ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Начнем рассматривать правый берег Фонтанки между Аничковым и Чернышевым (Ломоносова) мостами. На этой странице речь идет о первых двух участках - наб. Фонтанки, 31 и 33.

 

На углу Невского проспекта, у Аничкова моста (наб. Фонтанки, 31/39) находится здание известное в литературе как "Кабинет". Дальше, в глубине участка расположен Аничков дворец. Сейчас он зрительно почти не связан с Фонтанкой. Но сначала было не так, и, прежде, чем говорить о здании Кабинета, нужно хотя бы вкратце сказать об Аничковом дворце. (Подробно я на нем все же не буду останавливаться, иначе это завело бы слишком далеко от нашей темы.)

Дворец был построен в царствование Елизаветы, которая подарила его А.Г.Разумовскому. (Название Аничков происходит от расположенного рядом моста.) Проект дворца разработал М.Г.Земцов в 1741 г. После смерти Земцова строительство было продолжено Г.Д.Дмитриевым, следовавшим проекту Земцова, но, вероятно, несколько увеличившим высоту этажей. В 1744 г., когда уже были построены два этажа, строительство было поручено Ф.-Б.Растрелли, который и завершил строительство в 1751 г. Растрелли изменил по сравнению с проектом Земцова верх дворца, увенчал боковые крылья куполами с луковичными главками, причем в правом крыле располагалась церковь. (См. [32, 44]).

 

Аничков дворец представлял собою шедевр архитектуры барокко. Первоначальный его облик известен по гравюре Я.Васильева по рисунку М.И.Махаева (1753 г.):

 

 

 

Главный фасад Аничкова дворца был обращен к Фонтанке. Заметим, что в то время граница города проходила по Фонтанке, а также что территория напротив дворца по Невскому проспекту (от Фонтанки до нынешней Малой Садовой улицы) была не застроена. Таким образом, Аничков дворец был первым зданием в Петербурге, которое видели те, кто входил или въезжал в город с этой стороны. И это здание было сказочно красиво.

 

Но, как это ни жаль, такая красота сохранялась очень недолго. Уже в 1778 - 1779 гг. дворец был полностью перестроен по проекту И.Е.Старова [1]. Вот как выглядит в наше время фасад, обращенный в сторону Фонтанки (к центральной части фасада в 1875 - 1876 гг. по проекту К.К.Рахау сделана пристройка с зимним садом на втором этаже [3, 38]):

 

 

29 сентября 2007 г. 29 сентября 2007 г. 22 декабря 2012 г.

 

На мой взгляд, эта работа была крайне неудачна (при всем моем почтении к Старову): вместо прежней сказки появилась изящная, но вполне прозаическая, холодноватая постройка в новомодном стиле классицизма.

 

 

После перестройки Аничков дворец по-прежнему был зрительно связан с Фонтанкой. Но затем и эта связь оказалась нарушена. Как это ни жаль,  это новое изменение в худшую сторону было произведено еще одним очень большим (в целом) мастером классицизма - Дж.Кваренги.

В 1803 - 1805 гг. по границам парадного двора Кваренги построил П-образное в плане двухэтажное здание [1], которое закрыло Аничков дворец со стороны Фонтанки. В здании предполагалось устроить торговые ряды, и в первом этаже была устроена открытая аркада (заделана в 1885 - 1886 гг., арх. Н.А.Шильдкнехт [3]).

Вскоре было решено разместить в этом здании Кабинет Его Императорского Величества. Реконструкцию здания для новых целей произвел в 1809 - 1811 гг. архитектор Л.Руска [1], который пристроил к нему два новых флигеля со стороны дворца. В результате сократилась территория парадного двора, а Аничков дворец оказался еще сильнее отрезан от Фонтанки. 

 

Здание Кабинета до закладки аркад можно увидеть, например, на акварели В.С.Садовникова начала 1840-х гг. "Вид Аничкова моста" (Эрмитаж; эта акварель показана также на другой странице):

 

 

 

 

Современный вид здания Кабинета (первая фотография представлена также на другой странице):

 

 

5 ноября 2007 г. 30 сентября 2007 г. 29 сентября 2007 г.

 

Здание хотя и не особенно удачно в градостроительном отношении, но само по себе очень красиво. Оно украшено колоннадой, в которой Кваренги пошел на сознательное нарушение канонов ордерной архитектуры: над колоннами ионического ордера расположен антаблемент  дорического ордера - с характерным фризом с триглифами. И, как это ни парадоксально, такое смешение ордеров придает фасадам особую выразительность.

