ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

ПЕСОЧНАЯ УЛИЦА (продолжение)

Ул. Профессора Попова

 

 

Далее на протяжении 200 - 250 м (в том числе и на перекрестке с проспектом Медиков) по обеим сторонам расположены малоинтересные по архитектуре здания советского времени - производственные корпуса, медицинские учреждения и т.п. Фотографии этой части Песочной улицы я не показываю.

 

После этого перерыва первое здание, представляющее интерес, расположено по левой стороне улицы (ул. Профессора Попова, 10):

 

 

1 января 2016 г. 1 января 2016 г. 30 апреля 2008 г.

 

Вид со двора:

 

 

30 апреля 2008 г.

 

К сожалению, это новодел, повторяющий прежнее здание, сгоревшее в 1990 г., интересное и архитектурой и историей (см., например, [72]).

Подлинное здание представляло собой один из немногих уцелевших старых домов XIX века - того времени, когда Петербургская сторона была окраиной (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"). Тот вид, который сохранялся до гибели здания, оно приобрело в результате перестройки, осуществленной в 1894 г. по проекту Е.П.Вейнберга [1] для нового владельца (с 1891 г.) - В.О.Михневича, журналиста, историка, активного деятеля Литературного фонда. В доме Михневича бывали многие литераторы - Н.С.Лесков, А.П.Чехов, А.С.Суворин и др.

(Немного позже, в 1904 - 1905 гг. на соседнем участке (ул. Литераторов, 19) было построено здание общежития Литературного фонда. Это не случайное совпадение: участок по ул. Литераторов тоже принадлежал В.О.Михневичу и перешел к Литературному фонду после смерти Михневича в 1899 г. по его завещанию. Об общежитии Литературного фонда сказано в другом месте сайта.)

В 1910-х гг. в доме поселились художник и музыкант М.В.Матюшин и его жена поэтесса и художница Е.Г.Гуро (безвременно умершая в 1913 г.) - активные деятели футуризма. С этих пор дом стал одним из очагов русского авангарда. И до, и после революции здесь постоянно бывали деятели авангарда - художники К.С.Малевич, Н.П.Филонов (который жил рядом, в здании общежития Литературного фонда), М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, поэты В.В.Маяковский, В.В.Хлебников, А.Е.Крученых и др.

Позже, в годы блокады, в 1941 - 1944 гг. здесь, у писательницы О.К.Матюшиной (второй жены М.В.Матюшина, к этому времени уже вдовы) жил писатель В.В.Вишневский. После войны на доме была установлена мемориальная доска, посвященная этому официозному писателю - в то время как более ранняя история дома, связанная с авангардом, замалчивалась.

В 1980-х гг. дом был расселен и стал катастрофически разрушаться. Его пытались спасти градозащитники, но тщетно - в конце концов, в 1990 г. дом Матюшина сгорел.

Через несколько лет дом был отстроен заново, и в 2006 г. в нем был открыт Музей петербургского авангарда.

Не могу все же удержаться от того, чтобы высказать свое собственное отношение к авангарду: оно резко отрицательное (при всем таланте отдельных представителей - Хлебникова, Филонова). Это разрушительное, антикультурное явление, которое после 1917 года пошло в ногу с омерзительным тоталитарным режимом (подобно тому, как итальянский футуризм пошел в ногу с фашизмом).

Разумеется, это мое личное мнение.

 

 

На следующем участке по правой стороне стоит большой доходный дом  (ул. Профессора Попова, 12):

 

 

1 января 2016 г.

 

1908, арх. Г.В.Войневич [1]. Вульгарное бедное здание. Формально модерн.

 

 

 

Бывший особняк Г.В.Эша

Ул. Профессора Попова, 14 (правая часть участка)

 

На участке по ул. Профессора Попова сейчас находится один из корпусов Химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия), построенный в 1950-х гг. Его фотографии у меня нет; в будущем я, видимо, сделаю такую фотографию и помещу ее на сайт.

