ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Теперь остановимся на некоторое время в нашем продвижении вдоль канала и познакомимся с районом, расположенным справа от канала, у излучины недалеко от Сенной площади. Этот район известен как "Петербург Достоевского".

Я должен сразу же сказать следующее.

На этих улицах есть немало интересных по архитектуре зданий (одно из них - здание мирового съезда - рассмотрено на предыдущей странице), они рассмотрены в другом разделе сайта. Здесь я покажу только отдельные здания, связанные с одной темой - места, связанные с памятью гениального писателя.

Сначала назову улицы этого района.

В районе, охваченном излучиной канала, проходят параллельно три улицы, которые первоначально назывались Большой, Средней и Малой Мещанской (именно так они и назывались в те времена, когда здесь жил Ф.М.Достоевский); Большая Мещанская только частично проходит по границе этого района, а две другие находятся в нем целиком. От Большой Мещанской начинается Столярный переулок, пересекающий две другие улицы и ведущий к Кокушкину мосту.

Позже Большая Мещанская улица была переименована в Казанскую, Малая Мещанская - в Казначейскую, а Средняя стала просто Мещанской.

В советское время произошло новое переименование: Казанская улица стала улицей Плеханова, Мещанская - Гражданской, а Столярный переулок - улицей Пржевальского (а это-то зачем?!); не переименованной осталась только Казначейская улица. В конце XX - начале XXI в. Казанской улице и Столярному переулку были возвращены их названия.

 

В этой местности жили небогатые люди. Короткие улицы без далеких перспектив, многочисленные доходные дома, общий дух бедности создают довольно мрачную атмосферу, вполне созвучную творчеству Достоевского. И, вероятно, не случайно он несколько лет жил здесь, переселяясь с одной квартиры на другую. Именно здесь Достоевский написал свой самый знаменитый роман - "Преступление и наказание", и действие романа происходит в основном в этих местах.

 

Общий вид Столярного переулка:

 

 

31 марта 2012 г.

 

 

Здесь есть достопримечательности двух разновидностей: во-первых, реальные адреса, по которым жил писатель, а во-вторых, адреса литературных героев (о том, достоверны ли они, тоже пойдет речь).

Начнем с реальных адресов. Достоевский жил в разное время в трех разных домах. Все они находятся на Казначейской улице (в то время называвшейся Малой Мещанской).

 

Первый дом расположен на углу Екатерининского канала и Казначейской улицы (наб. кан. Грибоедова, 61/1). Его фотография уже была показана На одной из предыдущих страниц рассмотрена история его строительства, представлены старые чертежи. Здесь я повторяю только самые краткие сведения: дом купца Сидорова, построен в 1826 г.; в 1847 г. расширен для новой владелицы - Пономаревой, арх. И.И.Цим. Повторяю также фотографию:

 

 

31 марта 2012 г.

 

Здесь, в доме А.А.Астафьевой, с января 1861 года размещалась редакция издававшегося Ф.М.Достоевским (вместе с братом М.М.Достоевским) журнала "Время", а затем и второго журнала - "Эпоха". Правда, первые месяцы писатель жил в другом районе доме Н.А.Палибина на углу 3-й Роты и безымянного переулка (части будущего Тарасова переулка) - ныне 3-я Красноармейская ул. и ул. Егорова; дом не сохранился), но в сентябре 1861 года он и сам переехал в этот дом. Здесь были опубликованы "Униженные и оскорбленные", "Записки из мертвого дома". 1863 год оказался трагическим для писателя. 15 апреля умерла его первая жена, через три месяца - брат.

