ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий мост - Обуховский. По нему Фонтанку пересекает Московский проспект. (Это название проспекта - уже шестое (!). Сначала он назывался Обуховским справа от Фонтанки и Царскосельским слева (а затем - с обеих сторон Царскосельским), потом Забалканским, в советское время стал Международным, после войны - проспект Мира, затем проспект Сталина и, наконец, Московский.)

Первый каменный мост на этом месте был построен в 1786 - 1786 гг. [26, 48].

Литография К.П.Беггрова "Обуховский мост через Фонтанку",1823 (Русский музей):

 

 

 

Мост изображен с правого берега вниз по течению.

 

Картина Б.Патерсена "Обухов мост через Фонтанку", 1794 - 1797 (Эрмитаж) [195]:

 

 

 

Изображение с левого берега. За домами слева Вознесенская церковь, справа Успенская церковь на Сенной площади (оба храма уничтожены коммунистическими властями).

 

Это был один из семи однотипных мостов с башенками, из которых до нашего времени сохранились только два - Чернышев (Ломоносова) и Калинкин.

К сожалению, этот прекрасный мост был перестроен в 1865 г. (инж. Михайлов) [48], при этом башенки были уничтожены. Фотография ателье Буллы, около 1913 [196]:

 

 

 

Вид с левого берега.

 

 

В 1939 г. Обуховский мост был еще раз перестроен по проекту инженера В.В.Демченко и архитектора Л.А.Носкова [26, 48]. Вот как он теперь выглядит (снимок сделан примерно с того же места, что и литография К.П.Беггрова):

 

 

19 мая 2010 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

Мост стилизован под классицизм. На мой взгляд, он красив и очень хорошо соответствует своему месту.

На заднем плане виден купол Троицкого собора (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

 

 

На правом берегу расположена полукруглая предмостная площадь. По некоторым данным, она была намечена еще в 1760-х гг. Однако она приобрела нынешние очертания далеко не сразу.

Фрагмент "Подробного плана Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [121]:

 

 

 

С севера (на плане - сверху) к Фонтанке подходит Обуховский (позже Забалканский, ныне Московский) проспект. Левая половина площади уже имеет закругленную форму, вдоль части ее границы стоит дом на углу проспекта (он виден на фотографии начала XX в., см. выше; его фасада имели такой вид уже в 1832 г. ([197], лист 1-4), но построен он, вероятно, значительно раньше - в последней четверти XVIII в.).

В то же время правая часть площади невелика и имеет прямоугольную форму. В стороне от Фонтанки видно большое здание, а за ним сад. Это бывший дом известного богача Саввы Яковлева, построенный в середине XVIII в. - незаурядное произведение архитектуры барокко, увы, не сохранившееся до наших дней. (Обычно здание датируют 1766 г., в соответствии с книгой М.И.Пыляева "Старый Петербург" [198]. В соответствии с этой же книгой, автором здания считают знаменитого Ф.-Б.Растрелли - чему я лично совсем не верю: в XIX веке Растрелли приписывали любое красивое (а иногда - и не очень) здание в стиле барокко по всей России; позже выяснилось, что к большинству таких зданий Растрелли не имеет отношения.)

Первоначально перед зданием был парадный двор, выходивший на Фонтанку, и именно к Фонтанке был обращен его главный фасад. С другой стороны дома располагался регулярный сад.

В 1820 - начале 1830-х гг. положение изменилось. Территория парадного двора отошла к разным владельцам, которые начали ее застраивать (уже на плане Шуберта в правой части парадного двора видны совсем незадолго до этого построенные дома (современные адреса: наб. Фонтанки, 105, 107). А в 1832 г. вдоль уже урегулированной, закругленной границы площади был построен новый дом 109 (см. далее), и бывший дом Саввы Яковлева стал совсем не виден с Фонтанки. А в 1901 г. дом был снесен.

 

Прежде чем рассматривать нынешние здания на площади, рассмотрим этот исчезнувший выдающийся памятник архитектуры.

