САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
После Демидова моста канал делает очередной резкий поворот - теперь вправо. После этого он становится почти прямолинейным, но постепенно начинает поворачивать вправо - сначала едва заметно, а потом все более ощутимо.
Здесь представлены фотографии отрезка канала от Демидова до Сенного моста.
Над этим участком господствует огромный и красивый доходный дом на левом берегу (наб. кан. Грибоедова, 50-54), выходящий двумя другими, более короткими фасадами в переулок Гривцова (бывший Демидов), 11 и на Сенную площадь, 13 (фасад по Сенной площади переделан в советское время):
29 мая 2008 г.
Это бывший доходный дом Н.В.Безобразовой, построенный в 1903 - 1905 гг. по проекту Ю.Ю.Бенуа [3] - красивое произведение рационалистического модерна.
Раньше на этом месте находились три участка, принадлежавшие разным владельцам [68а-в]: дома 50 (на углу Демидова переулка, ныне пер. Гривцова, 11), 52 и 54 (выходящий также на Сенную площадь, 13). Постройки на двух крайних участках были незначительны. Зато на среднем (дом 52) стоял большой и красивый доходный дом, построенный в 1850 г. для коллежского асессора графа Стенбок-Фермора по проекту А.И.Ланге.
Чертеж фасада здания [68б]:
Монументальный неоренессансный фасад - красивое произведение ранней эклектики, созданное выдающимся мастером (не настолько широко известным, как он того заслуживает).
Это большое здание включено в новый, еще больший по размерам дом. Вот эта старая часть, расположенная в центре фасада по каналу:
Замечательно, что Ю.Ю.Бенуа не стал изменять декор старого дома (только надстроил его на два этажа, удалив фронтоны) и при этом сумел органично включить, казалось бы, стилистически чуждый старый фасад в новый, принадлежащий стилю модерн.
В целом (если не считать названной особенности) дом Безобразовой весьма характерен для Ю.Ю.Бенуа - выдающегося петербургского архитектора, одного из представителей знаменитой и многочисленной семьи архитекторов и художников. (Лучшая работа Ю.Ю.Бенуа - народный дом графини Паниной на углу Тамбовской и Прилукской улицы.)
Другим длинным фасадом бывший дом Н.В.Безобразовой выходит на Сенную площадь и еще одним, коротким фасадом - в проход между площадью и каналом. Эти два фасада в советское время (очевидно, в 1950-х гг.) были переделаны в духе сталинской архитектуры. На представленных здесь фотографиях можно увидеть эти фасады до переделки.
Фасад, выходящий в проход между набережной и площадью, фотография 1938 г. [69]:
Фасад по Сенной площади, изображение, составленное из трех фотографий 1930-х гг. [70] (изображение в правом верхнем углу отсутствует):
Вернемся на Екатерининский канал. Теперь посмотрим противоположный, правый берег.
От канала отходит под углом Казначейская улица. На правом углу (наб. кан. Грибоедова, 61/1) стоит большой ампирный доходный дом [122].
Первоначальный проект дома был составлен в 1826 г. для купца Сидорова ([122], лист 1-4):
В шапке написано: "Под №1-м, желает вновь построить каменное здание в четыре этажа". Судя по генеральному плану, на Малой Мещанской (ныне Казначейской) улице слева уже существовало какое-то каменное строение, и архитектор предусматривал объединение старой и новой частей одним фасадом.На мой взгляд, оба фасада - и по Малой Мещанской улице, и по Екатерининскому каналу - довольно монотонны.
(В правом нижнем углу - надпись: "Чертил [неразборчиво] Скотти". Я не стал бы обращать внимание на эту обычную подпись копировщика, если бы не одно обстоятельство: в [47, №73] авторство этого проекта предположительно приписывается Скотти. Мне все же кажется, что оснований для этого нет.)
Следует сказать, что фактически объединения нового здания со старым со стороны Казначейской улицы не произошло, и фасад по ней нового здания имел только шесть осей. Расширение влево до первоначально предусмотренных размеров последовало только в 1847 г. для жены надворного советника Пономаревой по проекту архитектора И.И.Цима. Генеральный план с подписью Цима ([122], лист 20):
И.И.Цим не только продолжил дом до левой границы участка, но и построил далеко уходящие вглубь надворные флигели. Фасад по Казначейской улице - чертеж, подписанный Цимом ([122], лист 9):
Проект Высочайше утвержден 7 апреля 1847 г. Замечу, что к этому времени классицизм уже вышел из моды, да и И.И.Цим - в целом представитель эклектики; однако здесь он все же следует первоначальному классицистическому замыслу двадцатилетней давности.
