ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На следующем участке (наб. Фонтанки, 44) находится здание бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры. Старинная раскрашенная фотография:

 

 

 

(Оригинал - черно-белая фотография К.К.Буллы "Пароходная пристань у подворья Троице-Сергиевой лавры на набережной Фонтанки", 1900-е [51].)

 

Троице-Сергиева лавра расположена под Москвой, в Сергиевом посаде, это один из самых знаменитых русских монастырей. Подворье Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге появилось в 1721 г. Сначала оно находилось на берегу Ждановки.

В 1733 г. духовник императрицы Анны Иоанновны, основатель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Варлаам (Высоцкий) получил от казны на Фонтанке деревянный дом умершего контр-адмирала Дуффуса и перенес сюда подворье.В 1750 - 1753 гг. для подворья было построено каменное здание. В 1771 г. в восточном (удаленном от Фонтанки) флигеле была освящена церковь св. Сергия Радонежского. [7, №№422, 423]

Некоторое представление о том, как выглядел лицевой фасад первоначального каменного здания, дает изображение на заднем плане гравюры по рисунку И.И.Теребенева "Вид Аничкова дворца", 1814 [163]:

 

 

 

(Здесь можно посмотреть всю гравюру полностью.)

Изображение довольно условное и, видимо, не вполне точное. Но общий характер архитектуры передан, видимо, правильно - это здание в стиле барокко, украшенное фигурным фронтоном.

 

За лицевым домом вглубь простирался участок, принадлежавший подворью. Генеральный план, 1822 ([164], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

Внизу Фонтанка, на набережной лицевой дом, с задней стороны которого, слева находится постройка с апсидой - церковь Сергия Радонежского. Дальше расположен участок подворья, другой стороной выходящий в Троицкий переулок (позже Троицкая улица, ныне ул. Рубинштейна). По периметру участка стоят флигели.

 

В 1822 г. фасад лицевого корпуса был изменен. Проект нового фасада, подписанный архитектором Ливеном, представлен на том же листе (весь лист целиком можно увидеть здесь):

 

 

 

По этому проекту фасад получил новую отделку в стиле классицизма, слева и справа от здания сделаны каменные ворота, а над левыми воротами, рядом с расположенной во дворе церковью устроена небольшая колокольня. (Изменен был только лицевой фасад. Как мы увидим далее, на дворовом фасаде еще долго сохранялся, а отчасти сохраняется и сейчас декор середины XVIII в. в стиле барокко.)

Еще одна переделка последовала в 1830 - 1831 гг. [7]: по проекту И.И.Шарлеманя 1-го была расширена церковь; несколько икон для нее написал выдающийся художник А.Г.Венецианов.

 

 

В 1849 г. на месте левых ворот (обращенных в паперть) была построена новая паперть, а над нею установлена новая колокольня. Автор проекта - архитектор А.И.Ланге. Здесь представлен генеральный план, подписанный Ланге ([164], лист 9-10). Чертежи паперти ([164], листы 5-8, 11-12) - слева существующая старая паперть, разрез и планы новой паперти; справа лицевой фасад здания подворья с новой папертью:

 

 

 

Судя по чертежам, это небольшое сооружение в формах эклектики было весьма красиво и внутри, и снаружи и оживило скучноватый фасад 1822 года.

 

Очень важный этап формирования архитектурного облика подворья - 1857-1858 гг., когда фасад здания был переделан по проекту архитпектора А.М.Горностаева. Чертеж Горностаева, 1857 ([164], лист 15-18):

 

 

 

(Этот чертеж опубликован в [6], но, к сожалению, качество печати плохое.)

У левого края - вход на паперть церкви. Чуть правее, под навесом - вход в часовню, устроенную в нижнем этаже. Вход в жилые помещения по-прежнему был со двора (см. также далее).

 

Фотография 1860-х гг., фотограф Э.Юар (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-3604 ф [133]):

 

 

 

 

Фотография И.К.Бианки, 1857-1869 г. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-182/19-2-1927г. Ф-8462 [290]):

 

 

 

(Изображение немного обработано - исправлен правый край. Оригинал )

На этой фотографии хорошо видны детали отделки со скульптурными украшениями.

