САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
МАЛЫЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Далее Малый проспект пересекает бывшую Покровскую улицу, ныне ул. Подковырова.
Рассмотрим угловые дома на правой стороне проспекта.
Малый пр. П.С., 65/16:
19 сентября 2018 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Этот жилой дом построен в 2006 - 2008 гг., арх. Е.А.Каспарьянц, Л.Ю.Курков, Ю.Е.Свечникова [219]. По-моему, здание сравнительно неплохо согласуется с окружением.
История строительства дома на другом углу (Малый пр. П.С., 67/25) прослеживается по [433,434].
Проект этого доходного дома был составлен для М.Ф.Уткина в 1907 г. архитектором М.Н.Кондратьевым. (Владелец - это тот же человек, который в [8] и [16] назван "М.Ф.Утин", см. далее сведения о доме 69/14. Согласно [312], правильное написание: М.Ф.Уткин; ему принадлежали оба участка)
По ссылкам можно посмотреть генеральный план, подписанный Кондратьевым ([433], лист 1), и разрешение на строительство от 24 марта 1907 г. (обратная сторона того же листа).
Фасады по Малому проспекту ([433], лист 9-10) и по Покровской улице (там же, лист 7-8):
Дом четырехэтажный с мансардой. У дома весьма красивые фасады в стиле модерн. Важную роль в облике дома играет башня на углу в форме шатра.
По ссылкам представлены планы первого (там же, лист 4) и с второго по четвертый (лист 3) этажей. Отдельно рассмотрим план мансарды (лист 2):
В соответствии с проектом мансарда должна быть устроена только с лицевой стороны дома вдоль обоих фасадов, а со стороны двора на этом же уровне должен быть чердак.
Однако фиксационные чертежи, составленные в том же 1907 г. [434], свидетельствуют о том, что в ходе строительства проект верхней части дома был изменен. План верхнего этажа ([434], лист 6):
Жилые помещения устроены не только со стороны улиц, но и со стороны двора. Мало того, бОльшая часть (между двумя лестницами) - это, вопреки заголовку, даже не мансарда, а полноценный пятый этаж с капитальными стенами.
Чертеж фасада по Малому проспекту (там же, лист 8-9):
Одновременно с планом мансарды изменено и оформление верха фасада: у левого края появился еще один шатер меньшей высоты. (Чертежа второго фасада в [434] нет.)
Отступление от проекта было утверждено задним числом, причем только через шесть лет - в 1913 г. Соответствующие документы имеются в [433]. По ссылкам представлены генеральный план и решение утвердить "произведенную надстройку 5-го этажа и частью мансарда на надворной части каменного 4-хэтажного дома [...]" от 5 июля 1913 г. (две стороны листа 11), а также план пятого этажа и мансарды (лист 13) - такой же, как на фиксационном чертеже 1907 г.
Там же имеются фиксационные чертежи обоих фасадов (листы 16-17 и 18-19):
Как видим, на фасаде по Покровской улице появился еще один малый шатер - такой же, как на фасаде по Малому проспекту. (О том, что шатры существовали в реальности, свидетельствует изображение фрагмента дома на фотографии соседнего слева здания по Малому пр., 69, см. далее.)
Современные фотографии:
(Вторая фотография помещена также на другой странице.)
Вместо мансарды надстроен пятый этаж. При этом, к сожалению, никто не подумал о том, чтобы сохранить силуэт дома. Но все же даже несмотря на эту тяжелую утрату, дом и сейчас красив.
На левой стороне проспекта застроен только один угол (дальний). Малый пр. П.С., 74/27-29:
15 февраля 2015 г.
Жилой дом, построенный в конце 1920 - начале 1930-х гг. Убогая коробкообразная постройка - характерное рядовое здание в духе конструктивизма.
Затем Малый проспект пересекает Подрезову улицу. На ближнем правом углу стоит интересное здание - правда, дошедшее до нас в изуродованном виде.
Подворье Вышневолоцкого Казанского
женского монастыря
Малый пр. П.С., 69/14
Женский Казанский монастырь в Вышнем Волочке, Тверской губернии основан в 1881 г. из женской общины, существовавшей с 1872 года. К началу XX века монастырь стал крупнейшим в Тверской епархии, в нем было около 700 насельниц. (Монастырь вновь действует с 1991 года.)
В 1907 г. владелец ресторана "Вена" М.Ф.Уткин [312] (которому принадлежал также соседний дом по Малому пр. П.С., 67/25, см. ранее) пожертвовал для устройства подворья монастыря в Петербурге участок с деревянным домом, а епархиальный архитектор А.П.Аплаксин пристроил к дому деревянную часовню, которая была освящена в 1908 г. Фотография часовни, 1908 (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ Ф-18368 [354]):
В 1910 г. А.П.Аплаксин создал проект нового здания подворья с церковью Казанской иконы Божией Матери. В 1912 г. строительство было закончено, храм был освящен. [8, том 3, №401; 16, с. 104 - 107]
Фасад по Подрезовой улице, проект А.П.Аплаксина [16]:
Справа, на углу Малого проспекта - церковь. Слева от нее, на Подрезовой улице - колокольня и еще левее - жилая часть подворья. Проект выполнен в "неорусском стиле" (национальное направлене модерна).
При сравнении с фотографиями осуществленного здания видно, что некоторые детали проекта были изменены, но общий характер сохранился.
