ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Продолжим путь вдоль левого берега Фонтанки.
На первой фотографии показаны два стоящие рядом друг с другом доходных дома начала XX века - дом 54 (дом Толстого), рассмотренный на предыдущей странице, и дом 56:
30 сентября 2007 г.
На следующих двух фотографиях изображен отдельно дом 56:
Это бывший доходный дом М.А.Гавриловой, построенный в 1913 г., архитектором Г.С.Гавриловым [3]. У здания добротный и весьма красивый гранитный фасад в духе неоклассики.
Вид от дома 56 вверх по течению:
30 сентября 2007 г.
Вдали Аничков мост. Ближе здания на левом берегу Фонтанки: дворец Белосельских-Белозерских (дом 42/41), подворье Троице-Сергиевой лавры (дом 44), особняк Н.В.Зиновьева (дом 46), еще один особняк на углу Графского переулка (дом 48/2), доходные дома по наб. Фонтанки, 50, 52, 54 (дом Толстого); дом 56 остался за правой границей кадра. На противоположном берегу выделяется классицистический дом с фронтоном - наб. Фонтанки, 35.
Вид почти с того же места вниз по течению (эта фотография помещена также на другой странице):
19 мая 2010 г.
Впереди прекрасный Чернышев мост (мост Ломоносова). А между башнями моста, вдали видны огромные купола Троицкого собора (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов). Вид на собор впервые в нашей прогулке открылся в районе Графского переулка, и теперь он постоянно сопровождает нас, его купола - неотъемлемая часть панорам Фонтанки.
Правее вдали видно еще одно высотное сооружение - гостиница "Азимут" (первоначально "Советская"; наб. Фонтанки, 142) - 18-этажное здание, построенное в 1963 - 1968 гг. (арх. Е.А.Левинсон, А.И.Прибульский, В.В.Ганкевич). Этот элементарный параллелепипед с ленточными окнами бестактно вторгся в панорамы Фонтанки. К счастью, силуэт куполов Троицкого собора настолько выразительнее этого параллелепипеда, что при взгляде вдоль Фонтанки гостиницу почти не замечаешь.
Следующие два дома расположены на углах Щербакова переулка:
30 сентября 2007 г.
Дом на левом углу (наб. Фонтанки, 58/2), фотография 1949 г. [170]:
Этот доходный дом построен в 1873 г., арх. Г.Буятти [3]. Эклектика, неплохая рядовая архитектура.
В советское время (не ранее 1950-х гг.) дом был надстроен. Вот как он выглядит теперь:
30 сентября 2007 г.
Украшения верхней части дома исчезли, надстроенный этаж выглядит совершенно невыразительно и портит общее впечатление от дома.
Дом на правом углу Щербакова переулка (наб. Фонтанки, 60/1):
30 сентября 2007 г.
Эклектика. Архитектура более совершенна, чем у дома на левом углу (даже в его первоначальном виде).
Дом получил существующий вид в результате перестройки из более старого здания по проекту, составленному в 1886 г. [171]. К сожалению, имя автора проекта неизвестно. (В [171] имеется генеральный план 1886 г. (лист 51), от которого сохранилась только левая половина, а правой половины, где обычно ставил подпись автор проекта, нет.)
Вид на левый берег Фонтанки:
30 сентября 2007 г.
Слева направо: дома 48/2, 50/1, 52, 54 (дом Толстого), 56, 58/2 и краешек дома 60/1.
Следующее здание (наб. Фонтанки, 62) - бывшее Петровское коммерческое училище (ныне школа):
30 сентября 2007 г.
Здание строгой, благородной архитектуры построено в 1882 - 1883 гг. по проекту Ф.С.Харламова и В.И.Токарева [3]. Оно имеет довольно редкую для эклектики второй половины XIX века композицию с курдонером - правда, неглубоким.
В 1906 г. во дворе этого здания был построен новый корпус Петровского коммерческого училища (ныне тоже занимаемый школой):
30 сентября 2007 г.
Автор проекта - П.И.Гилев [3]. Это сравнительно поздняя работа архитектора, построившего в последнее десятилетие XIX и первые годы XX века немало добротных и красивых домов в духе эклектики. (Одна из лучших его работ - доходный дом на углу Невского проспекта и Знаменской ул. (ул. Восстания), а также корпус по Знаменской улице через один дом от углового корпуса; к огромному сожалению, эти дома, доведенные до аварийного состояния, были в начале XXI века снесены и заменены новоделами с полной внутренней реконструкцией и искажением внешнего облика.) В начале XX века Гилев совершенно не воспринял новые веяния и остался чужд архитектуре модерна.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.