 

Прежний довольно ординарный фасад превратился выдающееся произведение архитектуры эклектики, созданное одним из лучших русских архитекторов своего времени. Так же, как и во многих других случаях, А.М.Горностаев придал фасаду черты "русского стиля". В декоре использованы мотивы русского узорочья XVII века.

 

Вид Фонтанки с зданием подворья, фотография А.Лоренса, 1860-е [165]:

 

 

 

 

А.М.Горностаев умер 18/30 декабря 1862 г. (в возрасте 54 лет). В последний год жизни он выполнил еще некоторые работы на подворье, из которых наиболее значительная - устройство деревянного купола над церковью. По ссылкам представлены генеральный план, подписанный Горностаевым, с показанием места купола и план церкви ([164], листы 30, 29). Еще два чертежа ([164], лист 27-28) - справа разрез церкви, а слева фрагмент лицевого фасада с куполом на заднем плане:

 

 

 

См. также помещенную выше фотографию Э.Юара: главка церкви выглядывает из-за здания подворья.

 

 

Следующий важный этап - перестройка подворья в 1870 - 1872 гг. [7] по проекту С.В.Садовникова.

Однако прежде чем говорить об этом новом этапе, рассмотрим фиксационные чертежи фасадов, сделанные С.В.Садовниковым перед перестройкой, в 1870 г. ([164], листы 63-66 и 67-70). На этих чертежах хорошо видно, как выглядело подворье после перестроек А.М.Горностаева 1857 - 1862 гг.

Лицевой фасад, с куполом церкви Сергия Радонежского на заднем плане:

 

 

 

 

Особенно интересен второй чертеж, на котором изображен дворовый фасад (более ранние изображения этого фасада мне неизвестны):

 

 

 

В отличие от лицевого фасада, дважды (к тому времени) переделывавшегося, на дворовом фасаде сохранялась первоначальная отделка середины XVIII века в стиле барокко, с небольшими дополнениями.

Для лучшего понимания того, что здесь изображено, воспользуемся также планом здания, подписанным А.М.Горностаевым ([164], лист 23; чертеж не датирован (1862?):

 

 

 

Север слева; Фонтанка внизу, на западе. Первоначальный дворовый фасад был, видимо, симметричным, с выступающими по краям двумя крыльями, но в 1771 г. на месте северного крыла была построена церковь св. Сергия Радонежского, над которой в 1862 г. по проекту А.М.Горностаева был надстроен деревянный купол.

Видно на дворовом фасаде и еще одно дополнение А.М.Горностаева - две своеобразные "угловые" лестницы с крылечками в "русском стиле", расположенные под углом 45° к фасаду. Когда точно появились эти лестницы, мне, к сожалению, неизвестно, проект их я не видел. Но можно назвать довольно узкий временной промежуток, сравнив два генеральных плана, подписанные А.М.Горностаевым ([164], листы 13-14 и 30): на плане 1857 г. "угловые лестницы" еще не обозначены, а на плане 1862 г. они уже есть. Следовательно, лестницы построены между 1857 и 1862 г. Практически несомненно, что их автор тоже А.М.Горностаев - судя и по времени строительства, и по характеру архитектуры.

 

 

Как уже сказано, фиксационные чертежи фасадов были сделаны в связи с предстоящей перестройкой. В 1870 г. С.В.Садовников выполнил проект, по которому здание подворья было надстроено на один этаж и частично расширено, а во дворе была построена новая большая церковь, освященная во имя Святой Троицы.

Генеральный план и планы этажей, чертежи С.В.Садовникова, 1870 ([164], листы 34-36, 37-38, 39-40):

 

 

 

С юга к церкви Сергия Радонежского примыкает новая Троицкая церковь, закрывшая часть прежнего дворового фасада. Обе "угловые" лестницы уничтожены, вместо этого к южному крылу сделана лестничная пристройка в одну ось. С юга здание немного расширено: над проездом во двор сделана надстройка (со стороны Фонтанки в две оси, со стороны двора в одну ось).

 

Фасад по набережной Фонтанки, чертеж С.В.Садовникова, 1870 ([164], лист 58-62):

 

 

 

Садовников вполне тактично отнесся к работе Горностаева. Он полностью сохранил отделку нижних двух этажей, а также колокольни, а в надстроенном этаже продолжил ту же тему русского узорочья. Купол церкви Сергия Радонежского теперь почти скрылся за надстроенным зданием, вместо него возвышается большая, монументальная Троицкая церковь.

