САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Продолжение. Начало на предыдущей странице.
Два вида вниз по течению. Впереди Харламов мост:
31 мая 2008 г.
Продолжаем знакомство с правым берегом.
Наб. кан. Грибоедова, 111:
31 мая 2008 г.
Доходный дом поручика Константина Воейкова, 1856-1857, арх. В,Е.Морган [88]. Здание было перестроено из дома первой половины XIX в. - первоначально двухэтажный на подвале, он был надстроен до трех этажей, а справа была сделана пристройка с парадным входом (ныне не существующим) и воротами. Позже, в 1877 г. был надстроен четвертый этаж.
Фасад дома, фиксационный чертеж 1894 г. [89]:
В.Е.Морган - посредственный (на мой взгляд) архитектор, работавший преимущественно в стиле ампир в 1830 - 1840-х гг. Этот дом - его поздняя работа, но и в нем фактически используются по инерции все те же формы казенного, упадочного ампира. А в советское время умудрились еще испортить фасад: уничтожен парадный вход, а подворотня стала несоразмерно широкой.
Вид вниз по течению:
31 мая 2008 г.
Дом 113 находится в глубине участка. Фотография 1949 г. [186]:
Этот доходный дом построен в 1912 - 1913 гг. по проекту Н.Л.Захарова [3]. Отделка фасада несколько упрощена - как и подобает дворовому фасаду, - но все-таки дом довольно живописен.
В наше время дом расположен за густой зеленью - более густой, чем в 1949 г. Сфотографировать его фасад удалось только тогда, когда не было листьев на деревьях:
31 марта 2012 г.
Фасад сохранился почти полностью, только исчезла рустовка в нижней части. Дом и сейчас выглядит живописно.
Весьма интересен по архитектуре дом по наб. канала Грибоедова, 115, в облике которого видны черты двух разных эпох [90].
Прежний фасад дома изображен на фиксационном чертеже 1868 г.:
У дома, построенного на рубеже XVIII и XIX в. [47, №86], был довольно изящный фасад в стиле классицизма, украшенный четырехколонным портиком ионического ордера.
В 1868 г. дом, принадлежавший действительному статскому советнику Чубинову, был надстроен на один этаж по проекту И.И.Горностаева (одного из представителей семьи архитекторов, из которой наиболее известен А.М.Горностаев), при этом был частично изменен фасад. Чертеж И.И.Горностаева, 1868:
Верхняя часть фасада получила другое, неоренессансное оформление, причем это касается не только верхнего этажа, но и старого портика: ионический ордер заменен коринфским и над каждой колонной сделана раскреповка антаблемента.
В таком виде и сохраняется фасад:
12 сентября 2009 г. | 12 сентября 2009 г. |
31 марта 2012 г. | 12 сентября 2009 г. |
В облике этого дома причудливо сочетаются черты разных стилей, возникшие на разных этапах строительства, и это сочетание придает ему особую прелесть. При этом общее впечатление от фасада определяет надстройка, и если не вглядываться в детали, дом можно принять за обычное произведение эклектики.
В [5] автором надстройки назван А.Р.Гешвенд, а работа Горностаева неопределенно охарактеризована как "перестройки". Данные [90] говорят об обратном: именно И.И.Горностаев надстроил дом, а А.Р.Гешвенд позже, в 1878 г. выполнил всего лишь проект одного из дворовых флигелей.
Теперь рассмотрим левый берег.
У Львиного моста после начала Малой Подъяческой улицы - практически пустой участок, за которым следует большой жилой дом, выходящий опять на угол короткой Малой Подъяческой улицы, только в ее конце! (наб. кан. Грибоедова, 100/3).
Каменные строения на этом участке показаны уже на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]:
В дальнейшем дома неоднократно перестраивались ([127], листы 1-52), но все время оставались унылыми утилитарными строениями.
Фасад по малой Подъяческой улице, фиксационный чертеж 1894 г. ([91], лист 16-22; слева доходный дом, справа торговые бани):
Положение резко изменилось в лучшую сторону в 1911 г., когда владелец дома В.П.Канчиелов предпринял перестройку доходного дома. Проект перестройки составил гражданский инженер К.Н.Рошефор. Генеральный план ([127], лист 60-61):
На плане стоит подпись: "Инженер граф де Рошефор". По ссылке представлено также разрешение на строительство от 5 июля 1911 г. (обратная сторона того же листа).
