ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Теперь рассмотрим небольшой отрезок правого берега от Чернышева (Ломоносова) до Лештукова моста.

 

Вот как выглядит это место:

 

 

21 октября 2007 г.

 

Лештуков мост впереди. Ближе всего к нам прекрасное ампирное здание бывшего министерства внутренних дел (наб. Фонтанки, 57), построенное в 1828 - 1834 гг. по проекту К.И.Росси; оно рассмотрено на другой странице.

 

 

Следующий участок (наб. Фонтанки, 59) в начале XX века выглядел так :

 

 

Фотография ателье Буллы:

перспектива набережной реки Фонтанки

 у Чернышева моста - дома №№ 53-63. Начало 1900-х гг. [179]

(воспроизводится по [7, том 3, №335])

 

 

На этот участок выходит территория Апраксина двора.

В 1862 г. в Апраксином дворе произошел пожар (практически несомненно, что был поджог, однако злоумышленники не были найдены). Владелец Апраксина двора дал обет после восстановления рынка построить церковь. В 1883 г. [3] граф А.С.Апраксин начал строительство богадельни с ремесленной школой, а в 1883 (1887?) - 1894 гг. при благотворительных заведениях была построена церковь Воскресения Христова. Автор проекта - Л.Ф.Фонтана, талантливый петербургский архитектор второй половины XIX века. [3; 7, том 3, №335; 115]

Церковь представляла собой красивое произведение "русского стиля" (направение эклектики). Вот некоторые ее изображения.

Фасад, разрез и планы [113, том I, с. 97]:

 

 

 

 

Фотография начала XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3535 ф [133]):

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал )

 

Фотография Н.Г.Матвеева, начало XX в. [114] (это изображение тоже обработано):

 

 

 

Церковь стояла рядом с брандмауэром здания министерства внутренних дел.

Внизу (см. чертежи) была устроена часовня, воспроизводившая русскую часовню при храме Гроба Господня в Иерусалиме [7]; вход в часовню был сделан с набережной. Сама церковь находилась на втором этаже, в нее вела лестница с территории Апраксина двора. Судя по чертежам, церковь была восьмиугольной (вероятно, по образцу некоторых византийских церквей), что было довольно необычно для петербургских храмов этого времени.

В церкви была богатая внутренняя отделка. Лестница была сделана из итальянского мрамора. Сама церковь была внутри также облицована мрамором и украшена мозаикой, в окнах были витражи; иконостас был мраморным. [7]

Слева от церкви - рынок Линевича, одно из торговых зданий Апраксина двора. Изображение, составленное из трех фотографий Л.Г.Андреевского (?) 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3474 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3473 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3472 ф):

 

 

 

Здание построено по проекту А.А.Бертельса в 1882 - 1884 гг. [3], это весьма неплохая работа в духе эклектики. (Заметим, что по проектам А.А.Бертельса на этом отрезке Фонтанки и рядом с Фонтанкой построено несколько зданий, см. далее эту страницу, а также предыдущую и следующую страницу. Он же построил и многие корпуса на дворовой территории Апраксина двора)

Эти два здания совершенно органично были связаны со следующим за ними зданием Малого театра, построенным несколько ранее по проекту Л.Ф.Фонтана (см. далее), образовывали фактически небольшой ансамбль.

 

К огромному сожалению, зданий больше нет. Церковь была уничтожена в 1930-х гг. [7], а рынок Линевича - в 1950-х.

На сайте Pastvu [180] выложена фотография советского времени, на которой видна церковь. Участники сайта по некоторым признакам датируют фотографию 1948-1950 г. и на этом основании делают вывод о том, что церковь на самом деле была снесена не в 1930-х гг., а позже - вероятно, во времена Хрущева. Мне лично их аргументация не кажется убедительной.

В 1964 г. на месте погибших зданий был построен Дом прессы (арх. С.Н.Неймарк и В.Ф.Хрущев):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также на двух страницах раздела "Апраксин двор":  1  2 )

Когда-то это здание казалось ужас каким современным. Теперь, когда мода на такую архитектуру давно прошла, особенно ясно чувствуется ее упрощенческий, элементарный характер (особенно по сравнению с тем, что здесь было раньше), а особенно плохо то, что здесь нет даже попытки достичь гармонии с окружением, наоборот, здание резко противопоставлено окружению. (Спасибо еще, что оно хотя бы выровнено по высоте с корпусом Росси.)

 

 

Зато здание на следующем участке (наб. Фонтанки, 65; домов 61 и 63 нет) сохранилось и даже частично реставрировано. Это бывший Малый театр, ныне Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, один из лучших современных театров Санкт-Петербурга. Театр стоит напротив Лештукова моста:

 

 

21 октября 2007 г.

 

21 октября 2007 г.

 

21 октября 2007 г.

 

(Правая фотография в первом ряду помещена также на двух страницаз раздела "Апраксин двор":  1  2 )

Здание было построено в 1876 - 1878 гг. по проекту Л.Ф.Фонтана [3] для графа А.С.Апраксина - владельца Апраксина двора. Театр сдавался в аренду разным труппам, а с 1895 г. его арендовала труппа Литературно-артистического кружка, организованная известным издателем А.С.Сувориным.

В 1901 г. театр сгорел. Но уже в следующем, 1902 г. он был восстановлен (арх. А.К.Гаммерштедт) [3].

После смерти Суворина (1912) театр стали называть Малым театром Суворина.

С первых лет советской власти в здании размещается основанный в 1919 г. Большой драматический театр (с 1932 г. - им. М.Горького, с 1992 г. - им. Г.А.Товстоногова - режиссера, долгие годы возглавлявшего театр).

 

Здание в целом весьма хорошо сохранилось. У него красивый, благородный фасад, в котором использованы мотивы ренессанса и барокко.

Хороши и интерьеры. Зрительный зал в духе необарокко, очевидно, подражает залу знаменитого Мариинского театра созданному А.К.Кавосом, только его размеры меньше. Красиво и строгое по архитектуре фойе в формах неоренессанса.

В то же время за советский период произошла утрата в облике фасада: не сохранился узорный металлический навес над входом. В конце XX века этот навес был воссоздан.

 

 

Итак, мы подошли к Лештукову мосту:

 

 

19 мая 2010 г. 21 октября 2007 г.

 

На левой фотографии вдали Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

 

Первый Лештуков мост (названный так по переулку, отходящему от Фонтанки) был построен в 1907 г. Он был деревянным. В 1952 г. мост был реконструирован с заменой деревянных балок металлическими. В 1995 - 1999 гг. вместо деревянного моста был построен новый, металлический (инж. Л.Н.Соболев, арх. А.Ю.Шолохов). [48]

 

 

Напротив моста влево от Фонтанки отходит Лештуков переулок (ныне пер. Джамбула). Далее показаны фотографии двух угловых домов на левом берегу.

 

Наб. Фонтанки, 80/2 (1885, Н.А.Мельников; надстроен [3]):

 

 

22 августа 2008 г.

 

 

Наб. Фонтанки, 82/1 (1879 - 1881, арх. А.А.Бертельс [3]):

 

 

22 августа 2008 г.

 

Оба здания - неплохие по архитектуре дома в духе эклектики.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.