САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
ВВЕДЕНСКАЯ УЛИЦА
Введенская улица проходит от Большого проспекта до Кронверкского проспекта. Название улицы связано со стоявшей на ней Введенской церковью (см. далее).
В 1918 г. (по другим данным, в 1923 г.) Введенская улица была переименована в ул. Розы Люксембург. В 1944 г. ей было возвращено ее настоящее название, однако в 1952 г. она вновь была переименована - на этот раз в ул. Олега Кошевого. С 1991 г. улица вновь называется Введенской - надеюсь, теперь уже навсегда.
Начало улицы рассмотрено в разделах "Большой проспект" и "Большая Пушкарская улица". На данной странице многие фотографии и другие иллюстрации, а также пояснения к ним повторяют (иногда в сокращенном виде) данные, представленные в этих разделах.
Исключения: здания (старое и новое) между домами 2 и 4, дома 6, 7 и 9.
Введенская улица, вид от Большого проспекта Петроградской стороны:
6 апреля 2008 г.
Второй дом по левой стороне находится на углу Большой Пушкарской улицы, а дальше, на другой стороне Большой Пушкарской, стояла Введенская церковь.
При взгляде вдоль левой стороны Введенской улицы можно увидеть за домами шпиль Петропавловского собора:
4 июня 2014 г.
Рассмотрим дома на коротком отрезке между Большим проспектом и Большой Пушкарской улицей.
Сначала - дома по левой стороне Введенской улицы.
Дом на углу Большого проспекта (Введенская ул., 2/29):
27 апреля 2014 г.
Этот доходный дом - старожил Петроградской стороны, он построен для купца И.А.Аверина в 1844 - 1845 гг., когда эта местность была окраиной Петербурга (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"). Автор проекта - видный петербургский архитектор А.П.Гемилиан. Позже дом был надстроен. [1, 399]
Здание (вероятно, выделявшееся своими размерами из окружения) представляет собой весьма красивый образец "академического" направления эклектики. Еще сравнительно недавно - по меньшей мере, до 1970-х гг. - в верхней металлической части ворот со стороны Введенской улицы была дата строительства: "1845"; к сожалению, эта деталь не сохранилась. Подробнее этот дом рассмотрен в разделе "Большой проспект П.С.", где помещена в том числе и эта фотография.
И.А.Аверину принадлежал не только этот дом, но и весь большой участок по Введенской улице между Большим проспектом и Большой Пушкарской улицей. В 1872 г. на Введенской улице справа к каменному угловому дому был пристроен двухэтажный деревянный дом по проекту К.К.Вергейма. Фасад, чертеж Вергейма ([399], лист 32-33):
(Здесь представлен генеральный план, подписанный К.К.Вергеймом ([399], лист 30-31).)
Фасад построенного дома - фиксационный чертеж, 1874 ([400], лист 12-13):
Количество и расположение окон отличаются от того, что было в проекте, но в целом дом очень похож.
Этот деревянный дом не сохранился; когда именно он исчез, мне неизвестно. В 1970-х гг. в глубине свободного участка построено административное здание:
5 января 2015 г.
Здание в глубине, за деревьями не играет заметной роли в облике улицы.
Дом на углу Большой Пушкарской улицы (Введенская ул., 4/18):
6 апреля 2008 г.
Еще один дом И.А.Аверина, 1879 г., арх. Л.Ф.Шперер [1; 399, листы 50-65]. Красивый дом в духе эклектики.
На правой стороне стоят два здания советского времени.
Жилой дом на углу Большого проспекта (Введенская ул., 1/27):
4 июня 2014 г.
Построен в 1953 - 1954 гг., арх. Я.Н.Лукин [154]. Малоинтересный по архитектуре рядовой сталинский дом.
На углу Большой Пушкарской улицы (Введенская ул., 3/16) стоит школа:
25 октября 2014 г.
Построена в 1938 г. по типовому проекту О.Р.Мунца и А.А.Лободы [169].
На противоположной стороне Большой Пушкарской улицы, на левом углу находится сквер:
25 октября 2014 г.
На этом месте стояла церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, варварски уничтоженная в советское время.
О Введенской церкви написано в разделе "Большая Пушкарская улица". Здесь я только дам краткую информацию о ней и повторю некоторые из иллюстраций.
