ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжим наш путь вниз по течению.

 

Вид следующего отрезка пути с левого устоя бывшего трамвайного моста:

 

 

10 ноября 2007 г. 17 ноября 2007 г.

 

Впереди пешеходный Красноармейский мост.

 

 

Дома на левом берегу Фонтанки:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Дома 122, 126 и 128. Первые два дома рассмотрены на других страницах (см. ссылки). Третий дом (наб. Фонтанки, 128):

 

 

19 мая 2010 г.

 

Этот доходный дом построен в 1857 - 1858 гг., арх. А.А.Кулаков [3]. Ранняя эклектика.

По проектам Кулакова в середине XIX века было построено много доходных домов. Большинство из них - примитивные утилитаристские постройки. Но иногда попадаются и неплохие работы - в том числе это здание.

На заднем плане купол Троицкого собора (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

 

 

Левый берег. Вид вниз по течению с правого устоя бывшего трамвайного моста:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

 

Фотография 1910 - начала 1920-х гг., сделанная в том же направлении (Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, инв. номер ГМИ СПб Инв.№-II-А523н [133]):

 

 

 

 

Между домами 128 и 130 находится незастроенный участок, в котором устроен сквер. При взгляде на это место с правого берега открывается эффектный вид на Троицкий собор:

 

 

19 мая 2010 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Следующие два совершенно разных дома имеют один и тот же адрес: наб. Фонтанки, 130. Интересен первый из них, обращенный боковым фасадом в сквер (территория которого исторически принадлежала тому же владельцу). Существует предположение об авторстве А.И.Мельникова [75а, №365].

В 1822 г. для купеческой жены П.А.Поповой был составлен проект лицевого дома [313а]:

 

 

 

Об этом чертеже (очень важном для понимания истории дома!) сообщила Н.К.Цендровская [313б]. (Заметим, что в акте государственной экспертизы [314] данный архивный источник не рассмотрен.)

Проект предусматривал строительство в правой половине участка двухэтажного дома с мезонином. На чертеже стоит подпись А.И.Мельникова - одного из ведущих петербургских архитекторов 1820-1813-х гг. Проект одобрен 12 апреля 1822 г.

 

Однако очень скоро, уже через месяц проект был переделан - дом теперь проектировался без мезонина, и кроме того, был несколько упрощен декор фасада ([312], лист 1-4):

 

 

 

Проект одобрен 18 мая 1822 г. По этому проекту и был построен дом.

 

Более крупно - фасад:

 

 

 

Двухэтажный ампирный дом - скромный, но вполне гармоничный.

 

Приписать этот осуществленный проект также А.И.Мельникову с абсолютной уверенностью невозможно, так как фамилия архитектора на чертеже отсутствует. И все же авторство Мельникова кажется очень вероятным, учитывая то, что в дальнейшем, в 1823 и 1825 гг. именно Мельников выполнил еще некоторые проекты для этого здания.

В 1823 г. появился проект расширения дома со стороны двора ([312], лист 9-12):

 

 

 

В шапке написано: "Под №1-м желает вновь построить каменное жилое и нежилое в два этажа строение." В правом нижнем углу надпись: "Подпис. архит. Мельников".

Проект одобрен 16 мая 1823 г. Вслед за тем, 11 июля того же года одобрен еще один проект, также выполненный Мельниковым - проект каменной ограды с воротами в левой половине участка, слева от лицевого дома ([312], лист 5-8). Лист целиком представлен по ссылке. Фрагмент листа с изображением ограды:

 

 

 

Этот весьма красивый проект, очевидно, остался на бумаге. Позже, в 1851 г. архитектор Р.Б.Бернгард выполнил новый проект ограды - каменной с деревянным верхом, украшенным резьбой в "русском стиле" ([312], лист 25), но, судя по более поздним фотографиям, и он не был осуществлен.

 

В 1825 г. А.И.Мельников выполнил проект еще двух дворовых флигелей - по задней и левой меже ([312], лист 13-16), а затем проект надстройки одного из флигелей ([312], лист 17-20) и проект надстройки еще одного флигеля ([312], лист 21-24).

Существующее расположение дворовых флигелей на участке в целом соответствует проектам Мельникова, но их фасады выглядят по-другому - это сугубо утилитарные строения; скромной классицистической отделки, предусмотренной в проектах, нет; и расположение окон несколько другое. Я не знаю, в чем дело - то ли флигели позже перестроены, то ли они с самого начала строились с отступлением от проекта.