Вот как выглядела Казанская церковь (фотография К.К.Буллы, 1913 ([496а], воспроизводится по [221]):
В облике храма использованы мотивы преимущественно псковско-новгородской архитектуры (хотя есть и "московские" килевидные ниши и наличники; в первоначальном проекте 1910 года их не видно). Эти мотивы преобразованы в соответствии с эстетикой модерна: все формы заострены, появились характерные ломаные щипцы, фрески на фасадах (художник Вишневский, по эскизам самого Аплаксина).
Справа находилась часовня с отдельным входом, увенчанная луковичной главкой. А слева в глубине, на Подрезовой улице видны колокольня и жилая часть.
Фасад по Подрезовой улице лучше виден на другой фотографии (фотография ателье Буллы, 1913 ([496б], воспроизводится по [16]):
Сравнение показывает, что жилая часть на один этаж выше, чем было предусмотрено проектом 1910 года. Повышена и часть фасада, примыкающая к колокольне справа, так что колокольня имеет ту же высоту, что и остальное здание, а возвышается над ним только щипец, увенчанный главкой.
(Обратите внимание также на изображение части соседнего дома (Малый пр., 67/25), с не сохранившимся шатром; см. ранее.)
Церковь находилась на втором этаже. Вот как она выглядела внутри (фотография ателье Буллы, 1913 [16]):
Подворье Вышневолоцкого монастыря было одной из лучших работ А.П.Аплаксина - выдающегося архитектора начала XX века, мастера "неорусского стиля". По воспоминаниям сына архитектора, это подворье было самой любимой его постройкой [16].
В 1923 г. подворье было закрыто. А несколько позже, на рубеже 1920-х и 1930-х гг. храм был варварски перестроен под общежитие:
19 сентября 2018 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Автор проекта перестройки в этот конструктивистский ужас - Ф.А.Лыхин [1]. Это особенно обидно: до революции Лыхин работал в мастерской Аплаксина и, кажется, был одним из главных его помощников [16, с. 45, 92]. Не знаю, был ли еще жив А.П.Аплаксин в это время (он умер в Ленинграде в 1931 году).
Впрочем, не зная обстоятельств этой перестройки, не будем осуждать Ф.А.Лыхина: это было страшное время, когда власти, не гнушаясь никакими средствами, нередко заставляли людей поступать вопреки совести...
И все-таки надо сказать, что при перестройке не всё погибло. Осмотрим сохранившиеся фрагменты бывшего подворья.
При перестройке сохранен цоколь с гранитной облицовкой:
15 февраля 2015 г.
Пройдя дальше по Подрезовой улице, мы увидим и кое-что более существенное:
15 февраля 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Оказывается, полностью перестроен только храм, а жилая часть подворья сохранилась. Сохранилась и нижняя часть колокольни. Вот отдельные фрагменты сохранившейся части здания крупным планом:
16 апреля 2008 г.
(Первая и третья фотографии ранее были опубликованы мною на сайте "Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры", http://sobory.ru/article/?object=11149.)
Окна в прямоугольных нишах вызывают ассоциации с постройками XVII века - прежде всего, с псковскими купеческими домами (Поганкины палаты и др.). Под колокольней устроены ворота, над которыми находится ниша для иконы.
И еще одна фотография - вид со двора:
15 февраля 2015 г.
Сохранился полукруглый объем бывшего алтаря храма. На проекте 1910 г. (см. выше) над алтарем изображена луковичная главка (которой теперь, конечно, нет).
На другой угол Подрезовой улицы по правой стороне Малого проспекта выходит доходный дом, тянущийся до следующей улицы - Бармалеевой (Малый пр. П.С., 71 - Подрезова ул., 15 - Бармалеева ул., 18). Виды с угла Бармалеевой улицы и с угла Подрезовой улицы:
19 сентября 2018 г.
(Эти фотографии помещены также на других страницах: 1 2 )
Фрагменты фасада по Малому проспекту:
15 апреля 2008 г.
15 февраля 2015 г.
Доходный дом В.К.Пискарева. Построен в 1907 - 1908 гг. по проекту В.И.Шёне. В 1910 - 1911 гг. надстроен и расширен, арх. В.К.Вейс. [39, с. 488] (Судя по нарушению симметрии фасада, расширение сделано, очевидно, вправо, в сторону Подрезовой улицы.)
Неплохое произведение классицизирующего модерна, с использованием мотивов барокко. Но, честно говоря, мне кажется, что это далеко не лучшее из зданий Шёне - автора прекрасных особняков в стиле модерн на Каменном острове.
Если просмотреть список работ В.И.Шёне в [1], то можно увидеть явный спад в его творчестве с 1905 года. (Правда, теперь все же труднее об этом судить, так как не сохранились два наиболее вульгарных бедных дома: на Тоневой ул., 17 (1905) и на Большой Разночинной ул., 16 (1913); оба снесены во второй половине 1980-х гг.)
На левой стороне Малого проспекта застроен только один угол Подрезовой улицы (дальний по ходу движения). Малый пр. П.С., 76/17:
(Вторая фотография помещена также на другой странице.)
Доходный дом А.Т.Муста, 1907, арх. В.В.Гейне [1, 2, 526]. Модерн. На мой взгляд, этот дом выглядит довольно бедно и уныло.
Примечание. В работе [39, с. 488] (2003 г.) представлены другие данные об этом здании: доходный дом А.Т.Муста, 1911, арх. Н.М.Аристов. Однако тот же автор (Б.М.Кириков) в более поздней (2019 г.) работе [526] вновь возвращается к версии, представленной в более ранних работах (где он тоже является одним из авторов) - [2] (1982 г.) и [1] (1996 г.), где дом датирован 1907 г., а автором назван В.В.Гейне. Вероятно, данные [39] были ошибочными.
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.