Главный фасад дома Саввы Яковлева можно увидеть на представленной выше картине Б.Патерсена (фрагмент картины воспроизводится по [199]):

 

 

 

Хотя и не очень хорошо видны детали, но чувствуется, что это было очень хорошее барокко, архитектура высокого уровня.

После постройки дома по наб. Фонтанки, 109 этот фасад оказался обращен в узкое пространство в сторону брандмауэра нового дома. Противоположный, бывший садовый фасад известен по фотографии, опубликованной Н.В.Султановым в 1902 г. в журнале "Зодчий" [200]:

 

 

 

Султанов сообщает, что фотография отретуширована: "На нашем снимке показан садовый фасад; лицевой же фасад упирался почти вплотную в позднейший четырехэтажный доходный дом Николаевского времени, который уничтожен на прилагаемом снимке для сохранения характерного   силуэта изображенных на нем старинных Яковлевских палат".

 

Обычно везде, где пишут о доме Саввы Яковлева, повторяется одна и та же фотография из журнала "Зодчий". Между тем есть, по меньшей мере, еще три старые фотографии, существенно дополняющие представление об этом доме. Эти фотографии датируются предположительно 1900-1901 г. Они хранятся в фондах Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (НИМ РАХ) [290] (две из них представлены также на сайте [133]).

 

На двух фотографиях изображены крупным планом части того же фасада, что и на фотографии из журнала "Зодчий", и можно хорошо рассмотреть детали отделки. Центральный ризалит (инв.№ Ф-17185 [290]):

 

 

 

оригинале изображена также рамка вокруг фотографии - лист картона, на который она наклеена. Здесь я рамку убрал.)

Фотография датируется предположительно 1901 г. Это кажется правдоподобным: судя по состоянию дома, похоже, что уже начинается его снос.

Хорошо виден прекрасный лепной декор. Балкон с ведущей на него лестницей появился, очевидно, уже после того как была сделана фотография, помещенная в журнале "Зодчий".

Благодарю участника сайта Citywalls Виктора Туралина, указавшего на существовании данной фотографии [291].

 

Левый ризалит того же фасада, 1901 (?) г. (инв. №Н-3094; здесь представлен отпечаток 1939 г. - инв.№ Ф-4627 [133] или 290]):

 

 

 

И здесь такой же прекрасный лепной декор. Кроме того, на фотографии из журнала "Зодчий" видно, что в левом ризалите есть балкон, а в правом балкона нет (очевидно, он исчез при перестройках), при этом балкон в левом ризалите закрыт ветками - а на данной фотографии хорошо виден этот балкон с узорчатой решеткой.

 

Но особенно интересна третья фотография, 1900-1901 (?) (инв.№Н-3093; здесь представлен отпечаток 1939 г. - инв.№ Ф-4626):

 

 

 

На этом снимке изображена центральная часть противоположного, бывшего главного фасада, который был обращен к Фонтанке (ср. изображение дома на картине Б.Патерсена). Теперь этот фасад оказался обращен в узкое дворовое пространство - возможно, это помешало фотографу снять фасад целиком. Но мы хорошо, во всех деталях видим хотя бы часть этого великолепного фасада в стиле барокко.

 

Некоторое представление об интерьерах дает описание М.И.Пыляева (1887) [198]:

"Существующий и теперь дом в прежнем наружном своем виде, у Обухова моста, еще в 30-х годах принадлежал одному из Яковлевых, в комнатах тогда еще были видны следы великолепия, роскоши и блеска первого владельца. В большой зале стены были обтянуты кожаными обоями, расписанными масляными красками по золотому полю, зало было украшено большими портретами высочайших особ в рост; кроме того, здесь было несколько картин итальянской школы, в числе которых были две превосходные: одна "Усекновение главы Иоанна Предтечи" и другая "Архимед в раздумье над геометрическими фигурами".

