.И.Баженова.
В таком виде казарменный городок сохранялся до 1830-х гг. В 1834 г. при очередном посещении Кронштадта Николай I выразил пожелание, "дабы главный проезжий проспект был между каналом и офицерскими флигелями, а Екатерининская улица, существующая мимо тех флигелей и новослужительскими казармами, была уничтожена" (цит. по [4,с.85]). Тогда и появилась Большая Екатерининская (нынешняя Советская) улица. В связи с этим потребовалась и некоторая переделка офицерских флигелей с тем, чтобы их "чистые покои" были обращены на новую улицу.
Работы начались не с перестройки существующих офицерских флигелей, а с постройки двух недостающих - пятого и шестого. Их проект выполннил архитектор Э.Х.Анерт, строительство осуществлено в 1837 - 1843 гг. Первый, второй и четвертый офицерские флигели были перестроены несколько позже - в 1847 - 1858 гг. по проекту, разработанному инженер-поручиком А.А.Мартыновым по образцу зданий, построенных Анертом. У третьего офицерского флигеля была другая судьба: в 1856 - 1858 гг. он был перестроен для Кронштадтского морского собрания (арх. Р.И.Кузьмин).
При этих переделках сохранилась общая планировка военного городка, только улица переместилась на юг. Вот фрагмент карты "Яндекса":
Итак, на Советскую (Большую Екатерининскую) улицу на данном отрезке выходят офицерские флигели. На последней представленной здесь фотографии на переднем плане виден первый офицерский флигель (Советская ул., 47). Вот он еще раз крупным планом:
27 апреля 2017 г.
Как уже говорилось, это один из трех офицерских флигелей, переделанных по проекту военного инженера А.А.Мартынова в 1847 - 1858 гг.
Очевидно, перестройка касалась в основном внутреннего устройства. Что касается фасада, сравнение с чертежом М.Н.Ветошникова (см. выше) показывает, что сохранились и прежнее расположение окон и дверей, и три небольших ризалита в одну ось. В то же время оформление фасада все же изменилось: теперь он оштукатурен и получил хотя бы скромный декор - по образцу пятого и шестого флигелей, построенных ранее Э.Х.Анертом (их мы увидим дальше). Сам по себе такой декор вызывает удивление: здание оформлено в стиле классицизма (ампира) - и это в то время, когда классицизм, казалось бы, уже ушел из петербургской архитектуры. И этот ампирный декор смягчает общее впечатление казенщины.
Второй офицерский флигель (Советская ул., 45) также перестроен А.А.Мартыновым. Он виден на заднем плане предыдущей фотографии. Отдельно фотографию этого флигеля я не даю: он выглядит точно так же, как первый.
Третий офицерский флигель (Советская ул., 43) подвергся радикальной перестройке - в нем разместилось Кронштадтское Морское собрание [1,с.195-197; 4,с.86; 50,с.502-505] (в советское время Дом офицеров, ныне театр Балтийского флота).
Морское собрание (называвшееся сначала Благородным собранием) было основано в 1802 г. Оно размещалось на втором этаже Минихова дома. В 1856 - 1858 гг. для него было построено специальное здание, перестроенное из третьего офицерского флигеля по проекту придворного архитектора Р.И.Кузьмина. Здесь же, на первом этаже расположилась и Морская библиотека, до этого тоже находившаяся в Миниховом доме, которая оставалась здесь до окончания постройки для нее отдельного здания в 1926 г. (см. ранее). В 1863 - 1864 гг. была сделана каменная двухэтажная пристройка со стороны двора (см. выше карту "Яндекса").
Вот как выглядит это здание:
27 апреля 2017 г.
В книге 1913 г. [1,между с.194 и 195] помещена фотография этого здания (я ее здесь не показываю), из сравнения с которой видно, что фасад полностью сохранился до нашего времени в прежнем виде.
Глядя на это здание, трудно представить, что оно построено одновременно со стоящими рядом ампирными офицерскими флигелями. Перед нами характерное произведение архитектуры эклектики. Впрочем, мне лично фасад кажется чрезмерно строгим, я не отнес бы его к числу лучших работ Р.И.Кузьмина; конечно, это только мое личное мнение.
Судя по фотографиям, которые легко найти в интернете, в здании сохранились красивые интерьеры.
В разрыв между зданием Морского собрания и следующим зданием - четвертым офицерским флигелем - видна небольшая двухэтажная постройка - пожалуй, несколько нарушающая ансамбль, но сама по себе довольно красивая:
27 апреля 2017 г.
К сожалению, ни назначение, ни история строительства этого изящного домика с мансардой мне неизвестны. Вероятно, он построен в конце XIX - начале XX в.
Справа от него на заднем плане виден фрагмент торцового фасада четвертого служительского флигеля. Но о служительских флигелях речь пойдет далее.
Оглянемся на пройденный путь. Слева Екатерининский парк:
27 апреля 2017 г.