Впрочем, это здание в духе сталинской неоклассики малоинтересно по архитектуре. Гораздо интереснее было здание, стоявшее у правого края этого участка, не дошедшее до нашего времени.

Этот участок до постройки здания института запечатлен на фотографии Л.Г.Андреевского 1926 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-2782 ф [354]):

 

 

 

 

Направление съемки показано на фрагменте карты "Яндекса" (в режиме "Спутник"):

 

 

 

Наверху ул. Профессора Попова (Песочная), внизу Карповка. Направление съемки показано красной стрелкой. В левой части фотографии в глубине видна задняя сторона дома по наб. Карповки, 19 (он обведен голубой линией); два мансардных окна, которые видны на фотографии, можно увидеть и на карте.

(Направление съемки удалось определить в результате дискуссии на сайте Citywalls [520].)

У левого края фотографии - брандмауэр дома 12 (см. выше). А наиболее интересен правый край - там стоит живописный дом в стиле модерн с высокими крышами и крутыми фронтонами.

Это деревянный особняк, построенный осенью - зимой 1900-1901 г.  для Георгия Васильевича Эша - владельца яхтенной и шлюпочной верфи, автора книги "Руководство для любителей парусного спорта" (Спб, 1895) [313] (см. "Весь Петербург" [312] за 1896, 1897 гг.). Фасады и интерьеры этого здания - красивого произведения стиля модерн - известны по публикации в журнале "Строитель" [311]. К сожалению, особняк не дошел до нашего времени.

Точный адрес здания в статье в журнале "Строитель" [311] не назван, сказано только, что оно находится на Песочной улице. В [1] адрес также не указан: вместо номера дома поставлен вопросительный знак. В справочной книге "Весь Петербург" [312] в выпуске на 1901 г. для Г.В.Эша указан адрес: Песочная ул., 16 (Эш не был владельцем этого участка, но, очевидно, арендовал его). В выпуске на 1902 г. и следующих выпусках данных о Г.В.Эше больше нет.

Однако на участке, имеющем сейчас адрес: ул. Профессора Попова, 16, стоит трехэтажный каменный дом, построенный явно до 1917 г. (см. далее). Очевидно, особняк Г.В.Эша примыкал к нему слева; тогда это место относилось к Песочной ул., 16, а теперь - к ул. Профессора Попова, 14 (см.  фотографию 1926 г.).

 

 

Скажем об авторах проекта. В журнале "Строитель" сказано: "Проектировали и строили гр. инж. А.И.Дмитриев и студ. технол. Н.И.Дмитриев".

Александр Иванович Дмитриев (1878 - 1959) - выдающийся архитектор XX века, работавший сначала в Петербурге, а затем (в советское время) на Украине. Лучшей его работой остался петербургский Городской училищный дом Петра Великого (ныне Нахимовское училище). В 1900 г. он окончил Институт гражданских инженеров (а позже, уже после строительства особняка Эша, в 1903 г. - Академию художеств). Особняк Г.В.Эша - видимо, первая постройка А.И.Дмитриева.

Николай Иванович Дмитриев - брат А.И.Дмитриева, инженер-технолог, позже работавший на Адмиралтейском судостроительном заводе.

 

 

А теперь рассмотрим чертежи особняка, помещенные в журнале "Строитель". (Кроме представленных здесь чертежей, имеются еще некоторые чертежи деталей отделки интерьеров, а также план холла; интересующиеся могут увидеть их непосредственно в [311].)

 

 

План особняка:

 

 

 

Одна из длинных сторон расположена под тупым углом к улице; с этой стороны сделана глухая стена. Вход в здание устроен со двора.

 

Уличный фасад:

 

 

 

Здание имеет живописный силуэт с высокими крышами. Сам фасад короткий, справа видна глухая стена, обращенная на соседний участок (фактически примыкавшая к соседнему зданию).

