ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжим путь по правому берегу. Вид в сторону Измайловского моста:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Ближе всего к нам Юсуповский дворец, фотографии которого представлены на другой странице.

Дома, которые рассматриваются на этой странице - панорама, составленная из пяти фотографий Л.Г.Андреевского 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3502 ф,

ГМИ СПб Инв.№-II-А-3501 ф (негатив - [210]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3500 ф (негатив - [209а]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3499 ф (негатив - [209г]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3498 ф [133]):

 

 

 

 

Так же, как здания на предмостной площади у Обуховского моста, и Юсуповский дворец с Юсуповским садом, следующий участок тоже издавна принадлежит ведомству путей сообщения. Под одним и тем же адресом (наб. Фонтанки, 117) стоят рядом друг с другом два больших корпуса весьма монументальной архитектуры:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

До революции в этих двух корпусах располагалось Министерство путей сообщения.

 

 

На мой взгляд, наиболее интересен по архитектуре левый корпус, хотя он, к сожалению испорчен надстройкой. Вид здания до надстройки - фрагмент панорамы 1926 г.:

 

 

 

 

Открытка начала XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3539 ф [133]):

 

 

 

Это здание (первоначально Главное управление путей сообщений и публичных зданий) построено в 1859 - 1861 гг. по проекту Н.П.Гребенки [3].

На мой взгляд, это одна из лучших работ Н.П.Гребенки - архитектора, много строившего в Петербурге в середине XIX века. Фасад оформлен в "стиле Людовика XVI", который у Гребенки часто выглядит довольно примитивно; но в данном случае это далеко не так, Гребенка создал солидный, благородный фасад.

 

Фотография 1939 г. [209б]:

 

 

 

К этому времени здание уже было надстроено (скорее всего, не ранее рубежа 1920 - 1930-х гг.). Надстройка совершенно варварская, изуродовавшая фасад.

Но даже с этой грубой надстройкой здание весьма красиво - и при взгляде издали, с другого берега, и тем более вблизи, когда надстройка почти не видна:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Оригинальная деталь - крупные надписи с датами начала и окончания строительства, расположенные над двумя воротами в боковых крыльях:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

В 2004 г. на фасаде рядом с входом была установлена мемориальная доска в честь работавшего в этом здании П.П.Мельникова - выдающегося инженера, одного из главных авторов проекта и руководителей строительства железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву (1842 - 1851). В 1862 г. П.П.Мельников был назначен главноуправляющим путей сообщения, а после организации в 1865 г. Министерства путей сообщения стал министром:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Задний, дворовый фасад здания тоже имеет декор, хотя и упрощенный:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

В центре заднего фасада - ворота (на снимке они частично закрыты машиной), сквозь которые можно увидеть довольно красивый внутренний двор (несколько искаженный надстройкой):

 

 

27 октября 2007 г.

 

 

Напротив заднего фасада министерства расположен П-образный в плане квартирный флигель, также построенный Н.П.Гребенкой в 1859 - 1861 гг. [75а, №362.2] (краешек его бокового крыла виден у левого края позапрошлой фотографии):

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Теперь рассмотрим правый корпус. Фрагмент панорамы 1926 г. (см. выше):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Это здание построено для Управления казенных железных дорог в 1890 г. архитекторами П.С.Купинским и Ф.Ф.Эппингером (см. [60]; по другим данным [3], было только надстроено и расширено старое здание).

Здание, построенное (или надстроенное) Купинским и Эппингером, было трехэтажным. Его можно разглядеть - к сожалению, практически без деталей - на заднем плане датируемой началом 1900-х гг. фотографии [59]. Вот фрагмент этой фотографии (полностью она представлена на другой странице):

 

 

 

На фрагменте изображены два здания Министерства путей сообщения, причем правое здание немного ниже, чем левое (еще не надстроенное). Хотя изображение и нечеткое, но похоже, что правое здание трехэтажное. Сравнение с панорамой 1926 г. и современными фотографиями полностью подтверждает это предположение.

 

Несколько позже - видимо, в начале 1900-х гг. - здание было надстроено на один этаж, о чем свидетельствует фотография [209в], также датируемая началом 1900-х гг., но сделанная хотя бы ненамного позже предыдущей:

 

 

 

И расположение окон, и отделка фасада до четвертого этажа - такие же, как и сейчас. Кроме того, так же, как и сейчас, фасад был увенчан тремя фронтонами - в центре и по краям, только форма центрального фронтона была немного другой.

Еще позже был надстроен пятый этаж. Когда именно это произошло, мне неизвестно, но на фотографиях 1926 г. (см. фрагмент панорамы выше) здание уже пятиэтажное.

Таким образом, здание дважды надстраивалось, существующий фасад сформировался не сразу. Тем не менее он выглядит вполне цельно. Это неплохое произведение "академического" направления эклектики.

 

 

Следующее здание (наб. Фонтанки, 119), фрагмент панорамы 1926 г. (см. начало страницы):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Доходный дом М.Д.Тарасовой, 1849, арх. А.М.Болотов [75а, №363]. Рядовое здание середины XIX века - поздняя работа архитектора, до этого работавшего в стиле классицизма. В здании видно начало отхода от этого стиля.

 

 

Последний дом на данном отрезке набережной расположен на углу пер. Бойцова (бывший Малков переулок); его адрес: наб. Фонтанки, 121/8. Фрагмент панорамы 1926 г. (см. начало страницы):

 

 

 

Этот доходный дом построен в 1913 - 1914 гг. по проекту В.В.Шауба - одного из крупнейших мастеров петербургского модерна [3]. Здание в формах классицизирующего модерна характерно для позднего творчества Шауба.

В одной из квартир этого дома жил и сам Шауб - если, не ошибаюсь, до самой смерти в 1934 г. (Шауб очень много строил с конца XIX века до 1914 г. С началом первой мировой войны его активность резко упала, а после революции он, вероятно, уже больше ничего не построил.)

 

Современные фотографии:

 

 

23 августа 2008 г.

 

 

23 августа 2008 г.

 

От мансарды осталась только высокая стенка справа - верхняя часть брандмауэра. Исчезла башня на углу, что обеднило облик дома. И все же он и сейчас красив.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.