КРОНШТАДТ
Вступление. У Петровской и Купеческой гавани 1 2 3 4 5
Никольский Морской собор и Якорная площадь 1 2
Улицы в центре города 1 2 3 4 5 6
Восточная часть города 1 2
Восточная часть города
Для осмотра части юго-восточного участка крепости мы вышли из нее через Петербургские ворота (в советское время называвшиеся Ленинградскими)
Петербургские ворота [50,с.242-245] были построены в 1831 - 1832 гг. В то время корабли из Петербурга приходили к Летней пристани, располагавшейся значительно севернее нынешней Петербургской, и путь по берегу проходил вдоль всего восточного фронта крепости, а затем поворачивал в ворота. Так было сделано для предотвращения фронтальной атаки на ворота.
Петровские ворота, акварель Л.Премацци, 1851 ([50,с.242], воспроизводится по [5,с.106]):
Позднее, после строительства новых фортов и батарей передовая линия обороны крепости была вынесена далеко вперед, и прорыв вражеских судов к крепости был практически исключен. Тогда была построена новая пристань - Петербургская, расположенная значительно южнее, но не в створе Петербургских ворот, а чуть севернее, поскольку ширина ворот стала недостаточной для увеличившегося потока прибывающих на остров людей и грузов. Для проезда в 1872 - 1873 гг. была разобрана часть крепостной стены справа от старых ворот, которые теперь оказались сбоку - слева от проезда.
Пройдя от нынешних Петербургских ворот на юго-восток около 500 м по прямой дороге, обсаженной молодыми деревьями, мы окажемся возле Петербургской пристани:
1 ноября 2009 г.
До 2005 г. (когда был построен северный участок дамбы для защиты от наводнений и началось автомобильное и автобусное сообщение Петербурга с Кронштадтом, см. вступление к разделу "Кронштадт") именно сюда приходили пассажирские пароходы из Петербурга. А в то время, когда Кронштадт был закрытым городом (до 1996 г.), перед пристанью находился контрольно-пропускной пункт. Теперь надобность в водном сообщении отпала, и это место стало пустынным.
Здесь же, рядом, к северу от дороги находится пляж - летом, надо думать, совсем не такой пустынный, как на моей осенней фотографии:
1 ноября 2009 г.
Далеко впереди белеет дамба через Финский залив.
Вид на город от пристани, фотография из книги 1913 г. [1,между с.232 и 233]:
Высотные ориентиры - слева направо (после фабричных труб): водопроводная башня, каланча пожарной части (не сохранилась; на сайте она не рассмотрена), Никольский Морской собор, Богоявленская часовня, эстонско-финско-шведская лютеранская церковь, лютеранская церковь св. Елизаветы.
Вид в том же направлении в наше время:
1 ноября 2009 г.
В советское время сохранились только силуэты водопроводной башни и Никольского Морского собора. Шатер Богоявленской часовни и купол лютеранской церкви св. Елизаветы были уничтожены, а эстонско-финско-шведская церковь вообще снесена.
Богоявленская часовня восстановлена в 2004 г. [6,с.151]. К сожалению, при взгляде отсюда за зеленью и за бетонными фонарями видна только маленькая главка. Для того чтобы увидеть часовню, нужно подойти ближе:
1 ноября 2009 г.
Фотография обработана (убран провод на переднем плане).
Часовня стоит слева от нынешних Петербургских ворот. А слева, на заднем плане видны старые Петербургские ворота, обращенные сначала в кордегардию, а затем в гауптвахту. Их облик искажен, в существующем невзрачном строении трудно заподозрить его былую красоту.
Справа, по другую сторону Петербургских ворот - портик лютеранской церкви св. Елизаветы, а ближе, у правого края фотографии - конец восточной стороны крепости (участок крепости слева от старых ворот тоже разобран).
Рассмотрим Богоявленскую часовню подробнее ([6,с.140,141,147-151], а также [1,с.98]).
Первоначально, в 1858 г. на этом месте по проекту Р.И.Кузьмина была построена деревянная часовня на средства кронштадтского купца 3-й гильдии И.Осетрова. Доходы от часовни он желал направить на строительство и украшение новой Богоявленской церкви (см. следующую страницу). Эта часовня простояла до 1903 г., до начала строительства новой, каменной; деревянная часовня была передвинута, а в 1904 г. перенесена на новое место - к Кронштадтским воротам. (В книге 1913 г. [1,с.98] упомянута "часовня у Кронштадтских ворот". Эта часовня погибла в советское время.)
