ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии одного из самых красивых участков канала - между Подъяческим и Львиным мостами.

Канал в этом месте делает плавный поворот влево. Виды канала от Подъяческого моста, сфотографированные в разное время суток (первые две вечером, третья утром):

 

 

 

29 мая 2008 г. 29 мая 2008 г. 31 мая 2008 г.

 

Очень красив правый берег с фасадами домов, расположенных по плавной дуге. Пожалуй, особенно красивы первые четыре дома - ампирные здания первой половины XIX века (на фотографиях - справа налево: наб. кан. Грибоедова, 87, 89, 91, 93).

 

Первый из этих домов (наб. кан. Грибоедова, 87) исторически составлял единое домовладение с домом 85/9 на углу Фонарного переулка. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76] показан только дом 85/9, а территория левее еще не застроена:

 

 

 

 

В 1830 г. для купца Генриха Зондермана был составлен проект трехэтажного доходного дома в правой половине участка ([128], листы 1-7), однако этот проект не был осуществлен. В следующем, 1831 году для купца Андрея Зондермана (вероятно, это то же лицо?) составлен новый проект, по которому, кроме этого дома (с фасадом, отличающимся в некоторых деталях), строится еще один дом слева от него, заполняющий всю оставшуюся территорию; оба дома составляют фактически единое целое. Генеральный план и один из надворных фасадов; лицевые фасады двух частей дома; надворные фасады ([128], листы 13-16, 9-12, 17-20):

 

 

 

 

Лицевой фасад (обе части), чертеж 1864 г. ([128], лист 88-91):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

29 мая 2008 г.

 

Фасад 1831 г. хорошо сохранился до нашего времени. Архитектура, пожалуй, не очень совершенна, но в ней есть благородство свойственное вообще классицизму.

 

 

Следующие три дома (справа налево: дома 89, 91, 93):

 

 

31 мая 2008 г.

 

 

К сожалению, история строительства следующего дома (наб. кан. Грибоедова, 89) мне неизвестна (ясно только, что это первая половина XIX века). Между тем в доме 89 интересны довольно нестандартные лепные украшения:

 

 

29 мая 2008 г.

 

Дом 91 (см. предыдущие фотографии) - бывший доходный дом Сапожниковой, построенный в 1811 г. по проекту В.П.Стасова; это одна из первых петербургских работ Стасова. [28, с. 131, 132].

Первоначально дом был трехэтажным. Его фасад изображен на фиксационном чертеже 1874 г. [82]:

 

 

 

В 1874 г. для владельца дома И.М.Гиршфельда архитектор А.К.Буш составил проект надстройки дома на один этаж. Проект предполагал также полную переделку фасада в стиле эклектики; здесь представлен проект нового фасада, подписанный Бушем [82]. На мой взгляд, такой фасад, сам по себе неплохой, здесь был бы совершенно неуместен, он нарушил бы очарование этой части набережной с ее удивительной цельностью. К счастью этого не произошло: дом был надстроен, но отделка первых трех этажей осталась прежней, а четвертый этаж получил совершенно простое оформление (возможно, просто из экономии). Именно таким мы видим фасад на фотографии 1949 г. [83]:

 

 

 

Как видим, в это время полностью сохранялся весь декор фасада, изображенный на фиксационном чертеже 1874 г. Увы, с того времени произошла потеря: теперь нет масок над окнами первого этажа. (Когда именно они исчезли, я не знаю.)

 

(В упомянутой книге [28] утверждается, что дом надстроен по проекту Буша в середине XIX в. и что именно при этой перестройке появились балясины под окнами второго этажа. Здесь ошибочно всё, кроме фамилии автора проекта надстройки.)

 

Следует сказать и о трагической странице в новейшей истории дома: 20 ноября 1998 г. в подъезде этого дома была убита жившая здесь Г.В.Старовойтова - известный политик времен перестройки. В память о ней на доме установлена мемориальная доска.

 

 

Справа налево: дома 93, 95, 97:

 

 

12 сентября 2009 г.