В [201] имеется чертеж 1883 г. (лист 73) - разрез здания по лестнице, располагавшейся в западном крыле здания, рядом с Забалканским (Московским) проспектом; как знать, может быть, в ее облике оставалось что-то от середины XVIII века:

 

 

 

(Это поперечный разрез крыла, а справа от него - проектировавшаяся пристройка, которая должна была выходить на красную линию Забалканского проспекта; вероятно, она не была осуществлена: ее нет на фотографии в журнале "Зодчий".)

 

 

Кроме главного здания усадьбы, здесь сохранялось еще одно здание в стиле барокко (правда, в конце концов совершенно искаженное перестройками) - флигель, выходивший на красную линию Обуховского (Забалканского) проспекта. Его чертежи имеются в [201]. Здесь представлен генеральный план с обозначением главного здания и флигеля, 1834 (фрагмент листа 1-4); ср. представленный выше фрагмент плана Петербурга 1828 г. Фасад по Обуховскому проспекту, 1834 (фрагмент того же листа):

 

 

 

 

Противоположный, бывший садовый фасад, не датированный чертеж, 1850 - 1860-е (лист 26-27):

 

 

 

Здесь фасад уже искажен, загорожен поздней галереей, но еще виден характерный барочный трехгранный выступ. Позже выступ оказался совершенно закрыт поздней пристройкой. Со стороны проспекта были пробиты окна, что видно и уже на этом чертеже. Рядом с флигелем находилось увеселительное заведение с эстрадой и кегельбаном, флигель тоже использовался для нужд этого заведения. Вероятно, он был снесен одновременно с главным зданием.

 

 

В 1840-х гг. в бывшем доме  Саввы Яковлева находился приют в. кн. Ольги Николаевны, в 1870 - 1880-х гг. здание использовалось как производственное здание фабрики бронзовых изделий Шопена, затем как увеселительное заведение и клиника. В 1901 г. дом был снесен и на его месте построен Рыбный рынок. [199]

 

 

Теперь, наконец, рассмотрим существующие здания.

Наб. Фонтанки, 109 (вторым, закругленным фасадом, дом обращен на предмостную площадь, а третьим - на Московский пр., 14):

 

 

21 октября 2007 г.

 

Доходный дом князя Енгалычева (Энгалычева), построен по проекту 1832 г. Как уже сказано, он окончательно отрезал от Фонтанки бывший дом Саввы Яковлева.

Генеральный план ([202], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

(Здесь представлен весь лист целиком, на нем показаны также фасады надворных флигелей; здесь - разрешение на строительство на обратной стороне листа, датированное 3 августа 1832 г.)

 

Фасады по Обуховскому проспекту, по Фонтанке и по площади (лист 5-8):

 

 

 

Фасады выполнены в формах безордерного ампира.

 

 

Построенное здание, вид с Фонтанки, 1930-е гг. (музей "Нарвская застава", инв. №Ф-324 [133]):

 

 

 

Справа дом 107. Форма окна над воротами дома 109 изменена в 1876 г. ([202], листы 17-23).

 

 

Любопытная подробность [202].

В 1870 г., когда владельцем дома был действительный статский советник А.С.Воронин, посередине двора был построен служебный флигель несколько необычной архитектуры. Позже он был перестроен, а до нашего времени вообще не дошел.

Здесь представлено датированное 25 июня 1870 г. разрешение на строительство каменного двухэтажного надворного флигеля. На обратной стороне - генеральный план и разрезы ([202], лист 13-14), а на отдельном чертеже - фасад и планы этажей ([202], лист 53-54):

 

 

 

 

На обоих чертежах стоит подпись: "Военный инженер полковник Краузольд". (Очевидно, А.Э.Краузольд (с 1872 г. - генерал) [255,256].)

Второй чертеж озаглавлен: "Проект каменной прачечной с жилыми над нею помещениями и пристроенными к ней дровяными, в два этажа чуланами [...]". Прачечная с жилыми помещениями наверху помещается в одном из двух крыльев Г-образного здания, а дровяные чуланы - в другом крыле. На стыке двух крыльев с внешней стороны расположена помойная яма. В верхней половине первого чертежа - разрезы по помойной яме, по прачечной и жилым помещениям и по дровяным чуланам

На первый взгляд, вроде бы нет ничего необычного. Но посмотрим на фасад (фрагмент второго чертежа крупно):

 

 

 

Слева в глубине дровяные чуланы, а справа торцовый фасад корпуса прачечной, обращенный в сторону Фонтанки (но расположенный не по оси ворот).