Введенская церковь была построена в 1793 - 1810 гг. по проекту И.М.Лейма. В 1839 - 1840 гг. по проекту В.Е.Моргана была построена новая колокольня (взамен деревянной). В 1932 г. храм взорван.
Местоположение церкви на карте Санкт-Петербурга 1904 года [14]:
Церковь была расположена под углом и к Введенской, и к Большой Пушкарской улице.
Старые фотографии Введенской церкви [8]:
Введенская церковь представляла собой памятник архитектуры классицизма - может быть, и не первоклассный, но весьма интересный. Вероятно, шпиль ее колокольни играл заметную роль в видах прилегающих районов Петербургской стороны, а может быть, и более далеких мест.
На территории Введенской церкви, за оградой был устроен небольшой сад с березовыми аллеями [7]. Этот сад существует и сейчас (официальное название - Пушкарский сквер; см. фотографию выше). Он в основном тоже рассмотрен в разделе "Большая Пушкарская улица", и здесь я не буду повторять представленные в этом разделе данные.
Пройдя несколько дальше по Введенской улице вдоль ограды сада, мы увидим на его границе небольшой жилой дом (Введенская ул., 6):
К сожалению, мне неизвестна история этого дома. Могу предположить, что он принадлежал Введенской церкви: об этом как будто говорит то, что на левом боковом фасаде сделаны окна, обращенные в сад церкви. Судя по архитектуре, дом построен, скорее всего, в первой половине - середине XIX века.
Теперь рассмотрим дома на правой стороне улицы напротив сада бывшей Введенской церкви.
Дом на углу Большой Пушкарской улицы (Введенская ул., 5/13):
25 октября 2014 г.
Этот доходный дом построен в 1910 г. по проекту М.Х.Дубинского [1]. Другие фотографии дома см. в разделе "Большая Пушкарская улица".
Гораздо интереснее по архитектуре следующий дом (Введенская ул., 7):
5 января 2015 г.
Это бывший доходный дом Е.П.Михайлова, построенный в 1913 - 1914 гг. по проекту В.Н.Смирнова [1]. У здания добротный и благородный гранитный фасад, который по стилю можно с равным успехом отнести и к классицизирующему модерну, и к неоклассике.
К сожалению, состояние этого красивого фасада не очень хорошее. Сравнив представленные здесь фотографии разного времени, мы увидим, что уже в 2008 году из четырех статуй, украшавших аттики, сохранялись только две, а к началу 2015 года и они исчезли.
Другие сколько-нибудь значительные работы В.Н.Смирнова мне неизвестны. В [1] даны сведения еще о двух построенных им зданиях, которые резко уступают этому дому по уровню архитектуры.
Дом примечателен еще одним обстоятельством: здесь с 1915 до своей смерти в 1927 г. жил Б.М.Кустодиев - выдающийся русский художник первой трети XX века. В память об этом в 1959 г. была установлена мемориальная доска (арх. М.Ф.Егоров) [196]:
5 января 2015 г.
Это было очень тяжелое время для художника: он был болен, а с 1916 года - прикован к инвалидной коляске. Но, как это ни поразительно, именно к этому времени относится высший расцвет творчества Кустодиева; глядя на его яркие, радостные картины, воспевающие Русь, трудно представить себе, что их писал тяжело больной человек.
27 февраля/12 марта 1917 года, в день февральской революции Кустодиев написал вид из окна квартиры наискосок , с революционными толпами перед Введенской церковью. Эта картина так и названа: "27 февраля 1917 года"; она хранится в Третьяковской галерее:
В эти дни стояла прекрасная весенняя солнечная погода. Многие радовались революции (возможно, и Кустодиев тоже), и мало кто понимал, в какую бездну падает Россия...
Следующий дом (Введенская ул., 9):
Это бывший дом причта Введенской церкви, построенный в 1912 - 1915 гг. по проекту А.П.Аплаксина [16]. В отличие от большинства работ Аплаксина, выполненных в "неорусском стиле", это здание оформлено в духе неоклассики.
На мой взгляд, это далеко не лучшее из того, что построил Аплаксин. Фасад выглядит довольно ординарно, похож на очень многие здания в таком же стиле.
Барельефы на фасаде (см. правую фотографию) производят несколько странное впечатление для дома, принадлежащего церкви: если не ошибаюсь, они не только никак не связаны с Евангелием, или с Библией, или с историей христианства и т.п., но посвящены именно языческим обычаям.
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.