ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

Следующий мост - Египетский, по которому Фонтанку пересекает Лермонтовский проспект. (До 1914 г. справа к Фонтанке подходила Могилевская улица, а влево отходил Ново-Петергофский проспект. Затем Большая Мастерская и Могилевская улицы и Ново-Петергофский проспект были объединены в Лермонтовский проспект.).

Прежний Египетский мост - предшественник нынешнего - весьма широко известен своей драматической судьбой.

В 1825 - 1826 гг. инженеры Г.Треттер и В.А.Христианович построили на этом месте цепной мост. По конструкции он в основном повторял построенный ими перед этим Пантелеймоновский мост, с некоторыми изменениями, которые, как думали авторы, должны были увеличить прочность [26]. Вот как выглядел мост (слева гравюра Поппеля, 1830-е гг. [66], справа фотография А.Ф.Лоренса, 1865 - 1870 [108]):

 

 

 

Так же, как и Пантелеймоновский мост, этот мост был одним из первых городских сооружений в Петербурге, в облике которых явно выражен отход от классицизма. Мост получил великолепное архитектурное оформление с использованием мотивов искусства Древнего Египта. На четырех углах моста стояли чугунные сфинксы работы П.П.Соколова. Египетский мост был достопримечательностью Петербурга.

И вдруг 20 января/2 февраля 1905 года произошла катастрофа: мост рухнул. В это время по мосту проходил эскадрон Конного полка, а в противоположном направлении ехали 11 саней с возницами. Подоспевшие пожарные помогали спасать людей и лошадей. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Комиссия, расследовавшая происшествие, пришла к выводу о том, что мост был правильно рассчитан и сконструирован, а виной всему было плохое качество железа - наличие раковины в одной из цепей (хотя и не все согласны с таким выводом). [66]

В дальнейшем эта история обросла небылицами. Очень часто рассказывают о том, что мост якобы обрушился от того, что по нему шли солдаты в ногу и мост стал раскачиваться в резонанс с собственной частотой колебаний. (На самом деле по мосту проходила не пехота, а конница. К тому же, насколько мне известно, к этому времени уже около полувека нигде в мире не ходили в ногу по мостам, поводом для чего послужило одно из подобных происшествий в Англии.)

После катастрофы на этом месте полвека не было моста (только сфинксы оставались на своих местах). Для переезда через Фонтанку использовался временный деревянный мост напротив Усачева переулка (ул. Макаренко), построенный в 1905 г. и неоднократно перестраивавшийся [48].

 

 

В 1955 г. был построен новый Египетский мост (инж. В.В.Демченко, арх. П.А.Арешев и В.С.Васильковский) [26]:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Конечно, новый мост выглядит не так броско, как прежний, но он красив - и по силуэту, и в деталях. На мой взгляд, это одно из лучших произведений советской архитектуры в Ленинграде.

 

На четырех углах моста по-прежнему стоят сфинксы:

 

 

19 мая 2010 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице. На заднем плане Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).)

 

 

В деталях отделки нового моста отчасти использованы египетские мотивы:

 

 

10 ноября 2007 г.

 

 

Немного позже по обе стороны от Египетского моста появились два пешеходных моста, составившие с ним единый ансамбль, - Красноармейский (сверху по течению) и Английский (снизу по течению).

 

 

Теперь скажем об окружении Египетского моста.

 

Начнем с самого неприятного. По левому берегу, на правом углу Лермонтовского проспекта (наб. Фонтанки, 138-140/43) находится здание гостиницы (первоначально "Советская", ныне отель "Азимут"), построенное в 1963 - 1970 гг. (арх. Е.А.Левинсон, А.И.Прибульский, В.В.Ганкевич) и агрессивно вторгшееся в окружающую среду:

 

 

2 февраля 2013 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

В 1968 гг. была закончена первая очередь строительства - расположенный в глубине 17-этажный корпус. Здание шаблонной архитектуры - элементарный параллелепипед с ленточными окнами - благодаря большой высоте видно издалека (см., например...), и его вид вряд ли может вызвать какие-то эмоции, кроме раздражения. Еще более остро ощущается диссонанс этого здания с ближайшим окружением.

При строительстве гостиницы были снесены стоявшие на этом участке здания. О том, как выглядели эти здания, дает представление  фотография начала 1960-х гг. [109]:

 

 

 

 

На углу Фонтанки и Лермонтовского проспекта (наб. Фонтанки, 138/43) стояло двухэтажное здание бань с безордерными фасадами в стиле классицизма. На срезанном углу был устроен балкон. Фотография 1939 г. [226]:

 

 

 

История здания отражена в [227].

В первой половине 1820-х гг. большой участок, выходящий на Фонтанку и нынешние Лермонтовский и Рижский проспекты, принадлежал ордонансгаузу (военной администрации), на этом участке стояли различные деревянные постройки ([227], листы 1-12). Однако затем часть участка со стороны Фонтанки отошла в частное владение. На генеральном плане 1824 г. (лист 5-8) на месте будущих бань обозначены три участка с пояснением: "места, розданные обывателям".

