ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой и следующей страницах представлены фотографии правого берега Фонтанки от Симеоновского (Белинского) до Аничкова моста.

Главную роль в облике этого отрезка Фонтанки играет правый берег с двумя монументальными зданиями - Шереметевским дворцом и Екатерининским институтом. Застройка правого берега значительно мельче по масштабу, она носит фоновый характер (за исключением, может быть, только Шуваловского дворца). Но этот фон, складывавшийся с конца XVIII до середины XIX века (до 1780-х гг. здесь не было городских кварталов), сам по себе был красив. К большому сожалению, в XX веке гармония была нарушена - начиная со строительства во время первой мировой войны здания Петроградского губернского кредитного общества и кончая грубыми изменениями после революции - гибелью классицистического дома 13 во время гражданской войны и варварской надстройкой на два этажа четырех (!) зданий эпохи классицизма в 20 - 30-е годы; да и новый бизнес-центр не очень-то украшает набережную.

И все же этот отрезок набережной не утратил окончательно свою красоту.

 

 

На этой странице представлены фотографии первой половины данного отрезка набережной - от Симеоновского моста до Итальянской улицы. Заметим, что большинство зданий выходят своими противоположными фасадами на Караванную улицу (в советское время ул. Толмачева); эти фасады здесь тоже показаны.

 

Вот как  выглядит начало этого участка:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Справа налево: дома 5, 7, 9. О доме 5, расположенном на углу Симеоновской площади (пл. Белинского). уже сказано на другой странице.

 

 

Следующий дом - наб. Фонтанки, 7. Фасады по Фонтанке и по Караванной ул., 4:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

История строительства этого богатого особняка отражена в [156] - начиная с 1830-х гг., с некоторыми пробелами.

О том, как выглядели фасады здания (очевидно, первоначальные - конца XVIII - наччала XIX в.) в начале 1830-х гг., дают представление два чертежа.

Фасад по Фонтанке, 1831 (фрагмент листа 1-4):

 

 

 

 

Фасад по Караванной улице, 1832 (фрагмент листа 9-12):

 

 

 

Оба фасада были выполнены в благородных формах строгого классицизма, украшены портиками.

 

В 1831 г. дом принадлежал жене полковника Скорятиной (это видно из надписи на листе 1-4, не показанном здесь целиком). В 1832 г. для нового владельца - гофмейстера графа Мусина-Пушкина был составлен проект переделки обоих фасадов в суховатых формах безордерного ампира. Фасады по Фонтанке и по Караванной улице, чертежи 1832 г. (фрагменты листа 13-16):

 

 

 

 

 

 

По ссылкам можно посмотреть целиком лист 9-12 и лист 13-16. Эти листы продолжают друг друга. На первом листе, кроме существующего фасада по Караванной улице, помещен также генеральный план, и здесь же - разрешение на строительство: "На под. нап.: По соображению с Городскими правилами, исправление [так] каменного дома по сим фасадам [представленным на втором листе - С.П.] препятствий не имеется. 7-го сентября 1832 г."

Не совсем понятен вопрос об авторе проекта. На первом листе - там, где существующий фасад по Караванной улице и генеральный план - стоит копия с подписи: "Под. снимал с натуры архитектор А.Кавос". С одной стороны, генеральный план подписывал, как правило, автор проекта. Но с другой стороны, такой подписи обычно предшествовали несколько другие слова: "С натурою верно", "План с натурою верен" и т. п. Архитектор А.К.Кавос, ставший впоследствии знаменитым, в 1832 г. еще только начинал свою деятельность; возможно, что он в данном случае действительно только выполнил техническую работу - снял с натуры существующие фасад и план.

(Во избежание недоразумений показываю также увеличенную подпись на втором листе - видно, что это всего лишь подпись копировщика.)

Насколько я понимаю, роль А.К.Кавоса в этой работе неясна не только мне. В [5] это здание приписано А.К.Кавосу, а в [3] в списке работ А.К.Кавоса оно отсутствует.

 

 

Фасад по Фонтанке, оформленный в соответствии с этим проектом, сохраняется до нашего времени. Что же касается фасада по Караванной улице, он дважды подвергался изменениям.

В 1841 г. для нового владельца - князя Белосельского-Белозерского был составлен проект изменения фасада. Автор проекта - А.И.Штакеншнейдер. Копия с чертежа Штакеншнейдера (лист 5-8):

 

 

 

Ампир сменился ранней эклектикой. В центре - большой неоренессансный эркер с тремя сдвоенными арочными окнами. Эркер преобразил фасад, придал ему значительность. В этой маленькой работе сказался талант великого архитектора. (Впрочем, по данным [3], Штакеншнейдер не только изменил фасад, но и выполнил внутренние перестройки.)