 

 

Главный фасад обращен во двор:

 

 

 

Судя по плану (а также по фотографии 1926 г.), этот фасад расположен не в одной плоскости, разные его части выступают вперед и западают, что придает зданию особую живописность. Справа выступает вперед правое крыло, в нижней части которого находится кабинет. Левая часть фасада (с холлом и столовой) расположена глубже. Левее застекленный объем зимнего сада. Дополнительный живописный эффект создает высокий фигурный фронтон.

 

Теперь рассмотрим интерьеры (ср. план).

Как и положено особняку в стиле модерн, все основные помещения первого (и, очевидно, второго) этажа группируются вокруг холла - помещения без окон, с верхним освещением. Вид холла со стороны гостиной:

 

 

 

Слева от лестницы дверь, ведущая в столовую.

 

Столовая - вид от входа из холла к зимнему саду:

 

 

 

 

Стена столовой, расположенная перпендикулярно предыдущей:

 

 

 

Посередине камин, Слева дверь, ведущая к служебной лестнице и кухне. Справа дверь в служебное помещение, из которого можно пройти в туалет.

 

 

Еще одно помещение, в которое можно попасть из холла - гостиная:

 

 

 

Если не ошибаюсь, слева изображена стена, примыкающая к кабинету (слева дверь, ведущая в кабинет), а справа короткая стена с окном, выходящим на Песочную улицу (правда, на изображении фасада окно имеет другую форму; очевидно, детали дорабатывались в процессе строительства; несовпадение деталей можно увидеть и в некоторых других случаях).

 

 

Помещение, соединяющееся с холлом и с гостиной - кабинет:

 

 

 

Вид стены, примыкающей к гостиной. Посередине камин, справа дверь, ведущая в гостиную.

 

Изображений помещений второго этажа нет (очевидно, там были более скромные комнаты для повседневной жизни). О нем сказано только следующее: "Во втором этаже будуар на 1½ арш. свешивается на улицу". Сравнение с чертежами фасадов показывает, что будуару соответствует эркер в левой части уличного фасада, завершенный крутым фронтоном.

 

Мы уже заметили некоторое несоответствие деталей на разных чертежах, свидетельствующее о том, что первоначальный проект в дальнейшем перерабатывался. А сравнение с фотографией 1926 г. показывает еще большее несоответствие деталей фасадов реально построенного здания чертежам, опубликованным в журнале "Строитель". Впрочем, и в осуществленном виде этот дом выглядел весьма живописно.

 

Итак, в 1926 г. бывший особняк еще существовал. Когда именно он исчез, мне неизвестно. (Возможно, это деревянное здание было разобрано на дрова во время блокады.)

 

 

Ул. Профессора Попова, 16. Фотографии около 1960 г. [521а,б]:

 

 

 

Скромный рядовой дом в духе эклектики. Его история мне неизвестна. Судя по архитектуре, он построен во второй половине XIX или в первые годы XX в.

 

Современная фотография:

 

 

1 января 2016 г.

 

Убран эркер в центре фасада, да еще исчезли филенки под окнами третьего этажа. Вроде бы не такие уж и большие изменения - но их оказалось достаточно, чтобы прежний довольно уютный дом превратился в казенное безликое строение.

 

 

Дом на следующем участке (ул. Профессора Попова, 18):

 

 

 1 января 2016 г.

 

Этот жилой дом построен в начале XXI в., архитектурное бюро "Проспект", арх. А.Р.Шендерович и др. [314]. На мой взгляд, весьма красивое, живописное здание, украсившее эту часть улицы.

 

 

Следующее здание по левой стороне (ул. Профессора Попова, 20) - один из корпусов бывшей мебельной фабрики Ф.Ф.Мельцера, другие корпуса которой выходят на Карповку. В начале 2016 г. фасад был затянут сеткой, и я не сделал фотографию.

 

 

Следующий дом по левой стороне (ул. Профессора Попова, 22, левая часть участка):

 

 

1 января 2016 г.

 

Добротный фасад в духе эклектики конца XIX - начала XX века. К сожалению, история строительства мне неизвестна.

 

 

 

Обратимся к правой стороне.