К сожалению, в [227] нет документов 1825 - начала 1826 г. Однако генеральный план, датированный 19 мая 1826 г., свидетельствует о том, что к этому времени всей территорией, предназначенной для раздачи обывателям (а также примыкавшим к ней местом бывшей бани для арестантов) уже владело одно частное лицо - жена чиновника 6-го класса Парланда, а на участке возводилось здание торговых бань.

Фасады здания по Фонтанке и по Измайловскому (ныне Лермонтовскому) проспекту, чертежи 1841 г. (фрагменты листа 25-28):

 

 

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком, с генеральным планом и с фасадами также других, надворных строений. Чертежи выполнены по поводу пробития двери на фасаде со стороны Фонтанки; в остальном они фактически являются фиксационными, на них видны фасады 1826 г.)

Фасады углового здания выполнены в неброских, но вполне благородных формах классицизма. Собственно бани находились на первом этаже, а на втором были жилые помещения (лист 21-24).

На срезанном углу был устроен балкон. В 1876 г. он был расширен в обе стороны от угла и теперь охватывал также соседние окна на обоих фасадах (арх. А.А.Зограф (листы 49-59). Чертеж 1876 г. (лист 57-59):

 

 

 

 

И лицевой дом, и надворные флигели неоднократно перестраивались, модернизировались. При этом единственная перестройка, отчасти повлиявшая на внешний вид лицевого дома, была выполнена в 1886 г. для владевшего в это время банями П.И.Лихачева: одноэтажный флигель по Ново-Петергофскому (ныне Лермонтовскому) проспекту был надстроен до двух этажей, а его фасад продолжил фасад углового дома (арх. В.М.Некора (листы 64-70). Фасад по Ново-Петергофскому проспекту, чертеж 1886 г. (лист 67-69):

 

 

 

(Это изменение можно увидеть, сравнив приведенные выше старые изображения Египетского моста, где здание видно на заднем плане: на гравюре Поппеля 1830-х гг. виден короткий боковой фасад, а на фотографии начала 1960-х гг. он значительно длиннее.)

В начале XX в. владельцем бань был П.П.Синебрюхов. В 1912 г. (когда баня принадлежала уже его наследникам) было выполнено капитальное переустройство бань (арх. Д.А.Крыжановский (листы 73-80), которое, однако, не затронуло внешний вид углового здания.

 

Конечно, здание бань Парланда не было шедевром архитектуры, но все же его благородные фасады производили благоприятное впечатление. Этот угловой дом еще довольно долго стоял после окончания в 1968 г. первой очереди строительства гостиницы. В 1970 г. была закончена вторая очередь строительства гостиницы - низкий корпус, выходящий на Фонтанку. Здание бань не занимало место для строительства этого корпуса, но все равно было снесено. На этом месте сделана открытая площадь - чтобы ничто не мешало лицезреть гостиницу от моста. Новое здание гостиницы не только было противопоставлено окружению - проект требовал физического уничтожения этого окружения.

 

 

Рядом с банями Парланда находился старинный особняк (наб. Фонтанки, 140). Фотография 1939 г. [228]:

 

 

 

Историю строительства здания можно проследить по [229].

Этот особняк принадлежал купцу И.А.Еремееву. Первоначальное здание, меньших размеров было построено в 1869 г. по проекту А.И.Дютака. Генеральный план с подписью Дютака, 1869 г. ([229], лист 1):

 

 

 

(Здесь можно ознакомиться с текстом разрешения на строительство (обратная сторона того же листа), из которого видно, что здание не перестраивалось из более раннего, а было вновь построено.)

Особняк находился на левом краю, он вытянулся вглубь участка, а на набережную выходил коротким фасадом в три окна (лист 2):

 

 

 

Справа от особняка изображены ворота, на которых написано: "Лесной двор купца Еремеева". Таким образом, особняк находился непосредственно рядом с торговым предприятием владельца. (Следует сказать, что лесной двор оставался на этом участке и много позже. На генеральном плане 1890 г. (лист 28), когда участок принадлежал уже наследникам И.А.Еремеева, показано местоположение штабелей. Да и на фотографиях 1939 г. (показанной выше и еще одной, см. далее) справа от особняка видны деревянные сараи.)

 

Если лицевой фасад выглядел скромно, то длинный боковой фасад вообще не имел никакой отделки (лист 4-5):

 

 

 

 

Через три года, в 1872 г. М.А.Еремеев позволил себе расширить особняк. Проект перестройки и расширения составил архитектор Э.Г.Юргенс. Генеральный план, 1872 (лист 6):

 

 

 

(По ссылкам можно посмотреть также разрешение на строительство (обратная сторона листа 6), планы первого и второго этажей (листы 7 и 8).)

Новая часть особняка пристроена справа вдоль набережной Фонтанки, и длина фасада увеличилась примерно в три раза. Чертеж Э.Г.Юргенса, 1872 (лист 26-27):

 

 

 

В таком виде и сохранялся особняк до 1960-х гг. - скромный, но по-своему уютный.