 

Фасад - чертеж 1880 г., выполненный в связи с капитальным ремонтом лицевого дома ([312], лист 46-47):

 

 

 

Здесь видна деталь, отсутствующая на более ранних чертежах - лепное украшение на аттике (хотя не исключено, что оно существовало с самого начала). Это украшение можно увидеть на помещенной выше фотографии 1910 - начала 1920-х гг. Более крупно фрагмент этой фотографии:

 

 

 

 

Фотография 1939 г. [273]:

 

 

 

 

Современные фотографии:

 

 

19 мая 2010 г. 29 августа 2009 г.

 

 

23 апреля 2016 г. 23 апреля 2016 г. 24 февраля 2013 г.

 

Лепное украшение на аттике исчезло, но в остальном фасады хорошо сохранились. На первый взгляд, это обычный, не особенно примечательный ампирный домик. Но при ближайшем рассмотрении мы увидим немало интересного.

 

Неожиданно красив, даже изыскан навес над входом на боковом фасаде:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Правда, по-моему, вполне возможно и позднее происхождение этого навеса; может быть, это уже неоклассика начала XX века.

 

Но наиболее интересен интерьер - парадная лестница, сохранившая ампирную отделку:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

10 ноября 2007 г.

 

 

 

10 ноября 2007 г.

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Дворовый фасад хотя и очень прост, но и в нем чувствуется благородная красота классицизма:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

Правой боковой стороной дом выходит на территорию, на которой в 1820-х гг. находился дровяной двор Измайловского полка (см. "Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [121]). На дровяной двор дом был обращен брандмауэром.

Однако позже положение изменилось: дровяной двор исчез, а на его месте в середине XIX в. был проведен Троицкий, позже Больничный переулок. Теперь обращенная в переулок глухая стена стала выглядеть довольно странно. В 1882 г. был выполнен проект пробивки окон в брандмауэре (арх. К.Т.Андрущенко). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Андрущенко и разрешение на строительство от 6 марта 1882 г. ([312], две стороны листа 49). Фасад ([312], лист 50-52):

 

 

 

Конечно, это нельзя назвать полноценным фасадом. Примечателен текст разрешения на строительство: "[...] пробивку в каменной лицевой стене оконных отверстий с устройством окон согласно детальным чертежам дозволить [...] Независимо от сего предложить домовладельцу придать брандмауэрной стене дома его, выходящей на Больничный переулок, вид фасада и представить на эту переделку чертежи на рассмотрение Городской Управы". Однако это благое намерение не было исполнено. Фотография А.Смирнова, 1903 [218]:

 

 

 

Как видим, и через двадцать лет здесь по-прежнему был безобразный брандмауэр с пробитыми в нем окнами. Такой же непрезентабельный вид имел и выходящий на правую сторону переулка фасад (точнее, брандмауэр) дома - левого корпуса по наб. Фонтанки, 132 (см. фотографию 1910 - начала 1920-х гг., помещенную выше).

Но эти недостатки с лихвой перекрывались открывающимся вдоль переулка великолепным видом на Троицкий собор.

 

Как это ни жаль, теперь такого вида больше нет. В 1950-х гг. на месте Больничного переулка возник Троицкий рынок, а на набережной Фонтанки был построен дом очень посредственной архитектуры - колхозная гостиница (адрес тот же - наб. Фонтанки, 130):

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Новое здание закрыло вид на Троицкий собор; архитектура невыразительна, это довольно неудачная стилизация под классицизм. В конце XX в., когда рынок стал вещевым, необходимость в гостинице отпала, и здание используется как коммерческий центр. Впрочем, в 2020 г. и рынок был ликвидирован, теперь на его месте предполагается новое строительство.

 

(В первоначальной версии данной страницы далее рассматривался следующий дом по левому берегу. Теперь данные о нем перенесены на другую страницу.)

 

 

 

Теперь рассмотрим правый берег Фонтанки.

 

Еще раз посмотрим на подходящую к Фонтанке Большую Подъяческую улицу: (эта фотография помещена также на предыдущей странице):

 

 

24 февраля 2013 г.

(Эта фотография помещена также на двух других страницах:  1  2 )

Прекрасный вид! Но что это слева на переднем плане? Какое-то примитивное строение с голыми стенами.

Оказывается, это здание (Большая Подъяческая ул., 39 - Никольский пер., 8) раньше не было таким. Гравюра 1895 г. [219]:

 

 

 

Это здание бывшего издательства - товарищества "Общественная польза", построенное в 1874 г. по проекту П.Ю.Сюзора [3]. Пожалуй, от одного из крупнейших петербургских архитекторов последней трети XIX - начала XX в. можно было бы ожидать и большего. Но дом, во всяком случае, имел полноценные фасады.