Не могу удержаться от того, чтобы рассказать о трагической судьбе дома Палибина (здесь можно посмотреть фотографию 1969 года [21]). Этот уютный двухэтажный дом (сам по себе - красивое произведение архитектуры середины XIX века) был варварски уничтожен весной 1970 г. для строительства на этом месте нового корпуса Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Архитектурно-строительный университет). Новое здание (арх. Г.И.Лоханов, Г.И.Зверев, В.Ф.Иванов) бездарно по архитектуре и может служить хорошей антирекламой строительному институту. Глядя на здание, можно подумать, что фрагмент дома Палибина все же был сохранен и вмонтирован в новый фасад. Не верьте, это подделка! Дом Палибина был снесен полностью, до основания. Я знаю, о чем говорю: с рождения до 1971 года я жил на 3-й Красноармейской улице и видел всё своими глазами. (Только, к сожалению, тогда я не знал, что в доме жил Достоевский - а узнал из [21]; в этой книге (сданной в набор 11.11.1969, подписанной в печать 4.05.1970) о доме говорится как о сохранившемся; к моменту ее выхода данные устарели: дома больше не было). Подробнее см. другую страницу сайта.

 

 

В 1864 г. Достоевский некоторое время жил в доме Евреинова (Казначейская ул., 9/11, на углу Столярного переулка):

 

 

12 марта 2022 г.

 

(Эта фотография помещена также на двух других страницах:  1  2 )

 

История строительства отражена в [140]. (По ссылкам представлены чертежи.)

Дом уже существовал в 1825 г. Он был двухэтажным на подвале; со стороны Малой Мещанской (Казначейской) улицы он был существенно короче, чем сейчас - 10 осей по фасаду. В 1825 г. был составлен проект ([140], лист 1-4), по которому дом был надстроен на один этаж, а также построен новый надворный четырехэтажный флигель. На проекте стоит трудно читаемая подпись архитектора (С.И.Косолапов?).

В 1843 г. для жены гвардии ротмистра Карнович дом надстроен еще на один этаж, за исключением левой части по Малой Мещанской улице в 5 осей по фасаду. На генеральном плане ([140], лист 11-14)) - надпись: "Подлинный подписал: План с натуры снимал частный архитектор Бек. Ноября 12. дня 1843. года"; очевидно, Бек и был автором проекта. Фасад по Столярному переулку ([140], лист 10) приобрел нынешний вид. На фасаде по Малой Мещанской (Казначейской) улице ([140], лист 9) левая часть  в пять осей (пристроенная к дому после 1825 г.) проектировалась двухэтажной на подвале, но фактически эта часть была одноэтажной и не в пять, а в шесть осей, как видно из фиксационного чертежа 1862 г. ([140], лист 18-19).

Наконец, в 1862 г. эта оставшаяся часть тоже была надстроена до трех этажей для действительного статского советника Евреинова. На генеральном плане ([140], лист 15) написано: "План с натурою поверял 8-го марта 1862. и проект составлял архитектор Миллер" (видимо, Ф.Л.Миллер). Проект фасада ([140], лист 16-17) Высочайше утвержден 17 мая 1862 г.

Так выглядел дом в 1864 г., когда в нем поселился Ф.М.Достоевский. Так он выглядит и сейчас - за одним маленьким исключением: в 1884 г. была увеличена высота окон нижнего этажа, арх. Д.К.Пруссак (см. генеральный план с подписью Д.Пруссака, разрешение на строительство от 24 марта 1884 г. ([140], две стороны листа 31) и чертежи нижней части фасадов ([140], лист 35-36).

 

 

Затем Достоевский переселился в дом И.М.Олонкина (Алонкина), расположенный на другом углу Столярного переулка (Казначейская ул., 7/14).

На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76] на этом участке показаны деревянные строения. К 1834 г. существовал маленький каменный дом в Столярном переулке. Как он выглядел, мне неизвестно; не исключено, что это были службы. В 1834-1835 гг. на месте всех деревянных строений, а также каменной постройки в Столярном переулке был построен для купца Кузмина (Козмина) большой доходный дом с внутренним двором. Сначала, в 1834 г. был составлен проект надворной части дома - двух флигелей в глубине участка, вытянувшихся параллельно улицам ([141], лист 13-16). В левом нижнем углу - фамилия архитектора: "Под. Комаров". В 1835 г. выполнен проект лицевой части дома - двух четырехэтажных флигелей, расположенных вдоль красных линий Малой Мещанской (Казначейской) улицы и Столярного переулка; по ссылкам представлены генеральный план и фасады ([141], листы 21-24 и 25-30). На генеральном плане написано: "Подп. Комаров", на листе с фасадами: "Архитектор Комаров". Таким образом, Комаров является автором проекта всего дома.

