ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

После зданий Кабинета и вплоть до Чернышева (Ломоносова) моста на правом берегу застройка носит фоновый характер. В то же время этот фон большей частью красив.

 

 

Дом по наб. Фонтанки, 35:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Дом Евсевьева, позже Серебрянниковых, построен в 1808 - 1812 гг., арх. Г.-Х.Паульсен [1]. Это очень неплохой памятник архитектуры классицизма. В то же время мне непонятна встречающаяся в литературе очень высокая оценка архитектурных достоинств этого дома. (Замечу, что и красивый лепной декор - все же вполне стандартный, точно такие же барельефы и маски над окнами можно увидеть и на некоторых других петербургских зданиях начала XIX века.)

В 1920-х гг. (до 1930 г.) это здание принадлежало Музею Города (главное здание было в Аничковом дворце), здесь размещалась экспозиция, посвященная архитектуре старого Петербурга.

 

 

Наб. Фонтанки, 37 - фотография Л.Г.Андреевского (?), 1926 (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3460 ф [133]):

 

 

 

Правая половина участка была не застроена. По красной линии шла ограда с воротами у правого края. Фотография К.В.Овчинникова, 30 апреля 1987 г. [264]:

 

 

 

 Здания, расположенные в глубине, за деревьями (см. предыдущую фортографию), не сохранились; к сожалению мне о них ничего не известно.

 

В наше время на красной линии стоит уродливейшая трансформаторная будка, а в глубине - боковой фасад ординарного здания театра Дома творчества юных. Я их фотографии здесь не помещаю.

В левой части участка стоял доходный дом первой половины XIX в. в стиле классицизма, который тоже не сохранился до нашего времени. Еще одна фотография этого дома - начало XX в., фотограф К.К.Кубеш (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3542 ф [133]):

 

 

 

 

Фотография 1949 г. [173а]:

 

 

 

Центральную часть фасада завершал фронтон.

 

Фотография 1988 г. [173б]:

 

 

 

Дом надстроен (когда точно, я не знаю). Фронтон исчез, фасад обезличен.

 

В конце XX в. дом был снесен. А в 2008 г. он отстроен заново, с другой внутренней планировкой (теперь это не жилой дом, а учебно-оздоровительный комплекс Дома творчества юных), но с фасадом, повторяющим прежний:

 

 

20 июля 2014 г.

 

Странно, однако. Если уж решили воссоздать старый дом, то можно было бы и не повторять позднейшее искажение, а сделать дом вновь четырехэтажным, с фронтоном...

 

 

Наб. Фонтанки, 39, фотография, сделанная в июле 1926 г. [265]:

 

 

 

Доходный дом перестроен из более старого здания в 1902 г. по проекту М.А.Андреева - архитектора (точнее, техника), очень много и активно работавшего с 1870 -х гг. до начала XX века, построившего более 90 зданий - в основном, доходных домов [3]. Так же, как и подавляющее большинство зданий М.А.Андреева, этот дом представляет собой рядовую (но и неплохую) работу в духе эклектики.

 

Современная фотография:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Ободран декор верхнего этажа, в остальном фасад сравнительно неплохо сохранился. Ампирная решетка балкона на втором этаже, очевидно, сохранилась от предшествующего здания.

 

 

Наб. Фонтанки, 41:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Этот дом известен в литературе как дом Кочневой. Он построен в 1805 - 1806 гг. по проекту Л.Руска [1]. В доме сохранились изысканные ампирные интерьеры. В то же время фасад выглядит скромно и не выделяется из застройки набережной - впрочем, он красив и по пропорциям, и в деталях. Дубовый резной верх ворот, конечно, относится к более позднему времени.

 

 

Правый берег Фонтанки:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Справа налево: дома 43, 45, 47, 49. Справа над домами видна башня нового здания (дирекции Александринского театра?).

 

 

Наб. Фонтанки, 43, фотография К.К.Кубеша, начало XX в. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3543 ф [133]):

 

 

 

По данным [75а, №2122], этот скромный, изящный домик построен в конце XVIII -  начале XIX в. По данным [5], здание перестраивалось в 1860-х гг., арх. Н.В.Трусов.

 

Современная фотография:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Фасад частично ободран: исчезли украшавшие его барельефы, а также модульоны под карнизом.

 

 

Наб., Фонтанки, 45:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

1876, арх. Э.В.Гольдберг [3]. Рядовой доходный дом времени эклектики.

 

 

Наб. Фонтанки, 47:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Этот неплохой по архитектуре доходный дом построен в 1850 г., арх. Н.П.Гребенка [3]. В фасаде использованы мотивы раннего итальянского ренессанса.

 

 

Дом по наб. Фонтанки, 49 находится на углу безымянного проезда между домами:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Правый снимок сделан из проезда в сторону Фонтанки. Изображенная на переднем плане полуразрушенная стена с фальшивыми окнами теперь не существует (ее не было уже, по меньшей мере, к 2012 году); см. также далее.

По данным [75а, №2126], дом построен во второй половине XVIII - начале XIX века.

 

 

Далее помещены еще некоторые фотографии проезда между домами 49 и 51-53. Эти снимки я сделал в 2007 г. Теперь проезд выглядит по-другому. В 2009 - 2013 гг. в конце проезда построено новое здание - театрально-культурный комплекс "Новая сцена Александринского театра" (архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры") [96].

 

Сначала я покажу фотографии, сделанные мною до начала строительства.

