ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии домов, расположенных на левом берегу Фонтанки напротив Михайловского (Инженерного) замка.

 

Вот первые три дома после Пантелеймоновского (Пестеля) моста - дом на углу ул. Пестеля (наб. Фонтанки, 12/1) и два дома под одним и тем же адресом - наб. Фонтанки, 14:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Дом на углу ул. Пестеля построен в послевоенные годы на месте разрушенного во время войны, арх. Е.А.Левинсон. На мой взгляд, дом малоинтересен по архитектуре (у Левинсона есть более выразительные работы).

 

 

Гораздо интереснее следующие два дома, получившие нынешний вид в результате перестройки в начале XX века

Сначала рассмотрим предшествующие здания [143].

Более старый - правый дом. Чертеж его фасада 1818 г.:

 

 

 

У дома был простой фасад в духе раннего классицизма последней трети XVIII в., не отличавшийся какими-то особо высокими архитектурными достоинствами.

С середины XIX в. этим участком владели Олсуфьевы. Во второй половине 1840-х гг. дом был перестроен для гофмаршала Олсуфьева - он был расширен влево на четыре оси, при этом была изменена отделка фасада:

 

 

 

Впрочем, и в таком виде дом по-прежнему выглядел просто, непритязательно. Как это ни удивительно, на чертеже стоит подпись: "Архитектор Штакеншнейдер". В целом А.И.Штакеншнейдер - один из лучших русских архитекторов середины XIX века, поистине великий мастер. В принципе, каждая его работа имеет высокие художественные достоинства; данный проект - практически  единственное известное мне печальное исключение. (Впрочем, я не знаю, как выглядели интерьеры.)

Как можно увидеть из подписанного Штакеншнейдером генерального плана 1846 г., территория левее этого дома (также принадлежавшая Олсуфьевым), в то время оставалась не застроенной.

 

В 1859 г. в доме были выполнены некоторыеи мелкие переделки по проектам Ф.Н.Соболевского, а в 1860 г. этот же архитектор составил проект нового дома слева от существующего. Фасад левого дома, чертеж Соболевского:

 

 

 

В ближайшее время (по данным [1], в том же 1860 г.) этот проект был осуществлен. Построенное здание можно увидеть у правого края представленной на другой странице  гравюры 1870 г. с изображением здания Мануфактурной выставки.

 

В начале XX в. оба дома Олсуфьевых по очереди были перестроены по проектам выдающегося архитектора А.В.Щусева [3].

Первым был перестроен в 1902 г. правый дом:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Фасад стилизован под архитектуру раннего барокко начала XVIII века. Эта ранняя работа знаменитого впоследствии архитектора - одно из самых первых произведений данного направления в архитектуре Петербурга начала XX века (одного из течений в неоклассике), и притом одно из самых красивых.

 

Через некоторое время, в 1910 г. Щусев перестроил и левый корпус:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Это здание тоже стилизовано под петровское барокко. В 1910 г. такая архитектура уже не была оригинальной, но, во всяком случае, и этот дом очень красив.

 

Не могу удержаться от того, чтобы высказаться о личности и творчестве А.В.Щусева. На мой взгляд, это крайне противоречивая фигура. Щусев до революции и Щусев после революции - это как будто два разных человека. До революции это один из самых талантливых мастеров своего времени (особенно прекрасны его работы в "неорусском стиле"). А после революции - халтурщик, официозный советский архитектор, автор мавзолея Ленина, фасада здания НКВД на Лубянской площади и прочих прелестей. В начале советского периода Щусев еще строит прекрасное здание - Казанский вокзал в Москве (начатый в 1913 г.), но в дальнейшем его талант все больше деградирует.

 

Следующее здание - наб. Фонтанки, 16:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

В 1819 г. это здание было перестроено знаменитым архитектором О.Монферраном для министра внутренних дел князя В.П.Кочубея. Это было блестящее произведение архитектуры ампира с изысканными интерьерами. [27, с. 30-32].

В дальнейшем, с 1838 года в здании размещалось Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии - печально известный орган политического сыска. После упразднения Третьего отделения в 1880 г. в здании располагался Департамент государственной полиции. Для него были осуществлены перестройки по проекту Р.Р.Марфельда в 1892 и 1900 г. [3], о чем можно только очень пожалеть: теперь здание выглядит казенно. В наше время здесь размещается городской суд.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 18) значительно красивее по архитектуре:

 

 

26 сентября 2007 г. 25 сентября 2007 г. 26 сентября 2007 г.

 

Это бывший дом Пашковых, позже Левашевых. Он построен в 1780-х гг. [1]. От этого времени сохранилась общая композиция фасада с портиком характерная для классицизма. Однако при сколько-нибудь внимательном рассмотрении фасада станет ясно, что он переделывался: лепные украшения весьма далеки от классицизма, а эркеры по краям фасада могли появиться не ранее 1830-х гг. - до этого они не применялись в петербургской архитектуре.

