САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Каменноостровский проспект, вид от дома 41:
30 ноября 2013 г.
На переднем плане виден бывший дом эмира Бухарского (Каменноостровский пр., 44) - одно из наиболее впечатляющих произведений архитектуры неоклассики в Санкт-Петербурге.
Дом был построен в 1913 - 1914 гг. по проекту С.С.Кричинского [1] для Сейида Алим-хана, последнего эмира Бухары (с 1911 до 1920 г.).
Как ни удивительно может показаться, в архитектуре этого дома нет ничего специфически "восточного". В фасадах - уличном и дворовых - использованы мотивы итальянского ренессанса; в европейских исторических стилях оформлены и парадные лестницы (в квартирах я не был).
Вот как выглядит уличный фасад:
Фасад, облицованный светлым камнем, с богатым "ренессансным" декором выглядит очень эффектно. Необычная для петербургской неоклассики форма - двухъярусная аркада. За большими окнами, выходящими в верхний ярус, насколько мне известно, был устроен зимний сад. А арки нижнего яруса объединяют уличное и дворовое пространство.
В доме два внутренних двора, и оба получили красивую архитектурную отделку. Вот как выглядит первый двор:
5 января 2009 г.
Сквозь ворота виден второй двор. Вот две фотографии, сделанные во втором дворе: на первой фотографии подъезд, который виден на заднем плане предыдущей фотографии (сквозь ворота), на второй - ворота, изображенные на предыдущей фотографии, с обратной стороны:
5 января 2009 г.
Пройдя сквозь второй внутренний двор и выйдя в подворотню налево (она не изображена на фотографиях второго двора), мы попадем во двор домов на соседнем участке, выходящих на Каменноостровский пр., 42Б и на Левашовский проспект. Сюда обращен еще один дворовый фасад дома эмира Бухарского, тоже получивший красивую архитектурную отделку:
3 ноября 2013 г.
(Подворотня, ведущая во второй внутренний двор, - у левого края фасада.)
Очень красивы и парадные лестницы. Раньше в них можно было беспрепятственно заходить, но теперь они заперты; к тому же в части квартир теперь живут богатые жильцы, и вход в парадные тем более затруднен. К сожалению, я в свое время не сфотографировал эти лестницы. Хотя бы опишу их.
Особенно интересна лестница, вход на которую расположен почти у левого края уличного фасада. Перила сделаны в виде мраморной балюстрады, стены тоже облицованы мрамором (может быть, искусственным) и украшены декоративными "помпейскими" росписями.
На лестнице с входом из-под аркады, справа стены украшены изящной лепной отделкой в духе то ли стиля Людовика XVI, то ли рококо, с медальонами с женскими профилями и с пилястрами ионического ордера, имеющими одну странность: капители не расположены горизонтально, а наклонены параллельно лестничным маршам.
На лестнице во втором дворе, расположенной напротив ворот из первого двора, эффектно оформлен изнутри портал входной двери - в духе неоапмира, с довольно необычными вазами.
Скажу немного об авторе проекта. Степан Самойлович Кричинский - по моему убеждению, один из наиболее талантливых петербургских архитекторов начала XX века. (Правда, не все разделяют это убеждение.) В первое десятилетие XX века он работал в стиле модерн, и притом в наиболее радикальном, протофункционалистском варианте этого стиля. В эти годы Кричинский принадлежал тому же кругу архитекторов, что и Н.В.Васильев, Э.Ф.Виррих, А.Ф.Бубырь, иногда был их соавтором. В 1910 г. он создал одно из лучших, наиболее смелых произведений этого направления - дом художника П.Е.Щербова в Гатчине. Но вслед за тем Кричинский вдруг резко порвал с модерном и начал работать в ретроспективитстских направлениях - неоклассике и умеренном варианте "неорусского стиля" (дворец в Шуваловском парке, Федоровский городок в Царском селе, храм Феодоровской иконы Божией Матери в конце Полтавской улицы (недавно реставрирован), церковь Николая Чудотворца, на другом конце той же улицы (взорвана в 1932 г.). И эти его новые работы не менее - если даже не более - красивы, чем прежние. Жаль, что С.С.Кричинский не очень широко известен; больше того, по какому-то недоразумению нередко о нем вспоминают как об авторе Соборной мечети (между тем как на самом деле в этой работе он был только соавтором Н.В.Васильева), а о других его работах и не подозревают...
Следующий дом по левой стороне имеет тот же адрес - Каменноостровский пр., 44:
3 ноября 2013 г.
Доходный дом, 1897, арх. А.К.Горбунов [1]. Рядовая работа в духе эклектики.
Правая сторона Каменноостровского проспекта:
3 ноября 2013 г.
Каменноостровский пр., 43:
5 января 2009 г.