О том, что эркер был осуществлен, и именно в таком виде, свидетельствует чертеж 1883 г., сделанный в связи с косметическим ремонтом эркера (лист 24):

 

 

 

Дом в это время принадлежал Н.П.Паниной - бабушке известной общественной и политической деятельницы, благотворительницы С.В.Паниной, к которой он позже и перешел по наследству.

 

К сожалению, именно при графине С.В.Паниной был искажен фасад Штакеншнейдера. В 1907 г. архитектор А.В.Кащенко составил проект некоторых перестроек дома, среди которых было и "уничтожение закрытого балкона с заделкою отверстий в фасадной стене".

(По ссылкам можно посмотреть: а) подписанный А.В.Кащенко генеральный план, на котором выделена часть стены без эркера; б) разрешение на строительство (из которого я взял цитату); в) план и разрез с показанием уменьшения ширины и высоты проемов, выходивших в эркер, и часть фасада, с которой удаляется эркер (листы 26,28,34,35).)

Осуществление такого проекта привело бы к полному обезличиванию фасада. К счастью, был реализован какой-то другой проект (о котором мне ничего не известно); по этому проекту эркер был сохранен, но уменьшен в размерах. Фасад по Карасанной улице (ул. Толмачева), фрагмент фотографии 1920-х гг. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга,

ГМИ СПб Инв.№-II-А-874 н [133]; здесь можно увидеть фотографию целиком):

 

 

 

В таком виде фасад сохраняется и в наше время.

 

 

В особняке (если не ошибаюсь, со стороны Фонтанки) были богатые интерьеры. Насколько мне известно, они сохранились, но сейчас доступ к ним затруднен. Покажу некоторые старые фотографии - 1913, ателье Буллы.

Вестибюль [157а]:

 

 

 

 

Парадная лестница [157б]:

 

 

 

 

Часть фойе Белого зала [157в]:

 

 

 

 

Темная гостиная [157г]:

 

 

 

К сожалению, история создания интерьеров мне неизвестна. Очевидно, вестибюль и парадная лестница в общих чертах сохраняют ампирную композицию 1830-х гг. (хотя и с поздними добавлениями), а два других показанных здесь интерьера целиком принадлежат архитектуре эклектики середины - второй половины XIX в.

 

 

 

Следующее здание - дом 9, выходящий противоположным фасадом на Караванную ул., 6. Фасады по Фонтанке и по Караванной улице (на переднем плане):

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Это здание ординарно, но вполне удовлетворительно как фон. История строительства мне не вполне ясна. Судя по архитектуре, дом построен, вероятно, в середине XIX в. В 1878 г. он перестраивался по проекту А.Д.Фиалковского [3].

 

 

Значительно интереснее по архитектуре следующий дом - наб. Фонтанки, 11, Караванная ул., 8. Фасады по Фонтанке и по Караванной улице (фрагмент и общий вид):

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Этот доходный дом с изящными фасадами в духе необарокко построен в 1864 г. архитектором Н.П.Гребенкой [3].

 

 

О следующем участке (наб. Фонтанки, 13 - Караванная ул., 10) следует сказать особо.

Вот что писал об этом месте архитектор Л.А.Ильин во время блокады, в 1941 - 1942 гг. [30, глава "2.Фонтанка"]:

"В том же фронте, рядом с новым монументальным но никчемным фасадом [наб. Фонтанки, 15 - С.П.], теперь зияет отверстие из-за отсутствия дома, тронутого пожаром во время революции. После он постепенно был разрушен поселившимися здесь бандитами, устроившими внутри него, где-то в глубине, свое логово и исподволь разбиравших деревянные части на свои нужды для промысла. В свое время это было рассказано мной корреспондентам газет и послужило во спасение другого старого здания - Павловских казарм,  которые были наконец переданы Электротоку и прекрасно отремонтированы [на Марсовом поле; позже Ленэнерго - С.П.].

Упомянутый дом тоже выходил и на Фонтанку, и на Караванную. Он был классического, вероятно, типа стройки 18-го века - при Екатерине или Павле, а может быть, при Александре I. Когда он разрушался, не было времени его обмерить. Помню его симметричный, смело и широко решенный план с хорошим двором, на который лестницы выходили полукруглыми клетками. Фасад, помнится, был типичного построения - рустованный нижний этаж на плитном цоколе, с хорошими замковыми камнями в окнах. Пилястровый или полуколонный ордер поддерживал фронтон. Внутри бельетаж [так - С.П.] имел комнаты прекрасной высоты, с благородными карнизами, с сочной лепкой. Хорош был рисунок дверей, прекрасны камины из белого мрамора с вставками темного. Кажется, один или несколько этих каминов удалось перенести в музей."

