ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой и следующих семи страницах представлены фотографии следующего отрезка Фонтанки - от Аничкова до Чернышева (Ломоносова) моста.

 

Первое здание на левом берегу, расположенное на углу Невского проспекта (наб. Фонтанки, 42/41), - дворец Белосельских-Белозерских [3,6,33,41].

Угловой участок стал собственностью князей Белосельских-Белозерских в конце XVIII в. В начале XIX в. здесь был построен двухэтажный дом строгой архитектуры. В наше время его автором называют Ф.И.Демерцова (в более ранних источниках его связывали с именем другого архитектора - Тома де Томона.) Это здание можно увидеть, например, на литографии 1820-х гг., представленной на предыдущей странице (в левой части изображения).

В 1847 - 1848 гг. это здание было полностью перестроено по проекту А.И.Штакеншнейдера - одного из лучших архитекторов середины XIX века. До нашего времени сохранились и фасады, и многие интерьеры. Это эдание принадлежит к числу лучших произведений архитектуры ранней эклектики.

В оформлении фасадов Штакеншнейдер использован мотивы елизаветинского барокко середины XVIII века. Полюбуемся этими фасадами.

 

Вид с Аничкова моста:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

 

Фасад по Невскому проспекту:

 

 

27 сентября 2007 г.

 

 

Фасад по Фонтанке (мне именно этот фасад кажется особенно красивым):

 

 

29 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г. 29 сентября 2007 г.

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Любопытно, что в фасаде по Фонтанке есть асимметрия, которую, кажется, никто не замечает (см. первую фотографию этого фасада): по краям - два одинаковых ризалита, но правый расположен в плоскости фасада, а левый - на срезанном углу (сохранившемся от прежнего здания Демерцова).

 

В конце XIX в. дворец был приобретен Великим Князем Сергеем Александровичем, который поселился здесь с женой - Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, ныне причисленной к лику святых. Для новых хозяев были переделаны некоторые интерьеры дворца - жилые комнаты на первом этаже, а также Дубовый зал (библиотека) на втором этаже. Автор проекта переделки неизвестен. На мой взгляд, новые интерьеры значительно уступают по архитектуре сохранившимся интерьерам Штакнешнейдера.

В 1905 г. Сергей Александрович был убит террористом И.П.Каляевым. В 1911 г. вдова - Елизавета Федоровна передела дворец своему племяннику - Великому Князю Дмитрию Павловичу (впоследствии - одному из участников убийства Г.Е.Распутина).

 

В советское время в здании размещался Куйбышевский районный комитет КПСС.

 В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А в 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.

В наше время (2012 г.) в Зеркальном зале дворца проводятся концерты, время от времени (не каждый день) устраиваются экскурсии по парадным залам. (Здесь же расположен так называемый музей становления демократии в России им. А.А.Собчака - музей довольно странный: он не работает по выходным дням! Любопытно, для кого он сделан.)

 

Возможно, в будущем на этой странице появятся фотографии парадных залов дворца. А пока я помещаю здесь только две фотографии парадной лестницы:

 

22 декабря 2012 г.

Фотографии обработаны

 

 

Рядом с дворцом, на углу Невского пр. и ул. Рубинштейна (бывшей Троицкой) находится доходный дом, принадлежавший Великому Князю Сергею Александровичу (Невский пр., 43/1):

 

 

11 февраля 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также в разделе "Троицкая улица (ул. Рубинштейна)".

Здание построено в 1900 г., арх. А.В.Кащенко.

 

 

Вернемся на Фонтанку. На следующем участке (наб. Фонтанки, 44) находится здание бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры [7, №№422, 423].

Троице-Сергиева лавра расположена под Москвой, в Сергиевом посаде, это один из самых знаменитых русских монастырей. Подворье Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге появилось в 1721 г. Сначала оно находилось на берегу Ждановки.

В 1733 г. духовник императрицы Анны Иоанновны, основатель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Варлаам (Высоцкий) получил от казны на Фонтанке деревянный дом умершего кнотр-адмирала Дуффуса и перенес сюда подворье.В 1750 - 1753 гг. для подворья было построено каменное здание.

В 1771 г. в восточном (удаленном от Фонтанки) флигеле была освящена церковь св. Сергия Радонежского. В 1830 - 1831 гг. она была расширена по проекту И.И.Шарлеманя 1-го; несколько икон для церкви написал выдающийся художник А.Г.Венецианов.

