ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Здесь представлены изображения Львиного моста и его окружения.

 

Слева: "Вид цепного моста, построенного в 1826 году на Екатерининском канале между Вознесенским и Харламовым мостами". Литография К.П.Беггрова, вторая половина 1820-х гг.

Справа: фотография 29 мая 2008 г.

 

 

 

Цепной пешеходный Львиный мост широко известен. Он был построен в 1825 - 1826 гг., одновременно с похожим на него Банковским мостом. Оба моста спроектированы одним и тем же инженером - Г.Треттером, оба моста украшены скульптурами П.П.Соколова.

Задний план на этих двух изображениях в общих чертах похож. Примерно одинаково выглядят дома (хотя, как мы увидим далее, есть и существенные различия в деталях). Слева за домами возвышается Большой театр (на старом изображении) и перестроенное из него здание консерватории (на современной фотографии).

 

 

Львиный мост и дом на правом берегу, на правом углу Львиного переулка (наб. кан. Грибоедова, 97/2; дом выходит также на ул. Декабристов, 26):

 

 

12 сентября 2009 г.

 

Этот доходный дом построен в 1880 - 1881 гг. по проекту В.И.Шауба (отца более широко известного архитектора В.В.Шауба) [3]. Это красивое, благородное здание эпохи эклектики. В отделке фасадов использованы мотивы "стиля Людовика XVI"; не исключено, что они навеяны прежним зданием, из которого перестроен этот дом (ср. далее, дом 99/1).

 

 

Короткий Львиный переулок соединяет набережную с ул. Декабристов (бывшей Офицерской):

 

 

31 марта 2012 г.

 

На левой стороне - ничем, казалось бы, не примечательный дом 1/28 на углу ул. Декабристов. Но до сравнительно недавнего времени здесь сохранялась интересная достопримечательность, которая, однако, в конце концов погибла.

Вот как выглядит в наше время проход на углу дома:

 

 

 

31 марта 2012 г.

 

До начала 1970-х гг. в этом проходе сохранялось деревянное торцовое покрытие. Раньше в центре Петербурга было много торцовых мостовых - мостовых, покрытых прилегающими вплотную друг к другу деревянными шестиугольными шашечками. Во время наводнения 1924 года деревянные шашечки всплыли, и торцовые мостовые после этого не стали восстанавливать. Они погибли везде, кроме этого перехода, где чудом уцелел маленький фрагмент. (Говорят, еще один такой фрагмент торцового покрытия долго сохранялся на углу Казанской улицы и Фонарного переулка; сам я его не видел.)

К огромному сожалению, в начале 1970-х годов этот раритет был бездумно уничтожен. Теперь мы видим здесь обычный асфальт.

 

 

Наб. кан. Грибоедова, 99:

 

 

31 мая 2008 г.

 

Сейчас на этом месте стоит новодел, повторяющий внешний вид прежнего здания.

Старое здание было построено во второй половине XVIII в. в изящных формах переходной архитектуры от барокко к классицизму. С 1804 года в нем находился Мариинский женский институт, который в 1837 году переехал в новое, специально для него построенное здание (Кирочная ул., 54). После этого в здании разместилась полицейская часть. Это и определило трагическую судьбу дома - красивого памятника архитектуры: во время февральской революции полицейский участок - один из многих - был сожжен. [30]

Позже в течение многих лет участок пустовал. И, наконец, в начале XXI века было построено новое здание с воссозданием прежних фасадов. Судя по приведенной в начале страницы старой литографии, фасад по каналу близок к первоначальному. (Жаль только, что появилась мансарда.)

 

 

Слева к этому дому примыкает дом 101:

 

 

31 мая 2008 г.

 

Сравнение со старым изображением в начале страницы показывает, что общая композиция фасада, украшенного портиком, сохранилась до нашего времени. Однако детали отделки уже далеки от классицизма, они появились позже.

В [85] содержатся данные о перестройках этого дома. Наиболее значительные перестройки были выполнены в 1856 г. для супруги генерал-майора Альбрехт по проекту А.И.Ланге. Они касались в основном дворовых флигелей - надстраивались существовавшие здания, строились новые. Лицевой дом не подвергался капитальной перестройке, но были изменены некоторые детали его фасада. В разрешении на строительство от 26 апреля 1856 г. (лист 1) перечислены предусматривающиеся работы, и кроме различных дворовых строений, названы новые элементы лицевого фасада:

" [...] устройство наружного подъезда лит. а, с чугунным на колонках зонтиком и двух входов в подвальный этаж, означенных на фасаде под литерой а', сделание украшений под литерой б [...]"