В соответствии с проектом доходный дом должен быть надстроен до семи этажей, а расположенные рядом двухэтажные постройки бань (на генеральном плане показанные серой краской) подлежат сносу. Фасады по Екатерининскому каналу и по Малой Подъяческой улице ([127], листы 87-96 и 77-86):
Дом превращается в эффектное произведение стиля модерн - прежде всего, благодаря живописному силуэту, образованному башней на углу и высокими фигурными аттиками.
На месте сносимых бань и пустого пространства рядом с ними К.Н.Рошефор спроектировал еще один большой доходный дом. Генеральный план, фасады по Малой Подъяческой улице и по Екатерининскому каналу ([127], листы 97-98, 131-140 и 141-152):
По ссылке можно также прочитать разрешение на строительство от 9 декабря 1911 г. (обратная сторона листа 97-98).
Два дома должны были образовать большой комплекс, занимающий всё пространство между излучиной Екатерининского канала и Малой Подъяческой улицей.
К сожалению, этот широкий замысел был осуществлен в очень сокращенном виде. Был построен только первый из двух домов, причем он был сделан не семиэтажным, а шестиэтажным с мансардой (это отступление от проекта было узаконено задним числом 30 июня 1915 г., см. [127], лист 153-154). Фотография Л.Г.Андреевского, 1926 г. (Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-460 ф [110]):
Судя по фотографии, дом и в таком виде выглядел весьма эффектно.
Фотография 2008 г. - вид канала вверх по течению, за деревьями виден этот дом, а правее Малая Подъяческая улица:
31 мая 2008 г.
А вот это же место темным осенним вечером (фотография немного обработана - убраны провода):
4 ноября 2007 г.
Несколько позже большие деревья исчезли, и теперь этот дом хорошо виден с канала:
7 сентября 2022 г.
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
К большому сожалению, в советское время (не ранее конца 1950-х гг.) дом был варварски перестроен и опять превратился в утилитарное строение. Тем не менее даже в изуродованном виде этот дом с причудливо изломанным фасадом по каналу и срезанным острым углом выглядит довольно живописно и вполне созвучен общему настроению этого красивого уголка города.
Еще раз вид Малой Подъяческой улицы:
31 мая 2008 г.
Собственно, на этой фотографии видна практически полностью одна из сторон этой необычной, фантастической улицы: вдали виднеется часть дома 2/96, выходящего на угол канала в начале улицы (а у левого края фотографии - только что рассмотренный дом 3/100 в конце улицы).
Посмотрим некоторые дома на Малой Подъяческой улице крупным планом.
Дом по Малой Подъяческой ул., 14 хорошо виден с канала. Фотография 1949 г. [150]:
Этот доходный дом перестроен из более старого в 1862 г. по проекту И.И.Климова [3]. Довольно красивый фасад в стиле эклектики.
Современный вид:
31 мая 2008 г.
Фасад ободран, но все же сохранились отдельные украшения. Результат неожиданный: нынешний фасад не только не уродлив, но даже стал особенно живописным. Дом выглядит так, как будто он нарисован. (Конечно, это не оправдывает вандалов-строителей. Эффект совершенно случайный.)
Далее следуют дома 10 и 12, сохранившие черты благородной архитектуры классицизма первой половины XIX века:
31 мая 2008 г.
Эти два похожих друг на друга дома построены в начале XIX века, а позже надстроены: дом 10 - в 1834 г. (военный инженер Якубовский), а дом 12 - в 1840 г. [47, №№272, 273]. Подробнее см. раздел "Малая Подьяческая улица".
Малая Подъяческая ул., 8:
31 марта 2012 г.
Дом построен в 1911 г., арх. В.Ф.Иванов [3]. Этот красивый дом в стиле модерн рассмотрен в разделе "Малая Подьяческая улица".
(Следующие два дома отсюда не видны, я их здесь не показываю.)