Однако фактически дом был построен с отступлением от проекта: он был сделан не четырехэтажным, а трехэтажным.

 

Фиксационные чертежи 1876 г. - фасады по Столярному переулку и по Казначейской улице ([141], листы 63-65 и 66-68):

 

 

 

Именно так выглядел дом в то время, когда здесь жил Ф.М.Достоевский - с 1864 до до января 1867 года. В эти годы произошли очень важные события и в творчестве, и в личной жизни писателя.

В этом доме Достоевский познакомился с молодой стенографисткой Анной Григорьевной Сниткиной (записывавшей под его диктовку роман "Игрок") и женился на ней.

И здесь он написал роман "Преступление и наказание".

 

 

Дом не сохранился в таком виде. В 1876 г. (еще при жизни Достоевского) для потомственного почетного гражданина Н.И.Алонкина - очевидно, сына И.М.Алонкина, владевшего домом, когда в нем жил Достоевский - дом был надстроен четвертым этажом, а отделка фасадов изменена. Проект составил инженер-архитектор К.А.Кузьмин ([141], листы 45-74). По ссылкам представлены генеральный план с подписью К.Кузьмина ([141], лист 46) и разрешение на строительство от 13 марта 1876 г. - начало и конец ([141], две стороны листа 45). Фасады по Столярному переулку и по Малой Мещанской (Казначейской) улице ([141], листы 60-62 и 57-59):

 

 

 

 

Фотографии 1949 г. [142] и 1955 г. (фотограф В.С.Молчанов; Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского, инв.№ Ф-2002 [110]):

 

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

29 мая 2008 г. 29 мая 2008 г. 12 марта 2022 г.

 

(Правая фотография, а также некоторые чертежи и фотография 1949 г. помещены также в разделах "Столярный переулок" и "Казначейская улица".)

Увы, фасады ободраны (скорее всего в 1960-х гг.). Все-таки можно бы хоть с каким-то уважением отнестись к памяти великого писателя.

 

 

На рубеже XIX и XX в. на доме была, наконец, установлена мемориальная доска:

 

 

29 мая 2008 г.

 

 

 

А теперь речь пойдет о месте действия романа "Преступление и наказание".

Напомню самое начало романа:

"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту."

Благодаря сокращенным названиям с самого начала возникает впечатление документальной достоверности. Подобные сокращения встречаются и далее по тексту романа.

Позже, в 1907 году вдова писателя Анна Григорьевна сделала на полях книги примечания, раскрывающие эти сокращения. В частности, "С-й переулок" - это Столярный переулок, а "К-н мост" - Кокушкин мост. Таким образом, Достоевский поселил героя своего романа - Раскольникова - в тот район, где он сам в это время жил, в Столярный переулок.

Интересно также еще одно свидетельство А.Г.Достоевской: "Феодор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мною, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи."  (Цитируется по [21].)  Считают, что это место находилось на Вознесенском пр., 3-5. Позже оно полностью изменилось - не осталось не только камня, но и самого двора.

И данная особенность романа, и воспоминания А.Г.Достоевской дали повод для возникновения одной легенды - о том, что Достоевский вообще описывал совершенно конкретные дома, имеющие точные адреса.

В данном районе есть два дома, которые предание связывает с "Преступлением и наказанием". Это "дом Раскольникова" и "дом Сони Мармеладовой".

 

Согласно этому преданию, "дом Раскольникова" находится на углу Столярного переулка и Мещанской (ныне Гражданской) улицы (дом 5/19).