 

Дворовый фасад, чертеж С.В.Садовникова, 1870 ([164], лист 53-57):

 

 

 

Справа две церкви - Троицкая и Сергия Радонежского. Фасад слева от церквей довольно сильно переделан: здание надстроено, а в нижних этажах от подлинного барочного декора середины XVIII в. сохранились только два наличника (левый и средний) в южном крыле, которое теперь расширено вправо на одну ось с таким же наличником.

 

Южный фасад Троицкой церкви и поперечный разрез здания подворья, чертеж С.В.Садовникова, 1870 ([164], лист 49-52):

 

 

 

 

После перестройки С.В.Садовникова каких-то значительных изменений больше не было. Единственная сколько-нибудь значительная переделка - устройство нового входа в жилое здание с набережной Фонтанки, с сохранением также входа со двора и пристройкой со двора нового каменного тамбура (1879, арх. Е.И.Винтергальтер ([164], листы 99-102).

 

Подворье Троице-Сергиевой лавры, фотография 1880 - 1890-х гг. [166]:

 

 

 

 

Формирование главного здания подворья завершилось в начале 1870-х гг.  В это же время было предпринято также новое большое строительство в глубине участка, со стороны Троицкой улицы.

До этого на участке стояли различные жилые и служебные флигели. На Троицкую улицу выходили одноэтажные флигели с воротами посередине. Лицевой фасад, чертеж 1867 г. ([164], лист 32-32а-33):

 

 

 

В отделке фасада сохранялись черты архитектуры второй половины XVIII в.

 

В 1871 - 1872 гг. [3] на месте большей части старых флигелей был построен четырехэтажный доходный двор подворья по проекту архитектора М.А.Макарова. Здесь представлен генеральный план, подписанный Макаровым ([164], лист 97). Подробнее мы рассмотрим этот дом несколько позже.

 

 

Подворье было закрыто в 1923 г. В 1930-х гг. здание было перестроено, при этом декор лицевого фасада был безжалостно ободран, и здание долгие годы оставалось с голым, ничем не украшенным фасадом. Фотография 1973 г. [167]:

 

 

 

С послевоенных лет до нашего времени в здании размещается Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского. В 1970-х гг. здание было капитально перестроено, бывшие церкви разделены на два этажа.

 

 

В 1992 - 1993 гг. был воссоздан прежний фасад - в общих чертах, в несколько упрощенном виде: не воссоздано венчание колокольни и очень упрощен декор ее фасада; упрощен рисунок наличников первого этажа. В здании по-прежнему размещается библиотека (состояние на 2023 г.).

 

Вот как в наше время выглядит фасад по Фонтанке:

 

 

29 сентября 2012 г.

 

 

 

9 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г. 29 сентября 2012 г.

 

 

Но в то же время дворовые фасады подворья не переделывались и сохранились в прежнем виде (не считая того, что на церквях по-прежнему нет куполов).

Левая (южная) часть фасада:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Слева в глубине ворота (теперь закрытые), а над ними часть, надстроенная С.В.Садовниковым в 1870 - 1872 гг.  Выступающая часть правее первоначально была шириной в две оси, в 1870 - 1872 гг. надстроена и расширена вправо (с лестницей внутри), а в 1879 г. к ней был пристроен тамбур, в котором был вход на лестницу. В этой части интересны два левых наличника на втором этаже, сохранившиеся от подлинной отделки в стиле барокко середины XVIII в.

 

 

Троицкая церковь:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Храм обезглавлен (а внутри еще и разделен на два этажа). Отделка фасадов значительно проще,чем на чертежах С.В.Садовникова. В то же время я не видел старых фотографий церкви вблизи и не знаю, был ли проект осуществлен в полной мере.

 

 

Церковь Сергия Радонежского:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Во двор обращена апсида, выходящая в узкое пространство между низкими пристройками. Эти пристройки появились в 1870 - 1872 гг., причем судя по старым чертежам, они еще больше загромождали пространство, чем сейчас. Апсиду украшают пилястры, сохранившиеся, очевидно, от первоначальной отделки 1771 г. Остается только удивляться тупому варварству, с каким прямо по пилястрам с изящными лепными капителями пущены водосточные трубы.

