ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой и следующей страницах представлены фотографии правого берега Фонтанки от Симеоновского (Белинского) до Аничкова моста.

Главную роль в облике этого отрезка Фонтанки играет правый берег с двумя монументальными зданиями - Шереметевским дворцом и Екатерининским институтом. Застройка правого берега значительно мельче по масштабу, она носит фоновый характер (за исключением, может быть, только Шуваловского дворца). Но этот фон, складывавшийся с конца XVIII до середины XIX века (до 1780-х гг. здесь не было городских кварталов), сам по себе был красив. К большому сожалению, в XX веке гармония была нарушена - начиная со строительства во время первой мировой войны здания Петроградского губернского кредитного общества и кончая грубыми изменениями после революции - гибелью классицистического дома 13 во время гражданской войны и варварской надстройкой на два этажа четырех (!) зданий эпохи классицизма в 20 - 30-е годы; да и новый бизнес-центр не очень-то украшает набережную.

И все же этот отрезок набережной не утратил окончательно свою красоту.

 

 

На этой странице представлены фотографии первой половины данного отрезка набережной - от Симеоновского моста до Итальянской улицы. Заметим, что большинство зданий выходят своими противоположными фасадами на Караванную улицу (в советское время ул. Толмачева); эти фасады здесь тоже показаны.

 

Вот как  выглядит начало этого участка:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Справа налево: дома 5, 7, 9. О доме 5, расположенном на углу Симеоновской площади (пл. Белинского). уже сказано на другой странице.

 

 

Следующий дом - наб. Фонтанки, 7. Фасады по Фонтанке и по Караванной ул., 4:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Это бывший особняк, в котором, насколько мне известно, сохранилась богатая внутренняя отделка. К сожалению, история особняка мне не вполне ясна. По данным [6], он был построен в 1830-х гг. по проекту А.К.Кавоса. Очевидно, от этого времени сохранился ампирный фасад по Фонтанке - суховатый, но весьма красивый. По данным [3], в 1841 г. часть особняка, выходящая на Караванную улицу, была перестроена для Белосельских-Белозерских по проекту А.И.Штакеншнейдера. А по данным [6], Штакеншнейдер переделал только фасад по Караванной улице.

 

 

Следующее здание - дом 9, выходящий противоположным фасадом на Караванную ул., 6. Фасады по Фонтанке и по Караванной улице (на переднем плане):

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Это здание ординарно, но вполне удовлетворительно как фон. К сожалению, и в этом случае мне не вполне ясна история строительства. Судя по архитектуре, дом построен, вероятно, в середине XIX в. В 1878 г. он перестраивался по проекту А.Д.Фиалковского.

 

 

Значительно интереснее по архитектуре следующий дом - наб. Фонтанки, 11, Караванная ул., 8. Фасады по Фонтанке и по Караванной улице (фрагмент и общий вид):

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Этот доходный дом с изящными фасадами в духе необарокко построен в 1864 г. архитектором Н.П.Гребенкой.

 

 

О следующем участке (наб. Фонтанки, 13 - Караванная ул., 10) следует сказать особо.

Вот что писал об этом месте архитектор Л.А.Ильин во время блокады, в 1941 - 1942 гг. [30, глава "2.Фонтанка"]:

"В том же фронте, рядом с новым монументальным но никчемным фасадом [наб. Фонтанки, 15 - С.П.], теперь зияет отверстие из-за отсутствия дома, тронутого пожаром во время революции. После он постепенно был разрушен поселившимися здесь бандитами, устроившими внутри него, где-то в глубине, свое логово и исподволь разбиравших деревянные части на свои нужды для промысла. В свое время это было рассказано мной корреспондентам газет и послужило во спасение другого старого здания - Павловских казарм,  которые были наконец переданы Электротоку и прекрасно отремонтированы [на Марсовом поле; позже Ленэнерго - С.П.].

Упомянутый дом тоже выходил и на Фонтанку, и на Караванную. Он был классического, вероятно, типа стройки 18-го века - при Екатерине или Павле, а может быть, при Александре I. Когда он разрушался, не было времени его обмерить. Помню его симметричный, смело и широко решенный план с хорошим двором, на который лестницы выходили полукруглыми клетками. Фасад, помнится, был типичного построения - рустованный нижний этаж на плитном цоколе, с хорошими замковыми камнями в окнах. Пилястровый или полуколонный ордер поддерживал фронтон. Внутри бельетаж [именно так - С.П.] имел комнаты прекрасной высоты, с благородными карнизами, с сочной лепкой. Хорош был рисунок дверей, прекрасны камины из белого мрамора с вставками темного. Кажется, один или несколько этих каминов удалось перенести в музей."

