ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая   

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Итак, мы подходим к устью канала - к месту впадения его в Фонтанку.

Под конец канал делает еще один крутой поворот влево и отходит от пр. Римского-Корсакова (бывшего Екатерингофского), который далее проходит по западной границе пл. Репина (бывшей Калинкинской). Между каналом и площадью - небольшой "островок" зданий:

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

Сначала немного отойдем от канала и посмотрим площадь. Вид с пр. Римского-Корсакова на пл. Репина и отдельно западная сторона площади:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 105/19 (угол Мясной улицы):

 

 

31 мая 2008 г.

 

Это небольшое здание благородной архитектуры - бывшая богадельня. По данным [5], здание было построено в 1886 г. по проекту Н.Д.Федюшкина. В 1893 г. оно было перестроено под доходный дом архитектором М.Ф.Гейслером [3]; затронула ли эта перестройка внешний облик здания, мне неизвестно.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 107:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Этот небольшой доходный дом построен в 1895 г. по проекту В.А.Шретера. Кирпичный фасад с штукатурным декором характерен для Шретера - одного из лидеров рационалистического течения в эклектике.

 

 

Справа налево: пр. Римского-Корсакова, дома 109, 111, 113 (дом 115 во время съемки был закрыт лесами):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

История строительства домов 109 и 111 мне почти неизвестна. Ясно только, что ампирный дом 111 построен в 1820 - 1840-х гг.; согласно [47, №312], он надстроен в 1900 г.[47, №312] дом датируется рубежом XVIII и XIX в.; на мой взгляд, такая датировка невероятна: в фасаде слишком ярко выражены черты ампира.) 

Фасад дома 109 очень похож на фасад соседнего дома 111, но отличается от него в деталях; очевидно, детали переделаны в годы, когда классицизм уже казался старомодным, - не ранее середины XIX века. Впрочем, если мне не изменяет память, подлинный старый дом на этом месте был снесен на рубеже 60-х и 70-х годов, а то, что мы видим сейчас, - новодел, повторяющий прежние формы.

Дом 113 перестроен из более старого в 1905 г. по проекту П.Н.Батуева. Он плохо виден на фотографии, но мы немногое теряем оттого, что не можем его разглядеть: у дома довольно бедный фасад в недопустимо упрощенных формах стиля модерн.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 115:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Доходный дом в духе коассицизированного модерна построен в 1912 г. по проекту А.А.Захарова. В фасаде применены модные мотивы русского ампира.

 

 

Пр. Римского-Корсакова, 117/20 (на углу Лоцманской улицы):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

На мой взгляд, малоинтересный дом какой-то упрощенной архитектуры. История его строительства мне почти неизвестна (в 1902 - 1904 гг. он  надстроен и расширен, арх. С.П.Гусев).

 

 

Мы познакомились с западной стороной площади. Теперь рассмотрим здания на восточной ее стороне (задними фасадами выходящие на канал).

 

Пл. Репина, 3, левая часть (фасад этого здания, выходящий на наб. кан. Грибоедова, 135-137, можно увидеть на первой фотографии на этой странице):

 

 

17 ноября 2007 г.

 

История строительства дома мне неизвестна. Судя по архитектуре, он построен в первой половине XIX века. Вероятно, он сначала был трехэтажным. Сохранилась красивая, благородная ампирная отделка фасадов.

 

В этом доме в течение 13 лет - с 1882 до 1895 г. (с перерывом с мая до зимы 1887 г.) жил художник И.Е.Репин (о чем сообщает мемориальная доска на доме). Сразу скажу, что я не поклонник творчества Репина. Меня факт проживания его в этом доме интересует скорее с одной точки зрения: именно по инициативе Репина дом был изуродован перестройкой.

Я упомянул о перерыве в 1887 году. В это время Репин на несколько месяцев уехал путешествовать (в Италию, Германию, затем к Д.И.Менделеву в Баблово, к Л.Н.Толстому в Ясную Поляну). А за это время по просьбе Репина на доме была надстроена мансарда для мастерской (арх. А.И.Рейнбольдт). [43, с. 188, 287; 3]

И прежний-то надстроенный четвертый этаж не украшал дом, а новая мансарда уже совсем безобразна. Конечно, Репин был представителем того поколения, которое не очень-то жаловало Петербург, считало его архитектуру скучной, казарменной, - но все-таки: неужели "великий художник" не чувствовал, какое уродство он устроил!

 

 

Восточная сторона площади Репина:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

На переднем плане дом по пл. Репина, 3, правая часть. Он получил нынешний вид в результате перестройки в 1880 г. по проекту П.П.Нарановича (видимо, в первых двух этажах, а также в балконных решетках третьего этажа сохранились элементы прежней ампирной отделки). В целом архитектура этого здания кажется мне несуразной; особенно странно выглядит эркер, никак не связанный с остальным фасадом.