Все эти новые элементы фасада с соответствующими литерами видны на чертеже, подписанном А.И.Ланге (обратная сторона того же листа):

 

 

 

На мой взгляд, здесь наиболее интересно упоминание новых украшений фасада (литера названа не совсем точно, на чертеже - "б' "). Случай, кажется, уникальный - выдается разрешение на конкретные украшения. И именно благодаря этому мы можем с уверенностью говорить: лепные украшения на фасаде добавлены в 1856 г. по проекту А.И.Ланге. Это орнаментальные барельефы между вторым и третьим этажом и картуш на аттике (теперь не существующий). Прежняя классицистическая композиция с портиком была сохранена, но эти украшения изменили характер фасада, приблизили к новым вкусам эклектики, сделали более пластичным, уютным. В этой, казалось бы, незначительной работе сказался большой талант архитектора (к сожалению, не очень широко известного).

 

(Замечу, что в [3] данная работа отсутствует в списке произведения А.И.Ланге (в предисловии объявлено, что различные мелкие работы (строительство дворовых корпусов и т.п.) в списки не включаются; но, по-моему, изменение фасада - работа вовсе не мелкая.

В то же время данная работа А.И.Ланге указана в [5], хотя и без уточнения, в чем она состояла.)

 

До принадлежал Альбрехтам, по меньшей мере, до конца 1860-х гг. (в 1869 г. [179,с.39] владельцем дома (в то время №103 по набережной) назван Петр Альбрехт). Несколько позже владелец сменился - им стал известный купец и предприниматель И.И.Алафузов. Для нового владельца в 1880 г. были выполнены некоторые мелкие переделки. По ссылкам представлены генеральный план с подписью архитектора (я не смог ее уверенно прочитать; Н.Попов?) и разрешение на строительство от 14 марта 1880 г. (две стороны листа 19). Одна из переделок касается небольшого изменения фасада (см. текст разрешения):

"[...] обращение окна в дверь, [с] постановкою пред ней металлического на колонках зонтика с устройством каменной лестницы для входа в первый этаж в плане под лит. А, устройство металлического на колонках зонтика пред существующею дверью под лит. В [...]"

Соответствующие чертежи (лист 20-21):

 

 

 

Таким образом, теперь на лицевом фасаде по обе стороны от ворот симметрично устроены два входа с металлическими зонтиками.

 

Старая фотография (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-124/102. Ф-8326 [172]):

 

 

 

(Фотография помещена под ошибочной аннотацией: "Петербург. Фасад здания на Фонтанке. С натуры" и неопределенно датирована первой половиной XX в.Учитывая грубую ошибку в аннотации, я и датировке не могу безоговорочно доверять. Ясно только одно: фотография сделана не ранее 1880 г.: на ней уже видны два входа по обе стороны от ворот.)

На фотографии очень хорошо, крупно изображены все лепные украшения. Они полностью соответствуют проекту А.И.Ланге, за одним исключением: в картуше в аттике отсутствует герб. Видимо, это объясняется тем, что к моменту фотографирования дом уже принадлежал не Альбрехтам, а Алафузовым (они оставались владельцами до 1917 г. [52]); герб Альбрехтов был удален, а у Алафузовых, конечно, не было и не могло быть своего герба.

Позже (видимо, в советское время) картуш вообще исчез; исчезли и узорчатые металлические парапеты на крыше. Впрочем, эти утраты довольно незначительны, и в целом фасад хорошо сохранился.

 

 

Теперь речь пойдет о левом береге.

 

Чуть выше Львиного моста от канала отходит Малая Подъяческая улица:

 

 

29 мая 2008 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Эта улица еще более необычна, чем Средняя Подъяческая. Короткая улица срезает "макушку" излучины. Она начинается у канала, не пересекается ни с какими улицами (в том числе в начале или в конце) - и оканчивается опять у канала! Место окончания Малой Подъяческой улицы показано на другой странице. См. также раздел "Малая Подьяческая улица".

 

 

У Львиного моста, на углу Малой Подъяческой  улицы расположен пятиэтажный дом с башенкой (наб. кан. Грибоедова, 96/2):

 

 

29 мая 2008 г.

 

(Эти фотографии помещены также на другой странице.)

Этот доходный дом (1899 - 1900, арх. А.Н.Иосса [3]), казалось бы, довольно примитивен в деталях. Но он очень хорошо соответствует общему духу этого места - видимо, из-за удачно найденной формы башенки. Подробнее этот дом рассмотрен в разделе "Малая Подьяческая улица".

 

 

И в заключение - вид на Львиный мост и канал вверх по течению:

 

 

29 мая 2008 г.

 

 

 

Вторая редакция 16 июня 2020 г.

Обновление 20 июля 2023 г.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.