ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой странице представлены фотографии домов, расположенных на левом берегу Фонтанки напротив Михайловского (Инженерного) замка.

 

Первые дома на этом отрезке набережной на акварели В.С.Садовникова "Фонтанка у Пантелеймоновского моста" 1855 [275]:

 

 

 

 

Современная фотография примерно в том же направлении:

 

 

20 декабря 2022 г.

 

Как видим, первые четыре дома теперь выглядят по-другому.

 

Первый дом в этом ряду находится на углу Пантелеймоновской улицы, ныне ул. Пестеля (наб. Фонтанки, 12/1). Здание, изображенное на акварели Садовникова, не сохранилось, на его месте стоит новое.

Облик первоначального дома на рубеже XVIII и XIX в. запечатлен на гравюре Б. Патерсена "Вид на Михайловский замок с противоположного берега Фонтанки", 1800 [276]:

 

 

 

На гравюре виден фасад по Пантелеймоновской улице, а также в сильном перспективном сокращении часть фасада по фонтанке, который был изломан параллельно изгибу русла реки:

 

 

 

На фасаде по Пантелеймоновской улице виден декор характерный для переходной архитектуры от барокко к классицизму 1760-1780-х гг.

 

Облик дома в 1835 г. запечатлен на чертежах, сделанных в связи с капитальным ремонтом ([277], лист 5-8):

 

 

 

По Пантелеймоновской улице дом занимал меньше половины ширины участка, а левее был забор с двумя воротами. Увеличенные фрагменты - фасады дома по Пантелеймоновской улице и по Фонтанке:

 

 

 

К этому времени отделка фасадов изменилась, они были переделаны в первой трети XIX в. и приобрели строгий вид свойственный классицизму.

 

Изображение дома в 1855 г. - фрагмент акварели В.С.Садовникова (см. выше):

 

 

 

В это время дом выглядел так же, как в 1835 г., только не видно рустовки. Не совсем понятно - то ли она просто не нарисована, то ли действительно исчезла. Второе кажется мне более вероятным: во-петвых, В.С.Садовников обычно документально точно изображает архитектуру, а во-вторых, и на более поздних изображениях рустовки нигде не видно.

 

Фасад по Пантелеймоновской улице, чертеж 1859 г. ([277], лист 10; чертеж сделан в связи с устройством новой двери (разрешение от 20 августа 1859 г., лист 9), в остальном его можно считать фиксационным):

 

 

 

К этому времени на фасаде появились скромные украшения: наличники окон, рустованные лопатки по краям. Чертежа фасада по Фонтанке, к сожалению, нет.

 

Фасад по Фонтанке - фрагмент гравюры 1870 г. [16]:

 

 

 

(Гравюра целиком представлена на другой странице.)

Сохраняется та же композиция, что была в 1835 г. В то же время декор на фасаде почти отсутствует. Что это - неточность рисунка или действительное состояние фасада, утратившего декор? Второе, пожалуй, более вероятно, учитывая то, что фасад дома, примыкающего к нему справа (см. далее на этой странице), прорисован вполне подробно.

 

Единственная известная мне фотография, на которой этот дом более или менее четко виден - вид цепного Пантелеймоновского моста 1891 г. [278]:

 

 

 

(Фотография обработана. Оригинал )

Увеличенный фрагмент с изображением дома:

 

 

 

На фасаде по Пантелеймоновской улице видны (хоть и нечетко) наличники окон - такие, как на чертеже 1859 г. На фасаде по Фонтанке декора не видно - скорее всего, его действительно уже не было.

 

Открытка начала XX в. - Пантелеймоновская улица и Цепной мост (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-I-A-4203 р [133]):

 

 

 

Данный дом слева, а ближе - деревянный забор. Видно, что с этой стороны участок так и оставался застроен не полностью. В самом доме на месте входного тамбура, который виден на чертежах 1835 и 1859 г., теперь появился металлический зонтик над дверью.

 

 

Не позже начала 1930-х гг. дом был разобран. Фотография около 1932-1932 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Номер по КП (ГИК): ГНИМА ОФ-1578/864 [133]):

 

 

 

 

На этом месте предполагалось построить жилой дом. Проект 1932 г., арх. Я.О.Рубанчик [279]:

 

 

 

Хотя снесенное здание и не было шедевром архитектуры, но я думаю, что этот конструктивистский дом, с его элементарными формами и с неуместно высоким объемом на углу был бы здесь гораздо хуже, внес бы диссонанс в облик этих мест.

