ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Далее вниз по течению находится Семеновский мост, по которому Фонтанку пересекает Гороховая улица (в советское время ул. Дзержинского). Виды на мост вниз (с Лештукова моста) и вверх по течению:

 

 

19 мая 2010 г. 21 октября 2007 г.

 

Первая фотография помещена также на другой странице. На этой фотографии вдали виден Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

Первоначальный каменный Семеновский мост был построен в 1780-х гг. и был одним из семи однотипных мостов с башенками, из которых до нашего времени сохранились два - Чернышев (Ломоносова) и Калинкин.

Семеновский мост был сильно перестроен в 1857 г. по проекту инженера Ф.И.Энрольда [49].

 

Cтарая фотография Семеновского моста [49]:

 

 

 

Как видим, мост сохраняет в целом тот же вид, только удалены фонари и полукруглые парапеты над устоями и заменена решетка.

К большому сожалению, в результате перестройки 1857 года прежний прекрасный мост превратился в грубо утилитарное сооружение.

Ф.И.Энрольд - профессор Института путей сообщения (с 1860 г.), автор различных трудов, авторитетный специалист [50] - но, к сожалению, явно не художник. Сказалось и характерное для второй половины 1850 - 1860-х гг. засилье утилитаризма в строительстве Петербурга - в другое время, возможно, для участия в этой работе все же пригласили бы и архитектора.

 

 

А вот еще одна старая фотография с видом на Семеновский мост (вид с Горсткина моста вверх по течению):

 

 

Баржи, груженые строительным материалом,

на Фонтанке у Симеоновского моста (у Гороховой улицы).

Фотография ателье Буллы [185] (воспроизводится по [54]).

 

 

Скажем о дате фотографии.

В [185] фотография неопределенно датируется 1910-ми годами; такая же датировка повторена и в [54]. Между тем в данном случае фотографию можно датировать весьма точно.

Обратим внимание на второй дом слева. Вот отдельно фрагмент с его изображением:

 

 

 

Это дом по наб. Фонтанки, 85, рассмотренный на другой странице. Нынешний вид дом принял в результате перестройки в 1902 - 1904 гг. по проекту Л.В.Шмеллинга [3].

Сравним эту фотографию с другой фотографией, также выполненной К.К.Буллой (музей-усадьба "Архангельское", инв. номер МФФ 172 [133]):

 

 

Дом показан в процессе перестройки. На фотографии написаны пояснения, сделанные Л.В.Шмеллингом (подробно см. страницу, посвященную данному дому), в том числе указано: "Снято 1-го октября 1902 г."

 

На обеих фотографиях дом изображен в одном и том же состоянии: надстроен четвертый этаж, но на первых трех этажах старый фасад еще не изменен; справа установлены три стропильные фермы, причем самая левая еще не вполне готова.

Мелкие отличия в деталях связаны, очевидно, с процессом строительства. Не исключено, что К.К.Булла (или сотрудник его ателье) сделал фотографию с видом Фонтанки в тот же день - 1/14 октября 1902 г. Но все же будем осторожны и назовем для нее некоторый, очень небольшой временной интервал: конец сентября - начало октября 1902 г. по старому стилю, или середина октября 1902 г. по новому стилю.

 

(Заметим, что принятая датировка фотографии 1910-ми гг. безусловно ошибочна. Об этом я писал уже в предыдущей редакции данной страницы (20 января 2013 г.) и датировал фотографию временем не позже 1902 г. Теперь, когда мне стала известна фотография, точно датированная 1 октября 1902 г., я могу и эту фотографию датировать значительно точнее.)

 

 

 

Для сравнения покажу современную фотографию, сделанную с того же места:

 

 

22 августа 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

По сторонам от Семеновского моста, по обоим берегам Фонтанки сохранился прекрасный ансамбль двух предмостных площадей - прямоугольной на правом берегу и полукруглой на левом. Этот классицистический ансамбль формировался постепенно, в течение почти полувека - с 1780-х до начала 1830-х гг.

