ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии маленького Красноградского (бывшего Вознесенского) переулка, отходящего влево от канала.

Переулок имеет Г-образную форму. Первое его колено проходит перпендикулярно каналу, второе - параллельно ему (и перпендикулярно Вознесенскому проспекту). Вид переулка от канала:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Слева на переднем плане видно примечательное здание, украшенное барельефами - портретами писателей, своеобразная местная достопримечательность.

Согласно [3], это здание несколько раз перестраивалось - в 1860 г. по проекту Н.П.Гребенки и Е.И.Ферри-де-Пиньи, в 1884 - по проекту К.Э.Гефтлера (жилой дом и типография В.С.Балашева), в 1898 - по проекту П.П.Трифанова, в 1899 г. - по проекту В.В.Шауба (расширение). Из этих данных не вполне ясно, кого же следует считать основным автором существующего здания. (Логично предположить, что портреты писателей появились при устройстве типографии по проекту Гефтлера. Но, может быть, в остальном он сохранил фасады Гребенки и Ферри-де Пиньи? Или, наоборот, фасады Гефтлера совершенно изменены при последующих перестройках и от прежнего декора остались только эти портреты?)

Для того, чтобы понять это, проследим историю здания.

 

Фрагмент "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]:

 

 

 

На плане видно Г-образное каменное здание, один из двух флигелей которого, лицевой, расположен на набережной Екатерининского канала, а другой - во дворе, вытянулся параллельно Вознесенскому переулку. В переулок выходят короткий фасад лицевого флигеля, какое-то деревянное строение и торец еще одного дворового флигеля.

Дальнейшее рассмотрение продолжим в соответствии с [77].

Такое же расположение зданий в более крупном масштабе видно на генеральном плане, составленном в 1844 г., когда участок принадлежал жене чиновника 12-го класса Дьячковой:

 

 

 

 

Фасады видны на фиксационных чертежах 1860 г. - фасады по набережной и по Вознесенскому переулку:

 

 

 

Дом был двухэтажный, главным фасадом обращенный на набережную; в отделке (если не ошибаюсь) видны черты раннего классицизма последней трети XVIII в. Со стороны переулка на большей части протяжения был каменный забор (возможно, за ним по-прежнему находилась деревянная постройка).

 

Эти чертежи были выполнены архитектором Е.И.Ферри-де Пиньи в 1860 г., перед перестройкой для нового владельца - полковника А.М.Олсуфьева. Проект перестройки составили в 1860 г. совместно архитекторы Е.И.Ферри-де-Пиньи и Н.П.Гребенка (чертежи фасадов подписаны Гребенкой, а планы - Ферри-де-Пиньи). Здание было надстроено до трех этажей и , кроме того, существенно расширено со стороны переулка. Здесь представлен генеральный план (новая часть здания - под литерой "А"). А вот как стали выглядеть фасады по набережной и по переулку (чертежи Н.П.Гребенки, 1860):

 

 

 

Как видно из второго чертежа, фасад по Вознесенскому переулку был удлинен на 7 осей и теперь его длина составила 10 осей.

Фасады получили весьма характерный для ранней эклектики (и в частности, для многих работ Н.П.Гребенки) строгий, суховатый вид. Эти фасады еще совершенно не похожи на ныне существующие.

 

 

Следующий этап формирования здания относится к 1883 - 1884 гг. (проект перестройки представлен на рассмотрение 10/22 декабря 1883 г., а утвержден 6/18 февраля 1884 г.). Здание перестраивается для нового владельца - издателя В.С.Балашева по проекту К.Э.Гефтлера. Общие габариты здания сохраняются, оно остается трехэтажным, но при этом увеличивается высота третьего этажа и изменяется планировка - в части здания теперь располагается типография. По ссылкам можно посмотреть планы первого, второго и третьего этажей. Если не ошибаюсь, большие, на всю ширину здания помещения на первом и втором этаже флигеля по Вознесенскому переулку - это, очевидно, производственные помещения типографии.

Полностью изменяется и отделка фасадов. Фасад по набережной Екатерининского канала - два варианта проекта с разной формой углового эркера (в три и в пять окон по фасаду):

 

 

 

(Судя по планам (в том числе и более поздним), был выбран первый вариант. Но в наше время эркер выглядит немного по-другому, см. далее. Кроме того, нет балконов по сторонам от эркера, и я не уверен, что они вообще были осуществлены.)