После Малой Подъяческой улицы стоят три корпуса, образующие своеобразную живописную группу. Они имеют один и тот же адрес: наб. кан. Грибоедова, 102. Дома стоят на участке, исторически составлявшем единое домовладение.
Чертеж 1823 г. ([170], лист 9-12):
Как видно на генеральном плане (Екатерининский канал внизу), к этому времени на участке уже стояли каменные дома. Два из них, стоящие перпендикулярно друг другу, располагались во дворе, а два других рядом друг с другом выходили непосредственно на набережную. Владельцем участка в это время был подпоручик Ильин.
Чертеж сделан по поводу небольшой переделки в одном из двух домов, выходящих на набережную - левом (теперь среднем из трех). В шапке написано: "Под №1-м желает сделать из окна подъезд с железным зонтиком". Благодаря этому проекту мы можем увидеть, как выглядел фасад дома. Увеличенный фрагмент того же листа:
Дом был трехэтажным, в семь осей. Фасад фактически не имел архитектурного оформления. (Эркер на третьем этаже явно дорисован значительно позднее - не ранее середины 1830-х гг.; вряд ли он когда-нибудь реально существовал.)
На листе стоит подпись архитектора: "Подпис. архит. Шарлемань". Мне неизвестно, какой это из братьев Шарлеманей - И.И.Шарлемань 1-й или Л.И.Шарлемань 2-й. Впрочем, ясно, что для любого из этих двух крупных мастеров это была мелкая побочная работа.
В 1830 г. Николай Ильин, теперь уже поручик Измайловского полка, предпринял более серьезные переделки ([170], лист 1-4):
Производится надстройка третьего этажа над правым лицевым домом и над одним из дворовых флигелей. Фасад правого дома по набережной (названной Второй Подьяческой улицей - очевидно, ошибочно), увеличенный фрагмент того же листа:
Этот дом (в отличие от левого) имел полноценный фасад в стиле классицизма.
О том, что дом действительно имел такой декор, свидетельствует чертеж 1896 г. - не осуществленный проект перестройки ([170], лист 62-64).
В 1836 г. Н.Ильин (уже дослужившийся до капитана) перестраивает второй надворный флигель ([170], лист 13-16):
Перестройке подвергся флигель, обозначенный на плане под №2. Двухэтажное здание было надстроено третьим этажом и расширено до набережной (на плане - №1). Таким образом, к двум домам на набережной добавился третий, расположенный к ней под тупым углом и выходящий на нее коротким торцовым фасадом, изломанным в соответствии с направлением набережной.
На отдельном листе ([170], лист 5-8) показан разрез надстраиваемого флигеля, а рядом с ним - удостоверение в прочности здания, подписанное архитектором В.Е.Морганом, который, очевидно, и был автором проекта.
В 1856 г. для наследников г-жи Ильиной (очевидно, жены Н.Ильина) была выполнена еще одна перестройка - средний (бывший левый) дом был расширен влево. Генеральный план ([170], лист 48):
Теперь промежуток между левым и средним корпусом существенно уменьшился.
Фасад с показанием линии пристройки ([170], лист 39-40):
Справа внизу написано: "Проект составлял архитектор Морган". Таким образом, автор проекта - тот же архитектор В.Е.Морган, который уже работал здесь двадцать лет назад. Это одна из последних его работ.
По проекту фасад должен был получить хотя бы скромный декор. Был ли этот декор осуществлен, мне неизвестно.
В 1896 г. был составлен проект капитальной перестройки среднего и правого лицевых домов и надворных флигелей с надстройкой над всеми этими зданиями четвертого этажа ([170], листы 60-76), однако этот проект не был осуществлен.
Фиксационный чертеж 1910 г. ([171], лист 17-20):
К этому времени был уже утрачен классицистический декор фасада правого дома, а также, возможно, декор фасада среднего дома (если он был осуществлен в 1856 г.). Когда именно это произошло, мне неизвестно.
Фотография Л.Г.Андреевского, 1926 (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-580 ф [110]):
Современные фотографии:
13 сентября 2024 г. | 31 мая 2008 г. |
Казалось бы, утилитарные постройки, они, тем не менее, выглядят живописно. Им очень подходит нынешняя яркая окраска.