На этой странице рассмотрена площадь на правом берегу, а на следующей - площадь на левом берегу.

 

Общий вид площади на правом берегу:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Ансамбль образуют дома на углах Гороховой улицы (справа налево: наб. Фонтанки, 79/50 и 81/57). Эти два дома с портиками образуют эффектное обрамление для перспективы Гороховой улицы с башней Адмиралтейства впереди:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

(К сожалению, трудно сделать хороший снимок: и по Гороховой улице, и по Фонтанке - большое движение, а на переходе через Гороховую улицу нет островка безопасности.)

 

Дом слева (наб. Фонтанки, 81/57) - более старый:

 

 

22 августа 2008 г.

 

Неизвестны ни точная дата постройки (1780 - 1790-е гг.), ни имя архитектора. Первые владельцы дома - Яковлевы. В литературе здание обычно называют домом А.Ф.Евментьева - по имени последнего владельца. [1, 38]

 

Главный фасад обращен в сторону Фонтанки:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Дом Яковлевых (известный также как дом Евментьева, по имени последнего владельца) - незаурядное произведение архитектуры строгого классицизма. У него очень изящный фасад - и в пропорциях, и в лепной отделке.

 

Портиком украшен только фасад, выходящий на Фонтанку. Фасад по Гороховой улице значительно проще (портик здесь был бы неуместен: он ослабил бы вид на шпиль Адмиралтейства). Но в деталях и этот фасад так же изящен:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Двор дома Евментьева (вид от ворот соседнего дома по Гороховой улице):

 

 

22 августа 2008 г.

 

Справа флигель, построенный в 1828 г. [186, лист 1-4]. Лицевой корпус по Фонтанке - слева. Там есть дверь (она не видна на снимке), ведущая в подъезд, рядом с которым находится замечательный интерьер -  Ротонда:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

Первоначально это был парадный зал, а в 1856 г. за колоннами были построены металлические лестницы, ведущие на второй и третий этаж [38].

 

Раньше можно было беспрепятственно проходить в Ротонду. Я знаю этот интерьер примерно с конца 60 - начала 70-х годов. Сколько я ее помню, она всегда была в плохом состоянии. В 80-х годах положение еще ухудшилось: Ротонда неожиданно стала местом тусовок, и стены оказались исчириканы надписями. А потом вход в подъезд был заперт, и попасть в Ротонду стало затруднительно.

Через много лет, в 2013 г. я, наконец, вновь смог попасть в Ротонду (оказался сломан замок). Я ожидал, что Ротонда приведена в порядок - хотя бы закрашены надписи. Но, к своему ужасу, увидел, что стены по-прежнему сплошь покрыты надписями, есть надписи и на колоннах! Сначала я думал, что Ротонда с тех пор так ни разу и не ремонтировалась. Но потом понял, что положение еще страшнее. Она была отремонтирована и заперта. Но в 2011-2012 гг. в нее все же каким-то образом стало проникать быдло, и теперь оно отвело душу - испоганило всё новыми надписями.

Около 2014 г. судьбой Ротонды занялась группа энтузиастов (у них есть своя группа в социальной сети "Вконтакте" [97]). Теперь входить в Ротонду стало можно только в сопровождении консьержа, он же экскурсовод; это положение сохраняется и сейчас (2023 г.). Через несколько лет Ротонда была приведена в порядок, внизу на стене расположена небольшая выставка по истории Ротонды.

В предыдущих версиях данной страницы были помещены мои фотографии, сделанные 19 января 2013 г. - в то время, когда Ротонда была в самом плачевном состоянии. Теперь, 6 сентября 2023 г. я, наконец, вновь побывал в Ротонде. Предлагаю Вашему вниманию новые фотографии.

 

Поднимемся по лестнице в верхнюю часть Ротонды.

 

 

6 сентября 2023 г.

 

Первый лестничный марш ведет на промежуточную площадку, от которой в разные стороны расходятся две лестницы.

Левая лестница не доходит до верха:

 

 

19 января 2013 г.