Фотографии 1949 г. [143] и 1969 г. [21]:

 

 

 

Этот доходный дом был построен в 1831 г. для каретного мастера Н.Иохима. На генеральном плане ([144], лист 1-4) стоит надпись: "На подлинном подписано: G.Zollikoffer Architekt. 11 Jannuar 1831." (Архитектор Г.Цолликоффер. 11 января 1831.) Таким образом, автор проекта - Георг Рупрехт (Егор Тимофеевич) Цолликофер - архитектор, активно работавший в 1830 - начале 1840-х гг., построивший в Петербурге больше 20 зданий, преимущественно доходные дома (см. [3]). Фасады ([144], лист 5-8) выполнены в характерных для Цолликофера упрощенных формах приходящего в упадок классицизма. Эркера на углу сначала не было (о чем свидетельствуют и фиксационные чертежи 1867 г. ([145], листы 11-13, 18-20)); когда он появился, мне неизвестно.

 

Современные фотографии:

 

31 марта 2012 г. 12 марта 2022 г.

 

(Вторая фотография помещена также в разделах "Столярный переулок" и "Мещанская (Гражданская) улица".)

Дом в общих чертах сохранился в первоначальных формах. Но все же следует сказать, что в 1980-х гг., при капитальном ремонте были произведены внутренние переделки, после которых не осталось почти ничего, что напоминало бы о романе Достоевского. Я видел этот дом еще до перестройки, причем тогда можно было беспрепятственно заходить и во двор, и на лестницу. К сожалению, я в то время не сделал никаких фотографий. Я покажу чертежи [144, 145], а также одну фотографию (не мою), которые дадут известное представление о том, что было.

Но для начала напомню некоторые отрывки из романа с описаниями дома.

"Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться."

 

"Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело - украсть из кухни топор."

 

"Одно ничтожнейшее обстоятельство поставило его в тупик, еще прежде чем он сошел с лестницы. Поровнявшись с хозяйкиною кухней, как и всегда отворенною настежь, он осторожно покосился в нее глазами, чтоб оглядеть предварительно: нет ли там, в отсутствие Настасьи, самой хозяйки, а если нет, то хорошо ли заперты двери в ее комнате, чтоб она тоже как-нибудь оттуда не выглянула, когда он за топором войдет? Но каково же было его изумление, когда он вдруг увидал, что Настасья не только на этот раз дома, у себя в кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках! Увидев его, она перестала развешивать, обернулась к нему и все время смотрела на него, пока он проходил. Он отвел глаза и прошел, как будто ничего не замечая. Но дело было кончено: нет топора! Он был поражен ужасно.

"И с чего взял я, - думал он, сходя под ворота, - с чего взял я, что ее непременно в эту минуту не будет дома? Почему, почему, почему я так наверно это решил?" Он был раздавлен, даже как-то унижен. Ему хотелось смеяться над собою со злости... Тупая, зверская злоба закипела в нем.

Он остановился в раздумье под воротами. Идти на улицу так, для виду, гулять, ему было противно; воротиться домой — еще противнее. "И какой случай навсегда потерял!" - пробормотал он, бесцельно стоя под воротами, прямо против темной каморки дворника, тоже отворенной. Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза... Он осмотрелся кругом - никого. На цыпочках подошел он к дворницкой, сошел вниз по двум ступенькам и слабым голосом окликнул дворника. "Так и есть, нет дома! Где-нибудь близко, впрочем, на дворе, потому что дверь отперта настежь". Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами; тут же, не выходя, прикрепил его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой; никто не заметил! "Не рассудок, так бес!" - подумал он, странно усмехаясь. Этот случай ободрил его чрезвычайно."

Для того, чтобы пройти к "квартире Раскольникова", нужно было войти в подворотню с Мещанской (Гражданской) улицы (на фотографиях - слева).

Посмотрим фрагменты фиксационных чертежей дома [145], сделанных в 1867 г. - на следующий год после выхода "Преступления и наказания".