 

(Эти три фотографии были опубликованы мною ранее на сайте  https://sobory.ru/ .)

 

 

В глубине участка - доходный дом подворья Троице-Сергиевой лавры. В сторону здания подворья этот дом обращен утилитарным фасадом, не представляющим интереса. Если повезет и ворота не будут закрыты, то можно пройти сквозь них во двор, а оттуда на ул. Рубинштейна (бывшую Троицкую), на которую и выходит главный фасад дома (ул. Рубинштейна, 3); если же ворота закрыты, то пройти туда можно только в обход, через Невский проспект.

 

Двор:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Фасад по ул. Рубинштейна, 3:

 

 

22 декабря 2012 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание построено в 1871 - 1872 гг. по проекту М.А.Макарова [3, 164].

Творчество М.А.Макарова сыграло очень важную роль в архитектуре Петербурга 1860 - 1870-х гг. Именно Макарову выпала честь одержать победу над утилитаризмом, преобладавшим до этого в строительстве доходных домов. Работы Макарова (преимущественно доходные дома) были исключительно популярны, его нередко называли великим мастером, а его ранняя смерть (в 1873 г., в возрасте 45 лет) воспринималась как большая утрата для русского искусства. Однако со временем злободневность творчества Макарова ушла в прошлое, и стало ясно, что такая оценка была все же преувеличена. Вероятно, уже к началу XX века Макаров был забыт.

Но все-таки следует признать, что здания М.А.Макарова действительно красивы (хотя и не являются шедеврами, как это казалось современникам).

М.А.Макаров, кажется, всегда работал в европейских исторических стилях; мне неизвестна ни одна его работа, в которой он использовал бы русские национальные мотивы (равно как и восточные). Не является исключением и данный дом. Так же, как и во многих других работах Макарова, здесь использованы мотивы романского стиля; и только в верхней части арочек сделаны небольшие заострения - слабый намек на русские килевидные формы (впрочем, и в западноевропейском романском стиле иногда можно увидеть нечто похожее).

 

 

Вернемся на набережную. Еще один вид на здание подворья Троице-Сергиевой лавры:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

 

 

 

Дополнение

До конца 1980 - начала 1990-х гг. на территории бывшего подворья сохранялся стоявший отдельно служебный флигель. Он был расположен на южной границе участка. Судя по генеральному плану 1822 г. ([164], см. выше), флигель в это время уже существовал. В 1871 - 1872 гг., при строительстве доходного дома подворья (см. генеральный план 1871 г.) восточная половина флигеля была снесена, но западная половина сохранялась.

В ЦГАКФФД [168] имеются фотографии этого флигеля. Мне известны две фотографии конца 1960-х гг. и шесть фотографий 1988 г. Авторы фотографий и той, и другой серии неизвестны.

На двух фотографиях конца 1960-х гг. [168а,б] флигель виден не так хорошо, зато из них совершенно ясно его местоположение; кроме того, видны детали, уже исчезнувшие к 1988 году:

 

 

 

На обеих фотографиях виден северный фасад. На второй фотографии отчетливо видны украшающие его рустованные лопатки.

 

Остальные фотографии - 1988 года.

Восточный и северный фасады [168в,г,д]:

 

 

 

Восточный фасад - очевидно, сравнительно позднего происхождения: до 1871 г. здание продолжалось на восток. На северном фасаде к 1988 году уже исчезли русты, лопатки стали гладкими.

 

Западный фасад [168е,ж]:

 

 

 

Этот фасад был обращен к зданию подворья.

Фрагмент того же фасада - довольно колоритное окно [168и]:

 

 

 

С южной стороны флигель примыкал к брандмауэру соседнего дома.

 

При всей непритязательности внешнего вида, флигель был по-своему живописен. Жаль, что его снесли.

 

 

 

Примечание. Ранее я выступил с обзором архивных чертежей и фотографий на сайте https://www.citywalls.ru/house17.html (см. мои (S.P.) комментариях от 8 и 25 апреля 2020 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая 

 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.