ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

В конце поворота влево, при пересечении с проспектом Римского-Корсакова (бывшим Екатерингофским проспектом) находится Харламов мост. На этой странице представлены фотографии моста и его окружения.

 

Харламов мост, вид вверх по течению:

 

31 мая 2008 г.

 

Первый Харламов мост (названный так по имени одного из домовладельцев) появился в середине XVIII в. В 1880 г. деревянный мост был перестроен. В советское время мост был переименован в Комсомольский. В 1934 г. на месте деревянного моста построен новый, железобетонный, сохранившийся до нашего времени (инж. М.И.Жданов и А.Д.Саперштейн). В 1991 г. мосту было возвращено старое название - Харламов. (См, напримар, [32].)

Мост не особенно красив, его силуэт тяжеловат, архитектурные детали практически отсутствуют. Хотя я все же не назвал бы мост уродливым, но все же значительно интереснее его окружение.

 

 

Проспект Римского-Корсакова (бывший Екатерингофский), вид вправо от канала:

 

 

31 мая 2008 г.

 

Совсем близко отсюда находится Никольская площадь, проспект проходит по ее северной границе (см. также: 1  2). Слева видна зелень сквера на площади. Ближе желто-белые корпуса - новоделы, повторяющие здания конца XVIII - первой половины XIX века, бездумно снесенные в середине 1960-х гг. (другие здания выходят на восточную сторону площади и отсюда не видны; следует сказать, что снесенные здания были воссозданы сразу же, по свежим следам). Вдали - пятиглавие церкви св. Исидора, также выходящей на канал (см. ее фотографии крупным планом на другой странице). Еще дальше - один из кранов завода Адмиралтейские верфи.

 

Угловые дома на правом берегу - скромной, но довольно приятной архитектуры - построены по проектам одного и того же архитектора.

Дом на правом углу (наб. кан. Грибоедова, 117/27 строился в 1853 - 1855 и 1861 г., арх. И.И.Цим; позже надстроен):

 

31 мая 2008 г.

 

 

Дом на левом углу (наб. кан. Грибоедова, 119/14; построен в 1860 - 1861 гг., арх. И.И.Цим):

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

Слева к этому дому примыкает дом по наб. кан. Грибоедова, 119-121:

 

 

31 мая 2008 г.

 

История строительства здания мне неясна, я не могу даже сколько-нибудь уверенно назвать время постройки. Общая композиция и некоторые детали похожи на подлинный классицизм (или неоклассицизм XX века?), другие детали характерны для эклектики. И совсем удивительно буквальное совпадение рисунка капителей (явно не классицистического) у этого дома и у только что рассмотренного соседнего дома 119/14:

 

 

Наб. кан. Грибоедова, 119-121

Наб. кан. Грибоедова, 119/14

31 марта 2012 г.

 

Создается впечатление, что фасад дома 119-121 - это неуклюжая стилизация под классицизм (все равно непонятно - начала XX века или советского времени?).

 

 

Теперь посмотрим на левый берег.

 

Проспект Римского-Корсакова, вид влево от канала:

 

31 мая 2008 г.

 

Слева к проспекту подходит Средняя Подъяческая улица. Вдали зелень Юсуповского сада на Садовой улице. Дома слева и справа на переднем плане рассмотрены далее на этой странице.

 

 

На следующих фотографиях изображен дом 104/25 на левом углу проспекта, выходящий третьим фасадом на Среднюю Подъяческую ул., 15:

 

 

31 мая 2008 г.

 

Однако прежде, чем говорить об этом доме, обратим внимание на правую часть первой фотографии. На ней видна вся Средняя Подъяческая улица, необычная тем, что она и начинается, и кончается у канала и не пересекается с другими улицами. В конце виден дом 89 по наб. кан. Грибоедова.

А теперь собственно о доме.

Первоначально дом был построен не позже начала XIX века. Здесь, в доме Вальха в 1816 - 1818 гг. жил А.С.Грибоедов (много позже, в 1923 г. этот мелкий факт биографии автора "Горя от ума" был использован как повод для переименования канала.)

Позже (видимо, в 1850 - 1860-х гг., в годы засилья утилитаризма в петербургской архитектуре) этот дом был перестроен - вероятно, с расширением и надстройкой. Еще позже, в 1902 и 1910 гг. его левая часть со стороны канала надстраивалась по проекту Н.И.Полешко [3].