Вот как выглядел проезд при взгляде с Фонтанки:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Дом с башней во дворе построен в начале XXI века. Вероятно, это здание дирекции Александринского театра, обращенное коротким фасадом на пл. Островского, построенное в 2006 г. (имя архитектора мне неизвестно). Это здание было хорошо видно и непосредственно из проезда (теперь это уже не так):

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Рискну высказать свое мнение: мне этот дом нравится. Могу только пожалеть, что теперь этот вид из проезда исчез. (Впрочем, теперь он находится не за забором, и к нему можно близко подойти; см. далее.)

На переднем плане видна та же глухая каменная ограда, что и на второй фотографии дома 49.

 

 

Наиболее интересен был корпус в "кирпичном стиле", располагавшийся в конце проезда, по левой стороне и обращенный главным фасадом во двор, в сторону противоположную Фонтанке (главный фасад см. на второй фотографии):

 

 

30 сентября 2007 г.

 

К сожалению, я ничего не знаю об истории этого здания (ясно только, что это постройка последней трети XIX - начала XX века). Насколько мне известно, в конце XX в. оно использовалось как склад декораций Александринского театра.

Я впервые забрел в этот уголок города в первые годы XXI века. В это время корпус уже пустовал, а рядом с ним носился по ветру мусор. В 2007 году, когда я, наконец, решил сфотографировать это здание, оно уже было огорожено забором, велась подготовка к строительным работам. Я уже не смог подойти ближе, чтобы сфотографировать как следует главный фасад.

 

 

Теперь покажу фотографии здания Новой сцены Александринского театра.

Вид со стороны проезда:

 

 

20 июля 2014 г.

 

Внизу сделаны проходы во дворы - прямо и направо.

Пройдя прямо, мы увидим дворовые фасады Новой сцены:

 

 

20 июля 2014 г.

 

Как видим, старый корпус включен в новое здание и при этом довольно значительно переделан. Впрочем, у меня лично эта переделка не вызывает особого сожаления. Вообще, здание Новой сцены, по-моему, хорошо гармонирует с окружением - и, что очень хорошо, это достигнуто без стилизации "под старину".

 

Как уже сказано, из проезда можно пройти не только прямо, но и направо - в другой двор, в котором находится уже рассмотренный дом с башней, построенный немного раньше:

 

 

20 июля 2014 г.

 

 

 

На левую сторону проезда выходит также боковой фасад огромного доходного дома, вытянувшегося вдоль Фонтанки (наб. Фонтанки, 51-53):

 

 

30 сентября 2007 г.

 

Это дом купца Лыткина, построенный в 1835 г. по проекту К.И.Реймерса [3, 174], а в XX в. надстроенный на один этаж.

Проект фасада, чертеж 1835 г. ([174], фрагмент листа 9-14):

 

 

 

(Здесь представлен весь лист полностью, подписанный архитектором Реймерсом - с генеральным планом, а также с дворовым фасадом.)

Фасад получил формы безордерного классицизма. Длинный и скучный, он свидетельствует об упадке большого стиля, в пору расцвета давшего Петербургу много прекрасных зданий.

Реально существующий фасад немного отличается в деталях от проекта. Нет обрамлений окон над двумя воротами по сторонам от центральной части, а в центре фасада нет ворот высотой в два этажа. Не исключено, что эти отличия от проекта появились уже сразу в процессе строительства.

Здание оставалось четырехэтажным, по меньшей мере, до середины 1920-х гг. Изображение, составленное из трех фотографий Л.Г.Андреевского (?) 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-3465 ф (негатив - [175а]), ГМИ СПб Инв.№-II-А-3464 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3463 ф [133]):

 

 

 

 

Фотография 1939 г. [175б]:

 

 

 

 

На этой фотографии дом уже надстроен. Таким образом, пятый этаж появился между 1926 и 1939 г.

 

[75а, №2127] указаны совсем другие данные об этом доме: конец XVIII - начало XIX в., автор не установлен; 1885, изменение фасадов, арх. И.В.Вольф. Достаточно посмотреть материалы [174], чтобы понять, что эти данные ложные.

На генеральном плане 1830 г. (фрагмент листа 1-4) на месте будущего дома Лыткина изображено несколько построек , из которых одна (судя по пояснениям к плану, трехэтажная) в 1835 г. включена в новый дом, но бОльшая его часть построена полностью заново. Даже если старая часть здания оставлена в неприкосновенности (что сомнительно), все равно следовало бы отметить факт расширения с увеличением протяженности дворового корпуса в два с половиной, а лицевого - в четыре раза, с новым оформлением, по меньшей мере, центральной части нового лицевого фасада.

 И.В.Вольф в 1885 г. выполнил некоторые перестройки дворовых корпусов (листы 47-58), а на фасаде лицевого корпуса всего лишь устроил две двери на месте бывших окон (см. лист 55, обратную сторону того же листа и лист 56); ничего не скажешь, мощное "изменение фасада". Может быть, Вольф действительно составил проект изменения фасада, отсутствующий в [174]? Если и так, то этот проект не осуществлен.

Остается только удивляться качеству исследований, легших в основу данных [75а].)

 

Однако я слишком много внимания уделил этому дому - по  архитектуре, пожалуй, наименее интересному на данном отрезке набережной.

 

 

Вторая редакция 3 июля 2020 г.

Последнее обновление 16 ноября 2022 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.