САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Здесь представлены изображения Львиного моста и его окружения.
Слева: "Вид цепного моста, построенного в 1826 году на Екатерининском канале между Вознесенским и Харламовым мостами". Литография К.П.Беггрова, вторая половина 1820-х гг.
Справа: фотография 29 мая 2008 г.
Цепной пешеходный Львиный мост широко известен. Он был построен в 1825 - 1826 гг., одновременно с похожим на него Банковским мостом. Оба моста спроектированы одним и тем же инженером - Г.Треттером, оба моста украшены скульптурами П.П.Соколова.
Задний план на этих двух изображениях в общих чертах похож. Примерно одинаково выглядят дома (хотя, как мы увидим далее, есть и существенные различия в деталях). Слева за домами возвышается Большой театр (на старом изображении) и перестроенное из него здание консерватории (на современной фотографии).
Львиный мост и дом на правом берегу, на правом углу Львиного переулка (наб. кан. Грибоедова, 97/2; дом выходит также на ул. Декабристов, 26):
12 сентября 2009 г.
Этот доходный дом построен в 1880 - 1881 гг. по проекту В.И.Шауба (отца более широко известного архитектора В.В.Шауба) [3]. Это красивое, благородное здание эпохи эклектики. В отделке фасадов использованы мотивы "стиля Людовика XVI"; не исключено, что они навеяны прежним зданием, из которого перестроен этот дом (ср. далее, дом 99/1).
Короткий Львиный переулок соединяет набережную с ул. Декабристов (бывшей Офицерской):
31 марта 2012 г.
Наб. кан. Грибоедова, 99:
31 мая 2008 г.
Сейчас на этом месте стоит новодел, повторяющий внешний вид прежнего здания.
Старое здание было построено во второй половине XVIII в. в изящных формах переходной архитектуры от барокко к классицизму. С 1804 года в нем находился Мариинский женский институт, который в 1837 году переехал в новое, специально для него построенное здание (Кирочная ул., 54). После этого в здании разместилась полицейская часть. Это и определило трагическую судьбу дома - красивого памятника архитектуры: во время февральской революции полицейский участок - один из многих - был сожжен. [30]
Позже в течение многих лет участок пустовал. И, наконец, в начале XXI века было построено новое здание с воссозданием прежних фасадов. Судя по приведенной в начале страницы старой литографии, фасад по каналу близок к первоначальному. (Жаль только, что появилась мансарда.)
Слева к этому дому примыкает дом 101:
31 мая 2008 г.
Сравнение со старым изображением в начале страницы показывает, что общая композиция фасада, украшенного портиком, сохранилась до нашего времени. Однако детали отделки уже далеки от классицизма, они появились позже.
В [85] содержатся данные о перестройках этого дома. Наиболее значительные перестройки были выполнены в 1856 г. для супруги генерал-майора Альбрехт по проекту А.И.Ланге. Они касались в основном дворовых флигелей - надстраивались существовавшие здания, строились новые. Лицевой дом не подвергался капитальной перестройке, но были изменены некоторые детали его фасада. В разрешении на строительство от 26 апреля 1856 г. (лист 1) перечислены предусматривающиеся работы, и кроме различных дворовых строений, названы новые элементы лицевого фасада:
" [...] устройство наружного подъезда лит. а, с чугунным на колонках зонтиком и двух входов в подвальный этаж, означенных на фасаде под литерой а', сделание украшений под литерой б [...]"
Все эти новые элементы фасада с соответствующими литерами видны на чертеже, подписанном А.И.Ланге (обратная сторона того же листа):
На мой взгляд, здесь наиболее интересно упоминание новых украшений фасада (литера названа не совсем точно, на чертеже - "б' "). Случай, кажется, уникальный - выдается разрешение на конкретные украшения. И именно благодаря этому мы можем с уверенностью говорить: лепные украшения на фасаде добавлены в 1856 г. по проекту А.И.Ланге. Это орнаментальные барельефы между вторым и третьим этажом и картуш на аттике (теперь не существующий). Прежняя классицистическая композиция с портиком была сохранена, но эти украшения изменили характер фасада, приблизили к новым вкусам эклектики, сделали более пластичным, уютным. В этой, казалось бы, незначительной работе сказался большой талант архитектора (к сожалению, не очень широко известного).