Подвал ([145], фрагмент листа 8-9) и первый этаж ([145], фрагмент листа 9-10):

 

 

Подвал Первый этаж

 

Мещанская улица внизу. Вход на лестницу был устроен прямо в подворотне, слева (см. правый рисунок); Достоевский не пишет об этом обстоятельстве, но и не пишет ничего, что отвергало бы такое расположение. Справа от входа на лестницу, был вход в подвал (см. левый рисунок); в принципе это могла бы быть дворницкая, в которой Раскольников взял топор.

Я впервые побывал на этой лестнице летом 1970 г. Тогда дверь "дворницкой" уже была заделана, но ее место было совершенно ясно отмечено одной или двумя ступеньками.

 

Второй и третий этаж ([145], фрагменты листов 5-6 и 6-7):

 

 

Второй этаж Третий этаж

 

Здесь нет ничего особо интересного. На каждой лестничной площадке - две расположенные напротив друг друга двери квартир.

 

План четвертого этажа я покажу из другого источника - более поздний, 1889 г.; почему я так делаю - объясню позже ([144], фрагмент листа 41):

 

 

 

А здесь, кроме двух дверей напротив друг друга, есть еще и третья, более узкая - дверь на "кухню"; мимо этой всегда открытой двери проходил Раскольников, здесь он сначала хотел взять топор.

Когда я заходил на лестницу, эта дверь, наоборот, всегда была закрыта - может быть, вообще больше не использовалась.

 

И, наконец, та самая лестница с 13 ступенями, которая вела в "каморку Раскольникова" (на самом деле на чердак) - чертеж 1900 г. ([144], лист 50):

 

 

 

С промежуточной площадки наверх вел марш в 10 ступеней, а последние три ступени располагались веером по полукругу и вели к двери.

(ВНИМАНИЕ! Рассмотрение чертежей на этом не оканчивается. Если они Вас заинтересовали - дочитайте, пожалуйста, до конца страницы: там я продолжу рассмотрение чертежей.)

 

Фотография Л.Б.Цыпкина, 1975 г. (Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва), № по КП (ГИК): ГЛМ КП 49577/24 [110]):

 

 

 

Аннотация: "Гражданская улица, 19. Лестница, ведущая к "каморке Раскольникова". Из альбома "По местам Достоевского и его героев в Петербурге" ". Дверь в "каморку" (на самом деле, очевидно, на чердак) - справа наверху; на фотографии она не видна.

 

После перестройки в 80-х годах вход на лестницу ведет не из подворотни, а со двора; не осталось никаких следов ни от "дворницкой", ни от "кухни". Сохранилась только лестница, ведущая к "каморке Раскольникова" - и то я не уверен, что на ней по-прежнему 13 ступеней. В свое время меня возмущала такая бесцеремонная переделка - но теперь я отношусь к ней совершенно спокойно (почему - объясню дальше).

 

 

Второй дом в этом районе, связываемый с "Преступлением и наказанием", - это "дом Сони Мармеладовой", расположенный на углу Казначейской улицы и наб. кан. Грибоедова (дом 13/73):

 

 

29 мая 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также в другом месте сайта. См. также фотографию на предыдущей странице.)

 

Напомню описания дома в романе:

"А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся, наконец, во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора."

 

"Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой."

 

Дом был надстроен в 1960-х гг. Вид дома до надстройки - открытка начала XX в. и фотография 1949 г. [22а,б]:

 

 

 

Дом был не трехэтажным, а двухэтажным. Но все же в нем было нечто близкое описанию Достоевского, сохранившееся даже после перестройки - темная, узкая лестница, вход на которую был в углу двора. Параллельно этой лестнице сделана другая - новая, светлая. Вход на новую лестницу находился у левого края фасада по каналу (на современной фотографии его закрывает грузовик); теперь этот вход закрыт.

 

Вид дома со двора:

 

 

2 февраля 2013 г.

 

На дворовых фасадах не видно ни галереи, ни каких-то ее следов. Но кто знает, как это выглядело до перестройки.

 

Вход на лестницу - слева, у острого угла (дверь отсюда не видна). А вот как выглядит этот угол вблизи:

 

 

2 февраля 2013 г.

