ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
На этой и следующих пяти страницах представлены фотографии Фонтанки между Египетским и Калинкиным мостами.
Вид вниз по течению с Египетского моста:
8 сентября 2012 г.
На переднем плане дома на правом берегу. Напротив них находится территория отеля "Азимут" (бывшей гостиницы "Советской"); снимок нарочно сделан так, чтобы ни один из корпусов этой ужасной по архитектуре гостиницы не попал в кадр.
Впереди Фонтанка делает поворот вправо, и на левом берегу видны корпуса Экспедиции заготовления государственных бумаг, в советское время получившей название фабрики "Гознак" [1; 3; 77; 78; 253,с.96-111]. С нее мы и начнем знакомство с данным отрезком Фонтанки.
Вот еще две фотографии, на которых корпуса видны вблизи (на правой фотографии виден также пешеходный Английский мост):
Экспедиция заготовления государственных бумаг была основана в 1818 г. Основной задачей предприятия было изготовление денежных банкнот, а также других ценных бумаг; на одном предприятии совмещались изготовление бумаги и печать. После революции предприятие было реорганизовано, теперь это одна из нескольких фабрик предприятия "Гознак", расположенных в разных городах [78].
Корпуса предприятия занимают довольно большую территорию между набережной Фонтанки и Рижским проспектом. В наше время некоторые из старых производственных зданий не принадлежат фабрике "Гознак"; в то же время в конце XX века на Фонтанке и в Дерптском переулке были построены новые корпуса фабрики.
Все старые фабричные корпуса имеют один и тот же адрес по Фонтанке: наб. Фонтанки, 144. (Были еще некоторые здания и часовня по адресу: наб. Фонтанки, 142. Об этих зданиях, снесенных в советское время, речь пойдет в конце страницы.)
В левой части участка находится самое первое здание, с которого в 1818 г. началась история фабрики:
19 мая 2010 г.
Здание построено в 1816 - 1818 гг. по проекту знаменитого инженера А.А.Бетанкура; строительством руководил инженер В.Треттер [253, с.98]. Строительство велось на участке, купленном в 1815 г. министерством финансов у наследников умершего надворного советника Чоблокова [77].
Чертеж, составленный в 1816 г. А.А.Бетанкуром и завизированный Александром I [78]:
В проекте боковые части здания - слева от левого портика и справа от правого - двухэтажные. В дальнейшем проект несколько переработан, и всё здание построено трехэтажным.
Вообще-то такая композиция - с двумя портиками, без выделения центра - выглядит несколько странно для времени расцвета классицизма. Можно было бы предположить, что это результат перестроек, но чертеж Бетанкура свидетельствует о том, что эта композиция была с самого начала.
В лицевом здании находились контора фабрики, типография, бухгалтерия, склад и караульня; на втором и третьем этажах были квартиры чиновников. К нему с тыльной стороны примыкал двухэтажный производственный флигель, вытянутый вглубь участка. К западу от него (справа, если смотреть от Фонтанки) находился трехэтажный корпус печатного отделения, а к востоку - также трехэтажные казармы для рабочих. С южной стороны (на нынешнем Рижском проспекте) стоял четырехэтажный корпус сушила. [253, с.99,100]. (Позже мы увидим здания сушила и казарм. Другие корпуса находятся на территории, на которую нет свободного доступа.)
В связи с этим зданием надо сказать об одной ошибке, встречающейся в современной литературе о Санкт-Петербурге.
В статье о творчестве архитектора А.Е.Штауберта [6, с. 203 - 210] написано следующее:
"Забытой работой архитектора [А.Е.Штауберта - С.П.], датируемой 1818 - 1820 гг., является Девичье училище (позже Павловский институт) Военно-сиротского дома, которое было возведено на Фонтанке, рядом с Экспедицией заготовления государственных бумаг (наб. р. Фонтанки, 144). Сохранившееся до наших дней П-образное в плане [? - С.П.] здание стоит в глубине участка и украшено в двух ризалитах ионическими портиками, увенчанными треугольными фронтонами."
