ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Начнем рассматривать правый берег Фонтанки между Аничковым и Чернышевым (Ломоносова) мостами. На этой странице речь идет о первых двух участках - наб. Фонтанки, 31 и 33.

 

На углу Невского проспекта, у Аничкова моста (наб. Фонтанки, 31/39) находится здание известное в литературе как "Кабинет". Дальше, в глубине участка расположен Аничков дворец. Сейчас он зрительно почти не связан с Фонтанкой. Но сначала было не так, и, прежде, чем говорить о здании Кабинета, нужно хотя бы вкратце сказать об Аничковом дворце. (Подробно я на нем все же не буду останавливаться, иначе это завело бы слишком далеко от нашей темы.)

Дворец был построен в царствование Елизаветы, которая подарила его А.Г.Разумовскому. (Название Аничков происходит от расположенного рядом моста.) Проект дворца разработал М.Г.Земцов в 1741 г. После смерти Земцова строительство было продолжено Г.Д.Дмитриевым, следовавшим проекту Земцова, но, вероятно, несколько увеличившим высоту этажей. В 1744 г., когда уже были построены два этажа, строительство было поручено Ф.-Б.Растрелли, который и завершил строительство в 1751 г. Растрелли изменил по сравнению с проектом Земцова верх дворца, увенчал боковые крылья куполами с луковичными главками, причем в правом крыле располагалась церковь. (См. [32,44]).

 

Аничков дворец представлял собою шедевр архитектуры барокко. Первоначальный его облик известен по гравюре Я.Васильева по рисунку М.И.Махаева (1753 г.):

 

 

 

Главный фасад Аничкова дворца был обращен к Фонтанке. Заметим, что в то время граница города проходила по Фонтанке, а также что территория напротив дворца по Невскому проспекту (от Фонтанки до нынешней Малой Садовой улицы) была не застроена. Таким образом, Аничков дворец был первым зданием в Петербурге, которое видели те, кто входил или въезжал в город с этой стороны. И это здание было сказочно красиво.

 

Но, как это ни жаль, такая красота сохранялась очень недолго. Уже в 1778 - 1779 гг. дворец был полностью перестроен по проекту И.Е.Старова. Вот как выглядит в наше время фасад, обращенный в сторону Фонтанки (к центральной части фасада в 1875 - 1876 гг. по проекту К.К.Рахау сделана пристройка с зимним садом на втором этаже):

 

 

29 сентября 2007 г. 29 сентября 2007 г. 22 декабря 2012 г.

 

На мой взгляд, эта работа была крайне неудачна (при всем моем почтении к Старову): вместо прежней сказки появилась изящная, но вполне прозаическая, холодноватая постройка в новомодном стиле классицизма.

 

 

После перестройки Аничков дворец по-прежнему был зрительно связан с Фонтанкой. Но затем и эта связь оказалась нарушена. Как это ни жаль,  это новое изменение в худшую сторону было произведено еще одним очень большим (в целом) мастером классицизма - Дж.Кваренги.

В 1803 - 1805 гг. по границам парадного двора Кваренги построил П-образное в плане двухэтажное здание, которое закрыло Аничков дворец со стороны Фонтанки. В здании предполагалось устроить торговые ряды, и в первом этаже была устроена открытая аркада (заделана в 1885 - 1886 гг., арх. Н.А.Шильдкнехт).

Вскоре было решено разместить в этом здании Кабинет Его Императорского Величества. Реконструкцию здания для новых целей произвел в 1809 - 1811 гг. архитектор Л.Руска, который пристроил к нему два новых флигеля со стороны дворца. В результате сократилась территория парадного двора, а Аничков дворец оказался еще сильнее отрезан от Фонтанки. 

 

Здание Кабинета до закладки аркад можно увидеть, например, на акварели В.С.Садовникова начала 1840-х гг. "Вид Аничкова моста" (Эрмитаж; эта акварель показана также на другой странице):

 

 

 

 

Современный вид здания Кабинета (первая фотография представлена также на другой странице):

 

 

5 ноября 2007 г. 30 сентября 2007 г. 29 сентября 2007 г.

