ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий мост через Фонтанку - Измайловский. С правого берега к мосту подходит Вознесенский проспект, а влево отходит его продолжение - Измайловский проспект.

Измайловский мост [48] был построен в 1788 г. и был одним из семи однотипных мостов с башнями, из которых сохранились только два - Чернышев (Ломоносова) и Калинкин. (Подробнее об этом сказано на странице, посвященной Чернышеву мосту.)

Первоначальный мост с башнями хорошо виден на акварели М.Н.Воробьева "Петербург. Троицкий собор" (1820 - 1830-е гг.; Всероссийский музей А.С.Пушкина):

 

 

 

Впереди возвышается Троицкий собор (1827 - 1835 гг., арх. В.П.Стасов). Этот храм, который мы постоянно видели, начиная примерно с середины отрезка между Аничковым и Чернышевым мостами (от Графского переулка), находится совсем рядом.

 

В 1861 г. Измайловский мост был перестроен по проекту инженера В.В.Дыммана. Автор решеток моста - архитектор А.И.Кракау. [48, 66]

Вот как теперь выглядит Измайловский мост:

 

 

19 мая 2010 г. 29 августа 2009 г. 29 августа 2009 г.

 

Конечно, очень жаль, что теперь нет башенок. Но все же надо признать, что и в существующем виде мост весьма красив. Очень хорош его силуэт (он напоминает силуэт Чернышева моста, только средний пролет каменный).

 

На первой фотографии за домами на Измайловском проспекте возвышается Троицкий собор. (Эта фотография помещена также на другой странице. Ранее она была опубликована мною также на сайте http://sobory.ru/article/index.html?object=01536.)

 

 

Теперь рассмотрим окружение моста. Начнем с правого берега.

Справа к Фонтанке подходит Вознесенский проспект (в советское время пр. Майорова) - один из трех лучей, отходящих от башни Адмиралтейства:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Вдали знаменитая башня Адмиралтейства (1806 - 1821, арх. А.Д.Захаров [1]). Ближе к нам - на правой стороне, там, где видна зелень - стояла еще одна башня - колокольня Вознесенской церкви. А в 1904 - 1906 гг. ближе к нам, на углу Садовой улицы (Вознесенский пр., 40-42/55-57) было построено еще одно здание с башней - Дом городских учреждений (арх. А.Л.Лишневский [3]). Еще позже, в 1911 - 1912 гг. этот своеобразный ансамбль башен был продолжен домом с башней на углу Измайловского проспекта и 7-й Роты (7-й красноармейской ул.; арх. Я.З.Блувштейн [3]; для того, чтобы увидеть это здание, нужно было бы посмотреть в обратную сторону; здесь я ее не показываю; этот дом рассмотрен в разделе "Измайловский проспект").

Увы, этот своеобразный ансамбль фактически погиб в советское время. В 1936 г. была преступно уничтожена Вознесенская церковь, а в 80-х годах был сломан фонарик на башне на Измайловском проспекте, что безнадежно испортило ее силуэт.

Но и в отрыве от погибшего ансамбля башня Дома городских учреждений сама по себе прекрасна (не говоря уж о башне Адмиралтейства).

 

На правый угол набережной Фонтанки и Вознесенского проспекта раньше выходил Ново-Александровский рынок. Генеральный план, копия с чертежа 1865 г. ([336], лист 16-18):

 

 

 

Рынок занимал почти весь квартал, ограниченный набережной Фонтанки, 123, Вознесенским проспектом, 44-46, Садовой улицей, 54 и Малковым переулком (ныне пер. Бойцова, 1). Исключение составлял только треугольный участок на углу Фонтанки и Малкова переулка (наб. Фонтанки, 123/3).

Здание Ново-Александровского рынка было построено в 1865 - 1868 гг. по проекту А.К.Бруни [3]. Фасад по Вознесенскому проспекту, копия с проектного чертежа 1865 г. ([336], лист 2-15):

 

 

 

(Фасад очень длинный. Мне кажется, что удобнее рассматривакть его по частям. Но при желании можно посмотреть по ссылке и весь чертеж целиком.)