Таким образом, в названной работе утверждается, что данное здание - это бывшее Девичье училище, впоследствии Павловский институт. Возможно, что поводом для этого стали данные работы [80]:
"[...] в 1816 году дом [Девичьего училища; наб. Фонтанки, 16 - С.П.] был продан князю Кочубею. Взамен куплен другой дом, тоже на набережной реки Фонтанки, но теперь уже в противоположной ее части, около Калинкина моста (под номером 144). Пока по проекту архитектора А.Е.Штауберта в этом здании, принадлежавшем ранее наследникам семьи Чоблоковых, надстраивался третий этаж, детей временно перевели во Вдовий дом. Наконец в 1820 году училище обосновалось на новом месте, где и находилось следующие три десятилетия.".
Заметим, однако, что в [80] описание здания не дано - вывод о том, что Девичье училище это именно данное здание с двумя портиками, сделан уже автором статьи о А.Е.Штауберте. И этот вывод неправильный.
Вот как выглядело расположение участков на левом берегу Фонтанки за два года до того как Павловский институт (бывшее Девичье училище) переехал в новое здание на Знаменской улице - в 1849 г. [250, с. 98]:
(Внизу справа - край Египетского моста; Загородный проспект - это современный Лермонтовский проспект.) Здание Экспедиции заготовления государственных бумаг показано именно там, где оно сейчас и находится - напротив того места, где Фонтанка делает поворот вправо (ср., например, современную карту "Яндекса"). А Павловский девичий институт находился немного ниже по течению, по другую сторону не существующего ныне Дровяного переулка. Это здание не сохранилось.
В дальнейшем Экспедиция заготовления государственных бумаг приобрела соседние участки (в том числе и тот, где был Павловский институт - см. выше), и на них были построены новые производственные здания.
Прежде чем познакомиться со следующим большим корпусом, обратим внимание на маленькую изящную постройку с металлическим сводом, расположенную справа от корпуса Бетанкура:
10 марта 2013 г.
Это трансформаторная подстанция (начало XX в., архитектор неизвестен) [1; 253,с.107].
Следующее здание по наб. Фонтанки, 144 (оно выходит противоположным фасадом на Рижский пр., 7; см. далее):
17 ноября 2007 г.
Это один из новых корпусов Экспедиции заготовления государственных бумаг, построенный в 1856 - 1863 гг. по проекту Э.И.Жибера, при участии К.Я.Маевского. Позже, в 1890-х гг. он был надстроен К.Я.Маевским. [3] Этот фасад (так же, как и противоположный) выполнен в строгих формах "стиля Людовика XVI".
Далее следует еще один большой корпус. Изображение, составленное из трех фотографий 1939 г. [310а,б,в]:
Это здание в "кирпичном стиле" (но с оштукатуренным фасадом) - типография, построенная в 1905 г., архитектор Е.Р.Бах [1, 3].
Современная фотография:
17 ноября 2007 г.
Фасад здания хорошо сохранился, только слева от него на месте небольшого старого корпуса в конце XX в. появилась двухэтажная постройка.
В конце XX века были построены и новые корпуса фабрики "Гознак", выходящие фасадами на Фонтанку и в Дерптский переулок. На следующих фотографиях видны два корпуса, выходящие на Фоннтанку (наб. Фонтанки, 144, правая часть и наб. Фонтанки, 146):
8 марта 2013 г.
На мой взгляд, эти корпуса (так же, как и корпуса в Дерптском переулке, см. далее) удачны по архитектуре. Они хорошо гармонируют со старыми корпусами и в то же время не являются подделкой "под старину". К сожалению, мне неизвестно имя архитектора.
Между двумя этими новыми зданиями сделан арочный переход над Дерптским переулком:
17 ноября 2007 г.
Войдем под арку и пойдем по переулку по направлению к Рижскому проспекту.
На следующих двух фотографиях, сделанных в сторону Фонтанки, показаны корпуса, выходящие в Дерптский переулок: слева боковой фасад корпуса по наб. Фонтанки, 146, справа корпус по Дерптскому переулку, 2-4 (коротким боковым фасадом он выходит на Рижский пр., 13, см. далее):
Теперь рассмотрим корпуса Экспедиции заготовления государственных бумаг, выходящие на Рижский проспект (в советское время пр. Огородникова).
Первое здание после поворота налево находится по адресу: Рижский пр., 11:
8 марта 2013 г.
Это здание бывшей технической школы при Экспедиции заготовления государственных бумаг, построенное в 1903 г. по проекту Е.Р.Баха [1, 3].
Теперь оно не принадлежит фабрике "Гознак". В нем размещается высшее учебное заведение - Государственная полярная академия (основана в 1991 г.).
На заднем плане виден фасад дома 13/2-4 на углу Дерптского переулка (см. также предыдущие фотографии).
