ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

Соляной городок

б) Всероссийская Мануфактурная выставка 1870 года и здания музеев

 

Партикулярная верфь была упразднена в 1784 г. Вскоре на ее месте были построены соляные склады, от которых и происходит название Соляной городок. Автор проекта - Ф.И.Волков, известный мастер архитектуры классицизма [1]. Чертеж фасада здания [124]:

 

 

 

Благодарю участника сайта Citywalls, выступающего под ником PavelT, который показал этот чертеж и назвал его источник [124] (см. http://www.citywalls.ru/house1053.html , сообщение PavelT от 5 ноября 2018 г.).

 

У здания был очень строгий фасад. Нижняя часть стены глухая, обработанная рустовкой, наверху - равномерно расположенные маленькие окошки. Монотонность фасада нарушалась в центральной повышенной части, украшенной крыльцом с балконом.

 

Правый угол здания виден на заднем плане литографии К.П.Беггрова по рисунку Г.Треттера "Вид цепного Пантелеймоновского моста через Фонтанку" (1820-е гг.; эта литография рассмотрена подробнее на другой странице). Позже (см. далее) здание было перестроено, но именно на этом углу случайно сохранился кусочек старого фасада с двумя окошками, теперь фальшивыми. Фрагмент литографии и моя фотография 29 сентября 2012 г.:

 

 

 

 

В 1870 г. в Санкт-Петербурге открылась Всероссийская Мануфактурная выставка. Для ее размещения было использовано здание соляных складов, которое было теперь полностью перестроено [1, 3]. Автором фасадов нового здания был Л.Ф.Фонтана, а интерьеры были отделаны В.А.Гартманом. Здесь представлен план выставки [16]. А вот как здание выглядело снаружи [16]:

 

 

 

Центральная часть фасада по Фонтанке была полностью переделана в новом вкусе, а по сторонам от нее еще сохранялась старая отделка. Позже и боковые части фасада были переделаны, остался только маленький кусочек старого здания, показанный на предыдущей фотографии.

 

Как видно из плана, здание выставки занимало всю территорию квартала, за исключением церкви св. Пантелеймона. Позже площадь здания несколько уменьшилась, рядом появились другие постройки, о которых сказано далее на этой и следующей страницах. Теперь оно выходит фасадами на Фонтанку и на Пантелеймоновскую (Пестеля) улицу (современный адрес: наб. Фонтанки, 10/2).

Нынешний вид фасада по Фонтанке:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Очень красива центральная часть фасада в эффектных формах необарокко. Старое изображение [16] и моя фотография 16 сентября 2012 г.:

 

 

 

На первый взгляд, как будто ничего не изменилось. Но если мы приглядимся чуть внимательнее, то заметим очень существенную утрату. На старом фасаде мы видим скульптурные группы, венчающие фасад. Теперь их нет.

В [16] названа фамилия автора скульптурных групп - Шварц (без инициалов). Скульптурная группа в центре фасада изображена в виньетке, с которой начинается каждый из выпусков [16]:

 

 

 

Какова судьба этой и других скульптурных групп, украшавших здание, мне неизвестно. (Имеется фотография 1914 г. [260], на которой их уже нет на фасаде. Сохраняются ли они где-нибудь, не знаю.)

 

Кто такой Шварц? В В "Русском биографическом словаре" [17] есть статья о скульпторе Антоне Евграфовиче Шварце (1818 - 1892), в которой утверждается, что это он был автором скульптур на здании Всероссийской Мануфактурной выставке. Однако эти данные требуют проверки: в статье А.Е.Шварцу приписываются некоторые широко известные работы, в связи с которыми другие авторы не называют имя А.Е.Шварца (рельефы на Исаакиевском соборе и на памятнике Николаю I в Санкт-Петербурге, скульптуры у пьедестала памятника Тысячелетию России в Новгороде), а также скульптура, венчающая памятник Славы в Санкт-Петербурге, которая, по другим данным, была создана однофамильцем этого скульптора - П.И.Шварцем.

 

 

Фрагменты фасада по Фонтанке:

 

 

25 сентября 2007 г.

