ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Далее вниз по течению находится Семеновский мост, по которому Фонтанку пересекает Гороховая улица (в советское время ул. Дзержинского). Виды на мост вниз (с Лештукова моста) и вверх по течению:

 

 

19 мая 2010 г. 21 октября 2007 г.

 

Первая фотография помещена также на другой странице. На этой фотографии вдали виден Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

Первоначальный каменный Семеновский мост был построен в 1780-х гг. и был одним из семи однотипных мостов с башенками, из которых до нашего времени сохранились два - Чернышев (Ломоносова) и Калинкин.

Семеновский мост был сильно перестроен в 1857 г. по проекту инженера Ф.И.Энрольда [49].

 

Cтарая фотография Семеновского моста [49]:

 

 

 

Как видим, мост сохраняет в целом тот же вид, только удалены фонари и полукруглые парапеты над устоями и заменена решетка.

К большому сожалению, в результате перестройки 1857 года прежний прекрасный мост превратился в грубо утилитарное сооружение.

Ф.И.Энрольд - профессор Института путей сообщения (с 1860 г.), автор различных трудов, авторитетный специалист [50] - но, к сожалению, явно не художник. Сказалось и характерное для второй половины 1850 - 1860-х гг. засилье утилитаризма в строительстве Петербурга - в другое время, возможно, для участия в этой работе все же пригласили бы и архитектора.

 

 

А вот еще одна старая фотография с видом на Семеновский мост (вид с Горсткина моста вверх по течению):

 

 

Баржи, груженые строительным материалом,

на Фонтанке у Симеоновского моста (у Гороховой улицы).

Фотография ателье Буллы [185] (воспроизводится по [54]).

 

 

Скажем о дате фотографии.

В [185] фотография неопределенно датируется 1910-ми годами; такая же датировка повторена и в [54]. Между тем в данном случае фотографию можно датировать весьма точно.

Обратим внимание на второй дом слева. Вот отдельно фрагмент с его изображением:

 

 

 

Это дом по наб. Фонтанки, 85, рассмотренный на другой странице. Нынешний вид дом принял в результате перестройки в 1902 - 1904 гг. по проекту Л.В.Шмеллинга [3].

Сравним эту фотографию с другой фотографией, также выполненной К.К.Буллой (музей-усадьба "Архангельское", инв. номер МФФ 172 [133]):

 

 

Дом показан в процессе перестройки. На фотографии написаны пояснения, сделанные Л.В.Шмеллингом (подробно см. страницу, посвященную данному дому), в том числе указано: "Снято 1-го октября 1902 г."

 

На обеих фотографиях дом изображен в одном и том же состоянии: надстроен четвертый этаж, но на первых трех этажах старый фасад еще не изменен; справа установлены три стропильные фермы, причем самая левая еще не вполне готова.

Мелкие отличия в деталях связаны, очевидно, с процессом строительства. Не исключено, что К.К.Булла (или сотрудник его ателье) сделал фотографию с видом Фонтанки в тот же день - 1/14 октября 1902 г. Но все же будем осторожны и назовем для нее некоторый, очень небольшой временной интервал: конец сентября - начало октября 1902 г. по старому стилю, или середина октября 1902 г. по новому стилю.

 

(Заметим, что принятая датировка фотографии 1910-ми гг. безусловно ошибочна. Об этом я писал уже в предыдущей редакции данной страницы (20 января 2013 г.) и датировал фотографию временем не позже 1902 г. Теперь, когда мне стала известна фотография, точно датированная 1 октября 1902 г., я могу и эту фотографию датировать значительно точнее.)

 

 

 

Для сравнения покажу современную фотографию, сделанную с того же места:

 

 

22 августа 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

По сторонам от Семеновского моста, по обоим берегам Фонтанки сохранился прекрасный ансамбль двух предмостных площадей - прямоугольной на правом берегу и полукруглой на левом. Этот классицистический ансамбль формировался постепенно, в течение почти полувека - с 1780-х до начала 1830-х гг.

На этой странице представлены фотографии площади на правом берегу, а на следующей - фотографии площади на левом берегу.

 

Общий вид площади на правом берегу:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Ансамбль образуют дома на углах Гороховой улицы (справа налево: наб. Фонтанки, 79/50 и 81/57). Эти два дома с портиками образуют эффектное обрамление для перспективы Гороховой улицы с башней Адмиралтейства впереди:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

(К сожалению, трудно сделать хороший снимок: и по Гороховой улице, и по Фонтанке - большое движение, а на переходе через Гороховую улицу нет островка безопасности.)