Следующее здание (Рижский пр., 9):
8 марта 2013 г.
Это один из корпусов предприятия, построенных в 1856 - 1863 гг. по проекту Э.И.Жибера, при участии К.Я.Маевского [3]. Позже, в 1891 - 1892 гг. по проекту К.Я.Маевского [1, 3] в здании была устроена церковь св. Андрея Критского (она находится на третьем этаже и вытянута вдоль фасада). Церковь была построена в память о чудесном спасении Александра III при крушении поезда в Борках 17/29 октября 1888 года.
В 1923 г. церковь была закрыта и приспособлена под клуб фабрики "Гознак". В 1998 г. начался ремонт церкви. Она была освящена в 2007 г. В здании разместилось подворье основанного в 2006 г. Константино-Еленинского женского монастыря (Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское). [7, 232] В здании находится также Музей христианской культуры.
Фрагменты здания - звонница и вход в церковь:
Очень красив интерьер храма в "неовизантийском стиле", украшенный разноцветными орнаментальными росписями:
14 сентября 2024 г.
Красивая деталь отделки фасада - решетки на окнах первого этажа с вензелем Александра III:
17 ноября 2007 г.
Справа к этому зданию примыкает более низкий корпус, выходящий на Рижский проспект коротким и довольно невзрачным фасадом (адрес - тот же: Рижский пр., 9). Фотографию отдельно этого корпуса я не представляю.
Следующий корпус (Рижский пр., 7) уже рассмотрен нами, поскольку противоположным фасадом он обращен на наб. Фонтанки, 144. Вид корпуса с Рижского проспекта:
8 марта 2013 г.
1856 - 1863 гг., арх. Э.И.Жибер, при участии К.Я.Маевского. Надстроен в 1890-х гг., арх. К.Я.Маевский. [3]
Следующее здание (Рижский пр., 5) [253, с.100-102] в основе одно из самых старых. Оно первоначально было построено в 1816-1821 гг. как производственный корпус - сушило. Чертеж 1816 г., подписанный В.Треттером и А.Бетанкуром [253, с.100]:
В отличие от построенного тогда же стоядего на Фонтанке главного здания с парадным фасадом, украшенным портиками, этот корпус выглядел предельно просто, носил откровенно утилитарный характер. Так же просто выглядели и два флигеля по сторионам.
В 1860-х гг. здание было перестроено по проекту К.Я.Маевского. Флигели были надстроены и объединены с центральным корпусом. Функция здания изменилась: теперь в цкетральной его части разместились казармы для холостых рабочих, а в левом крыле - квартиры чиновников. Изменился и внешний вид:
8 марта 2013 г.
По стилю здание по-прежнему еще довольно близко к классицимзму. На фасаде появились хотя бы какие-то украшения, но все же, на мой взгляд, и в таком виде он выглядит довольно казенно.
В второй половине XIX века [1] вдоль Рижского проспекта и набережной Фонтанки была построена довольно красивая ограда:
17 ноября 2007 г.
На участке по Рижскому пр., 3 расположено три больших здания, (а также одноэтажные служебные постройки, здесь не показанные). Эти здания, принадлежавшие Экспедиции заготовления государственных бумаг, теперь фабрике "Гознак" не принадлежат.
Здание, выходящее на Рижский проспект:
8 марта 2013 г.
Это бывший жилой дом для рабочих и техников Экспедиции заготовления государственных бумаг; в первом этаже была устроена потребительская лавка служащих. Дом построен в 1901 г. - вероятно, по проекту Е.Р.Баха [81; 253,с.108]. Здание в стиле модерн посредственно по архитектуре.
На заднем плане отель "Азимут".
Во дворе находится большой корпус с внутренним двором:
8 марта 2013 г.
Это бывшие казармы для рабочих [253, с.100,110]. Предельно простой, аскетичный "внешний" фасад (см. левую фотографию) очень похож на фасад здания по Рижскому пр., 5, каким он был до перестройки. Вероятно, данный корпус сохранил первоначальные формы 1816-1821 гг.
С 2009 года в здании размещается Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж, переведенный сюда с Большой Морской ул., 40.
Еще дальше вглубь участка находится бывший дом собраний служащих Экспедиции заготовления государственных бумаг, открытый 12/25 января 1903 г. [82]. Здание построено по проекту Е.Р.Баха [1; 3; 253,с.108]. Вот его фотография, сделанная К.К.Буллой вскоре после открытия (может быть, и непосредственно в день открытия) [82]:
Это неплохое произведение эклектики.