Богоявленская часовня (Ленинградская ул., 2, корп. 2) построена к 200-летию Кронштадта, в 1903 - 1904 гг. по проекту Вас.А.Косякова. Проект был детально разработал его помощник, архитектор А.И.Виксель [1, 50] (Витсель? [6]), а его помощником был инженер В.П.Шаверновский.
В советское время часовня пришла в полуразрушенное состояние. В 1980-х гг. вокруг нее появились леса, но восстановительные работы не велись. Часовня была реставрирована к 300-летию Кронштадта, в 2004 г. Современные фотографии церкви:
1 ноября 2009 г.
Поздняя эклектика ("русский стиль"); облицовка естественным камнем разной фактуры и яркие мозаичные и живописные вставки свидетельствуют о косвенном влиянии модерна.
Вас.А.Косяков, построивший многие храмы и часовни, и в этом миниатюрном сооружении так же талантлив, как и в грандиозном Никольском Морском соборе. Радостная, веселая архитектура.
Ориентация часовни по странам света нетрадиционна: вход располагается с восточной стороны, а иконы внутри - на западной стене, почти вплотную примыкающей к соседнему строению старых Петербургских ворот. Впрочем, для часовен, в отличие от церквей, требования к ориентации не носили обязательного характера.
Большую роль в облике часовни играют киоты с иконами, установленные на трех фасадах доступных для обзора. По данным [6,с.150,151], первоначально предполагалось все три иконы сделать мозаичными, но фактически мозаичной была сделана только икона на восточном (главном) фасаде, а две других были написаны на меди. Но внешне все три иконы выглядят, как собранные из кусочков мозаики. Яркие, свежие цвета икон придают часовне жизнерадостный характер. Иконы сохранились в советское время, только были зашиты досками.
Икона на восточном фасаде - "Спасение апостола Петра Иисусом Христом в Генисаретском озере":
1 ноября 2009 г.
Икона на южном фасаде - видение св. Серафиму Саровскому Божией Матери:
1 ноября 2009 г.
Икона на северном фасаде - св. Николай Чудотворец:
1 ноября 2009 г.
Первые два здания, которые встречали входящего в город через Петербургские ворота - это две лютеранские церкви по правой стороне дороги - церковь св. Елизаветы и эстонско-финско-шведская церковь св. Николая [1,с.98-103; 4,с.75,76; 6,с.351-356].
Старая фотография [31,с.310], ближе церковь св. Елизаветы, за ней церковь св. Николая:
Сначала скажем о церкви св. Елизаветы.
Первая евангелическая лютеранская церковь св. Елизаветы существовала в Кронштадте, по меньшей мере, с 1710-х гг. [6] (по данным [1], она упоминается еще раньше - в 1707 г.). Первое время отдельного здания не было, и богослужения совершались в доме адмирала Крюйса. В 1719 г. был освящен дом, переделанный из недостроенного амбара.
В 1750 - 1753 гг. была построена деревянная церковь на каменном фундаменте у Петербургских ворот. Эта церковь существовала до 1833 г., когда она сгорела. По договоренности с англиканской церковью, богослужения временно проводились в ее здании по определенным дням.
По распоряжению Николая I была выдана сумма необходимая для строительства новой каменной церкви. Церковь была построена на прилегающем участке в 1834 - 1836 гг. (см. [1, 4, 7]; по данным [6, 50] - в 1836 - 1838 гг.). Автор проекта - архитектор Э.Х.Анерт, руководил строительством архитектор К.К.Бейль [6, 50] (по данным [4], К.К.Бель; по данным [1], инженер-подполковник Белл). Старая фотография церкви [1,с.99,100]:
Здание представля\ет собой красивое произведение классицизма. Главный фасад украшен портиком коринфского ордера, над алтарем построен купол.
В 1868 г. на участке церкви св. Елизаветы была построена лютеранская церковь св. Николая для выделившегося в самостоятельный эстонско-финско-шведского прихода. (См. [1, 6]. В [6, 50] сказано о том, что церковь была деревянной.) Старая фотография [1,между с.232 и 233]:
Этот храм был не менее красив. Он представлял собой произведение эклектики. В оформлении фасадов использованы мотивы романского стиля (а не готики, как написано в [1]). Высокий шпиль был виден с довольно далеких расстояний - во всяком случае, от Докового оврага и, вероятно, Якорной площади.