И на этом фасаде устроен пристенный фонтан! Внизу маскарон (вода, очевидно, должна течь из пасти), а увенчан фонтан статуей под металлическим зонтиком. Совершенно неожиданное украшение во дворе заурядного доходного дома!

О том, что фонтан действительно существовал, свидетельствует генеральный план 1876 г. ([202], лист 17-18), на котором у торца корпуса прачечной показан такой же полукруглый бассейн, что и на чертежах 1870 г. (Правда, по этому плану не видно, была ли установлена скульптура.)

 

Увы, через некоторое время флигель был полностью перестроен, при этом фонтан исчез. По ссылкам представлены планы первого, второго и третьего этажей флигеля ([202], листы 15 и 16). Здание приспособлено под жилье, сделаны одноэтажные пристройки, надстроен третий этаж, на втором и третьем этаже устроены переходы в лицевой дом. От фонтана ничего не осталось.

К сожалению, эти листы не датированы, в [202] нет документов, относящихся к этой перестройке, и я не могу с казать, когда именно она произошла. Но, во всяком случае, на генеральном плане 1908 г. (лист 41-42) виден уже перестроенный флигель.

 

В [202] имеются также фиксационные чертежи флигеля (планы и разрезы - листы 55-59), выполненные уже в 1928 году (!). Чертежей других частей дома этого же времени нет. Почему было уделено такое внимание именно этому флигелю, мне неизвестно. Раньше я высказал предположение, что это была фиксация перед сносом. Однако теперь (27 марта 2023 г.) на сайте Citywalls [287] появилось сообщение с безусловным доказательством того, что флигель существовал еще в 1966 г., и очень правдоподобным сообщением о том, что он был снесен при капитальном ремонте около 1970 г.

 

 

Вернемся к лицевому дому. В советское время (по некоторым данным, в 1949 - 1952 гг., по другим - еще в 1930-х гг. [203]) он был надстроен на один этаж (см. современную фотографию выше). На мой взгляд, надстройка выполнена очень тактично, с сохранением стиля.

 

В 1949 - 1952 гг. по проекту В.И.Кузнецова и В.В.Позднякова [204] было построено симметрично этому дому здание на левой стороне площади (наб. Фонтанки, 111-113/13-15) - один из корпусов Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ; ныне Петербургскоий государственный институт путей сообщения, ПГУПС). Два здания образовали вместе с Обуховским мостом красивый ансамбль, стилизованный под классицизм (с включением в него и подлинного здания времени классицизма):

 

 

5 ноября 2007 г.

 

 

Корпус ПГУПС. Общий вид и вход:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

В 2003 г. перед входом установлен памятник А.Бетанкуру - выдающемуся инженеру, первому директору института (ск. В.Э.Горевой) [55, с. 374, 376].

 

ПГУПС - одно из старейших высших учебных заведений в Петербурге, основанное в 1809 г. (первоначально Институт корпуса инженеров путей сообщения, или просто Институт инженеров путей сообщения, в советское время Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

Институт занимает довольно большую территорию на углу Фонтанки и Московского проспекта. Познакомимся с другими его зданиями, не выходящими непосредственно на набережную Фонтанки.

 

 

Московский пр., 11 - здание бывшего Николаевского общежития Института инженеров путей сообщения, ныне учебный корпус:

 

 

4 ноября 2007 г.

 

Здание построено в 1893 - 1895 гг., арх. И.С.Китнер [3]. Как и большинство зданий Китнера, это здание выполнено в духе рационалистического течения эклектики.

 

 

Следующее здание по проспекту (Московский пр., 9) - исторически главное здание института.