 

Несравненно интереснее здание, которое расположено дальше (пл. Репина, 1; двумя другими фасадами оно выходит на наб. Фонтанки, 201 и наб. кан. Грибоедова, 139). Вот оно крупным планом:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Это бывший съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части. Здание построено в 1849 - 1851 гг. по проекту Р.А.Желязевича (на месте прежнего классицистического здания с портиком).

Это выдающееся произведение архитектуры середины XIX века. Прозаическое по назначению здание уподоблено некоему флорентийскому палаццо. Каланча получила формы обычные для башен, украшающих такие дворцы. Но есть одно отличие: фасад не каменный, а кирпичный. На мой взгляд, такая особенность все же несколько снижает тон, придает зданию даже какой-то иронический характер (за много лет предвосхитивший постмодернизм).

Монументальное здание играет очень большую роль в облике окрестностей - площади Репина, Фонтанки, канала Грибоедова, прилегающих улиц.

(Справедливости ради надо сказать, что Желязевич не первый уподобил съезжий дом итальянскому палаццо. Значительно раньше, в 1840 г. архитектор И.И.Шарлемань 1-й применил такой прием в здании пожарного депо на западном берегу Ольгина пруда в Петергофе, каланча которого похожа на башню палаццо (правда, здание оштукатурено). Могу выразить сожаление о том, что поздний, петергофский период творчества И.И.Шарлеманя незаслуженно мало известен.)

 

 

Упомяну также одну небольшую достопримечательность на пл. Репина - верстовой столб:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Верстовой столб был установлен в 1770-х гг., причем сначала он находился на другом берегу Фонтанки. Это один из верстовых столбов, установленных по проекту, разработанному А.Ринальди в конце 1760-х гг. Но именно этот столб - особенный. Около 1780 г. на нем была установлена доска в память о том, что в июне 1762 г., в день переворота здесь остановилась карета Екатерины II и ей присягнули на верность солдаты и офицеры Измайловского полка. Доска исчезла в конце XIX в. [44, с.150]

См. также...

 

 

А вот как выглядит съезжий дом с других сторон. Слева вид с Фонтанки, причем видно место впадения в нее канала. Справа вид с канала Грибоедова:

 

 

17 ноября 2007 г. 31 мая 2008 г.

 

 

Теперь обратимся к левому берегу канала.

 

Дом на углу канала и Садовой улицы (наб. кан. Грибоедова, 178/129):

 

 

31 мая 2008 г. 17 ноября 2007 г.

 

Красивый доходный дом в стиле модерн, построенный в 1910 г. по проекту А.И.Стюнкеля.

 

 

Садовая улица подходит к месту впадения канала в Фонтанку, под острым углом к ним обоим:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Справа - дом на углу Садовой улицы и Фонтанки (Садовая ул., 128/199), построенный в 1911 - 1912 гг. по проекту В.В.Шауба. На мой взгляд, этот дом с омерзительно голыми фасадами - откровенная халтура большого (в целом) мастера архитектуры модерна.

 

Но особенно плохо другое. Раньше вдоль Садовой улицы открывался вид на Покровскую церковь (1798 - 1812, арх. И.Е.Старов), располагавшуюся совсем недалеко отсюда - на Покровской площади (ныне пл. Тургенева - там, где видны деревья). Этот замечательный храм был преступно уничтожен в 1934 г.

Отсюда открывался вид на церковь с запада, со стороны главного фасада. Вот ее изображение крупным планом примерно в этом направлении [19, с. 64]:

 

 

 

Ворота в виде портика в ограде церкви были построены в 1813 г. по проекту В.П.Стасова [28, с. 87].

 

За время прогулки мы видим уже третье место, откуда открывался вид на Покровскую церковь, стоявшую на пересечении двух главных улиц района Коломны - Садовой улицы и Английского проспекта. (Другие два места:  1  2; о четвертом месте сказано на одной из страниц раздела "Фонтанка".) Ее гибель - это не только гибель отдельного памятника архитектуры: распался цельный образ большого городского района.

 

 

Место впадения канала в Фонтанку. Вид с Фонтанки:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Над устьем канала в 1783 г. построен Мало-Калинкин мост. Это один из трех однотипных мостов через канал, наряду с Пикаловым и Аларчиным (впоследствии несколько переделанным). На устоях моста установлены красивые гранитные обелиски с фонарями.

 

 

В завершение прогулки оглянемся назад на последний пройденный нами отрезок канала. Вот два вида вверх по течению канала с Мало-Калинкина моста в разное время года:

 

 

31 мая 2008 г. 17 ноября 2007 г.

 

 

См. также соответствующие страницы раздела "Фонтанка" (1  2).

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая   

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.