ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
На двух предыдущих страницах представлены фотографии левого берега Фонтанки между Египетским и Калинкиным мостом. Теперь начнем рассмотрение правого берега.
Изображение, составленное из двух фотографий Л.Г.Андреевского 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3514 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3513 ф (негатив - [242]) [133]):
Справа дом по наб. Фонтанки, 153, рассмотренный на другой странице. Левее - дома, о которых пойдет речь здесь.
На участке по наб. Фонтанки, 155 стояли два дома, однако до нашего времени дошел только один, в левой половине участка:
17 ноября 2007 г.
Это характерный для района Коломны рядовой дом эпохи классицизма - особняк Ноинских, построенный в конце XVIII - начале XIX в. [75а, №371].
Рашьше фасад был более совершенным по архитектуре (см. фотографию в начале страницы). Между окнами второго и третьего этажа были барельефы, карниз украшен модульонами; наверху в центре был мезонин, придававший выразительность общей композиции. Мезонин исчез при капитальном ремонте в конце 1960-х гг.; когда исчезли барельефы и модульоны, я не знаю.
Рассмотрим фрагмент фотографии Египетского моста 1865 - 1870 гг., на которой виден этот дом (вся фотография целиком представлена на другой странице):
Справа от этого дома на фотографии виден классицистический двухэтажный домик с треугольным фронтоном, стоявший между домами 153 и 155. Некоторые сведения об этом не сохранившемся доме содержатся в [259].
Дом принадлежал тем же владельцам - Ноинским. Здесь представлен генеральный план участка 1850 г. - "План дому тайного советника А.И.Ноинского" ([259], лист 1). Дом обозначен литерой А. На чертеже дано пояснение: "А. Дом, низ каменный, верх деревянный", а ниже написано: "План с натурою верен. Дом под лит. А покрыть черепицею. - 17.-го апреля 1850. Архитектор Габерцеттель".
Таким образом, двухэтажный дом был с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Очевидно, он построен задолго до 1850 года - в первой трети XIX, а может быть, и в конце XVIII в., а в 1850 г. был выполнен ремонт - заменена крыша.
Фасад дома, чертеж 1850 г. ([259], фрагмент листа 2):
Здесь можно посмотреть весь лист целиком, со всеми подписями. На чертеже стоит подпись: "Архитектор Таманский" (если только я не ошибся в чтении фамилии). Честно говоря, мне не совсем понятна эта подпись именно на чертеже фасада: фасад явно гораздо более ранний, и речь идет только о ремонте. Не знаю, и кто такой этот Таманский; вряд ли это П.И.Таманский - выдающийся мастер, представитель эклектики - может быть, это его отец, И.И.Таманский?
Когда и при каких обстоятельствах исчез дом, мне неизвестно; могу предположить, что это произошло во время гражданской войны. На фотографии 1926 г. (см. начало страницы) верхнего деревянного этажа уже нет, а в нижнем, очевидно, заложены окна. До нашего времени и эти остатки старого дома не дошли, место остается не застроено.
Вид во дворе дома 155:
17 ноября 2007 г.
Здесь сохранилась довольно любопытная отделка стены, огораживающей участок, арочными нишами (очевидно, брандмауэр на соседнем участке появился позже).
Следующий дом выходит на угол Климова переулка (наб. Фонтанки, 157/8):
17 ноября 2007 г.
Дом построен в 1858 г., арх. Ф.Ф.Бекман [3]. Сравнение с фотографией 1926 г. (см. выше) показывает, что фасады довольно сильно ободраны: нет венчающего фриза с лепными украшениями, рустованных лопаток по краям фасадов. Впрочем, даже в таком обедненном виде дом выглядит довольно приятно.
На другом углу Климова переулка (наб. Фонтанки, 159/9) находится дом, принадлежащий другой эпохе и представляющий собой одно из лучших в Петербурге произведений стиля модерн:
8 сентября 2012 г.
Это бывший доходный дом К.И.Капустина, построенный в 1910 - 1912 гг. по проекту А.Ф.Бубыря [3].