Представление о первоначальном фасаде дает чертеж 1834 г. [144, листы 9-12 (фрагмент)]:

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком.)

У дома был строгий классицистический фасад с четырехколонным портиком ионического ордера. Несомненно, преаоначально он был симметричным; скорее всего, справа стояли такие же ворота, как и слева.

Очевидно (хотя это и не видно непосредственно из надписей на чертеже), перед нами уже первый проект переделки фасада в соответствии с новой модой - справа к дому делается асимметричная пристройка с парадным входом и эркером над ним. Примечательно, что это, очевидно, один из самых первых эркеров в Петербурге (я знаю, пожалуй, только один пример сооружения эркера в том же 1834 году - на фасаде собственного дома О.Монферрана по наб. Мойки, 86; другие эркеры появились начиная со второй половины 1830-х гг.).

Впрочем, был ли осуществлен этот проект в таком виде, мне неизвестно. Через два года, в 1836 г. появился новый, более радикальный проект переделки фасада, выполненный для нового владельца - генерала от кавалерии графа Левашева известным (впоследствии) архитектором А.К.Кавосом [144, листы 17-20 (фрагмент)]:

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком, с подписью Кавоса.)

На чертеже видна та же асимметричная пристройка с эркером, но кроме того, еще и изменены детали декора, появились лепные украшения. Фасад потерял прежнюю классическую строгость, что соответствует новым веяниям - началу эпохи эклектики.

Этот проект был осуществлен почти полностью. Фотография 1900-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. №Р XI-5662/59 [133]:

 

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал)

Лепных украшений, несколько меньше, чем в проекте, в то же время ионический ордер заменен более пышным коринфским.

 

В 1910 - 1911 гг. по проекту Н.М.Путинцева над проездом во двор слева от дома были надстроены новые помещения. Чертежи 1901 г. - план, разрез, фасад [144, листы 110-117]:

 

 

 

Со стороны Фонтанки надстройка была украшена таким же эркером, как справа. Фасад вновь стал симметричным (что вполне соответствует вкусам распространившейся в эти годы неоклассики).

На мой взгляд, нарушение стилистической чистоты в результате переделок XIX - начала XX в. едва ли испортило фасад - напротив, он теперь выглядит очень приветливо.

 

Но в этом здании интересен не только уличный фасад. В 1911 гг. по проекту Н.М.Путинцева был построен весьма интересный по архитектуре шестиэтажный дворовый корпус [3, 144]. Пройдем во двор и посмотрим этот корпус.

Проезд во двор - эффектная стилизация под ампир, также созданная Н.М.Путинцевым (см. чертежи выше). В конце виден вход в подъезд дворового корпуса:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

А вот как выглядит дом, к которому мы шли:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Возвращаясь назад на набережную, обратим внимание на часть дворового фасада основного здания, обращенную к новому корпусу (остальной дворовый фасад - утилитарный):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Этот фасад также оформлен Н.М.Путинцевым (в [144, лист 122] имеется вариант проекта Путинцева).

 

 

И напоследок полюбуемся видом из подворотни на Михайловский замок:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Дом по наб. Фонтанки, 20 построен в 1787 - 1788 гг. для обер-прокурора Сената П.В.Неклюдова [1]. В наше время автором проекта называют Ф.И.Демерцова:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

На первый взгляд, этот дом с четырехколонным портиком очень похож на соседний дом 18. Но хотя эти два дома и близки по композиции, но характер их архитектуры разный. Дом Неклюдова - прекрасное, благородное, стилистически чистое произведение строгого классицизма, одно из лучших зданий такого рода.

С 1812 года дом принадлежал князю А.Н.Голицыну, обер-прокурору Синода и министру народного просвещения. Для него в 1812 г. на втором этаже левого дворового флигеля была устроена домовая Троицкая церковь. Автором проекта был знаменитый А.Н.Воронихин, иконы написаны не менее знаменитым В.Л.Боровиковским, а Царские врата сделаны по эскизу А.Л.Витберга (в недалеком будущем автора первоначального проекта храма Христа Спасителя в Москве). Вот как выглядела церковь [28]:

 

 

 

В 1852 г. церковь перешла в ведение министерства Императорского двора. Она была закрыта в 1918 г., но сохранялась в неизменном виде до 1927 г., а затем была ликвидирована [7]. Сохранилось ли хотя бы что-то от прекрасной ампирной отделки, мне неизвестно.

 

Упомяну еще об одном моменте в истории дома: по преданию, здесь, в гостях у А.И.Тургенева молодой Пушкин, глядя из окна на Михайловский замок, написал первые строфы оды "Вольность".

 

 

Следующее здание - школа (наб. Фонтанки, 22):

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Еще один дом с портиком. Можно подумать, что он ровесник двух предыдущих домов на набережной. Но на самом деле эта школа построена уже в XX веке, в послевоенные годы, вместо дома, разрушенного во время Великой Отечественной войны.