Ул. Профессора Попова, 27:

 

 

1 января 2016 г.

 

Этот огромный жилой дом построен в 1997 - 2002 гг., арх. А.А.Столярчук и др. [315]. Здание по-своему выразительно, но, по-моему, грубовато, да и не очень-то соответствует по масштабам тихой улице.

 

 

 

Мы подходим к перекрестку с Каменноостровским проспектом. Вид правой стороны:

 

 

1 января 2016 г.

 

На фотографии видны угловые здания: на заднем плане - доходный дом Р.И.Бернштейна (ул. Профессора Попова, 31/54; 1910 - 1911, арх. Д.А.Крыжановский [1]), ближе - конструктивистский жилой дом (ул. Профессора Попова, 29/55; 1929 - 1930, арх. Е.А.Левинсон, А.М.Соколов [17]). Оба эти здания рассмотрены в разделе "Каменноостровский проспект". Повторю здесь отдельные фотографии этих двух домов из названного раздела:

 

 

3 ноября 2013 г. 10 ноября 2013 г.

 

 

Два других угловых дома также рассмотрены в разделе "Каменноостровский проспект". Здесь я частично повторяю их фотографии.

Ул. Профессора Попова, 22/53:

 

 

30 апреля 2008 г.

 

Доходный дом А.А.Каплуна, 1910, арх. С.Г.Гингер [1].

 

 

Ул. Профессора Попова, 24/52:

 

 

30 ноября 2013 г.

 

Этот дом в 1950-х гг. варварски перестроен из бывшего особняка, принадлежавшего выдающемуся русскому скульптору А.М.Опекушину. Дом был построен в 1877 - 1878 гг. по проекту А.С.Лыткина (первоначальный проект И.С.Богомолова). Опекушин жил здесь до 1918 года.

Подробно об истории строительства см. раздел "Каменноостровский проспект", где помещена не только эта фотография, но и старые изображения дома.

 

На Песочной улице рядом с этим зданием стоит бывшая мастерская А.М.Опекушина (ул. Профессора Попова, 24). Историю строительства этого здания (так же, как и особняка) можно проследить по [356].

Первоначально, с 1878 г. скульптурная мастерская находилась, видимо, в особняке, на Каменноостровском проспекте, в части здания наиболее удаленной от Песочной улицы (см. раздел "Каменноостровский проспект"). Вероятно, первый проект отдельного здания для мастерской появился в 1883 г. ([356], листы 37-40):

 

 

 

Мне не совсем понятен вопрос об авторе проекта. Под генеральным планом и под разрезом мастерской стоит подпись автора проекта, которую я могу прочитать как "Арх. С.Розов". В [1] имеются данные о Сергее Михайловиче Розове (? - 1913), но он был техником-строителем и, следовательно, не имел права в документах называть себя архитектором. Может быть, это все-таки он, только нарушил порядок?

В соответствии с проектом к одноэтажному деревянному флигелю, вытянувшемуся вдоль Песочной улицы (существовавшему еще до строительства особняка, см. генеральные планы 1877 г. в разделе "Каменноостровский проспект"), справа должно быть пристроено каменное здание мастерской с высокой трубой. Здесь представлено разрешение на строительство от 13 августа 1883 г. (на обратной стороне листа с генеральным планом), которое, однако, дано с условием, "чтобы предварительно [на] открытие какой-либо мастерской в строении лит. В - было исходатайствовано на то особое разрешение от г. Спб. градоначальника".

Этот проект не был осуществлен (насколько можно судить по более поздним чертежам в [356]).

 

Новый проект скульптурной мастерской (который и был реализован) был выполнен в 1887 г. А.А.Гвоздиовским (листы 41-44):

 

 

 

Здесь представлено разрешение на строительство от 16 мая 1887 г. (обратная сторона листа с генеральным планом).