6 сентября 2023 г.

 

Эта лестница ведет "в никуда"; конечно, там была дверь, но теперь она заделана. Нынешние устроители Ротонды сделали на этой площадке своеобразную "доску желаний": каждый, кто хочет, может прикрепить здесь записку со своим желанием.

 

Нам нужно подняться по правой лестнице:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

 

Верхняя часть Ротонды:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

В конце 60 - начале 70-х годов я видел здесь на стенах следы орнаментальных росписей, просвечивавшие из-под побелки. Потом они, судя по всему, были закрашены более основательно. Осталось ли хоть что-нибудь от этих росписей? Едва ли...

 

Вид на Ротонду сверху:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

 

 

Теперь рассмотрим дом на правом углу Гороховой улицы (наб. Фонтанки, 79/50):

 

 

22 августа 2008 г.

 

Это не менее замечательное произведение архитектуры классицизма - бывший доходный дом А.Кукановой [319].

Самая старая часть нынешнего лицевого дома - корпус, вытянувшийся вдоль Гороховой улицы (в то время носящей название Адмиралтейский проспект). Он существовал, по меньшей мере, уже в 1822 г. (см. чертежи, относящиеся к этому времени - [319], лист 1-4). К Фонтанке он был обращен коротким торцовым фасадом. Как видно из названных чертежей, к 1822 году существовали также два дворовых флигеля - по левой и задней меже. На чертеже 1823 г. ([319], лист 5-8) изображен, очевидно, фасад по Гороховой улице:

 

 

 

В 1831 г. началось расширение и перестройка дома для жены купца А.Кукановой. Автор проектов - А.И.Мельников, архитектор, много построивший и в Петербурге, и особенно в провинции, видный (хотя, на мой взгляд, в целом все же далеко не лучший) представитель ампира (позднего классицизма).

Существующее здание довольно сильно отличается от первоначального проекта Мельникова. Вот этот первоначальный проект ([319], лист 9-12):

 

 

 

На листе указано имя архитектора - Авраам Мельников.

В нижней части листа - генеральный план (предмостная площадь и Фонтанка - внизу; слева к Фонтанке подходит Адмиралтейский проспект - нынешняя Гороховая улица; здесь представлены крупнее пояснения к генеральному плану.

Литерой В обозначены уже существовавшие здания (те самые, которые были уже и в 1822 г.), а литерой D - новые, которые возводились по проекту А.И.Мельникова. К лицевому дому по Адмиралтейскому проспекту (Гороховой улице) Мельников пристроил новую часть, выходящую на предмостную площадь. Эти две части получили единый фасад, обращенный в сторону Фонтанки, см. верхнюю часть листа. Отдельно более крупное изображение фасада:

 

 

 

Фасад получил торжественное оформление, довольно редкое для частных домов того времени: он украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера, увенчанным фронтоном. (По мнению И.Д.Саблина, автора статьи о А.И.Мельникове [6, с.199], это не колонны, а пилястры. Но едва ли это так: о том, что это колонны, говорит и расположение между нгими балконных решеток, и обозначение на генеральном плане выступающей части в центре фасада.)

Портик на фасаде расположен симметрично портику дома на левом углу Гороховой улицы ("дома Евментьева"), и оба портика должны обрамлять далекий вид на Адмиралтейство вдоль Гороховой улицы.

Фасад старого корпуса по Адмиралтейскому проспекту (Гороховой улице) в соответствии с проектом А.И.Мельникова тоже должен был получить оформление характерное для ампира ([319], фрагмент листа 13-15):

 

 

 

 

Но вернемся к фасаду, обращенному к Фонтанке. Дом Кукановой выше на один этаж, чем дом Евментьева; соответственно, и портик выше, полной симметрии нет. В таком решении чувствуется некий формализм.

