САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Далее по правой стороне находится большой участок, выходящий также на Большую Монетную ул. (в советское время ул. Скороходова) и ул. Рентгена (бывшую Лицейскую ул.). Адрес: Каменноостровский пр., 21 - Большая Монетная ул., 14 - ул. Рентгена, 1.
У этого участка богатая история, начинающаяся в середине XVIII века - в те времена, когда Петербургская сторона была окраиной (см. вступление к разделу "Петроградская сторона").
Я излагаю эту историю в основном в соответствии с [59].
В середине XVIII века здесь находилась дача Якоба Вольфа - купца, затем барона, представителя Англии в России. Участок, принадлежавший Вольфу, был гораздо больше нынешнего и доходил до Большой Невки и места истока Карповки (позже там появились казармы Гренадерского полка).
Для Вольфа была построена великолепная двухэтажная деревянная дача в стиле барокко и разбит регулярный парк (автор проекта неизвестен). Она находилась рядом с дорогой на Каменный остров (в районе нынешнего Каменноостровского проспекта), но ее главный фасад был обращен в противоположную сторону, к Большой Невке.
Вид дачи Вольфа запечатлен на гравюре 1757 г., предположительно по рисунку М.И.Махаева, хранящейся в Эрмитаже (инв. № ЭРГ-31450) [329] (в [59] помещена репродукция этой гравюры более низкого качества и без надписей внизу):
В нижней части гравюры - надписи на немецком и французском языке. Как это ни странно, содержание этих надписей не одинаково.
Надпись на французском языке:
"Maison de Plaisance de M. le Baron de Wolff Residend et Consul General de S. M. le Roi de la Grand Bretagne. á S. Peterbourg 1757." - "Дом для отдыха г-на барона Вольфа, резидента и генерального консула Его Величества короля Великобритании. В Санкт-Петербурге 1757."
Надпись на немецком языке - существенно более подробная:
" Des Tit. Königl. Groβbrittanischen Residenten und General Konsuls Hn. Barons von Wolff Lust Hauβ und Gärten auf der Petersburgl. Seite. St Petersburg 1757" - "Принадлежащие полномочному королевскому великобританскому резиденту и генеральному консулу г-ну барону фон Вольфу увеселительный дом и сады на Петербургской стороне. Санкт-Петербург 1757."
Я не случайно привел эти надписи. Дело в том, что на сайте Эрмитажа [329] эта репродукция помещена под названием "Усадьба английского посланника барона Вольфа на Васильевском острове". Это название - ошибочное, о чем свидетельствует немецкая надпись, в которой прямо указывается местоположение усадьбы - Петербургская (ныне Петроградская) сторона.
Привязка гравюры к карте представлена на отдельной странице.
Изображение сделано со стороны Малой Невки, куда обращен главный фасад дачи. Колокольня и купол на заднем плане - это холодная церковь Апостола Матфия и теплая церковь Покрова Богородицы, позже замененные одной церковью Апостола Матфия, которая была взорвана в 1932 г., см. раздел "Большая Пушкарская улица".
Через некоторое время после смерти Вольфа дача перешла в казну. В 1768 г. в здании был открыт первый в России оспенный дом - оспопрививальное заведение. В 1803 г. оно было закрыто, и в здание въехал сиротский дом на 190 детей. Новое заведение, объявленное образцовым, называлось Александровским сиротским домом (очевидно, в честь Александра I).
Деревянное здание сильно пострадало в наводнение 1824 года. Воспитанников временно перевели в наемный дом до постройки нового, каменного здания.
Новое здание для сиротского института было построено в 1831 - 1834 гг. по проекту Л.И.Шарлеманя 2-го [59]:
Фасад выполнен в казенных формах "николаевского" ампира. Такая архитектура вообще характерна и для многих петербургских зданий 1830-х гг., и конкретно для зданий Шарлеманя 2-го (хотя у него есть и совсем другие, по-настоящему красивые работы - прежде всего, постройки в Летнем саду).
В 1842 г. сиротский дом был переведен на Мойку, в бывший Воспитательный дом. А для здания на Каменноостровском проспекте после этого начинается новый, наиболее славный период в истории.
1/13 января 1844 г. в здание переехал из Царского Села знаменитый лицей, который и оставался здесь до 1917 года. Лицей получил название Александровского.
Вот как теперь выглядит главный корпус Александровского лицея:
3 ноября 2013 г.
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
При выпрямлении Каменноостровского проспекта по плану 1831 года (см. начало раздела "Каменноостровский проспект") здание оказалось в 30 саженях от проспекта. В 1838 - 1839 гг. здесь был разбит цветник с куртинами. Сквер находится здесь и в наше время.
В 1878 г. главный корпус лицея был надстроен на один этаж (арх. Р.Я.Оссоланус), и теперь фасад выглядит не совсем так, как в проекте Шарлеманя.
В 1903 - 1905 гг. к зданию слева и справа пристроены новые крылья (арх. В.А.Демяновский).
В 1889 г. перед зданием лицея был открыт бюст Александра I - основателя лицея (ск. П.П.Забелло, арх. А.Н.Любимов). Вот старая фотография бюста [13]:
Нижнюю часть пьедестала украшал герб лицея и его девиз: "Для общей пользы".
На заднем плане видны два дома под номером 24 по Каменноостровскому проспекту. Таким образом, бюст был повернут не к проспекту, а к зданию лицея. Такое расположение памятника, кажущееся сегодня несколько странным, нередко встречалось во второй половине XIX века (что едва ли было хорошо).
Бюст исчез вскоре после октябрьского переворота. А в 1950-х гг. в сквере перед зданием лицея был установлен бюст Ленина, который так и торчит здесь до сих пор (2020 г.).
