ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  8а  9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжение. Начало на предыдущей странице.

 

 

Рассмотрим еще раз одну из фотографий, помещенных на предыдущей странице:

 

 

26 сентября 2007 г.

 

За Симеоновским мостом (мостом Белинского) видны два больших жилых дома - один на углу Симеоновской улицы (ул. Белинского), другой, рядом с ним - на набережной Фонтанки. Участок, на котором они находятся, исторически представлял собой единое домовладение, и сейчас они по-прежнему имеют один и тот же адрес - наб. Фонтанки, 32/1.

Эти дома в их нынешнем виде едва ли могут вызвать особый интерес. Угловой дом - неплохое, но в общем-то вполне рядовое здание в стиле эклектики, а второй дом совсем примитивен по архитектуре. Такой вид они приобрели в результате перестроек, при которых погибла прежняя, несравненно более красивая архитектура, связанная с именами двух великих мастеров разных эпох - И.Е.Старова и А.И.Штакеншнейдера [31, 148].

 

Угловой дом был построен во второй половине 1780-х гг. по проекту самого владельца - И.Е.Старова, одного из крупнейших мастеров архитектуры классицизма [31, с. 24 - 27; к сожалению, допущена ошибка в адресе, написано "улица Белинского, 1/30"]. Угловая часть дома и фасад по Симеоновской улице видны у правого края акварели Л.Премацци середины XIX в. "Симеоновский мост через Фонтанку" (Эрмитаж, инв. №ЭРР-752 [147]):

 

 

 

(Далее мы увидим еще одну акварель Премацци, на которой виден фасад по Фонтанке.)

 

Фасад по Симеоновской улице, чертеж 1843 г. ([148], листы 21-22):

 

 

 

 

Фасад по набережной Фонтанки, 1839 ([148], фрагмент листов 9-12):

 

 

 

(Здесь представлены эти листы целиком, вместе с генеральным планом.)

 

У дома были  красивые, благородные фасады в стиле строгого классицизма. Закругленный угол был украшен портиком ионического ордера.

 

Как видно из генерального плана, на набережной справа от главного дома не было значительных построек: рядом с домом находился каменный сарай с двумя воротами по сторонам, а правее - двухэтажный жилой флигель; впрочем, и их фасады выглядели весьма благородно.

Во второй половине 1840-х гг., когда участок принадлежал графу Г.Г.Кушелеву, на месте каменного сарая был построен богатый особняк. Автор проекта - А.И.Штакеншнейдер, один из лучших российских архитекторов середины XIX в. Фасад, чертеж А.И.Штакеншнейдера, 1846 г. ([148], листы 30-32):

 

 

 

По сторонам от особняка сохранены проезды во двор, а над ними надстроены помещения особняка.

 

Изображение здания крупным планом - акварель Л.Премацци, середина XIX в. (насколько мне известно, она находится в частной коллекции):

 

 

(В 2017 г. я обнаружил ошибку, повторявшуюся на многих сайтах, исходившую, вероятно, от статьи "Энциклопедии Петербурга"  ( http://encspb.ru/  ), где эту акварель относили к Шуваловскому дворцу. На своем сайте я указал на эту ошибку и идентифицировал изображенное на акварели здание как особняк Кушелева (на основании немногих тогда известных мне изображений). 13 февраля 2017 г. я выслал в "Энциклопедию Санкт-Петербурга" письмо с сообщением об ошибочной иллюстрации к статье о Шуваловском дворце  [100] (в качестве иллюстрации помещена акварель Премацци, на которой на самом деле изображен дом Кушелева). Тогда же я сообщил об этой ошибке в Википедию. В результате на обоих сайтах (с которых берут информацию многие другие) данная ошибка была исправлена - в Википедии уже через два дня, а в "Энциклопедии Санкт-Петербурга" только в апреле.

В то время сведения об особняке Кушелева были помещены на другой странице сайта. При перенесении материала на данную страницу в июне 2020 г. я решил не повторять здесь подробные доказательства, как потерявшие актуальность. Посмотреть их можно в архивном файле первоначальной редакции 17 февраля 2017 г.)

На этом изображении видно то, чего не разглядеть на чертеже: над воротами по обе стороны особняка расположены эркеры, придающие зданию запоминающийся, индивидуальный характер, достойный таланта Штакеншнейдера.

Здания по сторонам от особняка еще сохраняют прежний классицистический характер. Слева виден фасад углового здания. Флигель справа надстроен до трех этажей и оформлен так же, как правый ризалит фасада углового дома.