Институт корпуса инженеров путей сообщения был учрежден в 1809 г., а в 1810 г. начались занятия. Сначала институт разместился в бывшем Юсуповском дворце (наб. Фонтанки, 115; см. далее). В 1823 г. для него было построено собственное здание. Автор проекта - архитектор А.Д.Готман, выпускник института (1813), впоследствии (в 1836 - 1843) его  директор. [1]

Первоначально здание было трехэтажным. Открытка начала XX в. [206]:

 

 

 

 

В 1914 - 1915 гг. здание было надстроено по проекту А.П.Максимова [3] (это поздняя работа архитектора, ранее работавшего в духе эклектики):

 

 

4 ноября 2007 г.

 

На нижних трех этажах сохраняется подлинная ампирная отделка фасада Готмана.

Если побывать внутри здания на последнем этаже, то отделка фасада в надстроенной части производит несколько странное впечатление. Дело в том, что здание не шестиэтажное (как кажется при взгляде на фасад), а пятиэтажное. В последнем этаже в помещениях зачем-то сделаны два ряда окон, которые на фасаде - опять зачем-то - отделены друг от друга карнизом.

 

Внутри весьма эффектно выглядит парадная лестница (доходящая до самого верха, до пятого этажа) - широкая, при подъеме в одну сторону в два марша, в противоположную - в один. К сожалению, я не смог найти хорошую точку для фотографирования, везде пространство слишком узкое. Покажу только фрагмент:

 

 

10 ноября 2007 г.

 

На третьем этаже расположен весьма красивый ампирный (или неоампирный?) зал. К сожалению, мне не удалось его сфотографировать в то время, когда у меня был доступ в здания ПГУПС. Возможно, мне все-таки удастся сделать это в будущем.

 

 

Вот как выглядит двор этого здания (обратите внимание: на последнем этаже высокие окна, а не два ряда окон, как на уличном фасаде):

 

 

23 августа 2008 г.

 

Посередине двора - часовня св. Александра Невского, построенная в 2000 г., арх. Ю.А.Никитин (об этом сказано на доске на стене часовни).

 

 

Вообще довольно интересно походить по дворам института. Вот следующий двор:

 

 

10 ноября 2007 г.

 

На фотографии виден памятник работникам института, погибшим в 1941 - 1945 гг.

 

 

Один из корпусов выходит противоположным, главным фасадом в Юсуповский сад (Садовая ул., 50; о Юсуповском саде речь идет на другой странице). Виды со двора и из Юсуповского сада - издали и вблизи:

 

 

10 ноября 2007 г. 5 ноября 2007 г. 5 ноября 2007 г.

 

По не вполне ясным данным [3,5], этот весьма красивый корпус построен в 1909 - 1911 г. по проекту И.С.Китнера. Известный архитектор-эклектик в начале XX века иногда работал в стиле модерн. (На другой странице рассмотрен собственный доходный дом И.С.Китнера (наб. Фонтанки, 165), также выполненный в стиле модерн.)

 

К этому корпусу справа (если смотреть из Юсуповского сада) примыкает еще один. Виды из Юсуповского сада и со двора:

 

 

5 ноября 2007 г. 10 ноября 2007 г.

 

Очевидно, этот корпус построен одновременно с предыдущим, тем же архитектором. Об этом говорит общность в оформлении дворовых фасадов обоих корпусов. В то же время фасад со стороны Юсуповского сада выполнен в более привычных для И.С.Китнера формах близких к  рационалистическому течению в эклектике.

 

 

Еще два дворовых корпуса:

 

 

10 ноября 2007 г.

 

История строительства этих зданий мне неизвестна.

 

 

Из этих дворов можно попасть и в парадный двор бывшего Юсуповского дворца, построенного в 1789 - 1792 гг. по проекту Дж.Кваренги [1]. В этом здании и размещался первоначально Институт инженеров путей сообщения. Сейчас это тоже один из учебных корпусов ПГУПС:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

Это здание подробнее рассмотрено на другой странице. Там же (в числе прочих) помещена и данная фотография.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8    9  10  11  12  13  14  14а  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.