САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
МАЛАЯ ПОСАДСКАЯ УЛИЦА (продолжение)
Мы подошли к небольшой треугольной площади:
18 января 2014 г.
Справа под острым углом подходит прямая Мичуринская (бывшая Малая Дворянская) улица, а чуть ближе у правого края фотографий виден угол Конного переулка.
Что же касается собственно Малой Посадской улицы, то она в этом месте делает резкий поворот влево. Дом с башенкой впереди (о нем пойдет речь далее) обращен к нам фасадом по Малой Посадской улице.
Но прежде чем идти к этому повороту, рассмотрим здание, которое видно на переднем плане у левого края фотографий (Малая Посадская ул., 22-24; здание выходит также на Большую Посадскую улицу, 7 и в Певческий переулок, 6).
Открытки 1930-х гг. с фотографиями Е.Величко (слева) и Л.Г.Андреевского (справа) (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, №№ по КП (ГИК): ГМИ СПб 432817/418, ГМИ СПб 432817/454):
Это здание общежития Транспортной академии (позже Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), ныне Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС).
Строительство начато в 1931 и завершено в 1934-1935 гг. по проекту П.В.Абросимова [6, №1359]. На мой взгляд, это незаурядное произведение архитектуры. Здание имеет выразительную асимметричную композицию близкую к конструктивизму, которая в то же время соединяется с ярко выраженными чертами модернизированной неоклассики. И это соединение в данном случае выглядит вполне органично, от обоих направлений архитектуры взяты их лучшие черты (в отличие от многих других зданий 1930-х гг., в которых подобный "постконструктивизм" появился под давлением властей и носит надуманный, вымученный характер).
Современные фотографии.
Вид со стороны Малой Посадской улицы, в том же направлении, что на старых фотографиях:
18 января 2014 г.
Боковой фасад плавно изогнут вдоль прохода, соединяющего Малую и Большую Посадские улицы. Пройдем вдоль этого фасада:
18 января 2014 г.
В конце прохода, рядом с Большой Посадской улицей устроена оригинальная асимметричная колоннада, зрительно объединяющая два корпуса. Слева вид на колоннаду из прохода между улицами, справа вид корпуса по Большой Посадской улице и примыкающей к нему колоннады:
18 января 2014 г.
(Первая и третья фотографии представлены также на другой странице.)
Фасад по Большой Посадской улице уступает в выразительности остальному зданию. Вид с угла Большой Посадской улицы и Певческого переулка:
18 января 2014 г.
Вернемся на Малую Посадскую улицу по тому же проходу, по которому мы от нее отошли:
18 января 2014 г.
Из этого прохода вправо вперед открывается вид на дворовые фасады домов 20, 18 и брандмауэр дома 16 по Малой Посадской улице:
18 января 2014 г.
Возвратившись на Малую Посадскую улицу, посмотрим, как сейчас выглядит обращенный на нее фасад:
18 января 2014 г.
На рубеже 1960 - 1970-х гг. справа к зданию пристроен новый корпус. На мой взгляд, эта пристройка бездарна по архитектуре: она нивелировала острую, выразительную асимметричную композицию первоначального фасада. (Неужели так уж нужно было имитировать архитектуру 30-х годов!)
На правой стороне Малой Посадской улицы, на углу Конного переулка расположен спортивный комплекс ПГУПС (Малая Посадская ул., 9):
18 января 2014 г.
Это здание построено в 1970-х или начале 1980-х гг., имя архитектора мне неизвестно. На мой взгляд, здание очень плохой архитектуры (независимо от функциональных качеств). Шаблонные формы, свойственные этому времени, совершенно не согласуются с окружением и грубо нарушают характер местности. Это, пожалуй, единственное такое бестактное здание на всей Малой Посадской улице.
Зато вдоль Конного переулка вправо открывается красивый вид:
4 января 2009 г.
Фотография обработана.
Впереди возвышаются минареты Соборной мечети (1909 - 1920, арх. Н.В.Васильев, при участии С.С.Кричинского и А.И. фон Гогена).
Дом на углу Конного переулка и Мичуринской (Малой Дворянской улицы (Мичуринская ул., 14/3):
18 января 2014 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Это здание бывшего Артиллерийского управления, 1898 - 1900 гг., военный инженер Колянковский [1].
Очень важную роль в облике треугольной площади играет дом с башенкой, стоящий впереди, на углу Мичуринской (Малой Дворянской) и круто поворачивающей влево Малой Посадской улиц (Малая посадская ул., 11/21):
(Эти фотографии помещены также на другой странице.)
Доходный дом Р.Я.Шмерко, построен в 1912 г. по проекту М.С.Лялевича [1]. Признанный мастер неоклассики, Лялевич на этот раз построил здание в стиле модерн (хотя и с классицизирующим оттенком). И такая архитектура, на мой взгляд, очень хорошо подходит живописной, нерегулярной улице.
Далее Малая Посадская улица поворачивает влево:
На левой фотографии в просвет между домами виден купол, украшающий доходный дом В.Г.Чубакова на Большой Дворянской улице (ул. Куйбышева, 23).
На крутом повороте стоит здание бывшего Женского педагогического института (ныне один из корпусов Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена; Малая Посадская ул., 26). Слева фотография В.Полонского, 1906 [348], справа фотография 4 января 2009 г.:
Фасад здания почти полностью сохранился, только исчезла главка домовой церкви.
Женский педагогический институт был основан в 1903 г. (преобразован из женских педагогических курсов, открытых в 1864 г.). В 1904 - 1906 г. было построено существующее здание по проекту В.В.Старостина и А.И.Зазерского [1].
Судя по литературным источникам времени постройки здания [347,348], доля участия в проектировании была больше у В.В.Старостина: в [347] фамилии обоих архитекторов указаны только под чертежом фасада (причем первым назван Старостин), а под планами назван только В.В.Старостин. В [348] говорится о том, что здание построено по проекту В.В.Старостина, а Зазерский вообще не назван.
У здания нарядный фасад в стиле модерн. Детали фасада:
Боковой фасад:
18 января 2014 г.
Внутреннюю отделку домовой церкви выполнил в 1906 г. выдающийся мастер архитектуры эклектики Н.В.Султанов [1, 348]. Внутренний вид церкви - фотография В.Полонского, 1906 [348]:
Церковь была оформлена в духе русских храмов XVII в. Особо примечательны были Царские врата иконостаса (фотография В.Полонского, 1906 [348]):
Это подлинные, реставрированные Н.В.Султановым Царские врата XVI в., приобретенные им у одного антиквара, которому они достались после пожара древнего храма в Ярославской губернии [348].
К сожалению, отделка церкви не сохранилась.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.