А.Ф.Бубырь - один из наиболее талантливых мастеров позднего модерна, архитектор-новатор. В своем творчестве он тяготеет к простым геометрическим формам, во многом предвосхищающим будущий функционализм. Мне лично нравятся далеко не все его здания (хотя его талант не вызывает сомнений), нередко он оказывается слишком близок к функционалистскому упрощенчеству (так же, как и другие, не менее талантливые архитекторы того же круга - Н.В.Васильев, Э.Ф.Виррих). Но дом Капустина действительно прекрасен. Это одно из самых впечатляющих произведений "северного модерна" в Петербурге. Полюбуемся этим зданием.
29 августа 2009 г.
29 августа 2009 г.
Фрагмент фасада по Фонтанке:
29 августа 2009 г.
Фасад по Климову переулку:
29 августа 2009 г.
29 августа 2009 г.
Один из двух дворов (снимок сделан с соседнего участка по наб. Фонтанки, 161):
29 августа 2009 г.
И даже на этом, казалось бы, утилитарном фасаде можно увидеть интересную нестандартную форму. Вот как выглядят ворота, соединяющие два двора:
29 августа 2009 г.
Такая же "скульптурная" колонка украшает один из углов ворот во втором дворе.
На следующем участке (наб. Фонтанки, 161) до 1917 г. стоял весьма красивый особняк. Первым его владельцем был отставной инженер-капитан Н.Ф.Мусин-Пушкин; проект составил в 1851 г. архитектор И.А.Козлянинов [3, 298].
Проект фасада ([298], лист 6-7):
На чертеже стоит подпись: "Архитектор Козлянинов". Проект Высочайше утвержден 1 августа 1851 г.
По ссылкам представлены генеральный план, планы этажей, надворные фасады боковых флигелей, лицевого дома и заднего флигеля ([298], листы 8-9, 14-15, 10-11, 12-13). Надворные фасады были совершенно простыми. Что же касается лицевого фасада, это было красивое произведение ранней эклектики (неоренессанса). Вот еще раз этот фасад более крупно:
(Слева от дома изображен довольно большой фрагмент фасада с треугольным фронтоном - это конюшни, стоявшие на соседнем участке, о них сказано на следующей странице.)
Уже к концу 1850-х гг. дом перешел к другому владельцу - генерал-лейтенанту Бегеру. Он внес небольшие изменения со стороны двора, проект составил в 1859 г. архитектор Н.А.Сычев ([298], листы 16-21, 44). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Сычева и разрешение на "пристройку каменной со сводами галереи, означенной на плане под лит. а, к существующему каменному дому лит. А, пробивку трех окон лит. б и одной двери лит. е в нижнем этаже каменного флигеля лит. В с устройством в оном жилого помещения", 20 мая 1859 г. ([298], две стороны листа 44; литеры б и е показаны на чертеже (лист 18-19), который я здесь не помещаю).
Довольно интересна пристройка двухэтажной галереи к надворному фасаду лицевого дома. По ссылкам представлены планы первого и второго этажа ([298], листы 16 и 17), помогающие понять форму этой галереи (ее боковые стороны не параллельны стенам дома). Фасад галереи ([298], лист 20):
В дальнейшем дом, очевидно, не подвергался сколько-нибудь существенным изменениям. (В [298] (листы 25-33) имеются проекты переделок заднего надворного флигеля 1875 и 1913 г.; были ли они осуществлены, мне неизвестно.)
Летом 1917 г. появился проект перестройки дома с оформлением фасада в духе стилизации под ампир (арх. М.И.Рославлев; разрешение на строительство от 13 июня 1917 г.; [298], листы 34-43). Однако учитывая обстановку в России того времени, можно с уверенностью сказать, что этот проект не был реализован.
Когда точно исчез этот дом, мне неизвестно. К 1926 году его уже не было. Об этом свидетельствует фотография, выполненная в это время Л.Г.Андреевским (Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3515 ф [133] (негатив - [251])):
На этом месте уже виден только фундамент. Вероятно, здание погибло в годы гражданской войны.
Этот участок долго оставался не застроен. В 2013 - 2017 гг. на нем построено новое офисное здание (арх. М.А.Мамошин, А.Х.Богатырева, П.В.Веряскин [252]). Вот это здание (на первой фотографии справа виден дом 159):
23 апреля 2016 г.
Пожалуй, новое здание рядом с шедевром Бубыря выглядит вполне достойно.
Примечание. В сентябре 2024 г. я не увидел на фасаде барельефов.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.