 

Существующий жилой дом здесь построен уже после войны, в 1947-1949 гг., арх. Е.А.Левинсон, А.А.Грушке [280]:

 

 

20 декабря 2022 г.

 

Неплохой, по-своему изящный дом. Хотя все же с неприятным "сталинским" привкусом.

 

 

Следующие два дома исторически составляли единое домовладение и имеют один и тот же адрес - наб. Фонтанки, 14. Они получили вид нынешний вид в результате перестройки в начале XX века:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Сначала рассмотрим предшествующие здания.

Более старый - правый дом. Чертеж его фасада 1818 г. ([143], лист 1):

 

 

 

У дома был простой фасад в духе раннего классицизма последней трети XVIII в., не отличавшийся какими-то особо высокими архитектурными достоинствами.

С середины XIX в. этим участком владели Олсуфьевы. Во второй половине 1840-х гг. дом был перестроен для гофмаршала Олсуфьева - он был расширен влево на четыре оси, при этом была изменена отделка фасада. Проект 1846 г. ([143], лист 14-16):

 

 

 

Впрочем, и в таком виде дом по-прежнему выглядел просто, непритязательно. Как это ни удивительно, на чертеже стоит подпись: "Архитектор Штакеншнейдер". В целом А.И.Штакеншнейдер - один из лучших русских архитекторов середины XIX века, поистине великий мастер. В принципе, каждая его работа имеет высокие художественные достоинства; данный проект - практически  единственное известное мне печальное исключение. (Впрочем, я не знаю, как выглядели интерьеры.)

Как можно увидеть из подписанного Штакеншнейдером генерального плана 1846 г. ([143], лист 12-13), территория левее этого дома (также принадлежавшая Олсуфьевым), в то время оставалась не застроенной.

 

Этот дом виден на помещенной выше акварели В.С. Садовникова 1855 г. Увеличенный фрагмент:

 

 

 

Слева над помещением с парадным входом была сделана надстройка, в которой расположился зимний сад (оранжерея). Когда именно она появилась, мне неизвестно (в [143] данных об этом нет). Возможно, что она была сделана сразу же, самим же А.И.Штакеншнейдером.

В 1859 г. архитектор Ф.Н.Соболевский выполнил проект, по которому зимний сад был разобран ([143], две стороны листа 17-18: чертеж фасада и разрешение на "уничтожение пристройки к дому оранжереи [...], а взамен этой [так - С.П.] покрыть железом парадный вход с устройством зонтика на чугунных колонках [...]", 15 июня 1859 г.).

В 1860 г. этот же архитектор составил проект нового дома слева от существующего. Фасад левого дома, чертеж Соболевского ([143], лист 19-20):

 

 

 

В ближайшее время (по данным [1] - в том же 1860 г.; по данным [3] - в 1860-1869 гг.) этот проект был осуществлен.

Фрагмент гравюры 1870 г. [16]:

 

 

 

(Гравюра целиком представлена на другой странице.)

 

Эти два дома до их перестройки видны на фотографии рубежа XIX и XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3575 ф [133]):

 

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал )

 

 

В начале XX в. оба дома Олсуфьевых по очереди были перестроены по проектам выдающегося архитектора А.В.Щусева [3].

Первым был перестроен в 1902 г. правый дом:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Фасад стилизован под архитектуру раннего барокко начала XVIII века. Эта ранняя работа знаменитого впоследствии архитектора - одно из самых первых произведений данного направления в архитектуре Петербурга начала XX века (одного из течений в неоклассике), и притом одно из самых красивых.

 

Через некоторое время, в 1910 г. Щусев перестроил и левый корпус:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Это здание тоже стилизовано под петровское барокко. В 1910 г. такая архитектура уже не была оригинальной, но, во всяком случае, и этот дом очень красив.

 

Не могу удержаться от того, чтобы высказаться о личности и творчестве А.В.Щусева. На мой взгляд, это крайне противоречивая фигура. Щусев до революции и Щусев после революции - это как будто два разных человека. До революции это один из самых талантливых мастеров своего времени (особенно прекрасны его работы в "неорусском стиле"). А после революции - халтурщик, официозный советский архитектор, автор мавзолея Ленина, фасада здания НКВД на Лубянской площади и прочих прелестей. В начале советского периода Щусев еще строит прекрасное здание - Казанский вокзал в Москве (начатый в 1913 г.), но в дальнейшем его талант все больше деградирует.