А потом фасады были безжалостно ободраны. Когда точно это произошло, я не знаю. Но, во всяком случае, на фотографии 1935 г. [220] уже видны голые стены. Одно несомненно: это варварство произошло уже в советское время.

Немного подробнее это здание рассмотрено в разделе "Большая Подьяческая улица".

 

 

Вид правого берега вверх по течению:

 

 

23 августа 2008 г.

 

У правого края фотографии видна часть Измайловского моста. За мостом корпус СПБГАСУ. Ближе к нам - справа налево: дома 127/57, 129, 131/36, рассмотренные на других страницах. Последний названный дом находится на углу Большой Подъяческой улицы, которая подходит к Фонтанке вместе с Никольским переулком (в советское время ул. Мясникова), расположенным к ней под острым углом.

Ближе всего к нам - дом по наб. Фонтанки, 133/9, выходящий вторым фасадом в Никольский переулок. История строительства этого доходного дома отражена в [221].

Дом на углу Фонтанки и Никольского переулка был построен по проекту 1836 г. для купца Петра Степанова ([221], листы 97-100 (первоначальный проект), 101-104). С самого начала у дома были скучные, монотонные фасады с минимальным декором (формально классицизм). Фасад по Фонтанке, фиксационный чертеж 1865 г. (лист 31-34):

 

 

 

От проекта 1836 г. этот фасад отличается тем, что в центре фасада позже появился эркер, который хотя бы немного скрасил его монотонность.

 

В 1865 г. новый владелец - архитектор А.Х.Пель пристроил еще один корпус по Никольскому переулку, а также несколько изменил декор обоих фасадов. Фасад по Фонтанке, чертеж А.Х.Пеля, 1865 (лист 17-20):

 

 

 

К сожалению, и Пель (в целом талантливый мастер) не смог преодолеть скуку и казенщину существовавшего дома.

 

Немного позже - вероятно, с 1873 г. - дом стал принадлежать М.А.Бруни - жене архитектора Ю,Ф.Бруни, и следующие переделки осуществлял этот архитектор. К сожалению, и он не только не улучшил облик дома, но сделал его еще более безобразным.

Наиболее существенное изменение, внесенное Ю.Ф.Бруни - расширение корпуса по Фонтанке влево в 1873 г. Фасад пристройки, чертеж Ю.Ф.Бруни, 1873 (лист 78-79):

 

 

 

Пристройка продолжает фасад здания влево. В результате композиция, и до того, мягко говоря, не блиставшая высокими достоинствами, оказалась совершенно разрушена. Если раньше эркер отмечал центр фасада, то теперь его положение выглядит случайным.

 

 

Вид правого берега вниз по течению:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Справа налево: дома 133/9, 135, 137 (два здания), 139, 141/28 (этот дом на углу наб. Крюкова канала рассмотрен на следующей странице); следующие дома отсюда плохо видны. У левого края фотографии - часть Красноармейского моста.

 

 

Три доходных дома: справа дом по наб. Фонтанки, 135; посередине и слева два дома по одному и тому же адресу - наб. Фонтанки, 137:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Дом 135: 1879 - 1880, арх. В.Ф.Розинский [3]. Правый корпус на участке 137: 1842, арх. Б.Спиндлер [3] (фасад несколько ободран, ср. фотографию 1949 г. [222]). Левый корпус на участке 137: 1874, арх. Э.Г.Юргенс [3]. Все три дома ординарны по архитектуре.

 

 

Наб. Фонтанки, 139, фотография 1939 г. [223]:

 

 

 

 

Доходный дом построен в 1896 - 1897 гг. по проекту С.А.Баранкеева [3]. Это весьма неплохое произведение эклектики.

После 1939 г. (очевидно, в 1960-х гг.) был ободран верх фасада (см. мою фотографию 23 августа 2008 г.). К счастью, в конце 2010 - начале 2020-х гг. декор фасада почти полностью восстановлен:

 

 

11 сентября 2022 г.

 

Довольно красив и двор:

 

 

17 ноября 2007 г.

 

С.,А.Баранкеев построил в Петербурге в конце XIX века  много красивых, добротных зданий в духе эклектики (в том числе и этот дом), а с начала XX века он перешел к модерну и сумел и в этом стиле создать несколько не менее красивых домов.

 

 

В заключение - вид вверх по течению с Красноармейского моста. Впереди Измайловский мост, ближе устои бывшего трамвайного моста:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.