САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Чем дальше, тем сильнее канал поворачивает вправо. Вид от Сенного моста вниз по течению:
29 мая 2008 г.
Впереди Кокушкин мост. Вот он крупным планом:
29 мая 2008 г.
Мост построен (на месте старого) в 1946г. (инж. Б.Б.Левин) [14]. По-моему, он очень хорошо вписался в окружение.
Обратим внимание на задний план этой фотографии. Раньше вид в эту сторону был несравненно выразительнее. Слева, после дерева видно желтое четырехэтажное здание (школа). Оно появилось на том месте, где стояла Вознесенская церковь - большой пятиглавый храм с колокольней. Об этой церкви, уничтоженной в 1936 г., подробно сказано на другой странице.
Слева от Кокушкина моста находится очень короткий Кокушкин переулок - проезд к Садовой улице. На обоих углах стоят доходные дома первой половины XIX века, выходящие своими фасадами также на Садовую улицу.
Наб. кан. Грибоедова, 60/2 - бывший доходный дом Семенова, выходящий также на Садовую ул., 45 (1822 - 1826, арх. А.И.Мельников) [20]. Вид с угла набережной и Кокушкина пер., фрагмент фасада по набережной, вид с угла Садовой ул. и Кокушкина пер.:
29 мая 2008 г.
Как и большинство зданий А.И.Мельникова, дом выглядит довольно казенно. Но все же удачная находка - ниша в центре фасада по набережной, спасающая его от монотонности. На длинном фасаде по Садовой улице подобной ниши нет, и он выглядит совершенно скучно.
Вид на Кокушкин мост и Кокушкин переулок:
29 мая 2008 г.
Справа видна часть дома 62/1 - бывшего доходного дома Гарфункель (1844 - 1845, арх. Г.Э.Боссе [3]). Этот дом выглядит еще более казенно - что очень жаль, поскольку в целом Боссе - очень талантливый мастер, один из лучших петербургских архитекторов середины XIX века. Но что делать, в данном случае он схалтурил.
И все же следует сказать, что эти два дома, при всей неполноценности их архитектуры, выглядят весьма колоритно и вполне хорошо соответствуют месту, на котором они стоят.
А теперь посмотрим на правый берег.
Напротив Кокушкина моста к каналу подходит Столярный переулок (в советское время - ул. Пржевальского). Он рассмотрен несколько подробнее на другой странице, а здесь я ограничусь только общим видом от моста:
29 мая 2008 г.
Большой дом на правом углу (наб. кан. Грибоедова, 69/18) перестроен из более раннего, построенного в 1827 г. [47, №75] - доходного дома Зверкова, одного из самых больших в Петербурге того времени; по некоторым данным, он был первым пятиэтажным домом в городе. Об облике этого дома дают представление чертежи 1860 г. [71] - фасады по Столярному переулку и по набережной Екатерининского канала:
Дом Зверкова - это еще и литературная достопримечательность. Вскоре после постройки, в 1829 - 1831 гг. в нем жил Н.В.Гоголь, здесь он написал первую книгу "Вечеров на хуторе близ Диканьки". А несколько позже, в 1834 г. Гоголь упомянул дом Зверкова в "Записках сумасшедшего":
""[…] Признаюсь, с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал. "Пойду-ка я,- сказал я сам в себе,- за этой собачонкою и узнаю, что она и что такое думает". Я развернул свой зонтик и отправился за двумя дамами. Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец, к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. "Этот дом я знаю,- сказал я сам в себе.- Это дом Зверкова". Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько поляков! а нашей братьи, чиновников, как собак, один на другом сидит. […]"
В 1910-1911 гг. дом был перестроен для И.С.Никитина по проекту А.И.Зазерского [3, 47, 71]:
![]() |
![]() |
29 мая 2008 г.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
Дом надстроен, прежний ампирный декор изменен в духе модной для этого времени модернизированной неоклассики - впрочем, с частичным сохранением некоторых старых деталей.
А здесь показан дворовый фасад, на котором видны следы первоначальной архитектуры эпохи классицизма. Ясно видно, что верхние два этажа надстроены:
29 мая 2008 г.
На другой угол Столярного переулка выходит очень большой и красивый доходный дом, занимающий треугольный квартал, ограниченный каналом (д. 71), Столярным переулком (д.13) и Казначейской улицей (д.6):
![]() |
![]() |
![]() |
29 мая 2008 г.
(Вторая фотография помещена также на другой странице.)
Этот дом был построен в 1886 - 1888 гг. для известного предпринимателя и благотворителя (впоследствии, в 1893 - 1898 гг. - городского головы) В.А.Ратькова-Рожнова. Автор проекта - П.Ю.Сюзор, один из лучших петербургских архитекторов-эклектиков (в начале XX века - представитель модерна), украсивший город многими замечательными зданиями. Характерная для Сюзора деталь - угловые башенки-ротонды.
Впрочем, следует сказать, что дом стоит в районе с небогатым населением, и - при всем великолепии архитектурного декора - в здании все же чувствуется едва уловимая печать бедности. Она становится более явной, если взглянуть на дом с Казначейской улицы:
29 мая 2008 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Войдя в ворота со стороны Казначейской улицы, мы увидим довольно мрачный треугольный двор:
2 февраля 2013 г.
Из этого двора можно войти в какие-то совершенно немыслимые лестничные клетки (черные лестницы?), один вид которых может вызвать головокружение. Вот одна из них:
2 февраля 2013 г.
В большом пространстве неправильной формы к стенам прижимается узкая лестница, а посередине зияет огромная пустая дыра...
Продолжение на следующей странице.