 

 

Следующее здание - наб. Фонтанки, 16. Прежний фасад здания изображен на акварели В.С.Садовникова 1855 г., помещенной в начале страницы. Фрагмент акварели:

 

 

 

У здания был строгий безордерный ампирный фасад.  За этим внешне довольно скромным фасадом скрывались изысканные ампирные интерьеры, созданные архитектором О.Монферраном при перестройке в 1819 г. для министра внутренних дел князя В.П.Кочубея [27, с. 30-32].

Известны чертежи отделки трех парадных помещений, выполненные Монферраном, хранящиеся в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств [133] (три чертежа воспроизведены в [27] - к сожалению, с довольно плохим качеством печати и в черно-белом виде).

Парадная лестница (Grand Escalier; инв.№№ А-1195, А-1196):

 

 

 

 

Бальный зал (Salle de Bal; инв.№ А-1194):

 

 

 

 

Большая приемная (Grand Sallon de receptions; инв.№№ А-1193, А-5902):

 

 

 

 

 

В дальнейшем, с 1838 года в здании размещалось Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии - печально известный орган политического сыска. После упразднения Третьего отделения в 1880 г. в здании располагался Департамент государственной полиции. В наше время здесь размещается городской суд. Современная фотография:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Здание перестраивалось в 1892 и 1900 г. по проектам Р.Р.Марфельда [3]. К сожалению, в результате переделок фасад приобрел казенный вид.

 

В то же время здесь есть великолепные интерьеры - квартира, в которой жили министры внутренних дел. Имеются фотографии, сделанные в 1906 г. (когда квартиру занимал П.А.Столыпин) и в 1914 г. (когда квартиру занимал Н.А.Маклаков).

Парадная лестница, фотографии ателье Буллы, 1914 [281а,б]:

 

 

 

 

 

 

Столовая, фотографии ателье Буллы, 1906 и К.К.Буллы 1914 [281в, г]:

 

 

 

 

Зимний сад, фотография ателье Буллы, 1914 [281д]:

 

 

 

 

Кабинет, фотография ателье Буллы, 1906 [281е]:

 

 

 

 

Часть гостиной, фотография ателье Буллы, 1914 [281ж]:

 

 

 

Совершенно очевидно, что такой вид интерьеры приняли во времена эклектики - скорее всего, при перестройках Р.Р.Марфельда. Но в то же время, как мне кажется, и во многих деталях отделки, и в самой композиции (особенно - в кабинете) сохранились элементы прежней архитектуры ампира - вероятно, еще от Монферрана.

Эти интерьеры сохранились - хотя бы частично, их современные фотографии можно увидеть, например, на сайте [282].

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 18):

 

 

26 сентября 2007 г. 25 сентября 2007 г. 26 сентября 2007 г.

 

Это бывший дом Пашковых, позже Левашевых. Он построен в 1780-х гг. [1]. От этого времени сохранилась общая композиция фасада с портиком характерная для классицизма. Однако при сколько-нибудь внимательном рассмотрении фасада станет ясно, что он переделывался: лепные украшения весьма далеки от классицизма, а эркеры по краям фасада могли появиться не ранее 1830-х гг. - до этого они не применялись в петербургской архитектуре.

Представление о первоначальном фасаде дает чертеж 1834 г. [144, листы 9-12 (фрагмент)]:

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком.)

У дома был строгий классицистический фасад с четырехколонным портиком ионического ордера. Несомненно, первоначально он был симметричным; скорее всего, справа стояли такие же ворота, как и слева.

Очевидно (хотя это и не видно непосредственно из надписей на чертеже), перед нами уже первый проект переделки фасада в соответствии с новой модой - справа к дому делается асимметричная пристройка с парадным входом и эркером над ним. Примечательно, что это, очевидно, один из самых первых эркеров в Петербурге (я знаю, пожалуй, только один пример сооружения эркера в том же 1834 году - на фасаде собственного дома О.Монферрана по наб. Мойки, 86; другие эркеры появились начиная со второй половины 1830-х гг.).

Впрочем, был ли осуществлен этот проект в таком виде, мне неизвестно. Через два года, в 1836 г. появился новый, более радикальный проект переделки фасада, выполненный для нового владельца - генерала от кавалерии графа Левашева известным (впоследствии) архитектором А.К.Кавосом [144, листы 17-20 (фрагмент)]:

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком, с подписью Кавоса.)