Неплохой фасад в строгих формах ранней эклектики.

В реально построенном здании появилась новая деталь, которой не было в проекте. Один из фасадов рынка [8, №33]:

 

 

 

Внизу была устроена металлическая галерея на тонких колонках. В таком виде здание стало интересным образцом рационалистического течения эклектики.

 

Перспектива набережной реки Фонтанки с видом на Ново-Александровский рынок. Фотография ателье Буллы, начало 1900-х гг. ([59]; здесь фотография воспроизведена по публикации [54], с исправлением и названия, и датировки в соответствии с [59]):

 

 

 

(Задний план этой фотографии рассмотрен на другой странице.)

 

Еще одна фотография фасада по Фонтанке, до 1926 г. [325а]:

 

 

 

Фасад по Вознесенскому проспекту при взгляде от Фонтанки виден на фотографии 1920-х гг. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб 221193 [133]):

 

 

 

 

Тот же фасад при взгляде в противоположную сторону, от Садовой улицы, фотография начала 1900-х гг. (?), ателье Буллы [325б] (что за похоронная процессия проходит по проспекту, не уточняется):

 

 

 

 

Фрагмент здания, фотография 1920-х гг. (ГМИ СПб Инв.№-II-Б-2334 ф [133]):

 

 

 

Изображения фасадов по Садовой улице и по Малкову переулку мне неизвестны.

 

Схема Ново-Александровского рынка ("Весь Петербург" [212] на 1914 г., с. 1425):

 

 

 

Внутри здания были устроены пассажи. Самый длинный - Большой пассаж - проходил вдоль Вознесенского проспекта, делал излом и продолжался вдоль Садовой улицы. Немного короче был Владимирский пассаж, идущий вдоль Малкова переулка. Между Большим и Владимирским пассажами были устроены два соединяющих их коротких поперечных пвссажа. На фотографии конца XIX в. [213а] изображен один из пассажей (судя по длине, Большой или Владимирский):

 

 

 

 

Три внутренних двора были предназначены для толкучей торговли. Самый большой двор назывался толкучей площадью. По сторонам от него были два двора поменьше - со стороны Садовой улицы малая толкучая площадь, со стороны Фонтанки - татарская площадь.

 

На толкучей площади была устроена часовня. Первоначально она примыкала к стене параллельной Малкову переулку и частично заходила в здание рынка (на приведенном выше генеральном плане можно увидеть небольшой выступ на этой стене, в центре). Эта часовня видна на фотографии, сделанной между 1868 и 1875 г. [338]:

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал )

 

В 1875 г. эта часовня была заменена новой, стоящей свободно посередине толкучей площади [337]. Генеральный план ([337], лист 1-6):

 

 

 

На плане показана не только новая часовня, но и старая, которая теперь подлежит сносу. Имеется также постановление ([337], лист без номера?): "СПб. Городская Управа, сообразив представленные Правлению Высочайше утвержденного Александровского, с толкучим торгом, рынка чертежи с законами [...] и имея в виду, что к устройству вновь часовни среди двора рынка последовало в 30 день октября Высочайшее Государя Императора соизволение, постановила: устройство 2-этажных каменных торговых помещений взамен существующей на сем месте часовни, согласно детальным чертежам, дозволить [...]", 20 ноября 1875 г.

Чертеж фрагмента фасада, где устраиваются новые торговые помещения ([337], лист 13-14); на нем показан также силуэт прежней часовни, подлежащей сносу:

 

 

 

 

Проект новой часовни - планы подвала и первого этажа, разрез и фасад ([337], листы 7-12):

 

 

 

На этих чертежах трижды (на генеральном плане, на разрезе и на чертеже фасада) повторяется подпись автора проекта - архитектора А.Л.Гольма. Подпись А.Л.Гольма стоит также на чертеже фрагмента фасада новых торговых помещений (см. выше).