Здание скульптурной мастерской было построено на месте части одноэтажного деревянного флигеля. В проекте А.А.Гвоздиовского весьма красив фасад в благородных формах "академического" направления эклектики:

 

 

 

Вход в здание с Песочной улицы обрамляет портал с кариатидами. (Может быть, предполагалось, что кариатиды изваяет сам Опекушин?) Но в реальности кариатиды здесь так и не появились (судя по более поздним чертежам), да и фасад не был оштукатурен (судя по нынешнему виду здания).

 

В 1894 г. здание мастерской было существенно расширено по проекту Ф.К.Пирвица. Генеральный план (лист 45):

 

 

 

Здесь представлено разрешение на строительство от 6 июля 1894 г. (обратная сторона листа). Новый корпус (литера В) пристраивается к зданию 1887 г. (литера А). Противоположным концом он соединяется с небольшой каменной постройкой (литера С), о времени постройки которой мне неизвестно (на генеральном плане 1887 г. ее еще не было). Фасад расширенного здания мастерской по Песочной улице (лист 46-47; строение под литерой С не показано):

 

 

 

Здесь можно посмотреть также план и разрез (лист 48-49).

 

 

Еще одна перестройка последовала в 1901 г. по проекту А.Н.Померанцева. По ссылкам представлены планы (листы 55,56) и разрешение на строительство от 19 июня 1901 г. (обратная сторона листа 55), в котором указаны следующие работы: "повышение стен части каменного одноэтажного дома, показанного на плане двора под лит. А, с устройством металлической застекленной крыши и пробивкою широкого дверного проема во внутренней капитальной стене".

Фасад здания (лист 57-59):

 

 

 

Слева корпус 1887 г., повышенный и перекрытый стеклянной крышей, рядом с ним корпус 1894 г. (внутри эти два корпуса теперь соединены широким проемом), а справа - более ранняя маленькая постройка, которая почему-то не показана на чертеже фасада 1894 г. (см. выше).

 

 Современный вид здания бывшей мастерской А.М.Опекушина:

 

 

1 января 2016 г. 30 апреля 2008 г.

 

Внешний вид здания хорошо сохранился, только оно расширено на одну ось вправо за счет стоявшей на этом месте маленькой постройки.

Само по себе здание не особенно интересно по архитектуре (даже несмотря на участие такого выдающегося архитектора, как А.Н.Померанцев), но оно вызывает почтение уже самим тем фактом, что здесь творил Опекушин.

В советское и постсоветское время здание по-прежнему использовалось как скульптурная мастерская (только скульпторы были помельче, чем Опекушин); насколько мне известно, оно так же используется и теперь.

Следует заметить, что в советское время на здании даже не было мемориальной доски. Доска появилась только в начале XXI века, но в ней есть досадная ошибка. Текст мемориальной доски: "В этом здании творческой мастерской академика скульптуры АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ОПЕКУШИНА создан первый в России памятник великому поэту А.С.ПУШКИНУ, открытый в Москве в 1880 году". Всё бы хорошо. Но ведь строительство здания началось на семь лет позже - в 1887 году! (Могу предположить, что Опекушин создавал памятник в помещении мастерской, находившемся в расположенном рядом особняке - том самом, который в советское время безжалостно перестроен иванами, не помнящими родства.)

 

И еще одна фотография - вид здания со двора:

 

 

1 января 2016 г.

 

 

Рассмотрим здания на правой стороне улицы.

Ул. Профессора Попова, 31А (в глубине участка):

 

 

30 апреля 2008 г.

 

Особняк А.Н.Резвой, 1905, арх. П.В.Резвый [1]. Эклектика. Неплохая, весьма живописная архитектура. Теперь здание используется как детский сад.

 

То же здание в начале 2016 года:

 

 

1 января 2016 г.

 

Лоджии в правой части фасада теперь застеклены. По-моему, это испортило фасад.

 

 

Ул. Профессора Попова, 33:

 

 

1 января 2016 г.

 

Доходный дом, 1898 - 1899, арх. Е.С.Бикарюков [1]. Скромное рядовое здание в духе эклектики.

 

 

 

 

 Продолжение на следующей странице.

 

  

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.