(Замечу, что в [3] данная работа отсутствует в списке произведения А.И.Ланге (в предисловии объявлено, что различные мелкие работы (строительство дворовых корпусов и т.п.) в списки не включаются; но, по-моему, изменение фасада - работа вовсе не мелкая.
В то же время данная работа А.И.Ланге указана в [5], хотя и без уточнения, в чем она состояла.)
До принадлежал Альбрехтам, по меньшей мере, до конца 1860-х гг. (в 1869 г. [179,с.39] владельцем дома (в то время №103 по набережной) назван Петр Альбрехт). Несколько позже владелец сменился - им стал известный купец и предприниматель И.И.Алафузов. Для нового владельца в 1880 г. были выполнены некоторые мелкие переделки. По ссылкам представлены генеральный план с подписью архитектора (я не смог ее уверенно прочитать; Н.Попов?) и разрешение на строительство от 14 марта 1880 г. (две стороны листа 19). Одна из переделок касается небольшого изменения фасада (см. текст разрешения):
"[...] обращение окна в дверь, [с] постановкою пред ней металлического на колонках зонтика с устройством каменной лестницы для входа в первый этаж в плане под лит. А, устройство металлического на колонках зонтика пред существующею дверью под лит. В [...]"
Соответствующие чертежи (лист 20-21):
Таким образом, теперь на лицевом фасаде по обе стороны от ворот симметрично устроены два входа с металлическими зонтиками.
Старая фотография (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-124/102. Ф-8326 [172]):
(Фотография помещена под ошибочной аннотацией: "Петербург. Фасад здания на Фонтанке. С натуры" и неопределенно датирована первой половиной XX в.Учитывая грубую ошибку в аннотации, я и датировке не могу безоговорочно доверять. Ясно только одно: фотография сделана не ранее 1880 г.: на ней уже видны два входа по обе стороны от ворот.)
На фотографии очень хорошо, крупно изображены все лепные украшения. Они полностью соответствуют проекту А.И.Ланге, за одним исключением: в картуше в аттике отсутствует герб. Видимо, это объясняется тем, что к моменту фотографирования дом уже принадлежал не Альбрехтам, а Алафузовым (они оставались владельцами до 1917 г. [52]); герб Альбрехтов был удален, а у Алафузовых, конечно, не было и не могло быть своего герба.
Позже (видимо, в советское время) картуш вообще исчез; исчезли и узорчатые металлические парапеты на крыше. Впрочем, эти утраты довольно незначительны, и в целом фасад хорошо сохранился.
Теперь речь пойдет о левом береге.
Чуть выше Львиного моста от канала отходит Малая Подъяческая улица:
29 мая 2008 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Эта улица еще более необычна, чем Средняя Подъяческая. Короткая улица срезает "макушку" излучины. Она начинается у канала, не пересекается ни с какими улицами (в том числе в начале или в конце) - и оканчивается опять у канала! Место окончания Малой Подъяческой улицы показано на другой странице. См. также раздел "Малая Подьяческая улица".
У Львиного моста, на углу Малой Подъяческой улицы расположен пятиэтажный дом с башенкой (наб. кан. Грибоедова, 96/2):
29 мая 2008 г.
(Эти фотографии помещены также на другой странице.)
Этот доходный дом (1899 - 1900, арх. А.Н.Иосса [3]), казалось бы, довольно примитивен в деталях. Но он очень хорошо соответствует общему духу этого места - видимо, из-за удачно найденной формы башенки. Подробнее этот дом рассмотрен в разделе "Малая Подьяческая улица".
На другом углу (Малая Подьяческая ул., 1) стоит невыразительное здание - бывшие ясли, ныне дом ребенка (построено в 1930-х гг. (?), в конце 1970-х гг. надстроено):
13 сентября 2024 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
И в заключение - вид на Львиный мост и канал вверх по течению:
29 мая 2008 г.
Вторая редакция 16 июня 2020 г.
Последнее обновление 26 сентября 2024 г.