ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Правый берег Фонтанки, вид в сторону Измайловского моста:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Ближе всего к нам Юсуповский дворец, фотографии которого представлены на другой странице. Продолжим путь по правому берегу.

 

 

Следующий участок (так же, как и здания на предмостной площади у Обуховского моста, и Юсуповский дворец с Юсуповским садом) тоже издавна принадлежит ведомству путей сообщения. Под одним и тем же адресом (наб. Фонтанки, 117) стоят рядом друг с другом два больших корпуса весьма монументальной архитектуры:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

До революции в этих двух корпусах располагалось Министерство путей сообщения.

 

 

На мой взгляд, наиболее интересен по архитектуре левый корпус:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Это здание (первоначально Главное управление путей сообщений и публичных зданий) построено в 1859 - 1861 гг. по проекту Н.П.Гребенки.

На мой взгляд, это одна из лучших работ Н.П.Гребенки - архитектора, много строившего в Петербурге в середине XIX века. Фасад оформлен в "стиле Людовика XVI", который у Гребенки большей частью выглядит довольно примитивно; но в данном случае это далеко не так, Гребенка создал солидный, благородный фасад.

К сожалению, вид здания несколько испорчен надстройкой на два этажа, произведенной, вероятно, в советское время (вид до надстройки см., например, на фотографиях начала XX века, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга [58а,б]). Но даже с этой грубой надстройкой здание весьма красиво - и при взгляде издали, с другого берега, и тем более вблизи, когда надстройка почти не видна:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Оригинальная деталь - крупные надписи с датами начала и окончания строительства, расположенные над двумя воротами в боковых крыльях:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

В 2004 г. на фасаде рядом с входом была установлена мемориальная доска в честь работавшего в этом здании П.П.Мельникова - выдающегося инженера, одного из главных авторов проекта и руководителей строительства железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву (1842 - 1851). В 1862 г. П.П.Мельников был назначен главноуправляющим путей сообщения, а после организации в 1865 г. Министерства путей сообщения стал министром:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Задний, дворовый фасад здания тоже имеет декор, хотя и упрощенный:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

В центре заднего фасада - ворота (на снимке они частично закрыты машиной), сквозь которые можно увидеть довольно красивый внутренний двор (несколько искаженный надстройкой):

 

 

27 октября 2007 г.

 

 

Напротив заднего фасада министерства расположен П-образный в плане жилой корпус (краешек его бокового крыла виден у левого края позапрошлой фотографии):

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Насколько мне известно, этот корпус тоже построен Н.П.Гребенкой.

 

 

Теперь рассмотрим правый корпус:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Сведения об истории этого здания в литературе не вполне ясны и отчасти противоречивы. В то же время по отрывочным данным [3; 58а.б; 59;60, с. 176 - 177] можно с высокой степенью вероятности утверждать следующее.

 

Это здание построено для Управления казенных железных дорог в 1890 г. архитекторами П.С.Купинским и Ф.Ф.Эппингером (см. [60]; по другим данным [3], было только надстроено и расширено старое здание).

Здание, построенное (или надстроенное) Купинским и Эппингером, было трехэтажным. Его можно разглядеть - к сожалению, практически без деталей - на заднем плане датируемой началом 1900-х гг. фотографии [59]. Вот фрагмент этой фотографии (полностью она представлена на другой странице):

 

 

 

На фрагменте изображены два здания Министерства путей сообщения, причем правое здание немного ниже, чем левое (еще не надстроенное). Хотя изображение и нечеткое, но похоже, что правое здание трехэтажное. Сравнение с второй фотографией на данной странице полностью подтверждает это предположение.

 

Несколько позже - видимо, в начале 1900-х гг. - здание было надстроено на один этаж, о чем свидетельствуют две фотографии 1900-х годов [58а,б]. Фасад этого надстроенного четырехэтажного здания очень хорошо виден на фотографии [58б] (которая - так же, как и [59] - датирована началом 1900-х годов, но сделана все же хотя бы ненамного позже, чем [59]). И расположение окон, и отделка фасада до четвертого этажа - такие же, как и сейчас. Кроме того, так же, как и сейчас, фасад был увенчан тремя фронтонами - в центре и по краям, только форма центрального фронтона была немного другой.

Еще позже был надстроен пятый этаж. Когда именно это произошло, мне неизвестно.

Таким образом, здание дважды надстраивалось, существующий фасад сформировался не сразу. Тем не менее он выглядит вполне цельно. Это неплохое произведение "академического" направления эклектики.

 

Для тех, кто заинтересуется подробностями, даю дополнительные пояснения.

В [3] в списке работ П.С.Купинского указано: "5. Здание Управления казенных железных дорог. Наб. р. Фонтанки, 117. Надстройка и расширение. 1890.  Совместно с Ф.Ф.Эппингером." Аналогичная запись сделана и для Ф.Ф.Эппингера. В обоих случаях при указании адреса не сказано, какой из двух корпусов имеется в виду (что, конечно, является недостатком). Я в свое время думал, что это указание относится к надстройке на два этажа левого здания - до тех пор, пока не увидел фотографии [58а, б], сделанные после 1890 года, на которых левое здание еще не надстроено. После ознакомления с этими фотографиями стало ясно, что в данном случае речь может идти только о правом здании.

В [3] дана ссылка на [60]. Если мы посмотрим в этот источник, то на странице 177 увидим список работ П.С.Купинского, выполненных им к 1892 году - к моменту написания книги. В этом списке указано: "1890 г. Здание для помещения управл. казенн. ж.д. (совместно с гр. инж. Эппингером)." Таким образом, здесь речь идет не о надстройке и расширении, а о строительстве нового здания (или капитальной перестройке старого).

(В принципе, можно представить себе и другую ситуацию: на фотографии [59] изображено здание до надстройки его в 1890 г., а на фотографиях [58а,б] - после надстройки, выполненной П.С.Купинским и Ф.Ф.Эппингером. Но такая ситуация кажется мне маловероятной - тем более, что в таком случае нужно допустить ошибку в датировке фотографии [59].)

 

 

 

Следующее здание (наб. Фонтанки, 119):

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Дом построен в 1840-х гг. по проекту А.М.Болотова [6]. Это рядовое здание середины XIX века - поздняя работа архитектора, до этого работавшего в стиле классицизма. В здании видно начало отхода от этого стиля.

 

 

Последний дом, фотографии которого представлены на этой странице, расположен на углу пер. Бойцова (бывший Малков переулок); его адрес: наб. Фонтанки, 121/8:

 

 

 

23 августа 2008 г.

 

 

23 августа 2008 г.

 

Этот доходный дом построен в 1913 - 1914 гг. по проекту В.В.Шауба - одного из крупнейших мастеров петербургского модерна. Здание в формах классицизирующего модерна характерно для позднего творчества Шауба.

В одной из квартир этого дома жил и сам Шауб - если, не ошибаюсь, до самой смерти в 1934 г. (Щауб очень много строил с конца XIX века до 1914 г. С началом первой мировой войны его активность резко упала, а после революции он, вероятно, уже больше ничего не построил.)

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.