Вот как здание выглядит в наше время:
8 марта 2013 г.
Здание почти сохранило первоначальный облик, только надстроена его левая часть.
Одновременно с фотографией внешнего вида здания К.К.Булла выполнил фотографии внутреннего помещения - зала для театральных представлений [82]. Общий вид зала и отдельно занавес:
На занавесе изображен пейзаж Фонтанки с корпусами Экспедиции заготовления государственных бумаг. У левого края этого изображения - корпуса, снесенные в 1960-х гг. при строительстве гостиницы, и не существующая ныне часовня (см. далее).
В советское время здесь находился дом культуры им. В.П.Ногина. С 2006 г. в здании разместился Санкт-Петербургский детский музыкальный театр "Карамболь".
Это здание имеет все тот же адрес: Рижский пр., 3. Однако территориально оно находится значительно ближе к набережной Фонтанки. Пройдя чуть дальше, можно вернуться на набережную.
Здесь, левее старого корпуса, построенного Бетанкуром, находится один из корпусов гостиницы "Азимут" (бывшей "Советской"). При ее строительстве в 1960-х гг. были варварски снесены несколько старых домов. На предыдущей странице рассмотрены два снесенных здания, до революции принадлежавшие частным владельцам (наб. Фонтанки, 138, 140). На следующем участке (наб. Фонтанки, 142) находились различные корпуса, ранее принадлежавшие Экспедиции заготовления государственных бумаг, а также часовня, погибшая еще раньше, до войны.
Эта группа зданий видна на старых фотографиях [231]. Вид вниз по течению, фотография начала XX в. (из коллекции Михаила Мещанинова):
(Фотография помещена также на предыдущей странице.)
Вид вверх по течению, открытка начала XX в. :
Расположение погибших зданий и их назначение видны на плане Экспедиции заготовления государственных бумаг 1900 г. [311]:
Благодарю Сергея Субоча, обнаружившего в интернете этот план ([231]; см. комментарии участника под ником "Риэлтор" (Сергея Субоча) от 14 апреля 2024 г.).
Интересующая нас группа зданий изображена в левом нижнем углу плана. К сожалению, история этих зданий (за исключением часовни) мне неизвестна. Между тем среди них есть весьма красивые произведения архитектуры эклектики. Рассмотрим фотографии, на которых они изображены вблизи.
Фотографии 1939 г. [230, 233а]:
(Левая фотография помещена также на предыдущей странице.)
Слева край дома 140, рассмотренного на предыдущей странице. Далее следует добротное трехэтажное здание лазарета (обозначение на плане - V).
Перед ним установлена весьма монументальная ограда с воротами. Ворота крупным планом были сфотографированы незадолго до сноса, в 1966 г. К.В.Овчинниковым [233б]:
Далее вправо находилась часовня и покойницкая (на плане - U). Фотография 1900 г. ([234], воспроизводится по [231]):
Троицкая часовня, приписанная к церкви Андрея Критского (см. выше), была построена в 1896 - 1897 гг. В начале 1918 г. переосвящена в церковь Николая Чудотворца. В 1923 г. закрыта, обращена в медпункт. [7]. Позже она была снесена, к 1939 г. уже не было ни часовни, ни примыкавшей к ней покойницкой (см. фотографии 1939 г., помещенные на этой странице).
Последние здания в этой группе и вид на корпус Бетанкура, фотографии 1939 г. [233в,г]:
На левой фотографии видно здание с граненым выступом (см. также фотографии помещенные выше). Это кочегарка; раньше она располагалась за часовней (на плане - К №2; на фотографиях начала XX в. (см. выше) над зданием возвышается труба). Справа от этого здания - электростанция (на плане - Т). И электростанция, и кочегарка явно перестроены в 1920-1930-х гг., в их фасадах угадываются черты конструктивизма (ср. одну из фотографий начала XX в., на которой в здании электростанции верхний ряд окон имеет полуциркульную форму). И тем не менее и эти дома по-своему живописны. А завершается эта группа зданием, выходящим на набережную торцом с полноценным фасадом в стиле эклектики - строительными мастерскими (на плане - Х).
Теперь на месте всех этих зданий стоит бездушная стандартная коробка, особенно неуместная в старом городском районе.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.