ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая   

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Итак, мы подходим к устью канала - к месту впадения его в Фонтанку.

Под конец канал делает еще один крутой поворот влево и отходит от пр. Римского-Корсакова (бывшего Екатерингофского), который далее проходит по западной границе пл. Репина (бывшей Калинкинской). Между каналом и площадью - небольшой "островок" зданий:

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

Сначала немного отойдем от канала и посмотрим площадь. Вид с пр. Римского-Корсакова на пл. Репина и отдельно западная сторона площади:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 105/19 (угол Мясной улицы):

 

 

31 мая 2008 г.

 

Это небольшое здание благородной архитектуры - бывшая богадельня. По данным [5], здание было построено в 1886 г. по проекту Н.Д.Федюшкина. В 1893 г. оно было перестроено под доходный дом архитектором М.Ф.Гейслером [3]; затронула ли эта перестройка внешний облик здания, мне неизвестно.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 107:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Этот небольшой доходный дом построен в 1895 г. по проекту В.А.Шретера [3]. Кирпичный фасад с штукатурным декором характерен для Шретера - одного из лидеров рационалистического течения в эклектике.

 

 

Справа налево: пр. Римского-Корсакова, дома 109, 111, 113 (дом 115 во время съемки был закрыт лесами):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

История строительства домов 109 и 111 мне почти неизвестна. Ясно только, что ампирный дом 111 построен в 1820 - 1840-х гг.; согласно [47, №312], он надстроен в 1900 г.[47, №312] дом датируется рубежом XVIII и XIX в.; на мой взгляд, такая датировка невероятна: в фасаде слишком ярко выражены черты ампира.) 

Фасад дома 109 очень похож на фасад соседнего дома 111, но отличается от него в деталях; очевидно, детали переделаны в годы, когда классицизм уже казался старомодным, - не ранее середины XIX века. Впрочем, если мне не изменяет память, подлинный старый дом на этом месте был снесен на рубеже 60-х и 70-х годов, а то, что мы видим сейчас, - новодел, повторяющий прежние формы.

Дом 113 перестроен из более старого в 1905 г. по проекту П.Н.Батуева [3]. Он плохо виден на фотографии, но мы немногое теряем оттого, что не можем его разглядеть: у дома довольно бедный фасад в недопустимо упрощенных формах стиля модерн.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 115:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Доходный дом в духе модернизированной неоклассики построен в 1912 г. по проекту А.А.Захарова [3]. В фасаде применены модные мотивы русского ампира.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 117/20 (на углу Лоцманской улицы):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

На мой взгляд, малоинтересный дом какой-то упрощенной архитектуры. История его строительства мне почти неизвестна (в 1902 - 1904 гг. он  надстроен и расширен, арх. С.П.Гусев [3]).

 

 

Мы познакомились с западной стороной площади. Теперь рассмотрим здания на восточной ее стороне (задними фасадами выходящие на канал).

 

Пл. Репина, 3, левая часть (фасад этого здания, выходящий на наб. кан. Грибоедова, 135-137, можно увидеть на первой фотографии на этой странице):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

История строительства дома мне неизвестна. Судя по архитектуре, он построен в первой половине XIX века. Вероятно, он сначала был трехэтажным. Сохранилась красивая, благородная ампирная отделка фасадов.

 

В этом доме в течение 13 лет - с 1882 до 1895 г. (с перерывом с мая до зимы 1887 г.) жил художник И.Е.Репин (о чем сообщает мемориальная доска на доме). Сразу скажу, что я не поклонник творчества Репина. Меня факт проживания его в этом доме интересует скорее с одной точки зрения: именно по инициативе Репина дом был изуродован перестройкой.

Я упомянул о перерыве в 1887 году. В это время Репин на несколько месяцев уехал путешествовать (в Италию, Германию, затем к Д.И.Менделеву в Баблово, к Л.Н.Толстому в Ясную Поляну). А за это время по просьбе Репина на доме была надстроена мансарда для мастерской (арх. А.И.Рейнбольдт). [43, с. 188, 287; 3]

И прежний-то надстроенный четвертый этаж не украшал дом, а новая мансарда уже совсем безобразна. Конечно, Репин был представителем того поколения, которое не очень-то жаловало Петербург, считало его архитектуру скучной, казарменной, - но все-таки: неужели "великий художник" не чувствовал, какое уродство он устроил!

 

 

Восточная сторона площади Репина:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

На переднем плане дом по пл. Репина, 3, правая часть. Он получил нынешний вид в результате перестройки в 1880 г. по проекту П.П.Нарановича [3] (видимо, в первых двух этажах, а также в балконных решетках третьего этажа сохранились элементы прежней ампирной отделки). В целом архитектура этого здания кажется мне несуразной; особенно странно выглядит эркер, никак не связанный с остальным фасадом.

 

Несравненно интереснее здание, которое расположено дальше (пл. Репина, 1; двумя другими фасадами оно выходит на наб. Фонтанки, 201 и наб. кан. Грибоедова, 139). Вот оно крупным планом:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Это бывший съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части. Здание построено в 1849 - 1851 гг. по проекту Р.А.Желязевича [3] (на месте прежнего классицистического здания с портиком).