 

Фасад по Вознесенскому переулку:

 

 

 

Фасады получили изящную отделку в "стиле Людовмка XVI" (направление эклектики), в целом сохранившуюся до наших дней. К этому же времени относится и появление барельефов с портретами. Особую выразительность придает дому круглый эркер на углу, увенчанный куполом.

 

 

Следующие перестройки уже не внесли чего-то принципиально нового в облик дома (скорее, даже немного испортили его).

По проекту, составленному в 1896 г. П.П.Трифановым для новой владелицы - О.В.Челищевой была произведена капитальная внутренняя перестройка, с удалением типографии и превращением всего здания в обычный доходный дом. А в 1898 г. тот же П.П.Трифанов выполнил уже для новой владелицы Ю.Д.Гурьевой надстройку четвертого этажа. Чертежи фасадов, 1898:

 

 

 

В соответствии с этим проектом должен был исчезнуть купол над эркером, что уменьшило бы выразительность облика здания. К счастью, этого не произошло - проект, очевидно, был изменен, о чем свидетельствует старая фотография (до 1926 г., фотограф Андреевский [78]:

 

 

 

Эркер надстроен на один этаж и вновь увенчан куполом.

Обратим также внимание на изменение оформления эркера на третьем этаже: теперь в нем не три окна, а два, и декор другой (надо сказать, не менее красивый). Такое оформление видно и на чертежах Трифанова; но может быть, оно существовало уже до надстройки и принадлежит самому Гефтлеру?

 

 

Проект надстройки был утвержден 4 мая 1898 г. А уже 25 августа того же года был утвержден проект еще одной переделки для нового владельца - Ф.И.Ротина. По этому проекту дом был еще раз расширен со стороны Вознесенского переулка. Проект составил В.В.Шауб:

 

 

 

Здание расширено вправо еще на 8 осей.

(Следует сказать, что В.В.Шауб - выдающийся мастер, оставивший заметный след в архитектуре Петербурга, но данную его работу, конечно, нельзя назвать сколько-нибудь значительной.)

 

Итак, основным автором здания следует считать К.Э.Гефтлера, перестроившего его для доходного дома и типографии В.С.Балашева в 1883 - 1884 гг.

 

Теперь посмотрим, как выглядит дом в наши дни.

 

 

29 августа 2009 г.

 

Сравнение с фотографией 1920-х гг. (см. выше) показывает, что в советское время частично ободран декор верхнего этажа, что несколько огрубляет вид здания. Остается порадоваться тому, что полностью сохранилась наиболее красивая часть фасадов - три нижних этажа, а также тому, что по-прежнему существует купол на углу.

 

И наконец, упомянутая особенность, привлекающая внимание: оба фасада украшены медальонами с лепными портретами писателей (что, конечно, объясняется тем, что в нем сначала располагалась типография).

Вот пять портретов, украшающих фасад по каналу (по порядку, слева направо):

 

29 августа 2009 г.

 

И еще два портрета на фасаде по переулку - первый и второй от угла (дальше начинаются повторения):

 

29 августа 2009 г.

 

Я не могу опознать все портреты. Часть из них очевидна, некоторых других писателей можно назвать предположительно, а третьи мне вообще неизвестны. (Я буду благодарен, если кто-нибудь из посетителей сайта поможет мне. )

Итак:

Фасад по каналу: В.А.Жуковский (?), И.С.Тургенев (?), А.С.Пушкин, неизвестный, Н.М.Карамзин (?).

Фасад по переулку: неизвестный, И.А.Крылов.

(Есть, по меньшей мере, еще одна попытка опознания, см [79].)

 

Автор проекта здания - К.Э.Гефтлер позже работал как художник-пейзажист [26]. Другие его самостоятельные  архитектурные работы мне неизвестны, в [3] названо только одно это здание. (Могу назвать еще одну работу, в которой он принял участие, но не как автор - городские скотобойни на Забалканском (ныне Московском) проспекте, недалеко от Обводного канала; в журнале "Нива" в 1882 г. [80] помещена выполненная им перспектива боен - вид с птичьего полета.)