Примечание. На чертежах часовни каждый раз вместе с подписью А.Л.Гольма стоит подпись еще одного архитектора - В.А.Кенеля. Однако эта подпись целиком читается как "Делопроизводитель архитектор Кенель". Таким образом, Кенель, очевидно, не является соавтором Гольма.

 

Вид толкучей площади в большом дворе, фотография 1906 г. [213б] (фотография немного обработана оригинал - здесь):

 

 

 

Часовня была построена в соответствии с проектом А.Л.Гольма.

 

Замечу, что в [3] часовня в Ново-Александровском рынке в списке зданий А.Л.Гольма не названа.

 

 

В 1930 г. часть здания рынка была снесена, а другая часть - по пр. Майорова (Вознесенскому), 44-46 - полностью перестроена под административное здание - Дом легкой промышленности (1931 - 1935, арх. Е.А.Левинсон, И.И.Фомин) [75а, №42]. Отдельно фотографию этого здания я не представляю, оно видно справа на фотографии Вознесенского проспекта. Здание в формах не совсем чистого конструктивизма (с элементами неоклассики) - на мой взгляд, одно из лучших произведений ленинградской архитектуры. Возможно, когда-нибудь в другом месте сайта я покажу его подробнее.

 

Участок со стороны Фонтанки (наб. Фонтанки, 123-125) был застроен только в конце 1950 - начале 1960-х гг.:

 

 

24 февраля 2013 г.

 

Общежитие Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), арх. А.А.Оль, С.И.Евдокимов [67]. Проект был создан в 1957 г., это последняя работа А.А.Оля (1883 - 1958) - архитектора, полвека работавшего в Петербурге - Ленинграде. Правда, это здание я не отнес бы к лучшим его произведениям, и все-таки оно лучше многих других зданий хрущевского времени.

 

 

На левом углу Вознесенского проспекта устроена небольшая площадка, на которую выходит фасадами угловой дом (наб. Фонтанки, 127/57). История строительства этого дома такова [340].

Первый лицевой каменный дом на этом участке был построен для купеческой вдовы Воробьевой по проекту, составленному в 1839 г. ([340], лист 13-16):

 

 

 

Одним фасадом дом был обращен на Вознесенский проспект, а другим - не непосредственно на набережную, а на устроенную на углу небольшую площадку (какова причина появления этой площадки, мне неизвестно). Фасады имели строгую, сухую ампирную отделку. Монотонность фасадов несколько скрашивалась эркером на закругленном углу. (В первоначальном проекте, рассмотренном 15 июня 1839 г., эркера не было. Он пририсова позднее красным цветом, а рядом - надпись: "Балкон по красным чертам одобрен 12 октября 1839 года".)

Слева внизу надпись, в которой указана фамилия автора проекта: "Подписал: Русско." В наше время эту фамилию пишут по-другому: Руска. Итак, автор проекта - один из представителей семьи архитекторов швейцарского происхождения Руска (самый известный из которых - Луиджи Руска, умерший в 1822 г.; о нем тоже пойдет речь на этой странице). Очевидно, это Франц Иванович Руска, активно работавший в 1830 - начале 1850-х гг. и строивший большей частью именно доходные дома. (На этой же странице см. далее еще об одном доме, построенном Ф.И.Руска, расположенном на другом углу, на левом берегу Фонтанки.)

Этот проект был осуществлен, о чем свидетельствует чертеж фасадов 1867 г. ([340], лист 30-33; чертеж сделан по поводу увеличения подвальных окон, в остальном он фактически фиксационный):

 

 

 

В 1882 г. для нового владельца - прусского подданного Г.И.Лубиенса рядом с этим домом был построен еще один, расположенный на набережной Фонтанки, а боковым фасадом выходящий на площадку на углу ([340], листы 70-88). Генеральный план ([340], лист 70):

 

 

 

На листе стоит подпись автора - архитектора А.Р.Гешвенда; его подпись стоит и на многих других чертежах проекта.