На чертеже видна та же асимметричная пристройка с эркером, но кроме того, еще и изменены детали декора, появились лепные украшения. Фасад потерял прежнюю классическую строгость, что соответствует новым веяниям - началу эпохи эклектики.

Этот проект был осуществлен почти полностью. Фотография 1900-х гг. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. №Р XI-5662/59 [133]:

 

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал)

Лепных украшений, несколько меньше, чем в проекте, в то же время ионический ордер заменен более пышным коринфским.

 

В 1910 - 1911 гг. по проекту Н.М.Путинцева над проездом во двор слева от дома были надстроены новые помещения. Чертежи 1901 г. - план, разрез, фасад [144, листы 110-117]:

 

 

 

Со стороны Фонтанки надстройка была украшена таким же эркером, как справа. Фасад вновь стал симметричным (что вполне соответствует вкусам распространившейся в эти годы неоклассики).

На мой взгляд, нарушение стилистической чистоты в результате переделок XIX - начала XX в. едва ли испортило фасад - напротив, он теперь выглядит очень приветливо.

 

Но в этом здании интересен не только уличный фасад. В 1911 гг. по проекту Н.М.Путинцева был построен весьма интересный по архитектуре шестиэтажный дворовый корпус [3, 144]. Пройдем во двор и посмотрим этот корпус.

Проезд во двор - эффектная стилизация под ампир, также созданная Н.М.Путинцевым (см. чертежи выше). В конце виден вход в подъезд дворового корпуса:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

А вот как выглядит дом, к которому мы шли:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Возвращаясь назад на набережную, обратим внимание на часть дворового фасада основного здания, обращенную к новому корпусу (остальной дворовый фасад - утилитарный):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Этот фасад также оформлен Н.М.Путинцевым (в [144, лист 122] имеется вариант проекта Путинцева).

 

 

И напоследок полюбуемся видом из подворотни на Михайловский замок:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

 

Дом по наб. Фонтанки, 20 построен в 1787 - 1788 гг. для обер-прокурора Сената П.В.Неклюдова [1]. В наше время автором проекта называют Ф.И.Демерцова:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

На первый взгляд, этот дом с четырехколонным портиком очень похож на соседний дом 18. Но хотя эти два дома и близки по композиции, но характер их архитектуры разный. Дом Неклюдова - прекрасное, благородное, стилистически чистое произведение строгого классицизма, одно из лучших зданий такого рода.

С 1812 года дом принадлежал князю А.Н.Голицыну, обер-прокурору Синода и министру народного просвещения. Для него в 1812 г. на втором этаже левого дворового флигеля была устроена домовая Троицкая церковь. Автором проекта был знаменитый А.Н.Воронихин, иконы написаны не менее знаменитым В.Л.Боровиковским, а Царские врата сделаны по эскизу А.Л.Витберга (в недалеком будущем автора первоначального проекта храма Христа Спасителя в Москве). Вот как выглядела церковь [28]:

 

 

 

 

Перед входом в это прекрасное ампирное помещение был устроен притвор с весьма необычной "готической" отделкой. Фотография К.К.Буллы, конец XIX - начало XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ Ф-21531):

 

 

 

(Обрезана рамка. Оригинал )

В дверь виден фрагмент отделки церкви. К сожалению, мне неизвестно, когда именно появился этот неоготический интерьер и кто его автор.

 

В 1852 г. церковь перешла в ведение министерства Императорского двора. Она была закрыта в 1918 г., но сохранялась в неизменном виде до 1927 г., а затем была ликвидирована [7]. Сохранилось ли хотя бы что-то от отделки церкви или притвора, мне неизвестно.

 

Упомяну еще об одном моменте в истории дома: по преданию, здесь, в гостях у А.И.Тургенева молодой Пушкин, глядя из окна на Михайловский замок, написал первые строфы оды "Вольность".

 

 

На участке по наб. Фонтанки, 22 стояло примечательное здание, которое, к сожалению было разрушено во время войны - особняк В.Ф.Громова,  известного купца, лесопромышленника, благотворителя, садовода-любителя.

Здесь уже в 1820-х гг. стояли каменные здания. Ф/рагмент "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [121]:

 

 

 

 

Дальнейшая история строительства здания отражена в [283].

Генеральный план участка, 1849 г. ([283], лист 1-2):

 

 

 

Справа внизу стоит подпись архитектора А.И.Ланге с датой: 1849. План снабжен подробным изъяснением условных обозначений - показаны существующие и  предполагаемые новые постройки. Предполагается надстроить флигель (лит. "б"), построить вновь конюшни (лит. "д") и навес на каменных столбах (лит. "е"), а на набережной - каменные ворота справа от дома (лит. "ф").