 

 

А вот как выглядят флигели, пристроенные Л.Руска (фасад, обращенный к Аничкову дворцу):

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Но следует сказать, что зрительная связь Аничкова дворца с Фонтанкой хотя и очень ослаблена, но все же не совсем потеряна. Дворец виден вдали сквозь открытую колоннаду в центре фасада здания Кабинета по Фонтанке. Этот вид изображен на акварели В.С.Садовникова "Аничков дворец со стороны Фонтанки" (1838; Всероссийский музей А.С.Пушкина, СПб):

 

 

 

Вид на Аничков дворец дополнительно закрывают флигели Л.Руска. Особенно плохо то, что они обращены в сторону Фонтанки утилитарными дворовыми фасадами.

 

В 1935 г. Аничков дворец и здание Кабинета были реконструированы, и в них открылся Дворец пионеров (ныне Дворец творчества юных). Авторы проекта реконструкции зданий - А.И.Гегелло и Д.Л.Кричевский - построили два новых флигеля по сторонам от прохода от ворот к дворцу, украшенные такими же колоннадами, что и уличные фасады [38]. Вот как теперь выглядит тот же вид:

 

 

 29 сентября 2007 г.

 

На мой взгляд, это очень удачная работа. Теперь вид на Аничков дворец не портят задворки, и хотя бы в какой-то мере восстановилась его связь с Фонтанкой.

 

Вид в обратную сторону - от Аничкова дворца к Фонтанке:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

Упомяну также об одном красивом интерьере в здании Кабинета (у меня нет его фотографий). Это парадный зал, отделанный в 1915 г. по проекту А.Я.Белобородова. Он расположен в угловом корпусе и вытянут вдоль Фонтанки. Зал, окруженный полуколоннами, стилизован под ампир.

 

 

На следующем участке (наб. Фонтанки, 33) расположен еще одно здание, принадлежавшее Кабинету Его Императорского Величества - бывшие конюшни, построенные в 1809 - 1810 гг. по проекту Л.Руска [1, 38]:

 

 

30 сентября 2007 г.

 

У здания благородный (хотя, пожалуй, суховатый) безордерный ампирный фасад.

 

А вот как выглядит этот дом с обратной стороны, со двора:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Внутренний двор:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

Сейчас это здание принадлежит Дворцу творчества юных.

 

 

Напротив заднего фасада, изображенного на позапрошлой фотографии, во двор выходит задний фасад полукруглого Сервизного корпуса Аничкова дворца, построенного в 1817 - 1818 гг. по проекту К.И.Росси [1, 38] и позже надстроенного. Противоположным, главным фасадом этот корпус выходит в сад Аничкова дворца, выходящий на пл. Островского (бывшую Александринскую).

Дворовый и главный фасады Сервизного корпуса:

 

 

29 сентября 2007 г.

 

 

В этом же дворе расположен театрально-концертный комплекс "Карнавал" Дворца творчества юных:

 

 

22 декабря 2012 г.

 

Здание построено в 1986 г., арх. И.Б.Ноах, Н.М.Куликова [45]. На мой взгляд, здание совершенно неинтересно, шаблонно по архитектуре. К тому же оно резко противоречит по стилю окружению. Пожалуй, единственное архитектурное достоинство этого здания - то, что оно имеет небольшую высоту и не видно почти ниоткуда за пределами двора.

 

Разумеется, театр построен не на пустом месте. Для его строительства были снесены, по меньшей мере, два жилых дома XIX в., расположенные за домом по наб. Фонтанки, 35. Их облик запечатлен на фотографиях, сделанных К.В.Овчинниковым [172].

Фотография 1978 г. [172а]:

 

 

 

Снимок сделан в сторону Фонтанки. На заднем плане: слева здание конюшен Кабинета, справа возвышается лицевой дом по наб. Фонтанки, 35, ближе одноэтажный дом, впоследствии надстроенный; ворота впереди выглядят не так, как сейчас: они реставрированы в конце XX или начале XXI в. А на переднем плане справа дом, уже подготовленный к сносу.

Фотография 1969 г. [172б]:

 

 

 

Снимок в противоположную сторону. На заднем плане, за стеной сад Аничкова дворца, а за ним Александринский (в то время Пушкинский) театр. На переднем плане дом, примыкающий к предыдущему; на предыдущей фотографии у правого края виден фрагмент этого дома (в аннотации назван ошибочный адрес: наб. Фонтанки, 37). Красивая эклектика, очень жаль, что дом снесли и заменили чем-то гораздо худшим.

Об истории этих домов я, к сожалению, ничего не знаю.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.