 

Дом 93 - бывшее здание Театральной школы (совсем недалеко отсюда находится Театральная площадь, на ней располагался Большой театр; теперь его нет, но на этой же площади находится Мариинский театр). Здание было построено в 1821 - 1822 гг. по проекту А.Е.Штауберта. В 1837 г. оно было надстроено, арх. А.П.Гемилиан. [47, №83; 3] Здание в целом выглядит несколько упрощенно, но если приглядеться, можно увидеть на фасаде красивые лепные украшения:

 

 

 29 мая 2008 г.

 

Этот дом завершает ряд ампирных фасадов.

 

 

Наб. кан. Грибоедова, 95, фотография 1949 г. [84]:

 

 

 

Этот доходный дом построен в 1861 г., арх. И.И.Климов [3]. Весьма красивая эклектика (необарокко).

Современная фотография:

 

 

31 мая 2008 г.

 

Дом надстроен на один этаж, при этом упрощены обрамления окон на третьем этаже. Впрочем, фасад и сейчас красив.

По меньшей мере, до 1970-х гг. сохранялись узорчатые металлические ворота с датой постройки. Теперь их, увы, нет.

 

Дом 97, выходящий на угол Львиного переулка, рассмотрен на следующей странице.

 

 

 

Застройка левого берега выглядит не настолько цельно, но и здесь есть немало интересного.

 

 

Наб. кан. Грибоедова, 86:

 

 

29 мая 2008 г.

 

Доходный дом построен в 1894 г. по проекту П.Ю.Сюзора; в 1904 г. он надстроен, арх. П.Ю.Майер [3]. Хотя Сюзор в целом и большой мастер, но данное здание довольно ординарно.

 

 

Значительно интереснее следующее здание - бывшее Первое Общественное (Екатерининское ) собрание (наб. кан. Грибоедова, 90/2, угол Средней Подъяческой улицы). Здание представляет собой незаурядное произведение архитектуры начала XX века. К сожалению, история его проектирования и строительства не вполне ясна.

Однако прежде чем говорить об этом здании, рассмотрим предшествующий дом, на месте которого оно построено.

До первой половины 1880-х гг. здесь были два участка, принадлежавшие разным владельцам - угловой и примыкающий к нему слева по Екатерининскому каналу. До середины 1830-х гг. здесь не было каменных зданий. По ссылке представлен генеральный план углового участка 1830 г. ([166], лист 1-4), на котором обозначены только деревянные строения.

В 1836 г. для чиновника 8-го класса Н.А.Татаринова был составлен проект каменного дома на углу Набережной и Средней Подьяческой улицы ([166], лист 5-8):

 

 

 

Более крупно фрагменты - лицевые фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице:

 

 

 

Проектировался довольно большой двухэтажный дом, занимающий весь участок.  Фасады выполнены в стиле классицизма. Наиболее выразителен короткий фасад по Екатерининскому каналу. Вход с этой стороны украшен двухколонным портиком коринфского ордера, а над ним сделан балкон. (Любопытно, что здесь нарушены каноны: на колонны опирается не полноценный антаблемент, а только карниз; впрочем, это не бросается в глаза, фасад все равно весьма красив.)

На чертеже указано имя автора проекта: "На под. на: Художник-архитектор Алексей Лапин".

 

Однако проект был осуществлен далеко не полностью: были построены только часть дома, выходящая на Екатерининский канал, и, очевидно, надворный флигель в дальнем углу участка. Об этом свидетельствуют чертежи 1881 г. Генеральный план ([166], лист 11):

 

 

 

Участок в это время принадлежал санкт-петербургскому купцу 2-й гильдии И.И.Степанову-Копейкину. Здесь можно увидеть разрешение на "постройку каменных в 2 яруса нежилых служб с каменною лестницею для входа во 2-й этаж существующего флигеля на плане под лит. А, каменного одноэтажного строения для прачешной под лит. В, каменной пристройки для лестниц к существующему каменному лицевому дому под лит. С, увеличение размеров окон подвального этажа и обращение одного окна в дверь в каменном лицевом угловом доме под лит. D” от 12 сентября 1881 г. ([166], лист 9об.). На обратной стороне ([166], лист 9-10) видны (в том числе) лицевые фасады углового дома:

 

 

 

И фасад по Екатерининскому каналу, и фасад маленькой осуществленной части по Средней Подьяческой улице полностью соответствуют проекту 1836 г., только теперь увеличиваются окна подвального этажа. На генеральном плане стоит подпись автора - архитектора Е.А.Пиргова. (Другие чертежи, относящиеся к проекту - [166], листы 11-14.)