Проект надстройки флигеля и нового здания конюшен ([283], лист 3-4):

 

 

 

Этот лист также подписан А.И.Ланге и датирован 1849 годом.

 

Лицевой дом по набережной Фонтанки с примыкающими к нему флигелями обозначен на генеральном плане как существующее строение (лит. "a", "a' "). Очевидно, в 1849 г. он не подвергался капитальной перестройке. Но фасад этого дома (вероятно, до этого носивший классицистический характер) был изменен и получил новое оформление в стиле эклектики. Предполагаемый фасад ([283], лист 5):

 

 

 

Фасад Высочайше утвержден 23 июня 1849 г.

Кто же автор проекта этого красивого неоренессансного фасада? Его имя должно было быть написано на чертеже. Но имени нет. Надпись слева внизу: "Проект составлял Архи" - а конца нет. Такое впечатление, что фраза осталась почему-то недописана. (Другой вариант: продолжение было у нижнего края листа - но он мне кажется менее вероятным, тогда должен был бы быть знак переноса.)

Тем не менее я думаю, что мы можем назвать имя архитектора с высокой степенью вероятности. Это тот же архитектор, который подписал генеральный план и проект надворных построек - Август Иванович Ланге, выдающийся петербургский архитектор, наиболее активно работавший в середине XIX в. (на мой взгляд, далеко не настолько известный, как он того заслуживает).

Фотография 1939 г. [145а]:

 

 

 

Примечание. В литературе и интернете автором этого дома иногда называют другого архитектора - Е.И.Винтергальтера. Очевидно, это какое-то недоразумение. В [283] имя Винтергальтера не встречается ни разу.

 

Следует заметить, что этот дом связан и с именем еще одного выдающегося мастера архитектуры середины XIX в. - А.М.Горностаева, который работал здесь вскоре после А.И.Ланге - между 1849 и 1856 г.

По проекту Горностаева была сделана пристройка со стороны двора - если не ошибаюсь, нечто вроде большой двухэтажной веранды. Генеральный план с подписью Горностаева ([283], лист 6-7; пристройка выделена краской):

 

 

 

Фасад пристройки ([283], фрагмент листа 8-9):

 

 

 

Здесь можно увидеть весь лист целиком, на котором изображен также разрез. По ссылкам представлены также планы нижнего и верхнего этажа ([283], листы 10-13). О том, что проект был осуществлен, свидетельствует генеральный план 1864 г. ([283], лист 14), на котором дом изображен с пристройкой.

Примечания.

1. Ни на одном из листов, относящихся к проекту пристройки, нет дат. Для датировки приняты во внимание следующие обстоятельства.

На генеральном плане 1849 г. здание показано еще без пристройки. С другой стороны, на генеральном плане, подписанном Горностаевым, названа владелица - Ф.Т.Громова, жена В.Ф.Громова. О ней известно, что она умерла значительно раньше мужа - в 1856 г. [284] - следовательно, проект был выполнен не позже 1856 г. Таким образом, проект пристройки относится к времени между 1849 и 1856 г.

2. На генеральном плане и на чертежах пристройки фамилия Горностаев написана без инициалов. В середине XIX в. работали два архитектора с такой фамилией - А.М.Горностаев и его племянник И.И.Горностаев. Подпись на генеральном плане: "Профессор Горностаев". Из двоих Горностаевых профессором Академии художеств был только А.М.Горностаев (он получил это звание в 1849 г.) [3]. Поэтому можно уверенно назвать именно его автором данной  работы.

 

К сожалению, это красивое здание было разрушено во время Великой Отечественной войны. В то же время (судя по имеющейся в ЦГАКФФД фотографии 1947 г. [145б]) сохранилась фасадная стена. Вероятно, при желании можно было бы восстановить это здание. Но в то время было принято пренебрежительное отношение к эклектике, и было построено новое здание школы с фасадом, имитирующим архитектуру классицизма.

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Насколько мне известно, автор проекта - архитектор Н.П.Всеволожский. Следует все же признать, что новое здание хорошо вписалось в облик набережной.

 

Всё, что осталось от бывшего особняка Громова - ворота справа от здания. Их местоположение показано на представленном выше генеральном плане 1849 г. (лит. "ф"). Проект ворот - фрагмент представленного выше проекта фасада А.И.Ланге 1849 г.:

 

 

 

Современные фотографии - ворота и вид сквозь них на Михайловский замок:

 

 

9 сентября 2012 г. 26 сентября 2007 г.