Но уже в процессе строительства, в 1832 г. Мельников изменил первоначальный замысел, сделал фасад более совершенным; благодаря этому здание стало выдающимся произведением архитектуры. Новый проект ([319], фрагмент листа 29-32):

 

 

 

Здесь представлен лист целиком. (На листе кем-то поставлена дата "1833", но это кажется сомнительным: на самом чертеже фасада на аттике написано "1832 года".)

Теперь здесь нет буквального повторения портика дома на левом углу Гороховой улицы: колонны не доходят до верха здания, вместо коринфского ордера применен ионический. И именно благодаря такому отказу от формальной симметрии возникает чувство настоящей гармонии ансамбля двух домов.

(Следует сказать, что М.П.Тубли, автор монографии о А.И.Мельникове [13] считает, что такое изменение фасада, наоборот, испортило замысел, а само это изменение связывает со случайным обстоятельством: "[...] владелец дома решил устроить на четвертом этаже балкон со стеклянной галереей (о чем сообщает надпись на проекте) [...] " [13, с.103,105]. Замечу, что в книге, как это ни удивительно, вообще не указан источник данных о доме Кукановой - только по репродукциям двух чертежей с характерными индивидуальными особенностями (прежде всего, карандашными пометками на первоначальном проекте фасада, которые не были бы воспроизведены при копировании чертежа)  можно догадаться, что это именно [319]. И при этом ни на одном из листов в [319] такой надписи нет! (Не говоря уж о том, что в новом проекте фасада никакая галерея не показана.) Возможно, что Тубли имел в виду такой чертеж фасада ([319], лист 44-45). Но этот чертеж (тоже без какой-то особой надписи!) был выполнен в 1856 г. по случаю установки металлического зонтика над входом; к этому времени на четвертом этаже действительно существовала застекленная галерея, но она явно не имеет отношения к А.И.Мельникову, умершему в 1854 г.)

 

Одновременно Мельников изменил и проект фасада по Адмиралтейскому проспекту (Гороховой улице) ([319], фрагмент листа 29-32):

 

 

 

Лист целиком представлен здесь.

Но в отличие от фасада, обращенного на Фонтанку, здесь изменения, на мой взгляд - в худшую сторону. Нет мезонина, и фасад становится монотонным. Но особенно плохо то, что первоначально проектировавшийся декор с довольно тонкими деталями резко упрощен, приобрел казенный характер. В таком изменении чувствуется начинающийся упадок классицизма.

 

Итак, дом Кукановой был построен (точнее, расширен и перестроен из старых зданий) в 1831-1832 гг. Но и позже А.И.Мельников, по меньшей мере, дважды возвращался к этому дому и выполнял в нем для Кукановой некоторые мелкие переделки: в 1836 г. - небольшую пристройку со двора к корпусу по Гороховой улице ([319], лист 33-36; возможно, не осуществлена); в 1840-х гг. (1849?) - новые отхожие места и ведущую к ним лестницу, а также каменный сарай ([319], листы 37-41).

 

Современные фотографии дома Кукановой:

 

 

22 августа 2008 г. 8 сентября 2012 г. 8 сентября 2012 г.

 

Вблизи здание выглядит заметно хуже, чем издали. Правда, красиво выполнены капители колонн. Но в основном декор чрезмерно упрощенный, казенный - что особенно неприятно выглядит на безордерном фасаде по Гороховой улице. Единственная интересная деталь на этом фасаде - балконы:

 

 

22 августа 2008 г.

 

В решетках балконов использованы мотивы готики, свидетельствующие о начинающемся отходе петербургской архитектуры от классицизма.

 

 

Войдем во двор через ворота на Гороховой улице. Вид от ворот:

 

 

18 октября 2024 г.

 

В глубине флигель, построенный еще до 1822 г., ближе слева и справа флигели, построенные А.И.Мельниковым в начале 1830-х гг. (дальше мы рассмотрим все три флигеля). А на первом плане привлекает внимание массивный полукруглый выступ. Он выглядит даже довольно живописно, но его назначение самое прозаическое - это бывшие отхожие места с ведущей к ним лестницей. Как уже упоминалось, эта пристройка сделана Мельниковым в более позднее время - в 1849 (?) году. По ссылкам представлены генеральный план, фасад и разрез, планы первого, второго, третьего и четвертого этажа ([319], листы 37,39-41). Осуществленная пристройка несколько отличается от проекта - прежде всего, она выступает не так далеко вперед.