 

Здание хотя и не особенно удачно в градостроительном отношении, но само по себе очень красиво. Оно украшено колоннадой, в которой Кваренги пошел на сознательное нарушение канонов ордерной архитектуры: над колоннами ионического ордера расположен антаблемент  дорического ордера - с характерным фризом с триглифами. И, как это ни парадоксально, такое смешение ордеров придает фасадам особую выразительность.

 

 

А вот как выглядят флигели, пристроенные Л.Руска (фасад, обращенный к Аничкову дворцу):

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Но следует сказать, что зрительная связь Аничкова дворца с Фонтанкой хотя и очень ослаблена, но все же не совсем потеряна. Дворец виден вдели сквозь открытую колоннаду в центре фасада здания Кабинета по Фонтанке. Этот вид изображен на акварели В.С.Садовникова "Аничков дворец со стороны Фонтанки" (1838; Всероссийский музей А.С.Пушкина, СПб):

 

 

 

Вид на Аничков дворец дополнительно закрывают флигели Л.Руска. Особенно плохо то, что они обращены в сторону Фонтанки утилитарными дворовыми фасадами.

 

В 1935 г. Аничков дворец и здание Кабинета были реконструированы, и в них открылся Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных). Авторы проекта реконструкции зданий - А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевский - построили два новых флигеля по сторонам от прохода от ворот к дворцу, украшенные такими же колоннадами, что и уличные фасады [38]. Вот как теперь выглядит тот же вид:

 

 

 29 сентября 2007 г.

 

На мой взгляд, это очень удачная работа. Теперь вид на Аничков дворец не портят задворки, и хотя бы в какой-то мере восстановилась его связь с Фонтанкой.

 

Вид в обратную сторону - от Аничкова дворца к Фонтанке:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Упомяну также об одном красивом интерьере в здании Кабинета (у меня нет его фотографий). Это парадный зал, отделанный в 1915 г. по проекту А.Я.Белобородова. Он расположен в угловом корпусе и вытянут вдоль Фонтанки. Зал, окруженный полуколоннами, стилизован под ампир.

 

 

На следующем участке (наб. Фонтанки, 33) расположен еще один корпус, принадлежавший Кабинету Его Императорского Величества. Он построен в 1809 - 1810 гг. по проекту Л.Руска (по данным [38], это конюшенный корпус, а по данным [1] - жилой дом; возможно, что в здании совмещались эти две функции):

 

 

30 сентября 2007 г.

 

У здания благородный (хотя, пожалуй, суховатый) безордерный ампирный фасад.

 

А вот как выглядит этот дом с обратной стороны, со двора:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

К сожалению, и в конце 2012 г. этот фасад по-прежнему был таким же обшарпанным.

 

Внутренний двор:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Сейчас это здание принадлежит Дворцу творчества юных.

 

 

Напротив заднего фасада, изображенного на позапрошлой фотографии, во двор выходит задний фасад полукруглого Сервизного корпуса Аничкова дворца, построенного в 1817 - 1818 гг. по проекту К.И.Росси [38] и позже надстроенного. Противоположным, главным фасадом этот корпус выходит в сад Аничкова дворца, выходящий на пл. Островского (бывшую Александринскую).

Дворовый и главный фасады Сервизного корпуса:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

В этом же дворе расположен театрально-концертный комплекс "Карнавал" Дворца творчества юных:

 

 

22 декабря 2012 г.

 

Здание построено в 1986 г., арх. И.Б.Ноах, Н.М.Куликова [45]. На мой взгляд, здание совершенно неинтересно, шаблонно по архитектуре. К тому же оно резко противоречит по стилю окружению. Пожалуй, единственное архитектурное достоинство этого здания - то, что оно имеет небольшую высоту и, кажется, не видно ниоткуда за пределами двора.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.