Не вполне понятно и то, какое образование получил Гефтлер. По данным [3], он в 1882 г. окончил Институт гражданских инженеров, а в 1896 г. - Академию художеств. Однако эти данные сомнительны - во всяком случае, в том, что касается Института гражданских инженеров. Если бы Гефтлер окончил его в 1882 г., то к моменту проектирования дома Балашева он имел бы звание гражданского инженера. Однако на чертежах [77] он подписывается как "им. пр. произв. работ", т.е. "имеющий право производства работ". 

Я решил проверить данные по труду Г.В.Барановского [81], где собраны как можно более полные сведения о выпускниках этого учебного заведения с 1842 до 1892 г. - и не нашел никаких данных о К.Э.Гефтлере: среди статей о выпускниках, помещенных в алфавитном порядке, статьи о Гефтлере нет; не назван он и в списке выпускников за 1882 г. Очевидно, данные об окончании им института в 1882 г. (и вообще до 1892 г. включительно) ошибочны. (Характерно, что в [3] часто можно встретить ссылки на [81], но именно в данных о К.Э.Гефтлере такой ссылки нет.)

 

 

Следующий дом по той же стороне (Красноградский пер., 3) обращен сюда задним фасадом, а главный фасад выходит в противоположную сторону, на Вознесенский пр., 27. На приведенном выше фрагменте плана Петербурга 1828 г. видно, что данный участок прямоугольной формы уже тогда имел такую же планировку, как сейчас: он был со всех четырех сторон окружен каменными флигелями - двумя лицевыми и двумя дворовыми.

С 1899 г. этот дом принадлежал тому же владельцу, что и предыдущий рассмотренный дом - Ф.И.Ротину, и данные об истории его строительства содержатся в том же деле [77], что и о предыдущем доме.

 

Проект фасада по Вознесенскому проспекту, фрагмент чертежа 1823 г. (в это время участок принадлежал вдове седельного мастера Л.И.Штульман (или Стульман):

 

 

 

Фасад выполнен в типичных формах классицизма первой трети XIX в.

 

 

С противоположной стороны, по Вознесенскому переулку еще в середине 1830-х гг. сохранялся старый флигель с фасадом в формах переходной архитектуры от барокко к классицизму 1760 - 1780-х гг. Фиксационный чертеж 1836 г. (фрагмент):

 

 

 

Чертеж выполнен в связи с новым проектом, по которому флигель должен был быть надстроен до трех этажей, вровень с остальными. При этом старый декор должен был быть сбит, и здание получало невыразительный утилитарный фасад (чертеж нового фасада я здесь не привожу). Эта работа была выполнена для той же владелицы.

 

 

В 1854 г., когда дом принадлежал уже наследникам Л.И.Штульман, он был перестроен по проекту В.В.Витта, при этом были изменены оба лицевых фасада (см. листы 105-117).

Фасад по Вознесенскому проспекту, чертеж В.В.Витта, 1854:

 

 

 

С этой стороны дом надстроен на один этаж. Старомодный (для того времени) классицистический фасад переделан в строгих формах ранней эклектики. (Должен сказать, что и мне этот фасад нравится больше, чем прежний.)

 

Фасад по Вознесенскому переулку, чертеж В.В.Витта:

 

 

 

Со стороны переулка дом по-прежнему трехэтажный (каким он стал в 1836 г.), и фасад попроще. Трехэтажными были и два дворовых флигеля.

 

 

В 1858-1860 гг. В.В.Витт выполнил некоторые переделки дома уже для новой владелицы - вдовы статского советника А.О.Витали. (Для нее же Витт в 1860 г. построил особняк на набережной Екатерининского канала, 156.) Переделка 1858 г.  незначительна - пробивка двух новых дверей (см. листы 96-98). Более существенна работа 1860 г. (см. листы 86-95, 101-104, 118-120) - надстройка до четырех этажей всего дома - сначала двух дворовых флигелей, а затем лицевого флигеля по Вознесенскому переулку. Фасад по Вознесенскому переулку после надстройки, чертеж В.В.Витта, 1860:

 

 

 

[3] перестройка по проекту В.В.Витта датирована только 1860 годом, а его работа 1854 г. (пожалуй, наиболее важная для формирования облика дома) не упомянута. Возможно, это связано с тем, что листы, относящиеся к 1854 - 1860 гг., расположены в [77] в беспорядке (я специально указал здесь номера листов).)