(Когда именно произошла надстройка правого флигеля, мне неизвестно; ясно только, что это было между 1839 и 1846 г., ср. чертежи этих двух годов. Следует сказать, что уже начиная с 1839 г. А.И.Штакеншнейдер выполнял некоторые мелкие переделки домов на этом участке [148]; возможно, что и надстройка флигеля выполнена им же.)

Известно, как выглядели интерьеры особняка - по крайней мере, два из них. Они изображены на акварелях все того же Л.Премацци. Репродукции этих акварелей помещены в 1915 и 1916 гг. в журнале "Столица и усадьба" [103а,б].

"Танцевальный зал в доме бывшем графа Г.Г.Кушелева, у Симеоновского моста в Петрограде" [103а] (в журнале указано: "Из коллекции княгини М.К.Голицыной"; теперь - в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина, инв. номер Р-14691; изображение воспроизводится по [133]):

 

 

 

 

"Кабинет в доме графа Г.Г.Кушелева, у Симеоновского моста в Петрограде" [103б] (в журнале также указано: "Из коллекции княгини М.К.Голицыной"; местонахождение акварели в настоящее время мне неизвестно):

 

 

 

 

Не знаю, сохранялись ли эти великолепные залы после революции.

 

 

Итак, особняк был с обеих сторон окружен классицистическими зданиями. Однако классицизм уже стремительно выходил из моды, начиналось время эклектики. И через шесть лет, в 1852 г. (судя по подписи на чертеже) А.И.Штакеншнейдер составил проект полной переделки фасадов и углового дома, и флигеля в новом вкусе ([148], листы 33-35):

 

 

 

Появляется небольшой ансамбль зданий в своеобразном изящном "стиле Штакеншнейдера".

Проект получил высочайшее утверждение только через три года, в 1855 г. и вскоре был осуществлен. Закругленный угол дома с новым фасадом виден на фотографии А.Ф.Лоренса, 1863-1866 [149]:

 

 

 

Новые фасады Штакеншнейдера были очень красивы. Жаль только, что они появились вместо прежних, не менее красивых фасадов Старова...

 

Новая перестройка последовала в 1879 г. для коллежского асессора В.А.Дембицкого по проекту П.С.Купинского. Фасады по Симеоновской улице и по набережной Фонтанки, чертежи П.С.Купинского, 1879 ([148], листы 86-94,95-106):

 

 

 

В соответствии с проектом была произведена внутренняя перестройка углового дома, а его фасады (за исключением правого ризалита по Фонтанке, см. далее) полностью изменены - в том же стиле эклектики, только на следующей, зрелой стадии развития. Угол здания был акцентирован широкой круглой башней и эркером на третьем этаже. Фотографии 1900-х гг. [150] и 1949 г. [151]:

 

 

 

Фасады вроде бы и неплохие, но они, по-моему, явно уступают прежним фасадам Штакеншнейдера. Перед нами рядовой дом похожий на многие другие...

 

В соответствии с проектом Купинского (см. выше чертеж фасада по Фонтанке) должен был исчезнуть особняк, построенный Штакеншнейдером, а также примыкающие к нему постройки - слева часть углового дома, а справа флигель; вместо них должен был появиться еще один доходный дом с фасадом примерно таких же достоинств, как у углового дома. К счастью, хотя бы эта часть проекта не была осуществлена. Фотография домов со стороны Фонтанки, 1939 [152]:

 

 

 

Интересно описание особняка, сделанное во время блокады, 1941 - 1942 гг. архитектором Л.А.Ильиным ([30], глава "2.Фонтанка"), где сообщаются подробности, которые невозможно увидеть на черно-белых фотографиях:

"Продолжая прогулку в сторону Симеоновского моста [от Аничкова моста - С.П.], видишь живописные нагромождения построек, замыкаемые на Симеоновской улице (улице Белинского) высоким домом с круглой башней. Этот доходный дом и полуособняк рядом с ним в подобии ренессанса с флорентийскими окнами, сколько я себя помню, красятся в красный цвет с серыми швами рустов, наличниками и украшениями. Это неожиданное соединение форм ренессанса и обычаев покраски николаевского рококо противно всем правилам до дикости, но живописно, красочно."

Заметим, что Л.А.Ильин, в целом резко отрицательно относившийся к эклектике (что хорошо видно в [30]), в данном случае не сказал ни одного плохого слова - вот свидетельство огромного таланта А.И.Штакеншнейдера.

 

 

Дальнейшая порча зданий произошла в 1950 - 1960-х гг. С углового дома исчезли башня и эркер на углу. А прекрасный особняк, построенный А.И.Штакеншнейдером, вместе с примыкавшими к нему флигелями перестроен в безликое, казенное здание. (Подробнее об истории уничтожения особняка см. [153].)

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  8а  9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.