На обратной стороне - разрешение на "постройку вновь каменного 5-иэтажного на нежилых подвалах лицевого дома лит. А и прокладку по двору сточных подземных труб в направлении, обозначенном на плане синими красками, с устройством одновременно форменного колодезя", 11 марта 1882 г.

Фасады, выходящие на набережную и на угловую площадку ([340], листы 71-74, 75-76):

 

 

 

Фасады нового дома получили весьма красивую отделку характерную для эклектики. При этом старый дом 1839 г. сохранялся в прежнем виде.

 

В 1911 г. [212] владельцем участка стал потомственный почетный гражданин А.В.Смирнов, для которого в том же году архитектор Д.А.Крыжановский составил проект перестройки обоих домов ([340], листы 91-141). Генеральный план ([340], лист 91-92):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение на "надстройку 6-го и мансардного этажей на каменном 5-тиэтажном доме, показанном на плане двора под лит. А, а также надстройку 5-го, 6-го и мансардного этажей на доме лит. Б, с перебойкою окон 1-го этажа дома" от 26 апреля 1911 г. (обратная сторона того же листа).

Фасады обоих домов, обращенные к Фонтанке ([340], лист 112-121):

 

 

 

Оба дома надстраиваются. На фасаде дома на набережной сохраняется декор нижних этажей, Что же касается дома по Вознесенскому проспекту, на его фасаде высота окон подгоняется к высоте окон дома по набережной, а декор полностью изменяется и повторяет декор дома по набережной. Таким образом, теперь эти два дома теперь воспринимаются как одно здание. (Заметим, что Д.А.Крыжановский - в целом представитель стиля модерн, но в данном случае это никак не проявилось, фасады принадлежат архитектуре эклектики.)

Углы обеих частей здания Крыжановский весьма эффектно украсил башенками разной формы. Фотографии Л.Г.Андреевского, 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3504 ф (негатив - [214а]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3503 ф [133]):

 

 

 

Попутно заметим, что вторая фотография интересна еще и тем, что на ней хорошо виден Ново-Александровский рынок.

Еще одна фотография, снятая в том же направлении позже - в 1939 г. [214б]:

 

 

 

К этому времени Ново-Александровский рынок уже был снесен, а на месте его части построен Дом легкой промышленности.

 

Дом по наб. Фонтанки, 127/57 был разрушен во время войны. Фотография 1945 г. [214в]:

 

 

 

 

При восстановлении одна из башенок была убрана, а вместо другой появилась новая высокая башня в помпезных формах сталинской архитектуры. Фотография К.В.Овчинникова, 1986 г. [214г]:

 

 

 

Около 1986 - 1987 г. исчезла верхняя часть башни. (Имеется фотография 1987 г. [214д] (также выполненная К.В.Овчинниковым), на которой верхней части уже нет.) Возможно, сказались повреждения, полученные башней при пожаре 21 мая 1982 г. (имеются фотографии К.В.Овчинникова в момент пожара и через две недели после пожара [214е,ж]).

 

 

Современный вид дома:

 

 

24 февраля 2013 г. 5 ноября 2007 г.

 

 

 

Перейдем к левому берегу.

 

Отсюда начинается территория бывшего Измайловского полка. Солдатские казармы находятся на некотором расстоянии от Фонтанки (речь о них идет в разделе "Измайловский проспект"), и мы здесь не будем их рассматривать. Скажем только об офицерском корпусе, расположенном на левом углу Измайловского проспекта (наб. Фонтанки, 120/2):

 

 

24 февраля 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Об истории этого здания написал С.Т.Аксаков в начале воспоминаний "Знакомство с Державиным" (1852 г.; напомню, что дом Г.Р.Державина стоит на соседнем участке):

 

