ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

Река Фонтанка - наиболее значительный рукав в дельте Невы по левому берегу. В начале XVIII в. район Фонтанки (называвшейся в ту пору Безымянным ериком) был фактически пригородом. Но во второй половине XVIII в. она вошла в черту Санкт-Петербурга. В 1780 - 1789 гг. были построены гранитные набережные, каменные мосты.

С тех пор Фонтанка играет большую роль в жизни города, и это одна из самых красивых его рек.

Фонтанка отличается по характеру от Екатерининского канала (канала Грибоедова) с его бесчисленными изгибами. Она довольно широка, ее повороты плавны. В облике набережных Фонтанки, пожалуй, главную роль играет архитектура классицизма (хотя здесь есть и многие первоклассные произведения архитектуры других эпох).

 

Предупреждаю, что здесь содержится очень мало данных о выдающихся людях, живших или живущих на Фонтанке, о различных происшествиях и т.п. Я приглашаю к прогулке тех, кто интересуется прежде всего архитектурой.

К разделу приложен список использованной литературы. Основными для меня являются источники с [1] по [9].

 

Итак, начнем.

Первый большой отрезок Фонтанки от Невы - по меньшей мере, до Невского проспекта - активно посещается туристами и много раз описан и сфотографирован. Я постараюсь не очень много говорить об общеизвестных туристских объектах. Но и совсем обойтись без этого невозможно.

 

 

Фонтанка вытекает из Невы. Вдоль набережной Невы ее пересекает Прачечный мост (1766 - 1769 гг.):

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Этот прекрасный мост широко известен, и я не буду здесь много о нем говорить. Упомяну только о том, что, к огромному сожалению, неизвестен автор проекта моста. Долгое время автором считали Ю.М.Фельтена (с легкой (а точнее, очень даже "тяжелой") руки И.Э.Грабаря). Теперь предположительно называют другое имя - Игнацио Росси, автора гранитных набережных Невы (не путать с К.И.Росси!). Но, насколько мне известно, и для этой гипотезы нет документального подтверждения.

 

 

Вид вниз по течению:

 

 

9 сентября 2012 г.

 

Справа Летний сад, вдали Михайловский (Инженерный) замок.

 

 

Летний сад основан в 1704 г. Это еще одна широко известная достопримечательность Санкт-Петербурга. Существуют и обширная литература о Летнем саде (в том числе и о реставрации, закончившейся в 2012 году), и многочисленные фотографии. Я ограничусь только очень немногими фотографиями видов Летнего сада с Фонтанки. Летний дворец Петра I (1710 - 1714, арх. Д.Трезини) и ограда Летнего сада (1771 - 1784); Кофейный домик (1826, арх. К.И.Росси); участок гранитной набережной со спуском (1780-е):

 

 

25 сентября 2007 г. 25 сентября 2007 г. 16 сентября 2012 г.

 

 

 

Теперь рассмотрим здания на противоположном, левом берегу.

 

 

Дом на углу наб. Кутузова (Гагаринская, затем Французская набережная, в 20 - 30-х годах наб. Жореса) известен как дом Баура (наб. Фонтанки, 2/36):

 

 

26 сентября 2007 г. 26 сентября 2007 г. 16 сентября 2012 г.

 

Дом построен в 1781 - 1784 гг. Он принадлежал генералу Ф.В.Бауру, выдающейся личности - военному деятелю, картографу, инженеру. Баур, в частности, руководил строительством гранитных набережных Екатерининского канала и Фонтанки.

Дом интересен и как довольно хорошо сохранившийся образец рядовой архитектуры своего времени (только раздражает появившаяся недавно "новорусская" мансарда). Но в то же время меня всегда удивляла встречающаяся в литературе очень высокая оценка его архитектурных достоинств; по-моему, здание довольно грубо по архитектуре.

 

 

Далее тянется довольно длинный двухэтажный дом дворцового правления - Прачечный дом (наб. Фонтанки, 4):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Это здание, построенное во второй половине XVIII в., приобрело нынешний облик в результате перестройки в середине XIX в. Здание выглядит довольно казенно.

 

 

Далее от Фонтанки отходит ул. Чайковского (бывшая Сергиевская):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

На левой стороне вблизи виден боковой фасад Прачечного дома. Далее тянется длинный, монотонный фасад придворно-служительского дома (ул. Чайковского, 2), построенного в 1843 - 1844 гг. по проекту Р.И.Кузьмина. Как это ни странно, эти казенные дома выглядят по-своему живописно.

Справа (ул. Чайковского, 1) виден боковой фасад следующего здания по набережной. Это здание бывшего Училища правоведения (наб. Фонтанки, 6):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

(Еще две фотографии этого здания представлены на другой странице.)

 

Училище правоведения было основано в 1835 г. по инициативе принца П.Г.Ольденбургского, при поддержке Николая I и при активном участии известного государственного деятеля М.М.Сперанского. Среди выпускников училища были не только видные юристы, но и выдающиеся деятели русской культуры: критик В.В.Стасов, композитор А.Н.Серов и, наконец, самый знаменитый - композитор П.И.Чайковский. (См., например, [10].)

Архитектурный облик здания сформировался не сразу.

Для училища был куплен и перестроен старый дом на Фонтанке. Автором проекта перестройки был, очевидно, А.И.Мельников, награжденный за эту работу бриллиантовым перстнем [13]. Несколько позже, в 1845 г. по проекту В.П.Стасова была перестроена церковь в центре здания, на втором этаже, над которой был устроен купол. Вот как выглядело здание после этой перестройки [11]:

 

 

 

Как видим, это было очень строгое классицистическое здание, напоминающее постройки конца XVIII - начала XIX в. Следует сказать, что в литературе 1950 - 1970-х гг. (в том числе и в [13], вопреки факту награждения Мельникова) автором перестройки здания в 1835 г. называют В.П.Стасова. На мой взгляд, сам характер архитектуры таков, что авторство Стасова маловероятно: такой консерватизм свойственен именно некоторым зданиям Мельникова. Впрочем, может быть, сохранялся старый фасад здания?

 

В 1895 и 1909 - 1910 гг. здание дважды перестраивалось по проектам П.Ю.Сюзора - выдающегося архитектора конца XIX - начала XX в. При первой перестройке Сюзор переделал фасад, казавшийся в это время старомодным. Он сохранил представительную классицистическую композицию с портиком, но решительно изменил детали в духе господствовавшей архитектуры эклектики. О том, что фасад был изменен именно при первой перестройке, свидетельствует открытка, изданная в 1903 г. [12, выпуск 2]:

 

 

 

Очень характерная для Сюзора деталь - угловые ротонды с башенками.

 

 

На переднем плане этой старой фотографии виден следующий дом - наб. Фонтанки, 8. Вот как он выглядит в наше время (снимок с угла Гангутской улицы):

 

 

25 сентября 2007 г.

 

Здание построено в 1830 - 1840-х гг., арх. Дж.-Б.А.Ламони. Это сугубо утилитарное здание всегда поражало меня безнадежно прозаическим видом, совершенно не соответствующим месту. Раньше я подозревал, что его фасады ободраны в советское время. Но на старой открытке  виден тот же голый фасад! (Разве только исчез портал входа - но он все равно не спасал положение.) Здесь (в отличие от подавляющего большинства подобных случаев) меня не возмущает даже мансарда, появившаяся на рубеже XX и XXI в.: архитектура здания настолько бездарна, что ее уже ничто не может испортить.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.