Это выдающееся произведение архитектуры середины XIX века. Прозаическое по назначению здание уподоблено некоему флорентийскому палаццо. Каланча получила формы обычные для башен, украшающих такие дворцы. Но есть одно отличие: фасад не каменный, а кирпичный. На мой взгляд, такая особенность все же несколько снижает тон, придает зданию даже какой-то иронический характер (за много лет предвосхитивший постмодернизм).

Монументальное здание играет очень большую роль в облике окрестностей - площади Репина, Фонтанки, канала Грибоедова, прилегающих улиц.

(Справедливости ради надо сказать, что Желязевич не первый уподобил съезжий дом итальянскому палаццо. Значительно раньше, в 1840 г. архитектор И.И.Шарлемань 1-й применил такой прием в здании пожарного депо на западном берегу Ольгина пруда в Петергофе; каланча этого здания похожа на башню палаццо (правда, здание оштукатурено). Могу выразить сожаление о том, что поздний, петергофский период творчества И.И.Шарлеманя незаслуженно мало известен.)

 

 

Упомяну также одну небольшую достопримечательность на пл. Репина - верстовой столб:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Верстовой столб был установлен в 1770-х гг., причем сначала он находился на другом берегу Фонтанки. Это один из верстовых столбов, установленных по проекту, разработанному А.Ринальди в конце 1760-х гг. Но именно этот столб - особенный. Около 1780 г. на нем была установлена доска в память о том, что в июне 1762 г., в день переворота здесь остановилась карета Екатерины II и ей присягнули на верность солдаты и офицеры Измайловского полка. Доска исчезла в конце XIX в. [44, с.150]

См. также...

 

 

А вот как выглядит съезжий дом с других сторон. Слева вид с Фонтанки, причем видно место впадения в нее канала. Справа вид с канала Грибоедова:

 

 

17 ноября 2007 г. 31 мая 2008 г.

 

 

Теперь обратимся к левому берегу канала.

 

Дом на углу канала и Садовой улицы (наб. кан. Грибоедова, 178/129):

 

 

31 мая 2008 г. 17 ноября 2007 г.

 

Красивый доходный дом в стиле модерн, построенный в 1910 г. по проекту А.И.Стюнкеля [3].

 

 

Садовая улица подходит к месту впадения канала в Фонтанку, под острым углом к ним обоим:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Справа - дом на углу Садовой улицы и Фонтанки (Садовая ул., 128/199). Странно выглядят его омерзительно голые стены, дом врывается диссонансом в живописное окружение.

Доходный дом В.Г.Кудрявцевой, построен в 1911 - 1912 гг., его автором называют архитектора В.В.Шауба [3]. Однако следует сказать, что дом построен с грубейшим отклонением от проекта. Вот как должны были выглядеть фасады дома в соответствии с проектом В.В.Шауба [108].

Фасад по Садовой улице:

 

 

 

 

Фасад по Фонтанке; слева от него короткий (в одну ось) фасад на срезанном углу здания:

 

 

 

Честно говоря, мне кажется, что и этот проект в формах модернизированной неоклассики довольно банален и много ниже возможностей В.В.Шауба - в целом большого мастера. Но то, что было реально сделано - гораздо хуже.

Планировка дома, насколько мне известно, соответствует проекту Шауба. Но тратить деньги на украшение фасадов заказчики отказались...

 

 

Но особенно плохо другое. Раньше вдоль Садовой улицы открывался вид на Покровскую церковь (1798 - 1812, арх. И.Е.Старов), располагавшуюся совсем недалеко отсюда - на Покровской площади (ныне пл. Тургенева - там, где видны деревья). Этот замечательный храм был преступно уничтожен в 1934 г.

Отсюда открывался вид на церковь с запада, со стороны главного фасада. Вот ее изображение крупным планом примерно в этом направлении [19, с. 64]:

 

 

 

Ворота в виде портика в ограде церкви были построены в 1813 г. по проекту В.П.Стасова [28, с. 87].

 

За время прогулки мы видим уже третье место, откуда открывался вид на Покровскую церковь, стоявшую на пересечении двух главных улиц района Коломны - Садовой улицы и Английского проспекта. (Другие два места:  1  2; о четвертом месте сказано на одной из страниц раздела "Фонтанка".) Ее гибель - это не только гибель отдельного памятника архитектуры: распался цельный образ большого городского района.

 

 

Место впадения канала в Фонтанку. Вид с Фонтанки:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Над устьем канала в 1783 г. [1] построен Мало-Калинкин мост. Это один из трех однотипных мостов через канал, наряду с Пикаловым и Аларчиным (впоследствии несколько переделанным). На устоях моста установлены красивые гранитные обелиски с фонарями.

 

 

В завершение прогулки оглянемся назад на последний пройденный нами отрезок канала. Два вида вверх по течению канала с Мало-Калинкина моста в разное время года:

 

 

31 мая 2008 г. 17 ноября 2007 г.

 

 

См. также соответствующие страницы раздела "Фонтанка" (1  2).

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая   

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.