САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Далее Каменноостровский проспект пересекает улицу Мира (бывшую Ружейную). На перекрестке находится восьмиугольная площадь.
До конца XX века площадь была безымянной. В 1992 г. она получила официальное наименование - Австрийская площадь. Однако это название, данное в связи с какими-то злободневными политическими событиями (в честь визита какого-то деятеля из Австрии или что-то вроде того) совершенно не привилось среди жителей Петербурга.
В начале XX века на площади возник красивый ансамбль доходных домов в стиле модерн - одно из лучших произведений петербургского архитектора В.В.Шауба [1, 39].
Левая сторона проспекта с домами на углах площади (Каменноостровский пр., 16 и 20/10):
3 ноября 2013 г.
Дом по Каменноостровскому пр., 20/10 построен раньше других - в 1901 - 1902 гг. (доходный дом М.М.Горбова):
Архитектура здания возвышенно монументальна. Две башенки разной формы и разной высоты, высокие фигурные аттики придают ему выразительный силуэт. В декоре использованы мотивы барокко и отчасти готики.
В 1902 - 1903 гг. В.В.Шауб построил наискосок от этого дома доходный дом К.Х.Кельдаля (Каменноостровский пр., 13/13; дом имеет фасады не только по Каменноостровскому проспекту и ул. Мира (Ружейной), но и по Дивенской ул., 2).
Вот как выглядел первоначально этот дом со стороны площади (справа Каменноостровский проспект, слева Ружейная улица):
Фотография ателье Буллы, около 1912 - 1914 [56]
(воспроизводится по [39])
Дом тоже был украшен башенками - их было три, разной формы.
К сожалению, в советское время две башенки исчезли, а у одной - самой большой - искажен верх:
4 января 2009 г.
Но даже несмотря на потери, этот дом очень красив.
Фрагмент фасада со стороны площади:
30 ноября 2013 г.
Фасад по Каменноостровскому проспекту:
3 ноября 2013 г.
Фасад по Дивенской улице:
(Эти две фотографии представлены также на другой странице.)
Напротив этого дома (Каменноостровский пр., 16) находится третий дом, построенный В.В.Шаубом. Однако прежде чем говорить о нем, остановимся на его ближайшей предыстории [371].
В середине 1890-х гг. этот участок принадлежал жене санкт-петербургского купца А.Г.Ульман, а в 1898 г. новым владельцем стал Э.К.фон Липгарт (см. [371], а также [312]).
Э.К. фон Липгарт - преуспевающий художник, автор, в частности, декоративных панно в великокняжеских дворцах, портретов императора и великих князей, картин на библейские сюжеты; в 1906 - 1929 гг. он был главным хранителем Эрмитажа.
Сразу, в 1898 г. был составлен проект нового здания - мастерской художника. Проект был осуществлен в 1898 - 1899 гг. [1]. Его автор - Э.Ф.Виррих, крупный мастер архитектуры конца XIX - начала XX в.
Генеральный план (на котором еще указано имя прежней владелицы) и план здания мастерской ([371], листы 42-43):
Мастерская обозначена на плане литерой А. Это каменное здание примыкает к стоявшему на участке деревянному дому. Оно имеет два лицевых фасада, расположенных под тупым углом друг к другу: один фасад был обращен на Каменноостровский проспект, другой на площадь, в сторону Ружейной улицы. Вход в мастерскую сделан со двора.
Фасады по проспекту и по площади и поперечный разрез (листы 44-46):
Основная часть здания - высокое прямоугольное в плане помещение. Оно хорошо освещено: в середине фасада по площади - стеклянная стена, а над ней стеклянный скат крыши. К этому помещению примыкает часть здания, разделенная на два этажа - наверху устроены хоры.
Еще раз отдельно крупнее фасады по Каменноостровскому проспекту и по площади:
Поздняя эклектика. Как и обычно у Вирриха, здание выглядит добротно, значительно (при небольших, казалось бы, размерах).
Не менее красиво было это здание и внутри. Вот два изображения, на которых изображен интерьер этого здания.
Фотография из заметки о творчестве Э.К.Липгарта, опубликованной в журнале "Огонек" 1914 г. [485]:
(Здесь можно посмотреть всю вырезку из журнала, вместе с заметкой.)