 

В конце узкой щели - вертикальная полоска брандмауэра соседнего здания.

На лестницу мне, к сожалению, пока не удалось вновь попасть.

 

В другом месте канала есть еще и "дом старухи-процентщицы".

 

 

Раньше я верил, что это действительно те дома, в которые сам Достоевский поселил своих героев. Но потом появились новые данные, которые заставили сильно в этом усомниться.

В первой половине 80-х годов я прочитал статью, посвященную топографии Петербурга в романе "Преступление и наказание". К сожалению, теперь я не смог вспомнить имя автора и точное название (возможно, это была одна из статей Б.Н.Тихомирова). Перескажу ее содержание.

Автор нашел в романе множество противоречий в указании взаимного расположения домов, расстояния между ними (Раскольников должен был бы пойти направо, а пошел налево и т.п.). Был предложен и другой адрес "дома Раскольникова" (насколько я помню, Столярный переулок, 9), причем автор видел, что и здесь есть противоречия, хотя их и несколько меньше. С "домом Сони Мармеладовой" - еще более интересная история: оказывается, он был построен через несколько лет после появления романа "Преступление и наказание"! (И дело совсем не меняет высказанное автором восхищение гениальностью писателя, предвидевшего появление именно такого дома). Основной вывод: топография в романе не вполне соответствует реальной топографии города, это как бы ее отражение в кривом зеркале.

Прочитав эту статью, я понял одно (хотя автор и не делал таких выводов): в романе мы имеем дело с писательской фантазией, а не с документальным описанием домов. Таким образом, "дом Раскольникова", "дом Сони Мармеладовой", "дом процентщицы" - это миф.

Но окончательно все стало мне ясно несколько позже. В 1991 году была переиздана книга старого ленинградского краеведа Н.П.Анциферова "Петербург Достоевского", впервые увидевшая свет в 1923 году и с тех пор, возможно, не переиздававшаяся [23].

В книге Анциферов, в частности, предпринял попытку найти дом Раскольникова (с. 248 - 251) - и остановился на том самом доме 5/19 на углу Столярного переулка и Мещанской улицы. При этом он пишет:

"Может быть, здесь был сделан ряд ошибок, может быть, неосновательно даже само предположение, что существовал в действительности этот дом, который Достоевский считал домом Раскольникова, все же наша работа не теряет смысла. Найденный нами дом может послужить отличной иллюстрацией к роману, а его расположение в соответственном месте будет волновать наше топографическое чувство воспоминаньями о лицах и событиях "Преступления и наказания», связанных с этим местом."

Далее (с. 251 - 252) Анциферов "находит" и дом Сони Мармеладовой - тот самый, на углу Казначейской улицы и канала, - а также место "дома процентщицы" (о котором мы здесь не говорили). А в конце книги (с. 256) он еще и называет возможный маршрут экскурсии по местам Достоевского:

"Здесь намечен один из возможных маршрутов (Сенная, канал, мост, Столярный пер., дом Раскольникова (?), дом Сони (?), Садовая, Юсупов сад, дом процентщицы (?), Сенная)."

Теперь стало понятно и происхождение мифов о "доме Раскольникова" и "доме Сони Мармеладовой". Это плод не творчества Достоевского, а фантазии Анциферова. (Происхождение мифа о "доме процентщицы" - другое: Анциферов называл другой адрес - с оговоркой, что по этому адресу нет подходящего дома. Адрес назвал позже литературовед В.Е.Холщевников, подробнее см. страницу, на которой рассматривается "дом процентщицы".)

Учитывая это, какая-то особая ценность именно этих конкретных домов довольно сомнительна (при всем моем уважении к Н.П.Анциферову). Ценность представляет весь район в целом, вдохновивший Достоевского на создание шедевра, а какие-то мелкие изменения не так уж и важны.

 

В 1999 году, когда все рассмотренные здесь данные уже были опубликованы, на "доме Раскольникова" все же была установлена вот такая мемориальная доска:

 

 

31 марта 2012 г.

