ФОТОПРОГУЛКИ

 

КРОНШТАДТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление. У Петровской и Купеческой гавани  1  2  3  4  5

Вокруг Адмиралтейства  1  2  3

Никольский Морской собор и Якорная площадь  1  2

Петровская улица. Летний сад

Доковый овраг

Улицы в центре города  1  2  3  4  5  6

Крепость  1  2

Восточная часть города  1  2

Кладбища 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Петровская улица

 

От Коммунистической (Княжеской) улицы отходит на восток Петровская улица (в советскоей время - Октябрьская ул.), проходящая по южной части территории Адмиралтейства. На этой улице находится ограда Летнего сада. В то же время здесь же, в восточной части улицы расположены предприятия.

Мы не будем рассматривать подробно промышленный район, в который ведет улица. Но некоторые интересные по архитектуре сооружения все же рассмотрим.

 

Если идти от центра города (от Коммунистической улицы), то по правой стороне (напротив части ограды Летнего сада, см. далее) привлекает некоторое внимание большое кирпичное здание (Петровская ул., 6):

 

 

24 февраля 2018 г.

 

Это электростанция, построенная в начале XX в. [8]. Здание выполнено в характерных для производственных сооружений того времени формах "кирпичного стиля" (направление эклектики). Надо сказать, что оно выглядит все же не так казенно, как большинство подобных построек. Неоштукатуренный красно-белый фасад по-своему красив.

 

Пройдя немного вперед, мы подойдем к Пеньковому мосту, построенному через восточную часть Обводного канала (северный конец этого отрезка канала рассмотрен ранее на другой странице). Вид на мост и стоящие рядом здания, старая открытка (переснята с висевшего рядом щита с информацией 21 января 2017 г.):

 

 

 

Современный вид в ту же сторону:

 

 

21 января 2017 г.

 

Слева часть ограды Летнего сада (см. далее). А за мостом стоят корпуса бывшей Машинной школы (Петровская ул., 7). Вот они крупным планом (объем с большим подковообразным окном - токарная и слесарная мастерская):

 

 

 31 октября 2009 г.

 

Построены в 1904 - 1906 гг. по проекту гражданского инженера В.П.Шаверновского и военного инженера Б.А.Берга [50,с.437-441] (на развороте страниц 438-439 помещен подписанный Шаверновским и Бергом чертеж планов здания). Модерн. На мой взгляд, красивая, незаурядная работа - тем более интересная, что в Кронштадте мало зданий в этом стиле.

 

 

Посмотрим с Пенькового моста на Обводный канал в обе стороны.

Вид на север:

 

 

31 октября 2009 г.

 

Перед Пеньковым мостом Обводный канал делает колено - два поворота на 90°. Впереди видно это колено. А кирпичное здание на берегу - один из корпусов Адмиралтейства, построенных в 1780-х гг. по проекту М.Н.Ветошникова - сарай канатного пенькового завода, 1784 - 1786 гг. [7,8; 50,с.135] (по данным [4,с.41 - кузница, 1785 г.).

 

Вид с Пенькового моста на юг:

 

 

1 ноября 2009 г.

 

По левую (восточную) сторону Обводного канала расположен бывший Пароходный завод, строившийся в 1847 - 1858 гг. [1,с.125; 4,с.102,103; 50,с.407-410]. Его фотографии я здесь не представляю. (Возможно, в будущем они появятся.)

 

 

На самом Пеньковом мосту сохранилась необычная чугунная мостовая :

 

 

21 января 2017 г.

 

"В бытность свою в Америке управляющий Пароходным заводом Соколов обратил внимание на устроенные по методу инженера Кнаппа в Нью-Йорке и Бостоне чугунные мостовые. Вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезенным им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода.

Опыт имел успех. В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер-подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра была выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства. Мостовая была устроена в том же году, и как писал Н. П. Эйлер, "простояла одну из самых суровых зим без всякого изменения и дурных последствий."