Четвертый офицерский флигель (Советская ул., 41) перестроен А.А.Мартыновым в 1847 - 1858 гг., он выглядит так же, как первый и второй офицерские флигели:
27 апреля 2017 г.
Два последних офицерских флигеля - пятый (Советская ул., 39) и шестой (Советская ул., 37). Слева оба флигеля, справа отдельно шестой флигель:
24 февраля 2018 г.
Как уже написано раньше, эти два корпуса построены в 1837 - 1843 гг. по проекту Э.Х.Анерта и в дальнейшем послужили образцом для А.А.Мартынова при перестройке первого, второго и четвертого офицерских флигелей.
На первый взгляд, кажется, что эти флигели выглядят точно так же, как первый, второй и четвертый. Но есть и отличия. Одно из них бросается в глаза - то, что эти флигели не оштукатурены - так же, как и старые четыре флигеля, еще не перестроенные в то время. А если посмотреть чуть внимательнее, можно увидеть и другие отличия.
Э.Х.Анерт не перестраивал эти флигели, а строил их заново и не был связан уже существующими зданиями. Хотя их длина такая же, как у первых четырех флигелей, но по фасаду каждый флигель имеет 17 осей, а не 15, как старые флигели. Окна второго этажа имеют полукруглое завершение, обрамленное архивольтами (А.А.Мартынов повторил мотив архивольтов, но сами окна оставил прямоугольными). На фасаде нет маленьких ризалитов в одну ось, а есть один ризалит в три оси в центре, завершенный невысоким аттиком. Конечно, это небольшие, не принципиальные отличия, офицерские флигели, построенные Анертом и Мартыновым, стилистически близки и образуют единый ансамбль.
Любопытно, что два флигеля, построенные Анертом, отличаются и друг от друга: шестой флигель имеет небольшие выступы по краям со стороны двора, которых нет у пятого флигеля (см. фрагмент карты "Яндекса" выше и фотографии обоих корпусов, где видны торцовые фасады). Существовали ли эти боковые крылья с самого начала или были пристроены позже, мне неизвестно.
Пройдя чуть дальше вдоль Советской (Большой Екатерининской) улицы, мы увидим продольный фасад расположенного в глубине шестого служительского флигеля:
24 февраля 2018 г.
Заметим, что расстояние между пятым и шестым офицерскими флигелями меньше, чем между другими (см. карту "Яндекса"), поэтому шестой служительский флигель оказался не напротив его середины (как другие служительские флигели напротив соответствующих офицерских), а напротив правого края, и боковой фасад офицерского флигеля и продольный фасад служительского флигеля в данном случае вытянуты по одной линии.
Служительские флигели ориентированы перпендикулярно офицерским и выходят противоположными торцовыми фасадами на Флотскую (бывшую Павловскую) улицу. Шестой служительский флигель (Флотская ул., 2), который виден на последней фотографии, построен в 1795 - 1796 гг. по проекту М.Н.Ветошникова, под руководством В.И.Баженова. Он сохранил первоначальный внешний вид (внутри он перестроен в жилой дом), и, пожалуй, есть смысл немного отклониться от маршрута и осмотреть его.
Пройдя вдоль продольного фасада, мы выйдем на Флотскую (Павловскую) улицу:
24 февраля 2018 г.
На переднем плане фотографии - противоположный конец этого длинного здания. Суровость здания несколько смягчается фронтоном на торце.
Дальше на фотографии виден пятый служительский флигель (Флотская ул., 4А); этот флигель, построенный в 1785 - 1788 гг., надстроен в советское время - так же, как и расположенные дальше третий и четвертый флигель [50,с.171] (В [4,с.86] надстройка третьего флигеля датируется 1901 годом, надстройка четвертого флигеля - 1903, а о надстройке пятого флигеля вообще ничего не сказано, что является несомненной ошибкой.)
Если не ошибаюсь, все служительские флигели, кроме шестого, или перестроены, или недоступны для осмотра, так что нет смысла идти дальше по Флотской улице. Но на противоположный продольный фасад шестого служительского корпуса мы все же посмотрим:
24 февраля 2018 г.
С этой стороны здание выглядит не так монотонно благодаря выступающим частям, равномерно расположенным вдоль всего фасада. На показанном выше аксонометрическом чертеже 1786 г. эти выступы не показаны, они были пристроены позже. У них совершенно прозаическое назначение: это бывшие ретирадники - отхожие места (первоначально отхожие места были во дворах между служительскими корпусами). Теперь, после внутренней перестройки выступающие части больше так не используются. [50,с.168,169]
Прежде чем возвращаться к Обводному каналу, обратим внимание на открывающийся отсюда вид на запад вдоль Флотской (Павловской) улицы:
24 февраля 2018 г.
Впереди виден Владимирский собор. Он рассмотрен на другой странице, на которой также помещена еще раз данная фотография.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.