Преподаватели и воспитанники лицея чтили память самого известного его выпускника - А.С.Пушкина.
В 1861 г. в новом корпусе, пристроенном с задней стороны, рядом с актовым залом был установлен бюст Пушкина, положивший начало Пушкинскому залу, в котором были собраны скульптурные портреты и модели памятников Пушкину. Старая фотография Пушкинского зала [59]:
При лицее был устроен также Пушкинский музей, в котором хранились автографы Пушкина, его книги, книжные иллюстрации, картины. Начало музею положил автограф стихотворения "19 октября" 1825 года, подаренный лицею другом Пушкина М.Л.Яковлевым по просьбе директора лицея Н.И.Миллера. Одним из самых ценных предметов считался перстень-талисман Пушкина, снятый с руки умершего поэта В.А.Жуковским, перешедший позже к И.С.Тургеневу и подаренный лицею наследницей Тургенева Полиной Виардо.
В 1910 г. музей пострадал при пожаре, после чего был восстановлен по проекту И.А.Фомина. Фомин скопировал отделку зала Царскосельского лицея, изображенную на старой литографии; эта отделка сохранилась до наших дней. В 1911 г. музей украсила широко известная теперь картина И.Е.Репина, изображающая юного Пушкина, читающего стихи в лицее на выпускном акте. Эту картину Репин написал специально по заказу лицея.
Старая фотография Пушкинского музея [59]:
На стене висит картина Репина.
В дни празднования столетия со дня рождения А.С.Пушкина, 28 мая/9 июня 1899 г. в саду за зданием лицея был установлен бронзовый бюст Пушкина работы известного скульптора И.Н.Шредера. Фотография, сделанная вскоре после открытия памятника и опубликованная в журнале "Нива" 12/24 июня 1899 г. [342]:
Александровский лицей прекратил свое существование в 1917 г. В главном здании расположился штаб красной гвардии Петроградского района, затем детский дом, а с 1927 года до конца 1960-х гг. - школа, затем ПТУ; ныне - Санкт-Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей".
Предметы, связанные с Пушкиным, были большей частью переданы в Пушкинский дом. Бюст Пушкина долгие годы хранился в фондах Музея городской скульптуры; наконец, в 1999 г., к 200-летию со дня рождения поэта он был установлен перед Пушкинским домом на Васильевском острове.
Посмотрим современные фотографии бывших лицейских корпусов.
Виды на бывший Александровский лицей с Большой Монетной улицы:
3 ноября 2013 г.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
В соответствии с проектом Л.И.Шарлеманя 2-го по сторонам от главного здания построены два двухэтажных флигеля. Один из них изображен на переднем плане первой фотографии и на фторой форографии (с другой стороны).
В наше время (2013 г.) в здании находится консульство Эстонии.
Второй флигель расположен на ул. Рентгена (бывшей Лицейской):
8 января 2009 г.
Рядом с этим флигелем, ближе к Каменноостровскому проспекту в 1903 - 1905 гг. по проекту В.А.Демяновского был построен еще один корпус для воспитателей лицея (Каменноостровский пр., 23/1). Вид с ул. Рентгена в сторону проспекта:
8 января 2009 г.
В 1922 г. в этом здании открылся Радиевый институт Академии наук - научное учреждение, в котором работали многие выдающиеся советские физики. Радиевый институт располагается здесь и в наше время (хотя теперь главное здание института находится в другом районе города - на 2-м Муринском проспекте).
На противоположной, левой стороне расположен бывший доходный дом Первого Российского страхового общества (Каменноостровский пр., 26-28) - выдающееся произведение архитектуры начала XX века [9].
В 1910 г. был проведен конкурс на проект этого здания, в котором победил проект Н.В.Васильева и А.И.Дмитриева. Однако этот замечательный проект в стиле модерн [36] не был осуществлен (вероятно, из-за консерватизма заказчиков), и для постройки был выбран проект Л.Н.Бенуа и А.И.Гунста, выполненный в духе неоклассики.
Здание было построено в 1911 - 1912 гг., причем проект был доработан во многих деталях архитекторами Л.Н., Ю.Ю. и Альб.Н.Бенуа. Вероятно, основным автором все же следует считать Л.Н.Бенуа - одного из крупнейших русских архитекторов конца XIX - начала XX века.
Общий вид:
3 ноября 2013 г.
Вдали виден разрыв между двумя крыльями здания, в котором находится курдонер.
Левое крыло:
В облике здания сочетаются монументальная композиция и изящные детали. В оформлении фасада применены мотивы французской архитектуры XVIII века (стиля Людовика XVI). Такой выбор исторического стиля довольно необычен для русской неоклассики в целом, но весьма характерен для Л.Н.Бенуа.
Центр композиции здания - курдонер. Он расположен асимметрично, напротив Лицейской (Рентгена) улицы, и с этой улицы открывается весьма эффектный вид на него:
Не совсем обычная деталь - колоннада, отделяющая курдонер от проспекта. Виды со стороны проспекта и изнутри курдонера:
И еще две фотографии курдонера - общий вид и деталь:
На этом же участке, за этим домом в 1913 - 1914 гг. по проекту Л.Н. и Ю.Ю.Бенуа был построен еще один доходный дом, также принадлежавший Первому Российскому страховому обществу. Он обращен фасадами на Кронверкскую и Большую Пушкарскую улицы (Кронверкская ул., 29/37). Подробно этот дом рассмотрен в разделе "Кронверкская улица". А здесь я помещаю только две фотографии - виды с Кронверкской улицы:
12 апреля 2008 г.
На левой фотографии на переднем плане крест в память об уничтоженной церкви Апостола Матфия. Об этой церкви сказано на другой странице, где повторена и данная фотография.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.