 

Хотя текст был сочинен Д.С.Лихачевым (вместе с Д.А.Граниным) [24] - все равно, по-моему, установка такой доски отдает ложью.

Примерно тогда же в Столярном переулке был расширен тротуар, и на нем была устроена прогулочная зона со скамейками и фонарями, стилизованными "под старину". Эта затея, по-моему, была еще более фальшива - подлинный "Петербург Достоевского" подменялся каким-то гламуром. Слава Богу, через несколько лет этот балаган исчез; теперь на месте прогулочной зоны - просто газон.

 

 

А теперь продолжу рассмотрение чертежей лестницы в "доме Раскольникова" (начало см. выше).

Как мы видели, до ремонта 1980-х гг. эта лестница, можно сказать, идеально подходила под описания Достоевского.

Но вот незадача: в времена Достоевского верхняя часть лестницы выглядела по-другому. Выше я показал (совершенно намеренно) план четвертого этажа, выполненный в 1889 г. - через восемь лет после смерти Ф.М.Достоевского, - и чертежи лестницы с 13 ступенями еще более позднего времени - 1900 г. А как же выглядело это место в то время, когда Достоевский писал свой роман?

Фрагмент плана четвертого этажа в 1867 г. - через год после окончания "Преступления ни наказания" ([145], фрагмент листа 3-4):

 

 

 

Ср. чертежи, помещенные выше.

Площадка выглядит точно так же, как на втором и третьем этаже - две двери напротив друг друга, нет никакой третьей двери на "кухню". (В 1889 г. на здании был надстроен фотографический павильон. Он находился со стороны двора, рядом с "лестницей Раскольникова" (см. генеральный план (павильон обозначен литерой А) и разрешение на строительство от 29 апреля 1889 г. ([144], две стороны листа 37); чертежей самого павильона нет; в то же время эта надстройка дала повод для составления плана четвертого этажа под павильоном - фрагмент этого плана я и поместил выше.)

Мало того -, лестница здесь оканчивалась, никаких "13 ступеней", ведущих выше, не было. (Лестница на чердак (в "каморку Раскольникова") появилась в 1900 г., см. генеральный план и разрешение на "повышение стен лестничной клетки каменного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, с наращением двух маршей самой лестницы" от 19 мая 1900 г. ([144], две стороны листа 49); чертежи новой части лестницы уже помещены выше, на них вновь возводимые части выделены цветом.) 

Таким образом, еще раз подтверждается то, что документально точное описание дома Достоевским - миф.

 

 

Замечу, что в доме на углу Столярного переулка и Гражданской улицы есть и нечто такое, что представляет истинную, а не надуманную ценность. По двум сторонам от угла сохранились две дощечки с отметкой уровня воды в наводнение 1824 года:

 

 

31 марта 2012 г.

 

Интересно, что одна надпись сделана на русском языке, а другая на немецком (такие же таблички есть недалеко отсюда, у Демидова моста). Видно, в этом районе жило много немцев.

 

Еще один любопытный факт (не мифический) [52, 146]: с 1891 (по меньшей мере) до 1898 г. здесь помещалась художественная фототипия А.И.Вильборга - небольшое предприятие, выпускавшее полиграфическую продукцию высокого качества (с 1902 г. - составная часть Товарищества "Р.Голике и А.Вильборг"). Очевидно, оно находилось рядом с "лестницей Раскольникова" - как уже сказано, здесь в 1889 г. был надстроен фотографический павильон. В 1898 г. предприятие переселилось в другое здание с фотографическим павильоном - дом Синебрюховых на углу Екатерининского канала и Мещанской улицы.

 

 

В заключение упомяну, что в Петербурге есть и еще один адрес, связанный с "Преступлением и наказанием", - не выдуманный, а действительно имевшийся в виду самим Достоевским. Это съезжий дом на Большом проспекте Петербургской (Петроградской) стороны, рядом с которым покончил с собой Свидригайлов.

 

 

 

Вторая редакция 13 апреля 2022 г.

Последнее обновление 28 декабря 2023 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.