Вид здания до войны представлен на фотографии 1939 г. [145а]:

 

 

 

Особняк купца В.Ф.Громова, построен в середине XIX в. по проекту Е.И.Винтергальтера [3]. Это было весьма красивое,  представительное здание в стиле ранней эклектики, со строгим неоренессансным фасадом.

Во время войны дом был разрушен. В то же время (судя по имеющейся в ЦГАКФФД фотографии 1947 г. [145б]) сохранилась фасадная стена. Вероятно, при желании можно было бы восстановить это здание. Но в то время было принято пренебрежительное отношение к эклектике, и было построено новое здание школы с фасадам, имитирующим архитектуру классицизма. Насколько мне известно, автор проекта - архитектор Н.П.Всеволожский.

Впрочем, следует признать, что здание хорошо вписалось в облик набережной.

 

 

Наб. Фонтанки, 24:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Бывший доходный дом Н.И.Яфа, построен в 1881 - 1882 гг., арх. Л.Ф.Яфа [3].

Это здание эпохи эклектики несколько выпадает по стилю из ряда домов на набережной, но само по себе весьма красиво и хорошо сочетается с водой и гранитом.

 

И еще отдельно два снимка - ворота этого дома и вид сквозь них на Михайловский замок:

 

 

9 сентября 2012 г. 26 сентября 2007 г.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 26) возвращает нас в эпоху классицизма:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Дом Мижуева, построен в 1804 - 1806 гг. [1]. В литературе иногда высказывается предположение об авторстве знаменитого архитектора А.Д.Захарова. Мне это кажется маловероятным: фасад хотя и хорош, но, по-моему, не дотягивает до того высочайшего уровня, которым отличаются работы Захарова.

 

 

Весьма интересно выглядит щель между домами 24 и 26 (раньше она была отгорожена от набережной невысоким заборчиком):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

В глубине виден фрагмент дворового корпуса дома 26, украшенный пилястрами ионического ордера. Такое украшение рассчитано именно на вид сквозь щель: весь остальной фасад носит утилитарный характер.

 

Прошу прощения у посетителей сайта за граффити на стенах. Я не один раз хотел переснять эти фотографии, но оказалось, что на закрашенных граффити каждый раз появляются новые. Видно, это место стало традиционным для пачкунов. И это место не единственное. .Другое такое традиционное место мы видели в подворотне и дворе дома 18; еще два можно увидеть на других страницах: 1  2 (второй случай, по-моему, особенно вопиющий).

Вспоминается роман известных советских сатириков:

"Когда луна поднялась и ее мятный свет озарил миниатюрный бюстик Жуковского, на медной его спине можно было ясно разобрать крупно написанное мелом краткое ругательство.

Впервые подобная надпись появилась на бюстике 15 июня 1897 года в ночь, наступившую непосредственно после открытия памятника. И как представители полиции, а впоследствии милиции ни старались, хулительная надпись аккуратно появлялась каждый день."

(Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев. Глава II "Кончина мадам Петуховой")

Смешно - а все равно противно.

 

 

Наб. Фонтанки, 28:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Этот доходный дом был перестроен из более старого здания в 1842 г., арх. А.Х.Пель [3]. Скромный, но вполне благородный фасад еще близок к классицизму, только лучковые сандрики над окнами третьего этажа свидетельствуют о сравнительно позднем происхождении здания.

В начале XXI века надстроена мансарда, изуродовавшая фасад.

 

 

Последний дом в этом ряду - наб. Фонтанки, 30.

На этом месте еще в послевоенные годы стоял старый трехэтажный дом с мезонином. Слева фотография 1939 г. [146а], справа фотография второй половины 1940 - 1950-х гг. [146б] (принятая датировка ее 1960 годом сомнительна):

 

 

 

К сожалению, история строительства этого дома мне неизвестна. Ясно только, что это был еще один дом в стиле классицизма конца XVIII - начала XIX в., хотя и не столь совершенный по архитектуре, как другие три на этом отрезке набережной.

В 1950-х гг. дом был варварски перестроен:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

В оформлении фасадов подлинный классицизм был заменен имитацией классицизма, и притом довольно грубой, с явным привкусом сталинской безвкусицы.

На фасаде мы видим еще один портик с фронтоном (на сей раз пилястровый).

 

 

Далее до конца этого отрезка набережной - до Симеоновской (Белинского) улицы - нет домов (во всяком случае, сейчас).

 

В заключение оглянемся назад на пройденный отрезок набережной. Вид с Симеоновского моста (моста Белинского):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Характерная особенность этого участка - то, что здесь на небольшом расстоянии пять раз повторяется один и тот же мотив - портик с треугольным фронтоном (три портика появились во времена классицизма, два добавлены в XX веке).

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.