 

 

 

Наб. Фонтанки, 24:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Бывший доходный дом Н.И.Яфа, построен в 1881 - 1882 гг., арх. Л.Ф.Яфа [3]. Красивое здание эпохи эклектики. Его неоренессансный фасад стилистически близок фасаду дома Громова. Эти два здания, вероятно, хорошо гармонировали друг с другом. Теперь, после гибели дома Громова дом Яфа несколько выпадает по стилю из ряда домов на набережной. Но само по себе оно весьма красиво и хорошо сочетается с водой и гранитом.

 

 

Следующий дом (наб. Фонтанки, 26) возвращает нас в эпоху классицизма:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

Дом Мижуева, построен в 1804 - 1806 гг. [1]. В литературе иногда высказывается предположение об авторстве знаменитого архитектора А.Д.Захарова. Мне это кажется маловероятным: фасад хотя и хорош, но, по-моему, не дотягивает до того высочайшего уровня, которым отличаются работы Захарова.

 

 

Весьма интересно выглядит щель между домами 24 и 26 (раньше она была отгорожена от набережной невысоким заборчиком):

 

 

26 сентября 2007 г.

 

(Фотографии обработаны: удалены граффити, уродовавшие стены домов.)

В глубине виден дворовый флигель дома 26, украшенный пилястрами ионического ордера. Такое украшение рассчитано именно на вид сквозь щель: все остальные дворовые фасады носят утилитарный характер.

 

Вид вблизи:

 

 

27 марта 2024 г.

 

(Фотография обработана: удалено граффити на первом этаже.)

Этот небольшой флигель был построен в 1823 г. Проект дома ([300], лист 1-4) и фрагмент - фасад:

 

 

 

На листе справа внизу надпись: "Подпис. помощ. архит. Жигалев". Очевидно, этот архитектор - П.А.Жигалев - и был автором проекта (хотя он и занимал всего лишь должность помощника архитектора). Сведения о П.А.Жигалеве есть в [301].

Фасад флигеля хорошо сохранился, если не считать надстройки на один этаж.

 

Заметим, что участок по наб. Фонтанки, 26 распространяется далеко вглубь и выходит противоположной стороной на Моховую ул., 41.

 

 

Наб. Фонтанки, 28, фотография 1946-1948 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв.№ Р XI-5662/61 [133]):

 

 

 

Этот доходный дом был перестроен из более старого здания в 1842 г., арх. А.Х.Пель [3]. Скромный, но вполне благородный фасад еще близок к классицизму, только лучковые сандрики над окнами третьего этажа свидетельствуют о сравнительно позднем происхождении здания.

 

Современный вид:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

В начале XXI века надстроена мансарда, изуродовавшая фасад.

 

 

Последний дом в этом ряду - наб. Фонтанки, 30.

На этом месте еще в послевоенные годы стоял старый трехэтажный дом с мезонином. Фотография Л.Г.Андреевского, 1926-1927 (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3586 ф [133]), фотография 1939 г. [146а] и фотография второй половины 1940 - 1950-х гг. [146б] (принятая датировка ее 1960 годом сомнительна):

 

 

 

К сожалению, история строительства этого дома мне неизвестна. Ясно только, что это был еще один дом в стиле классицизма конца XVIII - начала XIX в., хотя и не столь совершенный по архитектуре, как другие три на этом отрезке набережной.

В 1950-х гг. дом был варварски перестроен:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

В оформлении фасадов подлинный классицизм был заменен имитацией классицизма, и притом довольно грубой, с явным привкусом сталинской безвкусицы.

На фасаде мы видим еще один портик с фронтоном (на сей раз пилястровый).

 

 

Далее до конца этого отрезка набережной - до Симеоновской (Белинского) улицы - нет домов (до 1970-х гг. в глубине стоял дом, рассмотреннный на следующей странице).

 

В заключение оглянемся назад на пройденный отрезок набережной. Вид с Симеоновского моста (моста Белинского):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Характерная особенность этого участка - то, что здесь на небольшом расстоянии пять раз повторяется один и тот же мотив - портик с треугольным фронтоном (три портика появились во времена классицизма, два добавлены в XX веке).

 

 

Четвертая редакция 9 февраля 2023 г.

Последнее обновление 2 апреля 2024 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.