ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
На этой и следующих трех страницах представлены фотографии участка Фонтанки между Семеновским и Обуховским мостами.
Вид с Семеновского моста вниз по течению:
19 мая 2010 г.
Впереди пешеходный Горсткин мост, за ним Обуховский мост. Вдали Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).
Начнем с правого берега Фонтанки.
На участке по наб. Фонтанки, 85 с XIX века располагался доходный дом, принадлежавший князьям Юсуповым. Предпоследняя перестройка этого дома была выполнена для Н.Б.Юсупова в 1886 г. по проекту Х.И.Грейфана и А.М.Пасыпкина [3].
Последняя перестройка произведена для З.Н.Юсуповой в 1902 - 1904 гг. по проекту Л.В.Шмеллинга [3].
Представление о том, как выглядел этот дом до последней перестройки, дает фотография К.К.Буллы, хранящаяся в музее-усадьбе "Архангельское" (инв. номер МФФ 172 [133]; как известно, подмосковная усадьба Архангельское принадлежала Юсуповым):
(Фотография размером 21,0 х 28,5 см наклеена на бланк размером 34,0 х 44,6 см. Фотография выполнена с очень высоким разрешением. Изображение, представленное на сайте [133], имеет гигантские размеры; я был вынужден сократить их для экономии места на сервере.)
На фотографии написаны пояснения за подписью самого Л.В.Шмеллинга.
Над фотографией: "Снято 1-го октября 1902 г."
Под фотографией: "Надстройка дома №85 на Фонтанке. Вид с противоположной стороны канала: законченный этаж виден свободным от лесов. Старый карниз уничтожен. Начата постановка стропил."
Итак, дом был трехэтажным. На фотографии его фасад виден еще почти не измененным, только исчез карниз. Следует признать, что фасад был довольно ординарным. Прошло два года - и в результате перестройки этот дом превратился в прекрасное произведение архитектуры модерна.
На сайте [133] представлены еще три подобные фотографии огромных размеров, выполненные К.К.Буллой в эту же фотосессию (1/14 октября 1902 г.) и тоже снабженные пояснениями Л.В.Шмеллинга. На этих фотографиях (также хранящихся в музее-усадьбе "Архангельское") изображены различные виды во дворе строящегося дома (инв. номера МФФ 171, МФФ 173, МФФ 174).
Красота этого дома раскрывается не сразу.
29 августа 2009 г.
19 января 2013 г.
Фасад по набережной - колоритное произведение раннего модерна, с обильными лепными и металлическими украшениями. И все же в Петербурге можно найти и другие похожие фасады.
Но если войдем во двор, то увидим необыкновенную, поистине фантастическую картину:
29 августа 2009 г.
Впереди гигантская арка высотой в четыре этажа, за которой виден второй двор. Фасады имеют совершенно полноценный декор в стиле модерн, а арка настраивает на особый, возвышенный лад. Мы оказываемся в замкнутом в себе прекрасном мире, далеком от прозы окружающей жизни.
Фрагменты фасадов первого двора - стена над аркой и боковая стена:
29 августа 2009 г.
Вид в обратную сторону (к Фонтанке) и фрагмент фасада над воротами лицевого корпуса:
29 августа 2009 г.
Арка, ведущая во второй двор:
29 августа 2009 г.
Уровень земли во втором дворе несколько повышается. Это связано с тем, что здесь под землей устроены дровяные сараи с железобетонными сводами [43].
Фрагмент отделки арки:
29 августа 2009 г.
Второй двор:
29 августа 2009 г.
Далее покажу две фотографии одного и того же фрагмента заднего фасада второго двора, сделанные в разное время:
На фотографии 2009 года балкон обрушился, часть штукатурки отлетела. (Незадолго до этого был проведен ремонт дворовых фасадов; очевидно, авария произошла вскоре после его окончания.) К 2012 году балкон восстановлен, стена вновь оштукатурена и украшена лепкой. Но восстановление проведено очень неточно: вместо энергичной подковообразной линии появился вялый полукруг, и лепка не такая. Теперь этот фрагмент выглядит менее выразительно, чем даже в прежнем полуразрушенном состоянии. Такая неквалифицированная работа вызывает тем большую досаду, что здание официально состоит под охраной как памятник архитектуры.
Еще один фрагмент того же фасада - слава Богу, сохранившийся:
29 августа 2009 г.
Боковая стена второго двора:
29 августа 2009 г.
Вид второго двора в обратную сторону:
29 августа 2009 г.
Сквозь арку виден первый двор. Вдали ворота, выходящие на набережную.
Следует заметить, что мотив гигантской арки сам по себе не был совершенно новым: такие арки украшают два эклектических доходных дома А.В.Ратькова-Рожнова, построенные в 1898 - 1900 гг. П.Ю.Сюзором (ул. Пестеля (Пантелеймоновская), 13-15; Кирочная ул., 32-34). Но у Сюзора эти арки играют другую роль: они расположены на уличных фасадах и объединяют уличное и дворовое пространство. У Шмеллинга же арка объединяет два двора, а сами эти дворы однозначно отделены от внешнего окружения и образуют замкнутое в себе пространство с особым, возвышенным настроением. Подобное решение характерно для модерна, но оно чаще встречается в интерьерах.
К сожалению, собственно интерьеры дома Юсуповой не получили полноценного художественного оформления; это относится, во всяком случае, к парадным лестницам. (В свое время, когда лестницы не были заперты, я осмотрел их все. На лестнице, вход в которую с набережной, - довольно шаблонные для эклектики узорчатые перила; вероятно, они остались от предшествующего здания.) Впрочем, было и хотя бы одно исключение: в [43] приводится старое описание двух квартир в мансарде над лицевым флигелем, отделанных в стиле модерн; сохранилась ли эта отделка, я не знаю.
В то же время было уделено повышенное внимание техническому оборудованию дома (мусоропроводы, вентиляция, электрические подъемники для доставки дров и т.п.). [43]
Несколько слов об авторе проекта - Леонтии Васильевиче Шмеллинге. В конце XIX - начале XX века он построил в Петербурге еще не менее десяти зданий [3]. Но, к сожалению, все они намного уступают по архитектурным достоинствам дому Юсуповой. Шмеллинга можно назвать "архитектором одного здания".
И еще об одном я должен с огорчением сказать. Раньше всегда можно было беспрепятственно проходить в дворы этого дома. Но примерно с 2007 года ворота заперты. Фотографии, помещенные на этой странице, я сделал в те моменты, когда ворота случайно оказывались открыты.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.