 

На втором участке, примыкавшем к угловому, с начала XIX в. находился дровяной двор [167]. В 1881 г. в глубине участка, по его южной границе были построены каменные конюшни (также арх. Е.А.Пиргов; [166], листы 15,16).

 

В 1885 г. [167] владельцем обоих участков стал санкт-петербургский купец Н.П.Прокофьев. Здесь можно посмотреть генеральный план этого объединенного участка ([166], лист 17). Прокофьев устроил торговлю: дровяной двор на втором участке сохранен и расширен на первый участок, предусмотрены также места для кирпича, песка, угля.

В 1892 г. на надворном флигеле, объединенном из двух - флигеля на первом участке и конюшен на втором - была надстроена мансарда (техник Ф.Ф.Федяков; [166], листы 24-32).

Лицевой угловой дом долго сохранял первоначальный классицистический облик. Но в 1901 г. и на нем была надстроена мансарда ([166], листы 33-40). По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 13 июня 1901 г. ([166], две стороны листа 33). На генеральном плане стоит подпись автора проекта - В.Соболева. Фасад с надстроенной мансардой ([166], лист 34-35):

 

 

 

 

В 1903 г. участок Н.П.Прокофьева был выставлен на продажу, а в марте 1904 г. он был куплен вместе со всеми строениями Санкт-Петербургским Первым Общественным Собранием [167, с.41].

Дальнейшая история мне не совсем понятна, особенно ее начало в 1904 году.

Далее я привожу выдержки из [167, с. 42,43]:

"Необходимо отметить, что еще 29 мая 1903 г. из членов Санкт-Петербургского Первого Общественного (позже Екатерининского) Собрания была избрана специальная Комиссия для покупки участка и организации строительства здания для Собрания. Комиссия разработала план размещения необходимых для Общественного Собрания помещений, в том числе клубных комнат, "хозяйственных служб" и театрального зала в новом здании, а также определила их площади. Среди целого ряда предложений Комиссией было рассмотрено и предложение Н.П.Прокофьева о продаже участка на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы. Комиссия, учитывая местоположение, площадь участка и его относительно недорогую стоимость, признала этот вариант наиболее подходящим, и рекомендовала к приобретению именно этот участок (объединенный участок - дворовое место Н.П.Прокофьева №326).

[...]

Созданная для строительства здания комиссия провела провела 35 заседаний для разработки плана размещения необходимых для Собрания помещений, в том числе клубных комнат и театрального зала, в будущем здании, а также определила их площади (т.е. двухэтажного дома "со всеми подразделениями его отвечающими требованиям Собрания"). Театральный зал предполагалось сдавать в наем. Он должен был быть изолирован от остальных помещений Собрания и вместе с тем иметь с ними внутреннюю связь. Для разработки проекта Комиссией были выбраны архитекторы и составлен расчет стоимости здания с театральным залом. В Комиссию поступили заявления от разных лиц, предлагавших свои услуги по постройке здания. При этом Комиссия пришла к заключению, что "будет более целесообразно пригласить в Комиссию трех архитекторов, которые, по ее мнению, заслуживают внимания". Приглашения были разосланы следующим архитекторам: 1. Ф.Миритцу и И.Герасимову, 2. А.И.Ковшарову, 3. В.В.Шаубу, 4. Администрации по делам отставного инженера-полковника Н.В. Смирнова. В феврале-марте 1904 г. выбранных архитекторов пригласили на заседание Комиссии. Архитектор А.В. Ковшаров на приглашение "не отозвался". На заседание пришли Ф.Миритц и И.Герасимов (26 февраля), архитектор В.В.Шауб (28 февраля), Г.К.Нуммелин, рекомендованный одним из членов Общественного Собрания – С.А. Бонч-Богдановским (28 февраля, "по окончании переговоров" с В.В.Шаубом), а также инженер-строитель Н.В.Смирнов(14 апреля).

Инженер Н.В. Смирнов сообщил Комиссии Общественного Собрания, что у него уже имеется разработанный эскизный проект. 5 апреля 1904 г. инженер-строитель Н.В. Смирнов предоставил Комиссии "план будущего дома". При этом он сообщил, что на то, чтобы подвести здание под крышу, потребуется до 4 1/2 месяца.

