САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Следующие три дома по правой стороне - 63, 65 и 67 - были построены в течение 1908 - 1911 гг. и сначала принадлежали военному инженеру К.В.Маркову. Автором первоначальных проектов этих доходных домов был сам Марков. Но полностью по его проекту был построен только дом 67. Для оформления фасадов и интерьеров двух других домов Марков пригласил архитектора В.А.Щуко [1, 99].
После революции Щуко стал одним из ведущих официозных советских архитекторов. Дома 63 и 65 (точнее, их фасады) провозглашены выдающимися, классическими произведениями архитектуры начала XX века (в противовес "упадочному" модерну).
Я лично категорически не согласен с такой оценкой. По-моему, эти фасады Щуко отвратительны по замыслу (во всяком случае, дом 65) и бездарны по выполнению (оба дома).
Рассмотрим дома Маркова не в порядке следования их по проспекту, а в хронологическом порядке [1].
Раньше других, в 1908 г. был построен дом 67 на углу Пермской улицы (ныне ул. Графтио, 2). Как уже сказано, этот дом был построен полностью по проекту К.В.Маркова.
Фотография 27 июля 1934 г. [382]:
Угол здания был завершен четырехгранным шатром, наподобие дома 61, построенного незадолго до этого по проекту Ф.И.Лидваля.
Как это ни жаль, шатер позже исчез. Вот как выглядит дом в наше время:
5 января 2009 г.
Даже несмотря на искажение силуэта, дом все равно красив. Это весьма интересное произведение"северного модерна". Вот некоторые фрагменты фасада:
5 января 2009 г.
Дом 67/2 свидетельствует о том, что у К.В.Маркова был несомненный архитектурный талант. Вероятно, он мог бы сделать нечто не хуже и в двух других домах. Но он доверил их оформление архитектору-профессионалу. (И зачем только он это сделал!)
Следующим был дом 63, построенный в 1908 - 1910 гг. и оформленный В.А.Щуко:
5 января 2009 г.
Фасад выполнен в духе неоклассики. В декоре использованы формы архитектуры ренессанса, странным образом не согласующиеся с асимметричной композицией. Декор упрощен (в частности, пилястры сделаны одной ширины на всю высоту, с несоразмерно большими капителями). Все в целом выглядит скучно - и притом очень сухо.
По-моему, этот фасад поразительно похож на будущую архитектуру тоталитарных режимов 30-х годов. И не столько архитектуру Советского Союза, сколько архитектуру нацистской Германии; например, вход в центре фасада очень напоминает вход в здание имперской канцелярии в Берлине.
Правда, интерьеры этого дома, на мой взгляд, значительно красивее. В Ежегоднике Общества архитекторов-художников за 1911 г. [83] помещены различные фотографии этого дома, в том числе фотографии интерьеров - парадной лестницы и квартиры хозяина дома - К.В.Маркова.
На первой фотографии парадная лестница, на второй и третьей квартира К.В.Маркова:
В отличие от фасада, здесь нет упрощений, это изысканная архитектура, стилизованная под ренессанс.
Отделка парадной лестницы сохранилась до нашего времени. Сохранилось ли что-нибудь от отделки квартиры, мне неизвестно.
Вернемся к фасаду. Довольно любопытная деталь находится на боковой стене, обращенной влево, к дому 65 (который построен с небольшим отступом от красной линии):
5 января 2009 г.
Конечно, этот фонтан давно не работает.
Последним по времени строительства был дом 65, расположенный на углу ул. Графтио, 1:
5 января 2009 г.
Еще один образец неоклассики. Здесь В.А.Щуко использовал формы совершенно конкретного здания в стиле ренессанс, всемирно известного шедевра - палаццо Капитанио в Виченце, построенного в 1571 г. по проекту А.Палладио.
Конечно, повторение не буквальное: надо было как-то приспособить фасад Палладио к шестиэтажному доходному дому. Собственно фасад Палладио с четырьмя колоннами поставлен на цоколь - первый этаж - и охвачен с двух сторон ризалитами. Но колонны композитного ордера узнаваемы, они только намного увеличены в размерах и равны по высоте не двум этажам (как у Палладио), а четырем (а если считать также раскреповки антаблемента - то и пяти)! Такие гигантские колонны выглядят очень громоздко, по существу уродливо. Это впечатление еще усиливается очень обильным декором. От благородства архитектуры Палладио не остается и следа.
Итак, фасад всемирно известного шедевра приделан к новому дому и приспособлен к новым потребностям. Можно ли здесь говорить о продолжении классических традиций? Думаю - не в большей степени, чем в случае какой-нибудь полиэтиленовой сумочки с изображенной на ней Джокондой.
Кроме всего сказанного, добавлю, что, на мой вкус, этот дом (так же, как и дом 63) выглядит скучно. И напоминает будущие сталинские дома 50-х годов.
Как это ни удивительно, этот дом вызвал восторги современников. И даже появились подражания - доходные дома, в фасадах которых тоже используются формы палаццо Капитанио: ул. Пестеля, 7, арх. М.С.Лялевич; Большой пр. ПС, 77, арх. А.Е.Белогруд. Но эти подражания Щуко талантливы и выглядят значительно интереснее, чем бездарный оригинал.
Итак, два дома из рассмотренных трех - 65 и 67 - расположены на углах улицы Графтио (бывшей Пермской). Пройдем по этой улице - совсем короткой, оканчивающейся тупиком.
Вид улицы Графтио от Каменноостровского проспекта:
10 ноября 2013 г.
Впереди строящийся новый корпус телецентра, за ним - расположенная довольно далеко отсюда телевизионная башня.
Представляют интерес дома на левой стороне.
Ул. Графтио, 2Б. Фотография начала XX в. [85б]:
Доходный дом Н.М.Слепушкина, построен в 1901 г. по проекту архитектора Д.П.Рябова [478] (установлено посетителем сайта Citywalls, выступающим под ником Naterosh [479]). Красивое произведение эклектики; лепные украшения над воротами говорят о слабом влиянии модерна.
У этого дома примечательная история. С 1914 (или 1915?) г. здесь жил Ф.И.Шаляпин. Это была последняя квартира великого певца в России, в 1922 г. он эмигрировал. В 1975 г. в здании открыт музей-квартира Ф.И.Шаляпина. [85а,б]
К сожалению, в советское время дом изуродован надстройкой на два этажа:
5 января 2009 г. | 10 ноября 2013 г. | 10 ноября 2013 г. |
Ул. Графтио, 4:
10 ноября 2013 г.
Этот доходный дом построен в 1914 г. по проекту А.Ф.Нидермейера [1]. Произведение неоклассики - на мой взгляд, посредственное.
Ул. Графтио, 6:
10 ноября 2013 г.
Этот дом также построен по проекту А.Ф.Нидермейера, только чуть позже - в 1915 г., во время первой мировой войны [1]. Дом очень похож на соседний, с небольшими отличиями в деталях фасада.
В конце улицы, в тупике стоит новый корпус телецентра, примыкающий сзади к главному зданию на ул. Чапыгина, 6:
10 ноября 2013 г.
Здание неплохо замыкает перспективу улицы Графтио.
Здесь же на правой стороне улицы стоит "элитный" жилой дом (ул. Графтио, 3-5):
10 ноября 2013 г.
Дом построен в 2010 г., арх. В.В.Цехомский, Т.В.Цехомская [86]. На мой взгляд, один из многих появившихся в последнее время шаблонных, безликих домов. Хорошо еще, что он стоит на задворках и не портит историческое окружение.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.