Металлическая мостовая заинтересовала специалистов. Эйлер доказывал, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства, она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная.

В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской [...] улицы, в 1863 году — вдоль Большой Екатерининской (ныне Советской) улицы, в 1864 году — от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом адмиралтействе."  [4,с.111-112]

К сожалению, со временем чугунные мостовые почти повсюду исчезли. Часть мостовых была отправлена в переплавку во время Великой Отечественной войны [50,с.410-412].Осталось два маленьких кусочка - на юго-западной стороне Якорной площади (пока здесь нет фотографии) и здесь, на Пеньковом мосту.

Насколько я помню, в детстве, в первой половине 1960-х гг. я видел участок чугунной мостовой, который был больше и находился не только на Пеньковом мосту, но и на Петровской улице, напротив Летнего сада. Но может быть, память меня подводит?

 

 

 

Летний сад

 

На северной стороне Петровской улицы расположена ограда Летнего сада:

 

 

31 октября 2009 г. 1 ноября 2009 г.

 

Некоторые детали ограды были утрачены. В начале XXI в. она была реставрирована. Ворота в ограде до и после реставрации:

 

 

31 октября 2009 г. 21 января 2017 г. 14 апреля 2019 г.

 

Эта монументальная чугунная ограда установлена в 1872 - 1873 гг. Автором проекта называют архитектора В.В.Виндельбандта [7].

 

Скажу об одном загадочном (для меня, во всяком случае) обстоятельстве.

Есть, по меньшей мере, еще три ограды с такими же воротами. Одни ворота установлены тоже в Кронштадте, рядом с одним из служительских флигелей на Флотской (бывшей Павловской) улице (по некоторым данным, двухэтажный домик рядом - это бывший штаб части), см. мою фотографию 24 февраля 2018 г. Другие две ограды с воротами - в Петербурге, в арках боковых крыльев Адмиралтейства со стороны Адмиралтейской набережной; отличие - только в оформлении верха ворот, см. мою фотографию 17 марта 2018 г. (ворота в восточном крыле).

Конечно, можно представить себе, что на Флотскую улицу ворота перенесены от Летнего сада - может быть, уже в советское время. Но как объяснить появление таких же оград с воротами в Петербурге? Был ли В.В.Виндельбандт и их автором? Или он в Летнем саду использовал чей-то уже готовый проект - возможно, образцовый? Ответ на этот вопрос мне пока неизвестен.

Об этом я 17 марта 2018 г. сделал сообщение на сайте http://www.citywalls.ru/house3744.html

 

 

Вид в Летнем саду:

 

 

31 октября 2009 г.

 

Таким, запущенным Летний сад был еще недавно. Но около 2018 - 2019 гг. он был приведен в порядок, расчищены заросли, восстановлена планировка (см. фотографии далее).

 

 

Летний сад - первый общественный сад города [28,29].

Он появился в конце XVIII - начале XIX в. Но предыстория его начинается гораздо раньше.

В 1705 г. в западной части будущего Летнего сада был построен деревянный домик Петра I. Впоследствии вокруг него был разбит небольшой сад. И здесь же возникла первая улица Кронштадта - "Петровская першпектива", на месте которой теперь проходит главная аллея Летнего сада.

В дальнейшем дома жителей города на первой улице Кронштадта были разобраны - в связи со строительством Петровского дока и Докового оврага в 1720 г. и с устройством Адмиралтейства в 1780-х гг. Но участок с домиком Петра I и два соседних участка с садами были скуплены в казну. Что касается домика Петра I, он сохранялся как историческая реликвия.

Предположительно в конце XVIII в. на этой объединенной территории трех участков началась разбивка Общественного сада, работы продолжились в первой четверти XIX в. В 1806 г. Общественный сад впервые обозначен на плане города.