Этот участок очень долго оставался пустым (он был с обеих сторон огорожен забором, за которым были какие-то хозяйственные постройки). В 1981 г. появился проект, по которому на этом месте предполагалось построить Дом кино (арх. А.В.Жук). Однако в то время проект остался не осуществлен. Несколько позже, в 90-х годах началось строительство бизнес-центра (арх. М.Ю.Северов, Е.И.Северова, Е.М.Северов), в проекте которого было использовано многое из проекта Дома кино. Строительство было завершено в 2005 г. (См. [37]).

Фасады по Фонтанке и по Караванной улице:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Пожалуй, это не худшее из того, что построено в Санкт-Петербурге в последние годы. Но и восторга такая архитектура у меня не вызывает. Если бы этого здания не было, мы ничего бы не потеряли.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 15) - здание бывшего Петроградского губернского кредитного общества, построенное в годы первой мировой войны (1914 - 1916, арх. К.С.Бобровский и Б.Я.Боткин). Это здание также выходит противоположным фасадом на Караванную улицу (точнее, на Манежную площадь, по восточной стороне которой проходит Караванная улица; адрес: Караванная ул., 12). По-моему, в данном случае есть смысл рассмотреть каждый фасад отдельно.

 

Фасад по Фонтанке:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

В приведенной выше цитате Л.А.Ильин характеризует этот фасад как "монументальный, но никчемный". Я полностью солидарен с такой оценкой. Авторы обращаются к архитектурной классике, но фактически видна утрата ее традиций. Здание чуждо набережной - и было еще более чуждо до поздних искажений ее облика. По-моему, его архитектурные достоинства - примерно такие же (невысокие), как у появившегося почти на век позже бизнес-центра. Правда, детали здесь тоньше (упадок культуры еще только начинался), но зато именно этот фасад положил начало процессу порчи облика набережной, продолженному уже в советское время.

 

А теперь рассмотрим противоположный фасад, обращенный на Манежную площадь:

 

 

9 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г. 3 января 2009 г.

 

Этот фасад сделан в духе какой-то, я бы сказал, разухабистой неоклассики. Здание уподобляется богатому ренессансному палаццо. В центре - лоджия, в глубине которой устроена широкая и высокая (иначе нельзя!) лестница, ведущая к входу в кинематограф ("Сплендид-палас", ныне кинотеатр "Родина"). А позолота на гранитном фасаде (недавно восстановленная) - это уже откровенный кич.

А если еще вспомнить время постройки, то сами приходят мысли о негодяях, наживающихся на войне...

В духе той же дешевой роскоши оформлены и интерьеры кинематографа - и двухэтажное фойе с арками и балюстрадами, и зрительный зал с обильными лепными украшениями. 

 

 

Следующий дом выходит двумя противоположными фасадами на Фонтанку, 17 и на Манежную площадь (Караванная ул., 14). Слева фасад по Фонтанке, справа фасад по Манежной площади:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Этот доходный дом построен в 1858 г., арх. А.Х.Пель. Здание, конечно, ординарное, но и на нем взгляд отдыхает после безвкусицы предыдущего здания. Жаль только, что дом грубо искажен надстройкой со стороны Манежной площади. (Со стороны Фонтанки он, очевидно, тоже надстроен, но эта надстройка вполне тактична.)

 

 

Последнее здание, показанное на этой странице, - дом 19/16 на углу Итальянской улицы (в советское время ул. Ракова). В отличие от всех предыдущих зданий этот дом не выходит на Караванную улицу:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Этот дом был построен в конце XVIII - начале XIX века. К огромному сожалению, этот памятник архитектуры классицизма был варварски изуродован в 1920 - 1930-х гг. Вот что писал об этом доме Л.А.Ильин [30]:

"[...] На этой же стороне набережной, через улицу [Итальянскую - С.П.], еще недавно глаз отдыхал на массивном четырехэтажном угловом доме, средние части которого выделялись хорошим выступом о шести колоннах с фронтоном. Ордер, пропорции очень напоминают Кваренги. В годы общих надстроек он так же обезображен, как многие другие многоэтажные дома центра - уничтожены фронтоны, невыразительный карниз "закончил", вернее, "прикончил" архитектуру дома."

Таким образом, дом был не только надстроен на два этажа (что видно невооруженным глазом). Были уничтожены еще и портики с фронтонами на его фасадах (остались пилястры, которые, вероятно, служили фоном для колонн).

На следующей странице мы увидим фотографии еще трех изуродованных домов эпохи классицизма.

 

 

Оглянемся еще раз на пройденный нами путь:

 

 

 16 сентября 2012 г.

 

 

В заключение повторю фотографию, которая представлена также на предыдущей странице. Вид с Итальянской улицы на портик Екатерининского института (1804 - 1807, арх. Дж.Кваренги):

 

 

9 сентября 2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.