Этот участок очень долго оставался пустым (он был с обеих сторон огорожен забором, за которым были какие-то хозяйственные постройки). В 1981 г. появился проект, по которому на этом месте предполагалось построить Дом кино (арх. А.В.Жук). Однако в то время проект остался не осуществлен. Несколько позже, в 90-х годах началось строительство бизнес-центра (арх. М.Ю.Северов, Е.И.Северова, Е.М.Северов), в проекте которого было использовано многое из проекта Дома кино. Строительство было завершено в 2005 г. (См. [37]).

Фасады по Фонтанке и по Караванной улице:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Пожалуй, это не худшее из того, что построено в Санкт-Петербурге в последние годы. Но и восторга такая архитектура у меня не вызывает. Если бы этого здания не было, мы ничего бы не потеряли.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 15) - здание бывшего Петроградского губернского кредитного общества, построенное в годы первой мировой войны (1914 - 1916, арх. К.С.Бобровский и Б.Я.Боткин [3]). Это здание также выходит противоположным фасадом на Караванную улицу (точнее, на Манежную площадь, по восточной стороне которой проходит Караванная улица; адрес: Караванная ул., 12). По-моему, в данном случае есть смысл рассмотреть каждый фасад отдельно.

 

Фасад по Фонтанке:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

В приведенной выше цитате Л.А.Ильин характеризует этот фасад как "монументальный, но никчемный". Я полностью солидарен с такой оценкой. Авторы обращаются к архитектурной классике, но фактически видна утрата ее традиций. Здание чуждо набережной - и было еще более чуждо до поздних искажений ее облика. По-моему, его архитектурные достоинства - примерно такие же (невысокие), как у появившегося почти на век позже бизнес-центра. Правда, детали здесь тоньше (упадок культуры еще только начинался), но зато именно этот фасад положил начало процессу порчи облика набережной, продолженному уже в советское время.

 

А теперь рассмотрим противоположный фасад, обращенный на Манежную площадь:

 

 

9 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г. 3 января 2009 г.

 

Этот фасад сделан в духе какой-то, я бы сказал, разухабистой неоклассики. Здание уподобляется богатому ренессансному палаццо. В центре - лоджия, в глубине которой устроена широкая и высокая (иначе нельзя!) лестница, ведущая к входу в кинематограф ("Сплендид-палас", ныне кинотеатр "Родина"). А позолота на гранитном фасаде (недавно восстановленная) - это уже откровенный кич.

А если еще вспомнить время постройки, то сами приходят мысли о негодяях, наживающихся на войне...

В духе той же дешевой роскоши оформлены и интерьеры кинематографа - и двухэтажное фойе с арками и балюстрадами, и зрительный зал с обильными лепными украшениями. 

 

 

Следующий дом выходит двумя противоположными фасадами на Фонтанку, 17 и на Манежную площадь (Караванная ул., 14). Слева фасад по Фонтанке, справа фасад по Манежной площади:

 

 

16 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г.

 

Этот доходный дом построен в 1858 г., арх. А.Х.Пель [3]. Здание, конечно, ординарное, но и на нем взгляд отдыхает после безвкусицы предыдущего здания. Жаль только, что дом грубо искажен надстройкой со стороны Манежной площади. (Со стороны Фонтанки он, очевидно, тоже надстроен, но эта надстройка вполне тактична.)

 

 

Последнее здание, показанное на этой странице, - дом 19/16 на углу Итальянской улицы (в советское время ул. Ракова). В отличие от всех предыдущих зданий этот дом не выходит на Караванную улицу:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Этот дом был построен в конце XVIII - начале XIX века. К огромному сожалению, этот памятник архитектуры классицизма был варварски изуродован в 1920 - 1930-х гг. Вот что писал об этом доме Л.А.Ильин [30]:

"[...] На этой же стороне набережной, через улицу [Итальянскую - С.П.], еще недавно глаз отдыхал на массивном четырехэтажном угловом доме, средние части которого выделялись хорошим выступом о шести колоннах с фронтоном. Ордер, пропорции очень напоминают Кваренги. В годы общих надстроек он так же обезображен, как многие другие многоэтажные дома центра - уничтожены фронтоны, невыразительный карниз "закончил", вернее, "прикончил" архитектуру дома."

 

На следующей странице мы увидим фотографии еще трех изуродованных домов эпохи классицизма.

 

 

Оглянемся еще раз на пройденный нами путь:

 

 

 16 сентября 2012 г.

 

 

В заключение повторю фотографию, которая представлена также на предыдущей странице. Вид с Итальянской улицы на портик Екатерининского института (1804 - 1807, арх. Дж.Кваренги):

 

 

9 сентября 2012 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.