Сад был разбит в пейзажном стиле, с криволинейными дорожками. В то же время главная аллея - прямая, она проведена на месте бывшей  "Петровской першпективы"; на южном ее конце устроен главный вход в сад, на другом насыпана земляная горка с гротом. На горке стояла беседка с колоннами - "Храм славы". Вот как он выглядел [28]:

 

 

 

"Храм славы" не дошел до нашего времени, а горка с гротом существует и сейчас. Вот как она выглядит после реставрации:

 

 

17 апреля 2019 г.

 

 

Домик Петра I находился в западной части сада, через площадку перед ним проходила Петровская аллея. К сожалению, деревянный домик ветшал (а футляра над ним - как в Петербурге - не было), и его приходилось время от времени разбирать и строить заново - в первый раз в 1809 г.

Фиксационный чертеж домика Петра I 1854 г. [50, с. 138]:

 

 

 

Фотография 1913 г. [28]:

 

 

 

Вероятно, веранда - это поздняя пристройка.

 

Как это ни прискорбно, домик Петра I был разобран - на этот раз окончательно - в страшном 1917 году. Сохранился фундамент, и в наше время существует намерение воссоздать домик.

 

 

Память Петра I была увековечена в Летнем саду и другим образом: в 1821 г. на главной аллее (возможно, в "Храме Славы" или в гроте) был установлен бюст императора. Правда, много позже, в 1907 г. он был перенесен к производственным постройкам Адмиралтейства. Фотография бюста Петра I на новом месте [1,между с.232 и 233]:

 

 

 

Увы, этот бюст тоже не дожил до наших дней.

 

 

До нашего времени в Летнем саду сохранились два памятника, посвященные другим событиям. Один из них находится у главной аллеи. Это памятник мичману линейного корабля "Азов" А.Домашенко, бросившегося спасать утопающего матроса и погибшего вместе с ним:

 

 

31 октября 2009 г.

 

Памятник установлен в 1828 г., архитектор И.И.Шарлемань 1-й [7; 50,с.137,139]. По данным [28], в проектировании памятника приняли участие будущие адмиралы П. Н. Нахимов и М. П. Лазарев.

 

 

В 1840-х гг. к Летнему саду присоединили с восточной стороны новый большой участок. Здесь была проведена еще одна большая аллея параллельная главной, а в конце ее насыпали еще одну земляную горку со смотроворй площадкой, с которой открывался вид на Доковые овраг и бассейн. На смотровой площадке была установлена деревянная модель полуюта (кормовой части корабля), были ограждение с балюстрадой и беседка, а рядом с ней пушка и деревянные фигуры матросов-бомбардиров. Конечно, эти украшения не сохранились.

Во второй половине XIX в. южной части этого нового участка, ближе к Петровской улице было построено деревянное здание для летнего помещения Кронштадтского Морского собрания. Фотография 1904 г. [28]:

 

 

 

В 1873 г. рядом с этим зданием был торжественно открыт еще один памятник - морякам клипера "Опричник", пропавшего без вести во время шторма в Индийском океане в 1861 г.:

 

 

17 апреля 2019 г. 31 октября 2009 г. 17 апреля 2019 г.

 

 

В летнем помещении Морского собрания в 1922 г. произошел пожар, но вскоре оно было восстановлено и в дальнейшем использовалось как столовая и буфет, в нем играл духовой оркестр. Но до нашего времени здание не дошло.

 

В советское время в Летнем саду был устроен парк культуры и отдыха - с аттракционами, парашютной вышкой, эстрадой и т.п. В 1970-х гг. началась реконструкция и реставрация Летнего сада, однако работы не были доведены до конца, сад стал приходить в запустение.

Новые работы по реконструкции Летнего сада проведены около 2018 - 2019 г. Вот пять продолжающих друг друга фотографий - виды с восстановленной горки в Летний сад с восстановленной планировкой:

 

 

17 апреля 2019 г.

 

На первой фотографии за деревьями виден Никольский Морской собор, на второй и третьей Доковый бассейн, на последней центральная аллея Летнего сада.

 

 

 

Первая редакция 22 марта 2018 г.

Последнее обновление 19 ноября 2019 г.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.