Дом выглядит громоздко, довольно уродливо - и все же по-своему колоритно. Довольно интересны (хотя и примитивны) балконные решетки, напоминающие спинки кроватей.

 

В литературе (см., например, [21]) этот дом связывают с романом Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и называют "дом старухи-процентщицы". (Другие подобные дома - "дом Раскольникова" и "дом Сони Мармеладовой" рассмотрены на другой странице.)

Теперь двор закрыт на кодовый замок. Но я неоднократно бывал во дворе и на лестнице раньше, в 70 - 80-х годах. Жаль только, что почти ничего не сфотографировал...

Напомню те места в романе, где описывается дом.

 

"Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью. Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, "безобразную" мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее. 

С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в - ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника. Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. Лестница была темная и узкая, "черная", но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен. "Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?.." - подумал он невольно, проходя в четвертый этаж. Здесь загородили ему дорогу отставные солдаты-носильщики, выносившие из одной квартиры мебель. Он уже прежде знал, что в этой квартире жил один семейный немец, чиновник: "Стало быть, этот немец теперь выезжает, и, стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая. Это хорошо... на всякой случай..." - подумал он опять и позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти всё такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил... Он так и вздрогнул, слишком уж ослабели нервы на этот раз. Немного спустя дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Но увидав на площадке много народу, она ободрилась и отворила совсем. Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость."

 

 

"На счастье его, в воротах опять прошло благополучно. Мало того, даже, как нарочно, в это самое мгновение только что перед ним въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время, как он проходил подворотню, и чуть только воз успел выехать из ворот во двор, он мигом проскользнул направо. Там, по ту сторону воза, слышно было, кричали и спорили несколько голосов, но его никто не заметил и навстречу никто не попался. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный двор, было отперто в эту минуту, но он не поднял головы - силы не было. Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице... 

Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше. "Конечно, было бы лучше, если б их здесь со всем не было, но... над ними еще два этажа". 

Но вот и четвертый этаж, вот и дверь, вот и квартира напротив; та пустая. В третьем этаже, по всем приметам, квартира, что прямо под старухиной, тоже пустая: визитный билет, прибитый к дверям гвоздочками, снят,- выехали!.. Он задыхался. На одно мгновение пронеслась в уме его мысль: "Не уйти ли?" Но он не дал себе ответа и стал прислушиваться в старухину квартиру: мертвая тишина. Потом еще раз прислушался вниз на лестницу, слушал долго, внимательно... Затем огляделся в последний раз, подобрался, оправился и еще раз попробовал в петле топор. "Не бледен ли я... очень? - думалось ему,- не в особенном ли я волнении? Она недоверчива... Не подождать ли еще... пока сердце перестанет?.." 

Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней... Он не выдержал, медленно протянул руку к колокольчику и позвонил. Через полминуты еще раз позвонил, погромче. 

Нет ответа. Звонить зря было нечего, да ему и не к фигуре. Старуха, разумеется, была дома, но она подозрительна и одна. Он отчасти знал ее привычки... и еще раз плотно приложил ухо к двери. Чувства ли его были так изощрены (что вообще трудно предположить) , или действительно было очень слышно, но вдруг он различил как бы осторожный шорох рукой у замочной ручки и как бы шелест платья о самую дверь. Кто-то неприметно стоял у самого замка и точно так же, как он здесь снаружи, прислушивался, притаясь изнутри и, кажется, тоже приложа ухо к двери... 

Он нарочно пошевелился и что-то погромче пробормотал, чтоб и виду не подать, что прячется; потом позвонил в третий раз, но тихо, солидно и без всякого нетерпения. Вспоминая об этом после, ярко, ясно, эта минута отчеканилась в нем навеки; он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе... Мгновение спустя послышалось, что снимают запор."

 

Дом действительно выходит "одною стеной на канаву, а другою в - ю улицу" (сокращение "-я улица" можно понять в том числе и как "Средняя Подъяческая улица"; есть еще фасад по Екатерингофскому (Римского-Корсакова) проспекту, но он очень короткий и вполне мог быть просто не упомянут).

В то же время "дом процентщицы" не настолько хорошо согласуется с описаниями в романе Достоевского, как "дом Раскольникова" и "дом Сони Мармеладовой". Есть заметные несоответствия.

Во-первых, как говорят, от "дома Раскольникова" до этого дома значительно больше, чем 730 шагов (сам я это не проверял).

