ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Продолжаем путь вниз по течению. Вид с Чернышева моста (моста Ломоносова):

 

 

19 мая 2010 г.

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Впереди Лештуков мост. Вдали Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

 

 

Между Чернышевым (Ломоносова) и Лештуковым мостами на левом берегу в конце XIX - начале XX в. сформировался квартал, в котором расположены различные государственные банковские учреждения. В наше время эти здания по-прежнему используются по назначению.

Общий вид со стороны Фонтанки:

 

 

21 октября 2007 г.

 

Слева направо: здания бывших Главного казначейства, Городской ссудной казны, Городской сберегательной кассы. Кроме того, в глубине расположено здание бывшего Управления сберегательными кассами (см. далее).

В наше время появилось еще одно банковское здание - новый корпус Центробанка России, новодел с фасадом, повторяющим фасад бывшего доходного дома Я.В.Змеева (наб. Фонтанки, 68/7). Это здание рассмотрено на предыдущей странице

 

 

Рассмотрим эти здания по отдельности.

 

Здание бывшего Главного казначейства (ныне Центробанка России; наб. Фонтанки, 70-72):

 

 

21 октября 2007 г.

 

Здание построено в 1912 - 1915 гг. по проекту Д.М.Иофана и С.С.Серафимова, победившему в конкурсе в 1911 г. Руководство строительством осуществлял С.С.Корвин-Круковский. [3, 38]

И фасад, и интерьер выполнены в духе неоклассики. Гранитный фасад, украшенный колоннами и пилястрами, выглядит, конечно, солидно - но, по-моему, и довольно скучно. Интерьеры сейчас труднодоступны. А между тем, судя по фотографиям и описаниям, здесь весьма интересен операционный зал. Он имеет площадь 3000 кв.м, его высота 20 м, это один из самых больших залов в городе. Посмотрим фотографии зала, сделанные вскоре после окончания строительства.

Вид на главную кассу, фотография ателье Буллы, 1916 [176а]:

 

 

 

Фотография из книги 1916 г. издания [177]:

 

 

 

В соответствии с модой того времени, грандиозные железобетонные конструкции получили "одежду" в духе архитектурной классики прошедших эпох.

 

Несколько слов об авторах проекта. И Д.М.Иофан, и С.С.Серафимов впоследствии активно работали в советское время. Главная работа С.С.Серафимова - дом Госпрома в Харькове, одно из крупнейших произведений архитектуры конструктивизма. Что касается Д.М.Иофана, то он был помощником своего младшего брата Б.М.Иофана - одиознейшего советского архитектора, автора (вместе с В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейхом) проекта Дворца советов в Москве, на месте храма Христа Спасителя, а также некоторых других официозных построек пропагандистского толка - в частности, павильона СССР на выставке в Париже, увенчанного скульптурой "Рабочий и колхозница" (именно Б.М.Иофан был автором этой истерически верноподданной композиции, а В.И.Мухина только исполнила его замысел.); в этих работах участвовал и Д.М.Иофан.

 

 

Следующие два здания (наб. Фонтанки, 74, 78) расположены на углах проезда (с 2017 г. - Банный переулок) и образуют своеобразный маленький ансамбль (на мой вкус, все же несколько казенный). Они построены в 1898 - 1900 гг. Автор фасадов - А.И.фон Гоген, видный архитектор конца XIX - начала XX века, а планировка принадлежит другим архитекторам [3].

 

Здание бывшей Городской ссудной казны (наб. Фонтанки, 74):

 

 

21 октября 2007 г.

 

1898 - 1900, арх. А.А.Бертельс (планировка), А.И.фон Гоген (фасады) [3].

Фотография А.А.Оцупа, 1901 г. [129, с. 196] - зал для приема в залог и выкупа драгоценных вещей:

 

 

 

Насколько мне известно, этот зал сохранился до нашего времени.

 

 

Здание бывшей Городской сберегательной кассы:

 

 

21 октября 2007 г.

 

1898 - 1900, арх. Р.П.Голенищев (планировка), А.И.фон Гоген (фасады) [3].

 

На фотографиях ателье Буллы (октябрь 1916 г.) запечатлены интерьеры этого здания.

Операционный зал [176б]:

 

 

 

 

Зал заседаний [176в]:

 

 

 

 

Между двумя этими зданиями была установлена узорчатая ограда с воротами, ведущими в проезд. Ограда и ворота видны на фотографии Городской сберегательной кассы (К.К.Булла, 1916) [178]:

 

 

 

Ограда с воротами существовала еще в 1950-х гг., о чем свидетельствует фотография этого времени [176г]:

 

 

 

К сожалению, позже ограда и ворота исчезли. Когда именно это произошло, не знаю, но, во всяком случае, в 1970-х гг. их уже не было.

И все же и сейчас проезд выглядит весьма живописно:

 

 

21 октября 2007 г.

 

В конце проезда - здание бывшего Управления сберегательными кассами. Но о нем речь пойдет чуть позже. Пока рассмотрим здания, расположенные ближе к Фонтанке.

 

По левой стороне проезда рядом со зданием Ссудной казны расположены друг за другом еще два корпуса (их адрес - тот же: наб. Фонтанки, 74). Первый корпус:

 

 

21 октября 2007 г.

 

История строительства мне неизвестна.

 

Второй корпус:

 

 

21 октября 2007 г.

 

Это бывший жилой дом служащих Ссудной казны, построенный А.А.Бертельсом в 1898 - 1900 гг. [3, 112].

 

 

По правой стороне рядом со зданием Городской сберегательной кассы (с небольшим отступом) расположен жилой дом. Вид из проезда, боковой фасад, двор:

 

 

22 августа 2008 г. 22 августа 2008 г. 21 октября 2007 г.

 

Это жилой дом для служащих, построенный в 1898 - 1900 гг. Р.П.Голенищевым [3]. Здание весьма благородно по архитектуре.

 

 

В конце проезда находится здание бывшего Управления сберегательными кассами (ныне федеральная налоговая служба; наб. Фонтанки, 76).

Первоначально на этом месте находились казармы, построенные одновременно с Ссудной казной и Сберегательной кассой по проекту А.А.Бертельса [112]. Существующее здание построено в 1910 - 1911 гг. по проекту В.П.Цейдлера [3].

Фасад здания, фотография ателье Буллы, октябрь 1916 г. [176д]:

 

 

 

Очень консервативная архитектура - фасад оформлен еще в традициях рационалистического течения эклектики последней трети XIX в. Вместе с тем здание вполне красиво, солидно.

 

Один из интерьеров здания - домовая Благовещенская церковь, фотография ателье Буллы, октябрь 1916 г. [176е]:

 

 

 

В отличие от старомодного фасада, иконостас был оформлен в духе модной в то время неоклассики.

 

 

Позже, в советское время (не знаю, когда именно) здание было надстроено на два этажа:

 

 

21 октября 2007 г.

 

На мой взгляд, эта надстройка не испортила фасад. В таком виде он оказался неожиданно близок к рационалистическому модерну начала XX века.

 

Далее проезд делает излом влево, после чего сливается с дворовой территорией (но все же доходит до Загородного проспекта).

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.