В половине декабря 1815 года приехал я в Петербург на короткое время, чтобы взглянуть на брата, которого я в 1814 году определил подпрапорщиком в Измайловский полк. Брат жил у полковника Павла Петровича Мартынова, моего земляка и короткого приятеля, который, как и все офицеры, квартировал в известном Гарновском доме; я поместился также у Мартынова. Гарновский дом, огромное здание без всякой архитектуры (! - С.П.), как и все почти дома в Петербурге (!!! - С.П.), - казармы Измайловского и Лейб-егерского полков, одолжен своей известностью стихам Державина ко "Второму соседу". История богача Гарновского, построившего свой огромный дом рядом с домом Державина выше законной меры и затемнившего свет своему соседу, в свое время была известна всем. Державин жаловался полиции и написал стихи. Вот некоторые пророческие строфы из этого стихотворения:

 

Почто же, мой вторый сосед,

Столь зданьем пышным, столь отличным

Мне солнца застеняя свет,

Двором межуешь безграничным

Ты дома моего забор?

Ужель полей, прудов и речек,

Тьмы скупленных тобой местечек

Твой не насытят взор?

 

Кто весть, что Рок готовит нам?

Быть может, что сии чертоги,

Назначенны тобой царям,

Жестоки времена и строги

Во стойлы конски обратят.

За счастие поруки нету,

И чтоб твой Феб светил век свету,

Не бейся об заклад.

 

Так, так! Но примечай, как день,

Увы! Ночь темна затмевает;

Луну скрывает облак тень;

Она растет иль убывает:

С сумой не ссорься и тюрьмой, и проч.

 

Пышное здание обратилось в казармы, а богач-строитель, как говорят, умер в тюрьме.

 

 

"Огромное здание без всякой архитектуры, как и все почти дома в Петербурге" - это не какое-то оригинальное мнение Аксакова. Как это ни кажется невероятно, такое мнение о Петербурге было общепринято в середине - второй половине XIX века. На самом деле "Гарновский дом" - выдающееся произведение архитектуры классицизма, хотя и искаженное переделками.

 

Офицер, военный советник М.А.Гарновский был поверенным Г.А.Потемкина. Пользуясь полной бесконтрольностью, он совершил ряд махинаций и нажил огромное богатство, которого не стеснялся и выставлял напоказ. При Павле I Гарновский был предан суду, а его дом был передан под казармы Конного полка. Затем дом перешел к Измайловскому полку и стал использоваться как офицерский корпус. В советское время в нем по-прежнему жили семьи военных; вероятно, это положение сохраняется и сейчас.

 

Здание имеет Г-образную форму и состоит из двух частей, построенных в разное время [75а, №120.1].

Более старая часть - крыло, выходящее на Фонтанку, построенное в 1790 г. Это и есть собственно дом М.А.Гарновского. (Как видим, дом Гарновского был все-таки не таким огромным, как сейчас. Но по тем временам и такой дом считался очень большим для частного лица.) В 1805 - 1806 гг. для офицерского корпуса к этому зданию было пристроено еще большее по размерам крыло по Измайловскому проспекту по проекту Л.Руска.

 

Первоначальный облик старой части здания хорошо виден на помещенной в начале страницы акварели М.Н.Воробьева, а также на литографии К.П.Беггрова по рисунку Е.И.Есакова "Вид Фонтанки от Измайловского моста" (1823; Русский музей):

 

 

 

"Гарновский дом" - справа на переднем плане. Он был трехэтажным с четырехэтажной центральной частью, украшенной портиком ионического ордера.