 

Продолжение набережной, фотография 1939 г. [230]:

 

 

 

(Фотография помещена также на следующей странице.)

 

Дальше вдоль Фонтанки следовали разные здания, принадлежавшие Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне фабрика "Гознак"). Об этих зданиях речь идет на следующей странице. Здесь я пока покажу только их общий вид на фотографии начала XX в. (из коллекции Михаила Мещанинова) [231]:

 

 

 

(Фотография помещена также на следующей странице.)

 

Теперь все эти здания уничтожены, на их месте голая, неуютная площадь, а дальше выходит на Фонтанку коробкообразный низкий корпус второй очереди гостиницы. Впрочем, на трех других углах Фонтанки и Лермонтовского проспекта сохраняются старые (и значительно более красивые) здания. Рассматривая их, лучше по возможности "забыть" о том безобразии, что творится на четвертом углу.

 

 

Дом на левом берегу, на левом углу Лермонтовского проспекта (наб. Фонтанки, 136/34):

 

 

24 февраля 2013 г.

 

Доходный дом, построен в 1893 - 1896 гг., арх. С.П.Кондратьев [3]. Очень неплохое произведение эклектики. Довольно необычно пространственное решение: дом обрамляет небольшую площадь на углу.

 

 

Теперь перейдем к правому берегу.

Изображение, составленное из трех фотографий Л.Г.Андреевского 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3513 ф (негатив - [242]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3512 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3511 ф [133]):

 

 

 

Посередине устой погибшего Египетского моста и подходящий к Фонтанке Лермонтовский проспект. На правом углу проспекта дом по наб. Фонтанки, 151/30, на левом - дом по наб. Фонтанки, 153/37.

 

 

Дом на правом углу Лермонтовского проспекта (наб. Фонтанки, 151/30), современная фотография:

 

 

24 февраля 2013 г.

 

История строительства этого доходного дома мне почти неизвестна (в 1899 г. он был надстроен арх. В.Ф.Розинским [3]). В 1960-1970-х гг. добротные эклектические фасады дома (см. фотографию 1926 г.) были варварски ободраны.

Прежний вид этого дома можно увидеть и на других старых фотографиях - например, на заднем плане фотографии 1905 г., запечатлевшей катастрофу на Египетском мосту [111]:

 

 

 

 

А вот этот дом вблизи - фотография 1949 г. [293]:

 

 

 

 

 

На мой взгляд, наиболее интересен дом на левом углу (наб. Фонтанки, 153/37):

 

 

23 августа 2008 г.

 

Дом Аудиторского департамента Военного министерства, построен в первой четверти XIX в. [75а, №370]. (Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, похоже, что первоначально это был жилой дом - так же, как и сейчас.)

 

Следует сказать, что после впадения Крюкова канала по правому берегу Фонтанки располагается район под названием Коломна (теперь неофициальным); Крюков канал является восточной границей этого района. В XVIII - первой половине XIX века это была окраина Петербурга, здесь жили в основном небогатые люди. Во второй половине XIX века Коломна превратилась в полноценный городской район. Но и сейчас здесь можно встретить немало образцов "окраинного" классицизма. (В частности, на западном берегу Крюкова канала сохранились четыре таких дома рядом друг с другом.)

Дом на углу Фонтанки и Лермонтовского проспекта - один из таких архитектурных примитивов. Пропорции фасада не очень совершенны, пилястры тонковаты. И в то же время дом выглядит очень мило, уютно. Вот еще несколько его фотографий.

 

 

 

8 сентября 2012 г. 23 августа 2008 г. 23 августа 2008 г.

 

Неоготическая решетка балкона - явно более позднего происхождения, не ранее 1830-х гг.

 

Следует сказать, что в XX веке исчезли капители пилястр, что делало облик дома еще более примитивным. Когда именно произошло такое искажения, я не знаю. Могу только сказать, что на фотографии 1949 г. [294] их уже нет.

В конце 1960 - начале 1970-х гг. капители были заново сделаны. Но при этом было допущено отступление от прежнего вида здания. Вот фрагмент фотографии 1865-1870 г., целиком помещенной выше:

 

 

 

Как видим, раньше дом украшали пилястры коринфского ордера (см. также фотографию 1926 г.). При восстановлении коринфский ордер был заменен ионическим. Почему? Зачем?!..

 

Двор:

 

 

23 августа 2008 г.

 

 

Довольно интересен флигель по Лермонтовскому проспекту, удаленный от Фонтанки:

 

 

23 августа 2008 г.

 

Если мы сравним первую представленную здесь современную фотографию дома и фрагмент фотографии 1865-1870 г., то увидим, что в 1860-х гг. этого флигеля еще не было. Очевидно, флигель построен уже в начале XX в., а его фасад стилизован под вошедший в моду ампир.

 

 

 

Вторая редакция 19 февраля 2017 г.

Третья редакция 22 июля 2020 г.

Обновление 15 октября 2023 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.