ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии домов, расположенных на левом берегу Фонтанки напротив Михайловского (Инженерного) замка.

 

Вот первые три дома после Пантелеймоновского (Пестеля) моста - дом на углу ул. Пестеля (наб. Фонтанки, 12/1) и два дома под одним и тем же адресом - наб. Фонтанки, 14:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Дом на углу ул. Пестеля построен в послевоенные годы на месте разрушенного во время войны, арх. Е.А.Левинсон. На мой взгляд, дом малоинтересен по архитектуре (у Левинсона есть более выразительные работы).

Гораздо интереснее следующие два дома. Эти особняки были перестроены из более старых в начале XX века для Олсуфьевых. Автор проектов обоих зданий - знаменитый архитектор А.В.Щусев.

Первым был перестроен в 1902 г. правый дом:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Фасад стилизован под архитектуру раннего барокко начала XVIII века. Это одно из самых первых произведений данного направления в архитектуре Петербурга начала XX века (одного из течений в неоклассике), и притом одно из самых красивых.

Одно жаль: при перестройке погибло прежнее здание, построенное А.И.Штакеншнейдером. Правда, я не видел изображений этого старого здания, но само имя Штакеншнейдера - это гарантия его высоких достоинств. Но что делать, в начале XX века отношение к архитектуре эклектики было другим.

 

 

Через некоторое время, в 1910 г. Щусев перестроил и левый корпус. Прежний облик этого особняка, построенного в 1860 - 1869 гг. арх. Ф.Н.Соболевским, можно увидеть у правого края представленного на другой странице   старого рисунка с изображением здания Мануфактурной выставки. А вот как он выглядит после перестройки:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Это здание тоже стилизовано под петровское барокко. В 1910 г. такая архитектура уже не была оригинальной, но, во всяком случае, и этот дом очень красив.

 

Не могу удержаться от того, чтобы высказаться о личности и творчестве А.В.Щусева. На мой взгляд, это крайне противоречивая фигура. Щусев до революции и Щусев после революции - это как будто два разных человека. До революции это один из самых талантливых мастеров своего времени (особенно прекрасны его работы в "неорусском стиле"). А после революции - халтурщик, официозный советский архитектор, автор мавзолея Ленина, фасада здания НКВД на Лубянской площади и прочих прелестей. В начале советского периода Щусев еще строит прекрасное здание - Казанский вокзал в Москве (начатый в 1913 г.), но в дальнейшем его талант все больше деградирует.

 

Следующее здание - наб. Фонтанки, 16:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

В 1819 г. это здание было перестроено знаменитым архитектором О.Монферраном для министра внутренних дел князя В.П.Кочубея. Это было блестящее произведение архитектуры ампира с изысканными интерьерами. [27, с. 30-32].

В дальнейшем, с 1838 года в здании размещалось Третье отделение Собственное Его Императорского Величества канцелярии - печально известный орган политического сыска. После упразднения Третьего отделения в 1880 г. в здании располагался Департамент государственной полиции. Для него были осуществлены перестройки по проекту Р.Р.Марфельда в 1892 и 1900 г., о чем можно только очень пожалеть: теперь здание выглядит казенно. В наше время здесь размещается городской суд.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 18) значительно красивее по архитектуре:

 

 

26 сентября 2007 г. 25 сентября 2007 г. 26 сентября 2007 г.

 

Это бывший дом Пашковых. Он построен в 1780-х гг. От этого времени сохранилась общая композиция фасада с портиком характерная для классицизма. Однако при сколько-нибудь внимательном рассмотрении фасада станет ясно, что он переделывался: лепные украшения весьма далеки от классицизма, а эркеры по краям фасада могли появиться не ранее 1830-х гг. - до этого они не применялись в петербургской архитектуре. И действительно, фасад был реконструирован в 1836 г. по проекту А.К.Кавоса (архитектора известного прежде всего как автор зданий театров). На мой взгляд, такое нарушение стилистической чистоты едва ли испортило фасад - напротив, он теперь выглядит очень приветливо.

 

Но в этом здании интересен не только уличный фасад. В 1910 - 1911 гг. был построен весьма интересный по архитектуре шестиэтажный дворовый корпус и получил новое оформление проезд во двор Автор этой работы в духе неоклассики - Н.М.Путинцев

 

Проезд во двор - эффектная стилизация под ампир. В конце виден вход в подъезд дворового корпуса:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

(Прошу прощения за надписи на стенах. При подготовке этой страницы в 2012 г. я хотел переснять эти фотографии, но оказалось, что и сейчас стены испачканы граффити. Что же касается главного фасада дворового корпуса, то он был закрыт лесами, и переснять его тоже не удалось.)

 

 

А вот как выглядит дворовый корпус:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Возвращаясь назад на набережную, обратим внимание на часть дворового фасада основного здания, обращенную к новому корпусу (остальной дворовый фасад - утилитарный):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

И напоследок полюбуемся видом из подворотни на Михайловский замок:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Дом по наб. Фонтанки, 20 построен в 1787 - 1790 гг. для обер-прокурора Сената П.В.Неклюдова. В наше время автором проекта называют Ф.И.Демерцова:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

На первый взгляд, этот дом с четырехколонным портиком очень похож на соседний дом 18. Но хотя эти два дома и близки по композиции, но характер их архитектуры разный. Дом Неклюдова - прекрасное, благородное, стилистически чистое произведение строгого классицизма, одно из лучших зданий такого рода.