 

Дом слева (наб. Фонтанки, 81/57) - более старый:

 

 

22 августа 2008 г.

 

Неизвестны ни точная дата постройки (1780 - 1790-е гг.), ни имя архитектора. Первые владельцы дома - Яковлевы. В литературе здание обычно называют домом А.Ф.Евментьева - по имени последнего владельца. [1, 38]

 

Главный фасад обращен в сторону Фонтанки:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Дом Яковлевых (Евментьева) - незаурядное произведение архитектуры строгого классицизма. У него очень изящный фасад - и в пропорциях, и в лепной отделке.

 

Портиком украшен только фасад, выходящий на Фонтанку. Фасад по Гороховой улице значительно проще (портик здесь был бы неуместен: он ослабил бы вид на шпиль Адмиралтейства). Но в деталях и этот фасад так же изящен:

 

 

8 сентября 2012 г.

 

Двор дома Евментьева (вид от ворот соседнего дома по Гороховой улице):

 

 

22 августа 2008 г.

 

Справа флигель, построенный в 1828 г. [186, лист 1-4]. Лицевой корпус по Фонтанке - слева. Там есть дверь (она не видна на снимке), ведущая в подъезд, рядом с которым находится замечательный интерьер -  ротонда:

 

 

19 января 2013 г.

 

Первоначально это был парадный зал, а в 1856 г. за колоннами были построены металлические лестницы, ведущие на второй и третий этаж [38].

 

Раньше можно было беспрепятственно проходить в ротонду. Я знаю этот интерьер примерно с конца 60 - начала 70-х годов. Сколько я ее помню, она всегда была в плохом состоянии. В 80-х годах положение еще ухудшилось: ротонда неожиданно стала местом тусовок, и стены оказались исчириканы надписями. А потом вход в подъезд был заперт, и попасть в ротонду стало затруднительно.

Через много лет, в 2013 г. я, наконец, вновь смог попасть в ротонду (оказался сломан замок).

Я ожидал, что ротонда приведена в порядок - хотя бы закрашены надписи. Но, к своему ужасу, увидел, что и стены по-прежнему сплошь покрыты надписями, есть надписи и на колоннах!

Сначала я думал, что ротонда с тех пор так ни разу и не ремонтировалась (о чем и написал в прежней редакции данной страницы). На эту мысль наводила надпись, которая хорошо видна на следующей фотографии, с датой: 13.07.84. Но потом понял, что положение еще страшнее.

В разных источниках - в интернете и в печати - можно увидеть сравнительно недавние фотографии, на которых ротонда - во вполне приличном состоянии. Сначала я думал, что эти фотографии обработаны. Но потом решил посмотреть внимательнее сами надписи (как это ни противно) - на фотографиях в полном размере, в том числе и на не представленных здесь. И я увидел следующее.

Во-первых, еще на некоторых надписях есть даты, но все они относятся к концу 2011 - 2012 году. Во-вторых, среди надписей есть номера сотовых телефонов; в 80-х годах такие надписи были бы немыслимы: сотовые телефоны или вообще еще не существовали, или были чрезвычайной редкостью и предметом роскоши. (А 13 июля 1984 года - это, наверное, просто чей-то день рождения.)

Теперь стало ясно следующее. Ротонда действительно была отремонтирована. Но в 2011 - 2012 году в нее каким-то образом опять стали проникать вандалы, и теперь они отвели душу - испоганили всё, что только можно. И когда только успели! Ведь ротонда не все время была открыта. Я неоднократно пытался войти в нее, и замок всегда был заперт - а иногда запирались и ворота во двор.

Ну почему дебилы диктуют нам свои "нормы жизни"!!! 

 

 

У меня был соблазн обработать фотографии так, чтобы это безобразие не было видно. Но я все-таки не стал этого делать. Покажу ротонду во всем ее безобразии - и во всей ее красоте, которую не могут разрушить никакие поганцы.

 

 

19 января 2013 г.

 

Левый марш лестницы теперь ведет "в никуда": очевидно, заделана дверь, выходившая на площадку второго этажа. Зато второй марш не только доходит до двери в квартиру на втором этаже, но и продолжается дальше по спирали и приводит на третий этаж -  верхнюю площадку над колоннами:

 

 

19 января 2013 г.