 

Первоначальный фасад крыла по Измайловскому проспекту - чертеж, опубликованный Л.Руска в альбоме собственных чертежей [123, литера H, лист XIX; чертеж обозначен литерой "A"]:

 

 

 

Это один из двух чертежей на листе, обозначенный литерой "A" (о втором чертеже, под литерой "B" сказано далее). Подпись к чертежу: "A. Batiment des officiers du Reg. d'Ismailovsky" ("A. Офицерский корпус Измайловского полка"). Чертеж сопровождает следующее пояснение (на с. 61):

"PI. XIX. — La façade la plus étendue de cette Planche, marquée A, représente le bâtiment qui sert d’habitation à tous les officiers du régiment des gardes d'Ismaïlowskyj et à un escadron d’houssards avec leurs officiers et les personnes de service. Les autres élévations, ainsi que les plans, ne sont pas représentés, leur distribution étant presque la même que celle des casernes précédentes, Première Partie. L’on voit derrière ce grand corps trois vastes cours, avec des écuries, des remises, et tous les magasins nécessaires pour ce régiment." ("Лист XIX. - Очень протяженный фасад на этом листе, отмеченный "A", представляет собой здание, которое служит домом для всех офицеров Измайловского гвардейского полка и эскадрона гусаров со своими офицерами и служащими. Другие фасады, а также планы не представлены, их устройство почти то же самое, что и в предыдущих казармах, Часть первая. За этим большим корпусом расположены три огромных двора, с конюшнями, [казной? remises] и всеми складами необходимыми для этого полка.")

(Я не знаю французского языка и воспользовался автоматическим переводчиком с последующим редактированием перевода. Если читатель заметит какие-либо ошибки, просьба сообщить мне по адресу, указанному на странице "Контакты".)

Так же, как и старый корпус, новый - трехэтажный с четырехэтажной центральной частью, украшенной портиком. Только здесь портик - не ионического, а дорического ордера. Это выглядит несколько странно, но в то же время этот новый фасад с великолепным четырнадцатиколонным портиком, увенчанным скульптурной композицией - блестящее произведение архитектуры ампира.

 

Первоначальный фасад крыла по Измайловскому проспекту весьма хорошо виден на картине А.Н.Раковича (1835; фото из фондов Государственного музея истории Петербурга; воспроизводится по [93]):

 

 

 

 

Новый корпус "Гарновского дома" - только часть задуманного Л.Руска эффектного ампирного ансамбля при въезде с Фонтанки на Измайловский проспект. На другом углу набережной и проспекта Руска спроектировал здание госпиталя Измайловского полка, не менее блестящей архитектуры. Проект госпиталя также представлен в альбоме чертежей [123, литера H, листы XX - XXII]. Здесь я не представляю планы и фасады, а ограничусь перспективным рисунком (лист XXII), на котором представлены оба здания (слева офицерский корпус ("Гарновский дом"), справа госпиталь):

 

 

 

У здания госпиталя оба фасада оформлены одинаково, украшены портиками, а на углу возвышается церковь в форме ротонды, окруженной колоннами.

(Справа за зданием госпиталя видна деревянная Троицкая церковь - предшественница нынешнего Троицкого собора. Странная особенность рисунка - то, что на нем Измайловский мост изображен без башен; вряд ли Руска намеревался его перестроить - видимо, так ему было удобнее изобразить проектируемый им ансамбль.)

Неизвестно, было ли здание госпиталя построено (по некоторым данным, построено в 1804 г., но через год сгорело; по другим данным, проект вообще не был осуществлен, см. [68,69]). Но и осуществленная часть проекта производит сильное впечатление - даже в нынешнем переделанном виде.

 

Любопытно, что этот рисунок Л.Руска был использован художником М.-Ф.Дамам-Демартре. Гравюра по рисунку Дамам-Демартре "Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы", Русский музей (эта гравюра рассмотрена также на другой странице и по другому поводу):

 

 

 

Мишель Франсуа Дамам-Демартре (Michel Francois Damame-Demartrait) - француз, живший в России в 1796 - 1805 гг. Впоследствии в Париже были изданы альбомы с гравюрами по его рисункам, сделанным в России. В 1813 г. появился альбом "Виды главных российских городов, костюмы и обычаи жителей этого государства" (насколько мне известно, гравюры выполнены М.Дюбургом). Данное изображение - одна из гравюр этого альбома. Как видим, она мало соответствует истинному положению вещей.