В 1857 - 1858 гг. [7] (по другим данным [3,6], в 1856 - 1857 гг.) здание подворья было перестроено в "русско-византийском стиле" по проекту одного из лучших представителей этого направления - А.М.Горностаева. Вот проект А.М.Горностаева [6]:

 

 

 

 

В 1870 - 1872 гг. подворье было перестроено по проекту С.В.Садовникова: корпус по Фонтанке надстроен на один этаж, церковь Сергия Радонежского (в глубине) перестроена. О том, как выглядело подворье Троице-Сергиевой лавры после перестройки, дает представление старинная раскрашенная фотография:

 

 

 

(Оригинал - черно-белая фотография К.К.Буллы "Пароходная пристань у подворья Троице-Сергиевой лавры на набережной Фонтанки", см. [51].)

 

 

Подворье было закрыто в 1923 г. В 1930-х гг. здание было перестроено. При этом декор фасада был безжалостно ободран, и здание долгие годы оставалось с голым, ничем не украшенным фасадом. В конце 1970-х гг. была произведена еще одна перестройка для Центральной городской библиотеки им. В.В.Маяковского, при этом фасад по-прежнему остался голым.

В 1992 - 1993 гг. был воссоздан прежний фасад, за исключением венчания колокольни. В то же время попытки вернуть здание Церкви до сих пор (2012 г.) не имели успеха. В здании по-прежнему размещается библиотека.

 

Вот как в наше время выглядит фасад по Фонтанке:

 

 

29 сентября 2012 г.

 

 

 

9 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г.

 

 

Но в то же время дворовые фасады подворья не переделывались и сохранились в прежнем виде:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

(Эти три фотографии были опубликованы мною ранее на сайте ",Народный каталог православной архитектуры", http://sobory.ru/article/?object=12004.)

 

На левой фотографии видно, что в цоколе и первом этаже частично сохранилась отделка в стиле барокко - очевидно, еще от первого здания 1750 - 1753 гг.

На второй фотографии - бывшая церковь Сергия Радонежского. Ее купол уничтожен, но отделка стен сохранилась.

На третьей фотографии - очевидно, часовня (а может быть, остатки бывшей Троицкой церкви, существовавшей в начале XIX века [7]?).

 

 

В глубине участка - доходный дом, также принадлежавший подворью Троице-Сергиевой лавры [3]. В сторону здания подворья этот дом обращен утилитарным фасадом, не представляющим интереса. Еще недавно можно было пройти сквозь ворота во двор, а оттуда на ул. Рубинштейна (бывшую Троицкую), на которую и выходит главный фасад дома (ул. Рубинштейна, 3). Тепрь двор закрыт, и к главному фасаду можно подойти только в обход, через Невский проспект.

 

Двор:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Фасад по ул. Рубинштейна, 3:

 

 

22 декабря 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание построено в 1871 - 1872 гг. по проекту М.А.Макарова.

Творчество М.А.Макарова сыграло очень важную роль в архитектуре Петербурга 1860 - 1870-х гг. Именно Макарову выпала честь одержать победу над утилитаризмом, преобладавшим до этого в строительстве доходных домов. Работы Макарова (преимущественно доходные дома) были исключительно популярны, его нередко называли великим мастером, а его ранняя смерть (в 1873 г., в возрасте 45 лет) воспринималась как большая утрата для русского искусства. Однако со временем злободневность творчества Макарова ушла в прошлое, и стало ясно, что такая оценка была все же преувеличена. Вероятно, уже к началу XX века Макаров был забыт.

Но все-таки следует признать, что здания М.В.Макарова действительно красивы (хотя и не являются шедеврами, как это казалось современникам).

М.А.Макаров, кажется, всегда работал в европейских исторических стилях; мне неизвестна ни одна его работа, в которой он использовал бы русские национальные мотивы (равно как и восточные). Не является исключением и данный дом. Так же, как и во многих других работах Макарова, здесь использованы мотивы романского стиля; и только в верхней части арочек сделаны небольшие заострения - слабый намек на русские килевидные формы (впрочем, и в западноевропейском романском стиле иногда можно увидеть нечто похожее).

 

 

В заключение покажу фотографию пройденного нами маленького отрезка левого берега Фонтанки:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.