Помимо этого, Комиссии были представлены и позже рассмотрены, вследствие поступивших заявлений, эскизные проекты будущего здания Общественного Собрания, выполненные гражданским инженером А.К.Монтагом, архитектором М.С.Лялевичем, архитекторами Н.Н.Щербиной-Крамаренко, К.Э.Маккензенем, Е.И.Гонцкевичем, подрядчиком-строителем Бородулиным (выполненный совместно с архитектором В.И.Чагиным).

К 10 апреля 1904 г. все указанные лица предоставили Комиссии свои эскизы. 10 апреля Комиссия приступила к рассмотрению и выбору лучшего из них "как по удобству расположения всех внутренних помещений, так и заслуживающих еще внимания по красоте наружных фасадов". Закрытой баллотировкой (после всестороннего рассмотрения и обсуждения) были выбраны лучшие эскизные проекты. В результате были выбраны три эскизных проекта, как наиболее заслуживающие внимания, а именно:

1. Н.В.Смирнова

2. Г.К.Нуммелина

3. В.В.Шауба

Наибольшее число голосов (белых шаров) получил проект инженера Н.В. Смирнова. Он получил 17 белых шаров и 7 черных, Г.К.Нуммелин – 15 белых и 9 черных, В.В. Шауб – 9 белых, 14 черных. [...]

20 апреля на заседание Комиссии были представлены эскизные проекты двух архитекторов: архитектора В.И.Чагина и гражданского инженера Е.И.Гонцкевича. Оба проекта были "внимательно рассмотрены и поставлены на баллотировку". Эскиз Е.И.Гонцкевича получил 12 белых шаров, В.И.Чагина – 9 белых шаров. На третье место в своеобразном конкурсном соревновании эскизных проектов вышел эскиз Е.И.Гонцкевича, опередив эскиз В.В.Шауба.

После обсуждения стоимости проектов Комиссией были заказаны проекты и сметы по их эскизам Г.К.Нуммелину и Е.И.Гонцкевичу (за 1500 рублей). Архитекторы обещали выполнить эту работу к 1 июню 1904 г. Окончить строительные работы требовалось к тому времени, когда закончится срок аренды квартиры, где на тот момент времени располагалось Общественное Собрание, т.е. "ко дню истечения контракта, заключенного Собранием с настоящим домовладельцем". В это время Собрание помещалось у господина Якунчикова в доме на Мойке №66/2 у Синего моста на углу Невского проспекта. Начать строительные работы требовалось непременно в текущем строительном сезоне."

Но вопреки всему сказанному, в том же 1904 г.был представлен совсем другой проект - не клубного здания, а доходного дома! И этот проект ([166], листы 41-67) был утвержден 19 июля 1904 г., т.е. уже после всех обсуждений. По ссылке представлено разрешение на строительство ([166], лист 41). Генеральный план ([166], обратная сторона того же листа):

 

 

 

В соответствии с проектом все прежние постройки на участке сносятся, а на их месте строится новое здание. Это здание уже в заголовке названо "доходным домом 1-го Общественного Собрания". По ссылкам приведены планы подвала, первого, второго, третьего и четвертого этажа ([166], листы 42-51). По ним видно, что это действительно доходный дом - с большими, очевидно, богатыми квартирами на первых трех этажах (по две квартиры на каждом этаже) и с более скромными квартирами на последнем этаже четырехэтажной части здания, расположенной в основном во дворе. Не видно никаких клубных помещений и тем более театрального зала. С чем связано такое отступление от самой цели покупки этого участка Первым Общественным собранием, мне неизвестно. (К большому сожалению, и в [167] не делается даже попытки объяснения этого обстоятельства - просто приводятся данные чертежи без необходимых комментариев.)

Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице ([166], листы 64-67 и 59-63):

 

 

 

Незаурядное, эффектное произведение эклектики (к этому времени уже несколько старомодное). Чувствуется рука большого мастера. Но кто он? Это совершенно неясно. Ни на одном чертеже нет подписи архитектора. Мало того, подписей нет и на всех следующих чертежах, за исключением одного чисто технического проекта, о котором речь пойдет далее. (В [167] также признается тот факт, что имя архитектора неизвестно.)