 

 

В 1899 г. дом (принадлежавший до этого М.Д.Калугиной) перешел в собственность купца первой гильдии Ф.И.Ротина, которому к этому времени уже принадлежал соседний дом в Вознесенском переулке, на углу Екатерининского канала, расширенный для него В.В.Шаубом в 1898 г. (см. выше). Теперь В.В.Шауб стал работать и в этом доме.

Первой его работой летом того же 1899 г. была пробивка общих ворот в примыкающих друг к другу дворовых флигелях этих двух домов, которые теперь стали принадлежать одному хозяину. Затем последовала гораздо более значительная работа - капитальная перестройка данного дома, проект которой В.В.Шауб составил в том же 1899 г.

Фасады по Вознесенскому проспекту и по Вознесенскому переулку, чертежи В.В.Шауба, 1899:

 

 

 

 

Фотографии здания - фасад по Вознесенскому (Красноградскому) переулку, фасад по Вознесенскому проспекту, фрагмент фасада по Вознесенскому проспекту:

 

 

29 августа 2009 г. 31 марта 2012 г. 31 марта 2012 г.

 

Реально существующие фасады несколько отличаются в деталях от проекта и в целом выглядят проще, даже с некоторым оттенком казенщины. Но и в таком виде дом представляет большой интерес как одно из первых в Петербурге произведений стиля модерн. (Следует сказать, что В.В.Шауб в это же время строил и другие дома в стиле модерн, гораздо более совершенные по архитектуре: особняк А.Л.Франка (21-я линия, 8; 1898 - 1900), дом И.Е.Ритинга (угол Кронверкского и Александровского (Добролюбова) проспектов; 1899).)

Через некоторое время в доме разместилась Вознесенская лечебница М.Я.Ауслендера; в наше время здесь по-прежнему находится поликлиника.

Несколько странно выглядит входной портал со стороны Вознесенского проспекта:

 

 

31 марта 2012 г.

 

Эта чисто неоампирная вставка, игнорирующая весь остальной фасад, появилась здесь в 1916 г. (арх. Я.Г.Гевирц) [3]. (В [77] представлен другой проект Я.Г.Гевирца, в соответствии с которым портал выглядел бы вполне органично и не нарушал бы общий характер фасада; остается пожалеть, что осуществлен не он.)

 

 

На противоположной стороне переулка привлекает внимание дом 6 - красивое произведение архитектуры эклектики:

 

 

31 марта 2012 г.

 

Это флигель доходного дома А.К.Рейнберг, построенного в 1896 - 1897 гг. по проекту А.Я.Рейнберга [3]. Не менее красив и главный корпус, обращенный своим фасадом в противоположную сторону, на Большую Подъяческую ул., 8:

 

 

29 августа 2009 г.

 

После 1899 г. Рейнберг работал в Риге, где стал одним из ведущих мастеров модерна.

 

 

А теперь посмотрим второе колено переулка, идущее перпендикулярно Вознесенскому проспекту.

Вот его вид в наши дни:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Малоинтересный, ничем не примечательный вид. Но раньше было по-другому! На противоположной стороне Вознесенского проспекта (там, где за деревьями виднеется школьное здание) стояла Вознесенская церковь. И перспективу переулка замыкала прекрасная колокольня. Вот как приблизительно могло бы это выглядеть:

 

 

 

 

 

В заключение скажем о доме, вытянувшемся вдоль этого колена переулка и выходящем на угол Вознесенского проспекта (Вознесенский пр., 31/2):

 

 

29 августа 2009 г.

 

Этот большой и красивый доходный дом строился в два этапа [3]. В 1843 г. по проекту Б.Спиндлера была построена его угловая часть (см. левую фотографию). В 1856 - 1867 гг. здание расширено со стороны переулка (арх. Н.П.Гребенка).

 

 

Вторая редакция 16 июня 2020 г.

(Сведения об истории строительства домов по Красноградскому пер., 5/80 и 3/27 были помещены мною 28 апреля 2020 г. на сайте Citywalls https://www.citywalls.ru/house2064.html и https://www.citywalls.ru/house8503.html (под ником S.P.).)

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.