Церковь св. Елизаветы была закрыта в 1925 г., а церковь св. Николая - в 1926 г. В 1930-х гг. церковь св. Николая была уничтожена.
Что же касается церкви св. Елизаветы, то она сохранилась, хотя и искажена переделками. Сначала она использовалась как склад, а после Великой Отечественной войны стала использоваться для нужд водопровода, и это положение продолжается до настоящего времени (2019 г.). Интерьеры церкви погибли, но снаружи она более или менее сохранилась (Ленинградская ул., 1Н):
Церковь лишилась купола. Но сохраняются и портик, и отделка фасадов с изящными лепными украшениями. Пожалуй, это лучшая работа Э.Х.Анерта (во всяком случае, из известных мне).
Главный, южный фасад лютеранской церкви св. Елизаветы обращен на большое открытое пространство, теперь частично занятое сквером - нынешнюю Музейную площадь. На противоположной стороне площади (Ленинградская ул., 2Б) стоит еще одно монументальное здание - башня городского водопровода [1,с.200,201; 4,с.98,99; 7; 50,с.509-511].
На острове Котлин нет источников доброкачественной питьевой воды. Используется вода Невской струи, достигающей Кронштадта в виде течения, проходящего по южному и северному фарватеру. В XVIII - начале XIX в. население Кронштадта пользовалось водой из Обводного канала. Первый водопровод был проведен в Кронштадте в 1804 г., он имел деревянные трубы. Вода из этого водопровода использовалась только для морских казарм и госпиталя. Лет через 30 деревянные трубы сгнили, и водопровод был перестроен. Теперь трубы были чугунными, а водопровод обслуживал и город. [1]
Первоначальный проект нового водопровода был составлен архитектором А.Н.Акутиным в 1827 г. По проекту предполагалось подвести воду к каждому дому и поднимать ее до уровня третьего этажа. (Напомню, что в Петербурге водопровод появился намного позже, в 1863 г.) Проект был представлен на рассмотрение инженеру Л.Л.Карбоньеру, который, одобрив его в принципе, нашел, что для экономии можно обойтись без подводки воды к домам и ограничить подъем воды высотой 3 м. Проект был переработан в соответствии с этими замечаниями. [4]
Новое здание водоподъемной машины было построено в 1836 - 1839 гг. военными инженерами В.П.Лебедевым и Татариновым [7, 50]. По указанию Николая I здание построили у Петербургских ворот так, чтобы оно составляло ансамбль с лютеранской церковью св. Елизаветы и его фасад был подобен фасаду церкви [4, 50]. О первоначальном виде здания водоподъемной машины дает представление рисунок 1855 г. [4,с.99]:
(У левого края рисунка видны старые Петербургские ворота.)
В 1868 г. Морское ведомство решило расширить водопроводную сеть. В 1870-х гг была проведена реконструкция водопровода. Примерно в это время здание водоподъемной машины было перестроено. Вот как оно выглядит теперь:
1 ноября 2009 г.
В существующем виде это произведение архитектуры эклектики - и притом очень нестандартное: внизу - классицизм (на главном фасаде совершенно чистый), а наверху - необарокко. И такое сочетание выглядит не только не противоестественно, но, наоборот, очень красиво. Два стиля дополняют и обогащают друг друга.
Теперь это здание используется по-другому: в нем размещается Музей истории Кронштадта.
Повернувшись налево, мы увидим старые Петербургские ворота (позже кордегардия, гауптвахта):
21 января 2017 г.
Очень жаль, что это некогда красивое ампирное сооружение изуродовано. Вместе с тем его облик обогатился расположенным на заднем плане шатром Богоявленской часовни.
На этом наша очередная прогулка заканчивается. К Советской (Большой Екатерининской) улице и центру города можно пройти по Ленинградской (бывшей Петербургской) улице. На ней есть отдельные старые здания, но среди них, пожалуй, нет ничего примечательного по архитектуре. Некоторое исключение составляет дом по Ленинградской ул., 12, интересный не столько архитектурой, сколько именем автора - архитектора, много работавшего в Кронштадте:
1 ноября 2009 г.
Здание бывшего сиротского приюта (Ленинградская ул., 12), 1870 - 1872, арх. В.В.Виндельбандт [4,с.104,105; 50,с.466].
При желании можно не заканчивать прогулку, а, повернув направо по ул. Комсомола, дойти до перекрестка с Интернациональной ул. и сразу продолжить ее в соответствии со следующей страницей.
© Прохоров С.О.