Между тем, эта гравюра (если не знать ее источника) дает повод для сомнений: а были ли башенки на Измайловском мосту? В свое время и уменя были такие сомнения, и я их высказал в первой редакции данной страницы в 2013 г. Когда мне стали известны изображения М.Н.Воробьева и А.Н.Раковича, я признал ошибочность предположения о том, что башенок не было. Позже, когда мне стал известен и источник этого изображения - рисунок Л.Руска, всё стало на свои места.

Благодарю участника сайта http://www.citywalls.ru/ , выступающего под ником yuriT. Я нашел первоисточник - альбом [123] благодаря его сообщению на сайте (http://www.citywalls.ru/house3801.html , сообщение 16.09.2018, 00:49).

 

 

Следует сказать, что Л.Руска проектировал для этих мест еще одно полковое здание. Чертеж его фасада представлен в альбоме [123] на том же листе, что и чертеж фасада "Гарновского дома" [123, литера H, лист XIX; чертеж обозначен литерой "B"]:

 

 

 

Еще один блестящий ампирный фасад. Подпись: "B. Batiment des offrs du Rég. de la garde á cheval." ("B. Офицерский корпус Кавалергардского полка.") Пояснение к чертежу (на с. 63):

"L’autre façade, marquée B, est celle de la maison des officiers du régiment de cavalerie, nomme Chevaliers-Gardes; il se trouve devant ce corps de bâtiment, une grande place pour les évolutions militaires." ("Другой фасад, отмеченный "B", - это дом для офицеров кавалерийского полка, именуемого Кавалергардским, он находится перед этим корпусом [т.е. перед "Гарновским домом", обозначенным "A" - С.П.] , на большой площади для военных занятий.")

Основная часть казарм Кавалергардского полка (также построенных Л.Руска и также представленных в альбоме [123, литера "A", листы I - XIX]) находится в районе Шпалерной, Захарьевской и Потемкинской улиц - в том числе и офицерский корпус. Местонахождение и история строительства данного здания неизвестны (см. [68, с.61]).

(Могу предположить, что "большая площадь для военных занятий" - это один из трех огромных дворов "Гарновского дома", упомянутых в пояснении к чертежу его фасада (см. выше; один огромный двор существует и сейчас) - но тогда корпус Кавалергардского полка должен был находиться не перед "Гарновским домом", а за ним.)

 

 

В 1889 - 1890 гг. "Гарновский дом" подвергся перестройке по проекту военного инженера Г.М.Житкова. Всё здание было надстроено до четырех этажей. Изменено оформление портиков: на фасаде по Фонтанке ионический ордер был заменен дорическим, а вместо треугольного фронтона на Фонтанке и аттика на Измайловском проспекте появились довольно примитивные аттики какой-то странной, причудливой формы. Кое-где на фасадах появились новые, тоже весьма примитивные украшения. Тем не менее и в таком виде это огромное монументальное здание производит сильное впечатление.

 

Фасад по Фонтанке:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Фасад по Измайловскому проспекту:

 

 

29 августа 2009 г. 5 ноября 2007 г.

 

 

5 ноября 2007 г.

 

(На фасаде видны тени Троицкого собора и памятника Славы. Последняя фотография помещена также на другой странице.)

 

 

Теперь рассмотрим здание на правом углу Измайловского проспекта.

Как уже сказано, на этом месте Л.Руска проектировал монументальное здание госпиталя Измайловского полка, которое, скорее всего, так и не было построено. Позже, в 1840 г. по проекту другого представителя той же семьи архитекторов - Ф.И.Руска [3] (о нем уже шла речь на этой странице) был построен неплохой ампирный доходный дом, сохранившийся до нашего времени (наб. Фонтанки, 122/1):

 

 

5 ноября 2007 г. 24 февраля 2013 г. 5 ноября 2007 г.

 

(Эти фотографии помещены также на другой странице.)

 

 

 

Четвертая редакция 15 марта 2025 г.

Обновление 6 апреля 2025 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.