Современная фотография:
31 марта 2012 г.
(Эта фотография помещена также на двух других страницах: 1 2 )
Монотонность фасадов несколько скрашивается довольно красивыми деталями. Дом примечателен еще и тем, что в нем в 1861 - 1863 гг. жил Ф.М.Достоевский; но об этом подробнее сказано на другой странице.
Второй дом от угла (Казначейская ул., 3) - довольно интересная работа в стиле модерн (1905, арх. Н.А.Виташевский [3]):
31 марта 2012 г.
Дом на левом углу Казначейской улицы (наб. кан. Грибоедова, 63/2) состоит из трех разновременных частей. Самая старая часть - дом, вытянувшийся вдоль Екатерининского канала и выходящий коротким торцовым фасадом на Казначейскую улицу. Этот флигель обозначен на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]:
Со стороны Казначейской (в то время Малой Мещанской) улицы к каменному дому примыкает деревянный. По данным [47, №74], каменный дом построен в конце XVIII в. Фотография 1949 г. [147]:
Современная фотография:
29 мая 2008 г.
(Эти две фотографии - старая и современная - помещены также на другой странице.)
Старая часть здания - весь фасад по каналу, срезанный угол и четыре левые оси фасада по Казначейской улицы. На мой взгляд, у здания в целом довольно изящный фасад, на втором этаже очень хорошо чередование сандриков и филенок; к сожалению, фасад все же испорчен надстройкой на один этаж.
Со стороны Казначейской улицы дом сформировался позже - в XIX в., и не в один прием [123].
В 1844 г. для поручика Бистрома был составлен проект трехэтажного каменного флигеля на на месте деревянного дома. Фасад по Казначейской улице ([123], лист 1):
Справа внизу надпись: "Переделывал помощник архитектора Пономарев"; возможно, это автор проекта (во всяком случае в [3] эта работа приписана именно Пономареву). Проект Высочайше утвержден 13 апреля 1844 г. Очень строгий, благородный фасад - неплохое произведение ранней эклектики.
Проект был осуществлен, но далеко не полностью. Фасад по Казначейской улице, чертеж 1858 г. ([123], лист 4-6):
Построена только небольшая часть, соответствующая правому ризалиту фасада проектируемого дома. БОльшая часть деревянного дома сохранилась.
В 1858 г. для чиновника 14-го класса А.Г.Сычева архитектор Е.И.Ферри-де-Пиньи произвел капитальный ремонт старого дома ([123], листы 2-6), а в 1864 г. пристроил к нему справа по Малой Мещанской (Казначейской) улице лестницу в две оси по фасаду. Здесь представлены планы дома с пристроенной лестницей ([123], лист 7-8). Фасад с лестничной пристройкой в две оси ([123], лист 10-11):
Посередине между двумя каменными зданиями по-прежнему стоял деревянный дом - довольно безобразное утилитарное строение. Очередь до него дошла, наконец, в 1881 г., когда владелицей была вдова губернского секретаря А.И.Сычева. Этот дом был снесен, а на его месте был построен каменный трехэтажный дом по проекту С.М.Розова. Фасад ([123], лист 22-23):
По ссылкам представлены также генеральный план с подписью Розова и разрешение на строительство от 2 мая 1881 г. ([123], две стороны листа 21).
Теперь посмотрим современные фотографии разных частей фасада по Казначейской улице.
Левая часть:
15 ноября 2021 г.
Левые четыре оси - фасад здания конца XVIII в. Две оси справа - лестница, пристроенная в 1864 г. Е.И.Ферри-де-Пиньи (см. выше), а в 1881 г. заново построенная С.М.Розовым ([123], листы 31, 32).
Средняя часть:
15 ноября 2021 г.
1881, арх. С.М.Розов.
Правая часть:
15 ноября 2021 г.
Небольшая осуществленная часть проекта 1844 г., арх. Пономарев?
Весь фасад целиком:
15 ноября 2021 г.
(Фотогшрафия помещена также на другой странице.)