В [3] авторами существующего здания названы Н.В.Смирнов и О.Р.Мунц. Эти данные постоянно повторяются в литературе, иногда добавляется еще одно имя - Е.Н.Фелейзен. На самом деле эти данные относятся только к интерьерам (см. далее).

 

Как бы то ни было, в следующем, 1905 г. был составлен новый проект - теперь действительно с клубными помещениями и с театральным залом ([166], листы 68-99); автор проекта и здесь неизвестен. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 23 февраля 1905 г. ([166], две стороны листа 68). Фасады по Екатерининскому каналу и по Средней Подьяческой улице ([166], листы 69-72 и 73-77):

 

 

 

Фасады очень похожи на то, что было в предыдущем проекте. Пожалуй, главное отличие - то, что на фасаде по Екатерининскому каналу появился торжественно оформленный вход. (В прежнем проекте доходного дома вход предусматривался со двора.)

Зато внутреннее устройство здания кардинально меняется. По ссылкам представлены планы подвального, первого, второго, третьего и четвертого этажа ([166], листы 78-87). Теперь предусмотрены помещения Собрания, биллиард, библиотека. И - что очень важно - театральный зал, вытянувшийся вдоль Средней Подъяческой улицы и занимающий второй и третий этаж.

На разрезах показана художественная отделка театрального зала и парадной лестницы (обозначения линий разрезов см. на плане первого этажа) . Один из чертежей - слева парадная лестница, справа вид на сцену театрального зала ([166], лист 88-90):

 

 

 

 

Слева вид на театральный зал в противоположную сторону, к балкону ([166], лист 91-93):

 

 

 

 

Разрез по сцене. Слева фрагмент отделки продольной стороны театрального зала ([166], лист 94-95):

 

 

 

 

Левее середины вид на парадную лестницу ([166], лист 96-99):

 

 

 

В проекте интерьеры выполнены в эффектных формах эклектики - так же, как и фасады.

 

Здание было построено в 1904-1906 гг. [167]. При этом были допущены отступления от проекта.

Лицевая часть по Екатерининскому каналу была сделана не трехэтажной, а двухэтажной. Фиксационные чертежи 1914 г. ([166], листы 125-128 и 129-133):

 

 

 

 

Но это не всё. Совершенно по-другому оформлены интерьеры. Предусмотренная в проекте эффектная эклектическая отделка была уже слишком старомодной, и вместо нее была реализована другая, в стиле модерн. Авторы интерьеров названы в [51, 109]: инженер Н.В.Смирнов по рисункам О.Р.Мунца [109]; отделка - О.Р.Мунц, мебель - О.Р.Мунц и Е.Н.Фелейзен [51].

Далее представлены фотографии этих интерьеров, опубликованные в 1907 г. [51, 109]. Парадная лестница [109]:

 

 

 

 

Театральный зал, виды в две противоположные стороны [109]:

 

 

 

 

Гостиные (первая фотография - [109], следующие две - [51]):

 

 

 

 

 

 

 

Интерьеры, созданные О.Р.Мунцем, при участии Н.В.Смирнова и Е.Н.Фелейзена - красивое произведение архитектуры модерна, вполне соизмеримое по художественным достоинствам с созданными неизвестным автором фасадами в стиле эклектики.

 

К 1906 г. относится мелкая техническая работа - "устройство бетонного [и?] крытого балкона при 2-м этаже каменного дома (с надворной стороны) [...] для установки лебедки, поднимающей железный навес [занавес? - С.П.]" ([166], листы 100,101; разрешение от 27 сентября 1906 г.). Я бы не писал об этой работе, если бы не одно обстоятельство: только здесь на одном из чертежей (генеральный план [166], лист 100) стоит подпись автора - "Инженер Н.Смирнов". Конечно, это никоим образом не говорит о том, что он был автором проекта всего здания.

