ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На этой и следующих пяти страницах представлены фотографии участка Фонтанки от Семеновского до Обуховского моста.

 

Вид с Семеновского моста вниз по течению:

 

 

19 мая 2010 г.

 

Впереди пешеходный Горсткин мост, за ним Обуховский мост. Вдали Троицкий собор (1827 - 1835, арх. В.П.Стасов).

 

 

Начнем с правого берега Фонтанки.

 

На участке по наб. Фонтанки, 85 с XIX века располагался доходный дом, принадлежавший князьям Юсуповым. Предпоследняя перестройка этого дома была выполнена для Н.Б.Юсупова в 1886 г. по проекту Х.И.Грейфана и А.М.Пасыпкина. Представление о том, как выглядел этот дом, дает фрагмент фотографии ателье Буллы, которая полностью представлена на другой странице:

 

 

 

 

 

Последняя перестройка произведена для З.Н.Юсуповой в 1902 - 1904 гг. по проекту Л.В.Шмеллинга. В результате этой перестройки ординарный дом превратился в прекрасное произведение архитектуры модерна.

 

 

Красота этого дома раскрывается не сразу.

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

19 января 2013 г.

 

Фасад по набережной - колоритное произведение раннего модерна, с обильными лепными и металлическими украшениями. И все же в Петербурге можно найти и другие похожие фасады.

Но если войдем во двор, то увидим необыкновенную, поистине фантастическую картину:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Впереди гигантская арка высотой в четыре этажа, за которой виден второй двор. Фасады имеют совершенно полноценный декор в стиле модерн, а арка настраивает на особый, возвышенный лад. Мы оказываемся в замкнутом в себе прекрасном мире, далеком от прозы окружающей жизни.

 

Фрагменты фасадов первого двора - стена над аркой и боковая стена:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Вид в обратную сторону (к Фонтанке) и фрагмент фасада над воротами:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Арка, ведущая во второй двор:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Уровень земли во втором дворе несколько повышается. Это связано с тем, что здесь под землей устроены дровяные сараи с железобетонными сводами [43].

 

Фрагмент отделки арки:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Второй двор:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Далее покажу две фотографии одного и того же фрагмента заднего фасада второго двора, сделанные в разное время:

 

 

29 августа 2009 г. 19 января 2013 г.

 

На фотографии 2009 года балкон обрушился, часть штукатурки отлетела. (Незадолго до этого был проведен ремонт дворовых фасадов; очевидно, авария произошла вскоре после его окончания.) К 2012 году балкон восстановлен, стена вновь оштукатурена и украшена лепкой. Но восстановление проведено очень неточно: вместо энергичной подковообразной линии появился вялый полукруг, и лепка не такая. Теперь этот фрагмент выглядит менее выразительно, чем даже в прежнем полуразрушенном состоянии. Такая неквалифицированная работа вызывает тем большую досаду, что здание официально состоит под охраной как памятник архитектуры.

 

Еще один фрагмент того же фасада - слава Богу, сохранившийся:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Боковая стена второго двора:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Вид второго двора в обратную сторону:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Сквозь арку виден первый двор. Вдали ворота, выходящие на набережную.

 

 

Следует заметить, что мотив гигантской арки сам по себе не был совершенно новым: такие арки украшают два эклектических доходных дома А.В.Ратькова-Рожнова, построенные в 1898 - 1900 гг. П.Ю.Сюзором (ул. Пестеля (Пантелеймоновская), 13-15; Кирочная ул., 32-34). Но у Сюзора эти арки играют другую роль: они расположены на уличных фасадах и объединяют уличное и дворовое пространство. У Шмеллинга же арка объединяет два двора, а сами эти дворы однозначно отделены от внешнего окружения и образуют замкнутое в себе пространство с особым, возвышенным настроением. Подобное решение характерно для модерна, но оно чаще встречается в интерьерах.

К сожалению, собственно интерьеры дома Юсуповой не получили полноценного художественного оформления; это относится, во всяком случае, к парадным лестницам. (В свое время, когда лестницы не были заперты, я осмотрел их все. На лестнице, вход в которую с набережной, - довольно шаблонные для эклектики узорчатые перила; вероятно, они остались от предшествующего здания.) Впрочем, было и хотя бы одно исключение: в [43] приводится старое описание двух квартир в мансарде над лицевым флигелем, отделанных в стиле модерн; сохранилась ли эта отделка, я не знаю.

В то же время было уделено повышенное внимание техническому оборудованию дома (мусоропроводы, вентиляция, электрические подъемники для доставки дров и т.п.). [43]

 

 

Несколько слов об авторе проекта - Леонтии Васильевиче Шмеллинге. В конце XIX - начале XX века он построил в Петербурге еще не менее десяти зданий [3]. Но, к сожалению, все они намного уступают по архитектурным достоинствам дому Юсуповой. Шмеллинга можно назвать "архитектором одного здания".

 

И еще об одном я должен с огорчением сказать. Раньше всегда можно было беспрепятственно проходить в дворы этого дома. Но примерно с 2007 года ворота закрыты на кодовый замок. Фотографии, помещенные на этой странице, я сделал в те моменты, когда ворота случайно оказывались открыты.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.