 

Эта пристройка примыкает к большому флигелю:

 

 

18 октября 2024 г.

 

Этот флигель был построен также А.И.Мельниковым, но значительно раньше. Он обозначен на приведенном выше генеральном плане 1831 г. По ссылке представлен проект, утвержденный в 1833 г. ([319], лист 26-28). Внизу был, очевидно, каретный сарай; он исчез, но сохранились арочки над ним.

 

Пройдя вперед, мы увидим в конце старый флигель, существовавший уже в 1822 г. (см. выше):

 

 

 

 

Дойдем до конца этого флигеля и повернем налево - по направлению к Гороховой улице. Здесь стоит еще один старый флигель, на фасаде которого в 1822 г. было изменено оформление первого этажа (см. проект, [319], лист 1-4):

 

 

18 октября 2024 г.

 

Это новое оформление сохраняется до нашего времени.

В самом конце фасада выделяются три оси с окнами, расположенными на другой высоте. Эта небольшая часть пристроена по проекту А.И.Мельникова 1833 г. ([319], лист 26-28; см. фасад слева вверху).

 

Параллельно этому флигелю тянется один из четырех фасадов флигеля, стоящего посередине двора:

 

 

18 октября 2024 г.

 

Этот флигель построен А.И.Мельниковым, он обозначен на приведенном выше генеральном плане 1831 г.

 

Дойдя до конца прохода, посмотрим на дворовый фасад корпуса по Гороховой улице:

 

 

18 октября 2024 г.

 

Как уже сказано, это тоже одна из старых частей дома, существовавшая уже в 1822 г. Мельников в 1831-1832 гг. переделал ее лицевой фасад; произвел ли тогда он еще какие-либо переделки, мне неизвестно. В 1836 г. он выполнил проект небольшой пристройки в одну ось там, где находится лестница ([319], лист 33-36). Однако мне неизвестно, была ли она осуществлена; во всяком случае, сейчас этой пристройки нет.

 

 

 

Представляет интерес также дом на левом углу площади и набережной (наб. Фонтанки, 83), но он, к сожалению, дошел до нашего времени в искаженном виде. Фотография 1925 - 1940 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. №Р XI-5664/2 [133]):

 

 

 

(Фотография обработана; оригинал - здесь.)

Детали отделки фасада, фотографии К.К.Кубеша, начало XX в. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3549 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3556 ф [133]):

 

 

 

Дом И.Яковлева, построен в конце XVIII - начале XIX в. (Дом известен в литературе также как дом Лихачева [38].)

Современный вид:

 

 

22 августа 2008 г.

 

Это изящное произведение классицизма в 1945 - 1947 гг. испорчено надстройкой с изменением отделки нижней части фасада, арх. В.Богданов. [75а, №356].

 

Но внутри кое-что остается от былого великолепия - это парадная лестница. (Вход на нее - из подворотни.)

Вид от входа:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

Повернем направо и взглянем вдоль следующего лестничного марша:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

Наверху, на втором этаже видны колонны и пилястры греко-дорического ордера.

Вид с промежуточной площадки в обратном направлении:

 

 

 6 сентября 2023 г.

 

Вид с той же площадки правее:

 

 

 6 сентября 2023 г.

 

Виды на площадке второго этажа:

 

 

6 сентября 2023 г.

 

 

6 сентября 2023 г.

 

Отсюда можно пройти на расположенную рядом остальную часть лестницы, ведущую в надстроенные этажи; эта часть, конечно, не представляет никакого интереса, я ее не фотографировал.

.

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Вторая редакция 20 января 2013 г.

Третья редакция 11 июля 2019 г.

Последнее обновление 21 октября 2024 г.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.