 

 

Верхняя площадка:

 

 

19 января 2013 г.

 

В конце 60 - начале 70-х годов я видел здесь на стенах следы орнаментальных росписей, просвечивавшие из-под побелки. Потом они, судя по всему, были закрашены более основательно. Осталось ли хоть что-нибудь от этих росписей?

 

 

Вид с верхней площадки:

 

 

19 января 2013 г.

 

Примечание 21 июля 2014 г.

Вчера я еще раз побывал в ротонде. Теперь она опять заперта, но на дверях висит объявление о том, что желающие могут осмотреть ротонду в сопровождении консьержа (за символическую плату - 30 рублей), и дан номер его телефона. К сожалению, пока ротонда остается в том же плачевном состоянии, хотя есть планы не только ее восстановления, но и превращения в мини-музей. Подробности см. на сайте "Вконтакте" [97].

 

Примечание 9 июля 2020 г.

С тех пор я пока ни разу не был в ротонде. В марте этого года на двери по-прежнему висело объявление о возможности осмотреть ротонду в сопровождении консьержа. Судя по фотографиям "Вконтакте" [97], теперь она, кажется, наконец, приведена в порядок. Возможно, со временем здесь появятся новые фотографии.

 

 

Дом на правом углу Гороховой улицы (наб. Фонтанки, 79/50):

 

 

22 августа 2008 г.

 

Это бывший доходный дом Кукановой, построенный в 1831 - 1832 гг. по проекту А.И.Мельникова.

Дом Кукановой - одна из лучших работ А.И.Мельникова, архитектора, много построившего и в Петербурге, и особенно в провинции, видного (но, на мой взгляд, далеко не лучшего) представителя ампира. Как и в большинстве зданий Мельникова, здесь чувствуется налет казенщины - признак упадка классицизма. Но в этом случае данный недостаток компенсируется очень хорошо найденной композицией. Так же, как и дом Евментьева, дом Кукановой украшен восьмиколонным портиком. Но здесь нет буквального повторения (которое едва ли было бы уместно при разной высоте двух зданий): колонны не доходят до верха здания, вместо коринфского ордера применен ионический.

А между тем такая композиция возникла случайно [13]. Первоначальный проект Мельникова был другим:

 

 

 

Предусматривалось устройство такого же портика, как у дома Евментьева, но увеличенного по высоте на один этаж. И именно по этому проекту началось строительство. Но затем заказчик решил устроить балкон на четвертом этаже, и в 1832 г. Мельников переделал проект уже строившегося здания. Таким образом, благодаря случайному обстоятельству первоначальный формальный проект был намного улучшен. (Автор работы [13] придерживается прямо противоположного мнения.)

 

 

И еще фотографии дома Кукановой:

 

 

22 августа 2008 г. 8 сентября 2012 г. 8 сентября 2012 г.

 

Вблизи здание выглядит заметно хуже, чем издали. Правда, красиво выполнены капители колонн. Но в основном декор чрезмерно упрощенный, казенный - что особенно неприятно выглядит на безордерном фасаде по Гороховой улице. Единственная интересная деталь на этом фасаде - балконы:

 

 

22 августа 2008 г.

 

В решетках балконов использованы мотивы готики, свидетельствующие о начинающемся отходе петербургской архитектуры от классицизма.

 

 

Упомяну также о доме на левом углу площади и набережной (наб. Фонтанки, 83). Слева фотография 1925 - 1940 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. №Р XI-5664/2 [133]; фотография обработана; оригинал - здесь), справа моя фотография 22 августа 2008 г.:

 

 

 

Дом И.Яковлева, построен в конце XVIII - начале XIX в. Это изящное произведение классицизма в 1945 - 19147 гг. испорчено надстройкой, арх. В.Богданов. [75а, №356]. (Дом известен в литературе также как дом Лихачева [38].)

Интерес представляет сохранившийся интерьер начала XIX века - лестница, украшенная каннелированными колоннами греко-дорического ордера. Вход на лестницу - из подворотни. Раньше я ее не сфотографировал. Сейчас вход туда закрыт. Надеюсь все же побывать там и сделать фотографии.

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Вторая редакция - 20 января 2013 г.

Третья редакция - 11 июля 2019 г.

Последнее обновление - 10 июля 2020 г.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.