Дозодный дом построен в 1898 г., арх. А.И.Носалевич. (См. [2]. В [1] путанные сведения об этом доме - вероятно, перепутаны адреса.) Неплохое здание в духе эклектики. Легкие формы предвосхищают скорое наступление эпохи модерна.
Следующие два дома имеют один и тот же адрес: Каменноостровский пр., 45. Данные об этих домах в литературе [1,2,6,39] противоречивы. Здесь я указываю данные из самых поздних известных мне источников.
Правый корпус:
Доходный дом Н.М.Гвоздева и А.М.Бардиной, 1903, арх. Д.А.Крыжановский [6, №1243]. Неплохая работа в "неорусском стиле" (модерн). В декоре использованы мотивы владимиро-суздальского зодчества XII - начала XIII века.
Левый корпус:
3 ноября 2013 г.
Дорходный дом Ю.А.Шпигель, 1905, архитектор неизвестен [39, с. 484]. (В более ранних источниках авторство приписывалось Д.А.Крыжановскому [2] или В.В.Шаубу [1].) Дом в стиле модерн - неплохой, но не обладающий индивидуальными, запоминающимися чертами.
Далее Каменноостровский проспект пересекает по Силину мосту реку Карповку, за которой начинается Аптекарский остров.
Карповка, вид с Силина моста вправо от проспекта (вверх по течению):
3 ноября 2013 г.
Силин (в советское время Пионерский) мост:
30 ноября 2013 г.
(Эти фотографии помещены также на другой странице.)
Железобетонный мост на месте деревянного построен в 1936 г., инж. Л.Д.Саперштейн, арх. Л.А.Дитрих, К.М.Дмитриев [72]. Мост весьма красив по силуэту.
Рассмотрим угловые здания. Сначала речь пойдет о домах, расположенных на левом берегу Карповки.
Каменноостровский пр., 47/14. Вид с Карповки:
10 ноября 2013 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Этот жилой дом построен в 1953 г. по проекту О.И.Гурьева и В.М.Фромзеля [72]. На мой взгляд, этот дом менее удачен, чем многие другие дома этих архитекторов, и представляет собой довольно заурядный образец сталинской архитектуры.
Каменноостровский пр., 44/16:
3 ноября 2013 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
1893, арх. А.К.Горбунов [1]. Рядовой доходный дом в духе эклектики.
Карповка отделяет основную часть Петроградской стороны от Аптекарского острова. (Название острова происходит от основанного Петром I Аптекарского огорода - нынешнего Ботанического сада.)
Первое здание на Аптекарском острове, которое мы рассмотрим, расположено на правом углу Каменноостровского проспекта и Карповки (Каменноостровский пр., 49/27-29). Вид с Карповки:
5 января 2009 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Это одно из немногих зданий, сохранившихся с тех пор, когда Петербургская сторона была городской окраиной (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"), - дом Корлякова, построенный в 1820-х гг. Д.Адамини, выдающимся мастером архитектуры ампира (наиболее известная его работа - дом на углу Марсова поля и Мойки). Позже, с 1880-х гг. это здание оказалось на территории мебельной фабрики Ф.Ф.Мельцера и стало административным корпусом. [72]. Фотография еще одного корпуса этой фабрики представлена в разделе "Карповка".
К сожалению, состояние этого дома оставляет желать лучшего. С первой половины 2010-х до начала 2010-х гг. он был все время закрыт то лесами, то рекламными щитами, то сеткой (как на этом снимке). Теперь его фасад освобожден от лесов, удалена поздняя надстройка. Казалось бы, всё хорошо. Но рядом с домом, на территории бывшей фабрики Мельцера строится большой "элитный" жилой комплекс (по-моему, ужасной архитектуры), включивший в себя дом Корлякова и зрительно подавляющий его своей массой. Строительство не закончено, и я пока не помещаю здесь соответствующие фотографии. (Состояние на сентябрь 2023 г.)
Посмотрим, как территория фабрики выглядела с Каменноостровского проспекта до начала строительства жилого комплекса:
30 апреля 2008 г.
Примечателен корпус вдали, у брандмауэра соседнего дома:
30 апреля 2008 г.
Это остатки здания бывшего кинематографа "Гранд-палас", перестроенного в 1912 - 1913 гг. из старого здания; по данным [1], автор проекта - А.Я.Ромасько. Вход в кинематограф был, очевидно, со стороны Каменноостровского проспекта. Теперь, при строительстве жилого комплекса это здание снесено, а со стороны Каменноостровского проспекта сделан, очевидно, муляж, приблизительно повторяющий старый фасад. Фотографии я намерен поместить после окончания строительства.
Левый угол Каменноостровского проспекта долго был не застроен. Теперь там началось строительство еще одного жилого комплекса. Оно не закончено, фотографии я пока не помещаю. (Состояние на сентябрь 2023 г.)
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.