Во-вторых, обратим внимание на фразу: "Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома". На самом деле есть только одна подворотня на уличном фасаде - она находится со стороны Средней Подъяческой улицы. Правда, дворов в доме действительно два: в первом дворе есть подворотня, ведущая во второй, значительно меньших размеров - но это все же некоторая натяжка.

В-третьих, определение "огромный квадратный двор" не вполне соответствует форме первого, большого двора: это квадрат со срезанным углом, еще и несколько усложненный. Вот фотография двора, сделанная из подворотни; слева - срезанный угол:

 

 

 

31 мая 2008 г.

 

Зато местоположение лестницы - действительно такое, как сказано у Достоевского: "Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо". Справа, в непосредственной близости от ворот несколько ступенек ведут к двери на лестницу.

"Лестница была темная и узкая, "черная", но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен." Мне лестница не кажется ни темной, ни особенно узкой - но такое ее восприятие можно отнести на счет ненормального состояния Раскольникова. Жаль, что я ее не успел сфотографировать; здесь есть любопытная деталь (о которой не говорится у Достоевского): перила украшены столбиками с медными шарами - опять (так же, как и в решетках балконов) видно какое-то странное сходство со спинками кроватей.

На четвертом этаже - две квартиры напротив друг друга. Какая из них - "квартира процентщицы"? По-моему, на этот вопрос есть однозначный ответ. "Но вот и четвертый этаж, вот и дверь, вот и квартира напротив; та пустая." Трудно представить себе, что Раскольников отошел куда-то в сторону и там заметил пустую квартиру; определенно он увидел ее по пути, перед тем, как подойти к квартире процентщицы. Направление подъема лестницы - по часовой стрелке. Следовательно, пустая квартира была слева, а квартира процентщицы - справа.

Я стоял перед этой квартирой, оставалось только нажать кнопку звонка...

 

Всё это интересно. Только вот действительно ли Достоевский имел в виду этот дом?

На другой странице я уже рассматривал этот вопрос применительно к "дому Раскольникова" и "дому Сони Мармеладовой". И показал, что адреса этих двух домов на самом деле выдуманы краеведом Н.П.Анциферовым в 1923 году в работе "Петербург Достоевского" [23].

Происхождение адреса "дома процентщицы" мне, к сожалению, неизвестно. (Анциферов указывал для этого дома место, расположенное несколько ниже по течению - у Ново-Никольского моста, на участке, между каналом и Садовой улицей; правда, в этом месте стоял невзрачный двухэтажный дом, совсем непохожий на "дом процентщицы").

Но одно, по-моему, несомненно: этот адрес точно так же не имеет непосредственного отношения к творчеству самого Достоевского. Очевидно, и "дом процентщицы" нашел какой-нибудь краевед, вдохновленный примером Анциферова.

 

 

 

Теперь перейдем к дому на правом углу проспекта Римского-Корсакова (наб. кан. Грибоедова, 106/12):

 

 

31 мая 2008 г.

 

Бывший дом Сутугиных. Этот дом с портиком дорического ордера - весьма интересный памятник архитектуры классицизма конца XVIII - первой половины XIX в. в его "окраинном", несколько примитивном варианте. Дом построен в конце XVIII в. и расширен в начале XIX в. В 1851 г. изменен фасад по проспекту (см. далее). [47, №84]

 

Вот как выглядит внутренний двор (теперь (весна 2012 г.) вход в него заперт):

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

Слева виден вход на лестницу. Эта лестница весьма интересна, она даже украшена колоннами (хотя и упрощенными):

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

По-своему интересен и боковой фасад, выходящий на проспект Римского-Корсакова. Отдаленная от канала часть фасада имеет более совершенную в деталях ампирную отделку, появившуюся (как уже сказано) в 1851 году, когда классицизм, казалось бы, уже ушел в прошлое:

 

 

 

31 марта 2012 г.

 

 

К этому зданию примыкает еще один корпус, сохранивший черты архитектуры классицизма. Он расположен на углу Большой Подъяческой улицы (пр. Римского-Корсакова, 10/19):

 

 

31 марта 2012 г.

 

Дом построен в начале XIX века. В 1914 г. он был надстроен по проекту Б.Н.Басина. [47, №287] Возможно, изменены некоторые детали отделки. Но все же в целом сохраняется классицистический характер фасадов. В центре устроен курдонер, однако фасад центрального корпуса в глубине совершенно невыразителен. На рубеже XX и XXI в. вдоль Большой Подъяческой улицы построена ограда курдонера, которая, однако, полностью дисгармонирует с архитектурой боковых крыльев.

 

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.