С 1812 года дом принадлежал князю А.Н.Голицыну, обер-прокурору Синода и министру народного просвещения. Для него в 1812 г. на втором этаже левого дворового флигеля была устроена домовая Троицкая церковь. Автором проекта был знаменитый А.Н.Воронихин, иконы написаны не менее знаменитым В.Л.Боровиковским, а Царские врата сделаны по эскизу А.Л.Витберга (в недалеком будущем автора первоначального проекта храма Христа Спасителя в Москве). Вот как выглядела церковь [28]:

 

 

 

В 1852 г. церковь перешла в ведение министерства Императорского двора. Она была закрыта в 1918 г., но сохранялась в неизменном виде до 1927 г., а затем была ликвидирована. Сохранилось ли хотя бы что-то от прекрасной ампирной отделки, мне неизвестно.

 

Упомяну еще об одном моменте в истории дома: по преданию, здесь, в гостях у А.И.Тургенева молодой Пушкин, глядя из окна на Михайловский замок, написал первые строфы оды "Вольность".

 

 

Следующее здание - школа (наб. Фонтанки, 22):

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Еще один дом с портиком. Можно подумать, что он ровесник двух предыдущих домов на набережной. Но на самом деле эта школа построена уже в XX веке, в послевоенные годы, вместо дома, разрушенного во время войны. Насколько мне известно, автор проекта - архитектор Н.П.Всеволожский. Следует признать, что здание хорошо вписалось в облик набережной.

 

 

Наб. Фонтанки, 24:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Бывший доходный дом Н.И.Яфа, построен в 1881 - 1882 гг., арх. Л.Ф.Яфа.

Это здание эпохи эклектики несколько выпадает по стилю из ряда домов на набережной, но само по себе весьма красиво и хорошо сочетается с водой и гранитом.

 

И еще отдельно два снимка - ворота этого дома и вид сквозь них на Михайловский замок:

 

 

9 сентября 2012 г. 26 сентября 2007 г.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 26) возвращает нас в эпоху классицизма:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Дом Мижуева, построен в 1804 - 1806 гг. В литературе высказывается предположение об авторстве знаменитого архитектора А.Д.Захарова. Мне это кажется маловероятным: фасад хотя и хорош, но, по-моему, не дотягивает до того высочайшего уровня, которым отличаются работы Захарова.

 

 

Весьма интересно выглядит щель между домами 24 и 26 (раньше она была отгорожена от набережной невысоким заборчиком):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

В глубине виден фрагмент дворового корпуса дома 26, украшенный пилястрами ионического ордера. Такое украшение рассчитано именно на вид сквозь щель: весь остальной фасад носит утилитарный характер.

 

Еще раз прошу прощения у посетителей сайта за граффити на стенах. В 2012 г. я хотел переснять эти фотографии, но оказалось, что на тех же местах по-прежнему "красуются" граффити - уже другие. Видно, это место стало традиционным для пачкунов. И это место не единственное. .Другое такое традиционное место мы видели в подворотне и дворе дома 18; еще два можно увидеть на других страницах: 1  2 (второй случай, по-моему, особенно вопиющий).

Вспоминается роман известных советских сатириков:

"Когда луна поднялась и ее мятный свет озарил миниатюрный бюстик Жуковского, на медной его спине можно было ясно разобрать крупно написанное мелом краткое ругательство.

Впервые подобная надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия памятника. И как представители полиции, а впоследствии милиции ни старались, хулительная надпись аккуратно появлялась каждый день."

(Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев. Глава II "Кончина мадам Петуховой")

Смешно - а все равно противно.

 

 

Наб. Фонтанки, 28:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Этот доходный дом был перестроен из более старого здания в 1842 г., арх. А.Х.Пель. Скромный, но вполне благородный фасад еще близок к классицизму, только лучковые сандрики над окнами третьего этажа свидетельствуют о сравнительно позднем происхождении здания.

В начале XXI века надстроена мансарда, изуродовавшая фасад.

 

 

Последний дом в этом ряду - наб. Фонтанки, 30:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

На этом месте стоял еще один классицистический дом, украшенный пилястровым портиком и увенчанный мезонином (см. старую фотографию [29]; пояснения к ней не вызывают доверия: похоже, что их автор перепутал данный дом с домом 32/1 (см. следующую страницу), но сама фотография интересна).

История строительства ныне существующего дома мне, к сожалению, неизвестна. Но совершенно ясно, что он получил нынешний вид в советское время - видимо, в 1950-х гг. В фасаде использованы мотивы классицизма, мы видим еще один портик с фронтоном (на сей раз пилястровый).

 

 

Далее до конца этого отрезка набережной - до Симеоновской (Белинского) улицы - нет домов (во всяком случае, сейчас).

 

В заключение оглянемся назад на пройденный отрезок набережной. Вид с Симеоновского моста (моста Белинского):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Характерная особенность этого участка - то, что здесь на небольшом расстоянии пять раз повторяется один и тот же мотив - портик с треугольным фронтоном (три портика появились во времена классицизма, два добавлены в XX веке).

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.