Замечу, что в [3] даны не вполне верные сведения об этом доме. Он помещен в список работ Пономарева (даже без вопросительного знака) в следующей редакции: " Доходный дом. Наб. канала Грибоедова, 63 - Казначейская ул., 2. 1844. (Расширен и надстроен.)" Таким образом, Пономареву приписывается весь дом, включая угловую часть и флигель по Екатерининскому каналу, между тем как даже первоначальный (осуществленный далеко не полностью) проект 1844 г. не относился к угловой части, он касался только замены деревянного дома на Казначейской улице - в этом легко убедиться, пересчитав оси по фасаду.
Вид вниз по течению:
29 мая 2008 г.
Следующий дом на правом берегу (наб. кан. Грибоедова, 65), фотография 1949 г. [183]:
Этот доходный дом построен в 1894 году. Сам по себе весьма красивый, он, однако, интересен не столько архитектурными достоинствами, сколько именами архитекторов - В.И.Шёне и В.И.Чагин [3]. Это первая совместная работа двух талантливых мастеров, которые вскоре пришли - одними из первых в Петербурге - к стилю модерн (особняк Гаусвальда на Каменном острове, 1898).
Вид дома портила довольно уродливая надстройка (когда именно она появилась, мне неизвестно). Современная фотография:
31 марта 2012 г.
Фасад надстройки облагорожен. Один из редких отрадных случаев, когда переделка советского времени не только не испортила облик дома, но и улучшила его.
Пройдя еще немного, мы увидим на левом берегу разрыв между домами, в который выходит один из углов Сенной площади:
29 мая 2008 г.
Вдали виден дом с башенкой на углу Сенной площади и Московского (бывшего Забалканского) проспекта (адрес: Московский пр., 1 - пер. Бринько, 2) - бывший доходный дом Я.И.Перетца, построенный в 1907 - 1908 гг. по проекту А.И.Зазерского - одного из лучших архитекторов петербургского модерна [3]. Башенка, исчезнувшая в советское время, восстановлена на рубеже XX и XXI в.
А вот отдельно крупным планом - весьма красивый ампирный дом на углу канала и Сенной площади (наб. кан. Грибоедова, 56 - Садовая ул., 39):
29 мая 2008 г.
Дом Терешиных. Построен в конце XVIII - начале XIX в., перестраивался в 1810-х гг. (арх. В.И.Беретти) и в 1833 г. (арх. А.И.Мельников) [47, №315].
Позже форма трехчастных окон второго этажа была искажена: вместо полукруглых они стали прямоугольными. В 1970-х годах первоначальная форма была восстановлена (правда, одновременно дом был реконструирован внутри).
Вид на Сенную площадь в другом направлении - вверх по течению канала:
29 мая 2008 г.
Попутно заметим одну уже упомянутую странноватую особенность дома 50-54: обращенный к нам короткий фасад переделан в советское время, теперь это обычная сталинская архитектура. Не видно никакой попытки согласовать новый фасад со старым.
А теперь посмотрим собственно на Сенную площадь. Чуть правее просвета, за углом дома Терешина раньше возвышалась церковь Успения - прекрасный храм в стиле барокко, преступно уничтоженный в 1961 году (об этой церкви уже шла речь на другой странице).
Здесь представлены изображения Сенной площади с Успенской церковью, сделанные в разные исторические периоды: акварель Б.Патерсена "Сенная площадь", 1799-1801 (Эрмитаж); акварель К.П.Беггрова с литографии А.П.Брюллова "Вид Сенной площади", 1822 (Русский музей); раскрашенная фотография конца XIX - начала XX в.:
А вот как выглядит Сенная площадь в наши дни:
31 марта 2012 г.
Обидно.
Вернемся на канал.
Напротив прохода на Сенную площадь находится пешеходный Сенной мост:
29 мая 2008 г.
Мост построен в 1952 г. [14].
Чуть ниже моста по течению на правом берегу стоит дом по наб. кан. Грибоедова, 67. Фотографии 1949 и 1974-1976 гг. [124, 125]:
Архитектура близкая к классицизму. История строительства дома мне неизвестна.
В 1970-х гг. дом был снесен, а на его месте в 1978 г. построен новый (арх. А.Н.Полухина) [119]:
15 ноября 2021 г.
Стилизация под классицизм - на мой взгляд, довольно неуклюжая.
Оглянемся назад на пройденный нами путь. Вид с Сенного моста вверх по течению:
29 мая 2008 г.
Вторая редакция 17 ноября 2021 г.
Последнее обновление 24 мая 2024 г.