 

 

Вход в здание с ул. Пестеля (Пантелеймоновской):

 

16 сентября 2012 г.

 

 

Не менее интересны были интерьеры здания, оформленные по проекту Виктора Александровича Гартмана (1834 - 1873) - очень талантливого, рано умершего архитектора.

(В наше время о нем говорят чаще всего в связи с тем, что М.П.Мусоргский, потрясенный ранней смертью своего друга Гартмана, написал гениальную музыку - фортепианный цикл "Картинки с выставки" на сюжеты его рисунков и проектов. Вспоминают и о том, что Гартман был близок к кругу художников-передвижников, что его поддерживал критик В.П.Стасов. Между тем творчество В.А.Гартмана представляет очень большой интерес и само по себе.)

Интерьеры Всероссийской мануфактурной выставки были первой значительной работой Гартмана - лидера фольклорного варианта "русского стиля" - национального направления в эклектике. ("Гартмановское" направление позже получило не вполне справедливое название ропетовщины, по имени (точнее, псевдониму) И.П.Ропета - последователя Гартмана.)

В отличие от фасадов, выполненных в общеевропейских формах, интерьеры были обильно украшены русской резьбой.

Я никогда не был внутри этого здания (в которое сейчас нет свободного доступа) и не знаю, сохранились ли хотя бы фрагменты прежнего убранства. В то же время мы можем посмотреть, как выглядели интерьеры в 1870 году. Их многочисленные изображения представлены в описании выставки [16]. Здесь я воспроизвел некоторые иллюстрации из этого издания. Местоположение того или иного зала, как правило, довольно легко определить по плану выставки.

 

Вид сада, располагавшегося в центре здания (подпись к рисунку: "Сад, фонтан и вход в аквариум"):

 

 

 

Вокруг сада - постройки, украшенные затейливой деревянной резьбой. На заднем плане стеклянная крыша одного из залов выставки.

 

 

Машинное производство и машинное отделение. Главный отдел машин:

 

 

 

Национальные орнаменты украшали не только различные отделы кустарного производства, но и отделы, в которых была выставлена современная (для того времени) техника. И это очень характерно для 70 - 90-х годов XIX века. В "русском стиле" (и это относится не только к ропетовщине) украшались не только храмы и частные дома, но и вокзалы, театры, технические выставки. (В середине XIX века такое было бы немыслимо!)  Сказался свойственный этому времени демократизм, просветительство: все блага цивилизации должны стать достоянием народа.

 

 

Железное производство. Выставка изделий заводов Н.Путилова:

 

 

 

На стене - "солнце" из рельсов - продукции заводов Путилова [140].

 

 

Морское ведомство. Общий вид галереи:

 

 

 

 

Лен, пенька и шерсть. Выставка изделий фабрики барона Штиглица:

 

 

 

 

Столярные изделия и мебель. Галерея мебели и резьбы из дерева:

 

 

 

Здесь архитектурная отделка и экспонаты сделаны в одном стиле и дополняют друг друга.

 

 

Следующий рисунок имеет подпись: "Химический отдел. Выставка завода Келлера":

 

 

 

Не правда ли, странная подпись. На пирамидке в "русском стиле" стоит множество бутылок, посередине бочка, на пьедестале надпись: "600000 ведер годовая продажа". Что же это за химический реактив, производимый в таких больших количествах?

К сожалению, ответ простой: это водка. Именно ее и выпускал завод Келлера. Этот экспонат выставлялся, очевидно, в отделе "Съестные и химические продукты" (на плане выставки этот отдел обозначен под номером 5).

 

 

Общество попечения о больных и раненых воинах. Общий вид на киоск, литьеры, носилки и проч.:

 

 

 

 

Педагогический отдел:

 

 

 

 

Только в некоторых, немногих помещениях не было русской национальной резьбы. Таковы были, в частности, отделы, посвященные национальным окраинам, - Ташкентский, Кавказский. (На мой взгляд, эти помещения вообще малоинтересны по архитектуре, и я не показываю их изображения). Кроме того, покои Императорской фамилии были оформлены в европейском духе. Вот, например, лестница и вход в царские комнаты:

 

 

 

 

После закрытия выставки в части здания, выходящей фасадами на Фонтанку и на Пантелеймоновскую улицу (ул. Пестеля), разместились Музей прикладных знаний и Педагогический музей военно-учебных заведений.