 

В 1914 г. отступления от проекта при строительстве были задним числом утверждены ([166], листы 102-133). Имеется решение от 25 сентября 1914 г.: "Петроградская Городская Управа […] РАЗРЕШАЕТ: дальнейшее существование каменного 2-этажного и частью 3-этажного с мансардом лицевого дома [...] с театральным залом и помещений [так] Собрания и двух 4-этажных служебных флигелей лит. В и С, возведенных в измененном виде против плана, утвержденного управою 19 июля 1904 года за №117 […]" Мне все же кажется странной ссылка на план, утвержденный 19 июля 1904 г., т. е. проект доходного дома - в то время как позже, в 1905 г. был уже утвержден новый проект - с помещениями Собрания и с театральным залом (см. выше). И это не единственная странность. К этому решению приложены как бы фиксационные чертежи, на которых, однако, на разрезах показана не реально существующая отделка в стиле модерн, а первоначально проектировавшаяся эклектическая отделка театрального зала и парадной лестницы. Таким же образом представлено здание и на фиксационных (якобы) чертежах 1906 г. [168].

 

Театральный зал предполагалось сдавать внаем, он мог функционировать автономно, но в то же время не терял связь с помещениями Собрания. Первоначально здесь находился Екатерининский театр. Его директором был артист оперетты Н.Г.Северский - постоянный партнер знаменитой певицы А.Д.Вяльцевой. Главным режиссером был А.О. Ульрих. Здесь же репетировала и выступала знаменитая балетная труппа С.П. Дягилева, великие русские балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина. В 1910-1917 гг.  в Екатерининском театре располагался пользовавшийся большой популярностью театр-кабаре "Кривое зеркало". (Подробнее см., например, [167].)

 

Театральный зал еще функционировал первые несколько лет после октябрьского переворота, затем здание пустовало и, наконец, в 1927 г. в нем расположилась кинофабрика «Советская Беларусь» треста «Белгоскино». Здание подверглось внутренним переделкам, театральный зал фактически был ликвидирован. С 1939 г. по 1999 г. в здании размещалось Центральное конструкторское бюро "Балтсудопроект". Позже здесь находились офисные помещения. [167]. В 2019 г. в здании вновь открылся концертный зал, который находится в помещении бывшего ресторана. Прежний театральный зал, насколько мне известно, пока не восстановлен. (Состояние на 2022 г.)

 

Фотография Л.Г.Андреевского, до 1926 г. [169а] (воспроизводится по [167]):

 

 

 

На доме еще сохраняется надпись "Кривое зеркало".

Фотография К.В.Овчинникова, март 1966 г. [169б] (воспроизводится по [167]):

 

 

 

 

На углу здание украшала весьма эффектная скульптурная группа. Фотография до 2008 г. и ее увеличенный фрагмент (фотография КГИОП; воспроизводятся по [167]):

 

 

 

Аллегории Науки, Просвещения, Торговли и Промышленности. К сожалению, имя скульптора мне неизвестно.

 

Современные фотографии:

 

 

29 мая 2008 г.

 

(Первая фотография помещена также на другой странице.)

Фасад почти полностью сохранился. Но, к сожалению, на нем теперь нет скульптурной группы на углу. В [167] помещена фотография 2007 г. - группа, снятая с фасада и находящаяся на хранении. Судя по фотографии, скульптуры повреждены.

Интерьеры частично сохранились и, видимо, частично реставрированы. Их современные фотографии интерьеров см., например, в [29].

 

 

Вид Средней Подъяческой улицы:

 

 

31 марта 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Улица производит странное, необычное впечатление: она начинается у канала, не пересекается с другими улицами - и оканчивается опять у канала, делающего излучину (точнее, чуть-чуть не доходит до него и оканчивается у пересечения с пр. Римского-Корсакова (бывшим Екатерингофским). В конце улицы видны дома на правом берегу канала - дом 119-121, а за ним брандмауэр соседнего дома, тоже имеющего номер 121. (См. также...)
 

 

Дом на правом углу Средней Подъяческой улицы (наб. кан. Грибоедова, 92/1):

 

 

29 мая 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Дом построен в конце XVIII в. [47,№82.1]. Этот дом и примыкающие к нему здания со стороны Средней Подьяческой улицы рассмотрены в разделе "Средняя Подьяческая улица".

 

 

Наб. кан. Грибоедова, 94:

 

 

29 мая 2008 г.

 

Сведения о времени постройки и авторе проекта этого рядового доходного дома противоречивы: 1880, арх. М.М.Лаговский [3] или 1880 - 1881, арх. И.И.Радике [5].

 

 

В заключение - еще три вида канала: один вниз, два других - вверх по течению:

 

 

29 мая 2008 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.