Липгарт Эрнест Карлович. В мастерской художника. Холст, масло. 75 х 89 см. Частное собрание [486]:
На фотографии и на картине Э.К.Липгарта изображен один и тот же интерьер, причем их сравнение показывает, что изображение на картине - документально точное. В этом убеждает и еще одна подробность - изображенный на картине богато украшенный рояль с росписями, выполненными самим Э.К.Липгартом. Этот (или такой же?) рояль хранится в Эрмитаже (инв. №Эпр-6280) [487]:
Данные о рояле в аннотации Эрмитажа:
Санкт-Петербург, 1898, Фирма "A.M. Schröder". Автор росписи: Липгарт, Эрнст Карлович. 1847-1932; Резчик: Волковысский, Соломон Гиршович ?-1913; Мастер: Берто, Карл Августович (бронзовые детали), упоминается в 1886-1900.
Сравнение фотографии и картины с чертежами 1898 г. - планами и разрезом (см. выше) - показывает почти полное совпадение, за одним исключением: в глубине, под хорами видно широкое окно в том месте, где на планах видна глухая стена, примыкающая к соседнему особняку; на картине за окном изображена зелень (что естественно для помещения, расположенного на первом этаже). Видимо, в процессе строительства проект был несколько изменен.
Как бы ни был хорош дом, построенный на этом месте Шаубом, мне все-таки жаль, что исчезло это здание.
Заметим, что в заметке в журнале "Огонек" была использована старая фотография: к 1914 г., когда она была опубликована, это здание уже несколько лет не существовало, а мастерская размещалась в мансарде нового доходного дома (см. далее).
В 1899 г. в дальнем углу участка был построен еще двухэтажный флигель, тоже спроектированный Э.Ф.Виррихом - со службами внизу и жильем наверху. По ссылкам можно увидеть генеральный план, планы этажей (листы 47-48) и фасад (лист 50-51). В отличие от мастерской, это была малоинтересная утилитарная постройка.
В 1905 - 1906 гг. на месте строений, стоявших на этом участке (в том числе и мастерской) был построен для Э.К.Липгарта доходный дом по проекту В.В.Шауба, продолживший ансамбль домов в стиле модерн. Фотография первой трети XX в. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв.№ II-1315 [354]):
(Изображение обработано. Оригинал )
Мастерская художника перенесена на самый верх, в мансарду (см. [39, с.211,212]). Так же, как и в прежнем здании, в центре сделана сплошная стеклянная стена и продолжающая ее стеклянная крыша. Но боковые части ниже, и устройство в них хоров невозможно. (Это еще раз показывает, что на помещенных выше фотографии и картине изображен именно интерьер прежнего здания мастерской.)
Так же, как и два других дома, этот дом тоже украшен башней. Она примыкает слева к объему мастерской. В декоре фасадов использованы мотивы барокко.
Современная фотография:
3 ноября 2013 г.
Верх объема мастерской искажен. Стеклянная крыша, очевидно, исчезла, надстроены боковые части. Такая переделка несколько изуродовала вид здания.
Фасад по Каменноостровскому проспекту:
Еще раз посмотрим на этот дом с площади:
3 ноября 2013 г.
Справа виден еще один доходный дом, расположенный на углу ул. Мира (Каменноостровский пр., 18/11; по некоторым данным, он тоже принадлежал Э.К. фон Липгарту). Этот дом не имеет отношения к творчеству В.В.Шауба. Он был построен раньше, в 1899 - 1901 гг. по проекту А.И.Ковшарова [1]. Рядовое здание в духе эклектики носит фоновый характер.
Итак, с трех сторон площади построены дома по проектам В.В.Шауба - неодинаковые по формам, но близкие по духу, образующие единый красивый ансамбль.
Остается пожалеть, что с четвертой стороны в это время не появилось здания, которое бы достойно завершило этот ансамбль. В 1951 - 1952 гг. на этой стороне, наконец, появилось еще одно монументальное здание (арх. О.И.Гурьев, А.П.Щербенок [41]) - другое по стилю, но вполне соответствующее масштабам других трех домов (Каменноостровский пр,, 15/12):
Я не случайно поместил здесь две фотографии разного времени. На левой фотографии видно, что на аттике в центре фасада были лепные украшения, а слева - филенка с датой постройки - 1952 (на представленном здесь уменьшенном изображении эта дата плохо читается). На правой фотографии этих деталей уже нет. Конечно, этот дом уступает по архитектурным достоинствам домам Шауба. Но все равно такое отношение к нему - варварство.
На фасаде этого дома - справа, на первом этаже - можно увидеть барельеф, довольно курьезный, но по-своему интересный - мальчик и девочка сажают дерево:
30 ноября 2013 г.
В конце XX или начале XXI века над этим барельефом даже сделан навес - вероятно, для его сохранности. (На представленных здесь фотографиях дома можно разглядеть этот навес - полукруглый, на тонких столбиках. Именно из-за этого навеса мне пришлось снимать барельеф с близкого расстояния.)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.