 

В другой части, с главным фасадом по Рыночной (ныне Гангутской) улице и боковыми по Фонтанке (левое крыло) и по Соляному переулку с 1881 года разместился Сельскохозяйственный музей - один из лучших и старейших в России [18]. (Адрес: Гангутская ул., 1.)

Музей был основан в 1859 г. и сначала размещался в предместье - на Выборгской стороне, в здании Лесного института (ныне Лесотехническая академия), а в 1863 г. переведен в экзерциргауз на Миллионной улице, у Дворцовой площади. В 1874 г. музею была отдана северная часть Соляного городка. В 1876 - 1881 гг. эта часть здания была перестроена по проекту архитектора И.С.Китнера, разработанному совместно с инженерами С.Б.Лукашевичем и О.Е.Крелем - авторами конструкции металлического перекрытия главного зала [1, 3]. Здесь можно посмотреть план здания [113, том IIA, с. 45]. Фотография средней части главного фасада, 1881 г. [135]:

 

 

 

Главный зал музея (машинное отделение, вид на юг), фотография ателье Буллы 1909 г. [261] (воспроизводится по [134, с. 472]):

 

 

 

Это было смелое для своего времени произведение рационалистического течения архитектуры эклектики - зал с открытыми металлическими конструкциями перекрытия.

(Фотографии главного зала более позднего времени можно увидеть в [20а,б].)

 

К сожалению, в это здание тоже нет свободного доступа.

Главный фасад, выходящий на Гангутскую (бывшую Рыночную) улицу - общий вид, вход, центральная часть:

 

 

9 сентября 2012 г. 9 сентября 2012 г. 25 сентября 2007 г.

 

Сравнение со старой фотографией показывает, что позже (несомненно, уже в советское время) исчезли некоторые декоративные детали фасада. И все же и сейчас мы можем почувствовать строгую, благородную красоту этого произведения И.С.Китнера - выдающегося мастера русской архитектуры последней трети XIX в.

 

 

В восточной части Соляного городка появились новые здания: Центральное училище технического рисования и музей Штиглица (о которых речь пойдет на следующей странице) и Кустарный музей. Здание кустарного музея (Соляной пер., 11) построено в 1901 - 1903 гг., арх. П.П.Трифанов [1, 3]:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Весьма неплохое, добротное здание. Архитектура консервативна и еще полностью принадлежит эклектике - ее "академическому" направлению. Интерьеры, на мой взгляд, малоинтересны (во всяком случае, в нынешнем состоянии).

 

 

Таким образом, Соляной городок превратился в своеобразный островок музеев.

К огромному сожалению, все музеи исчезли в советское время. Уже к 1924 году было ликвидировано училище Штиглица и расформирован его музей. Постепенно исчезли и другие музеи Соляного городка. По некоторым данным, дольше всех сохранялся Сельскохозяйственный музей, он исчез уже в годы блокады. [19]

В конце Великой Отечественной войны и в послевоенные годы на некоторое время вновь возродилась роль Соляного городка как музейного центра. В 1944 г. в здании бывшего Сельскохозяйственного музея был открыт Музей обороны Ленинграда. После реконструкции в 1946 г. музей занимал большую площадь в трех зданиях - кроме бывшего Сельскохозяйственного музея, еще и в бывшем Музее прикладных знаний и в бывшем Кустарном музее. Однако в 1949 г., в связи с "ленинградским делом" последовал разгром музея, превращение его фактически в музей Сталина. А в 1953 г. музей был закрыт. В 1989 г. Музей обороны Ленинграда вновь открылся. Но теперь уже невозможно восстановить всю прежнюю его экспозицию. Музей гораздо меньше по размерам, он занимает только часть помещений в здании бывшего Кустарного музея. [21]

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.