САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КРОНВЕРКСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Мы дошли до пересечения с Каменноостровским (в советское время Кировским) проспектом, застройка которого начинается справа от Кронверкского проспекта.
Справа хорошо виден бывший собственный дом архитектора Ф.И.Лидваля (Кронверкский пр., 15 - Каменноостровский пр., 1-3), построенный в 1899 - 1904 гг. [1]:
20 октября 2013 г.
Другие фотографии этого прекрасного дома в стиле модерн представлены в разделе "Каменноостровский проспект". Здесь я ограничиваюсь одной фотографией.
По-своему примечательно и здание на другом углу (Кронверкский пр., 21 - Каменноостровский пр., 2; домов под номерами 17 и 19 нет):
20 октября 2013 г.
(Фотография помещена также в разделе "Каменноостровский проспект".)
Этот жилой дом построен в 1949 - 1951 гг. по проекту О.И.Гурьева и В.М.Фромзеля (см., например, [17]). Хотя отделка фасадов малоинтересна и вполне типична для послевоенной сталинской архитектуры, но дом выделяется среди многих других подобных зданий хорошо найденной композицией с вогнутым фасадом (раньше здесь был острый угол, огороженный забором).
Перед домом виден памятник Максиму Горькому, открытый в 1968 г. (ск. В.В.Исаева, М.Р.Габе, арх. Е.А.Левинсон; см., например, [11]). На мой взгляд, памятник насквозь казенный - и по самой идее, и по исполнению; я отдельно его не сфотографировал.
Кронверкский проспект. Вид от Каменноостровского проспекта, слева Александровский парк:
22 марта 2008 г.
Кронверкский пр., 23:
22 марта 2008 г.
Доходный дом Е.К.Барсовой, построен в 1911 - 1912 гг. по проекту Е.Л.Морозова [1] (вероятно, этот дом и остался лучшей его работой).
Здание представляет собой интересное произведение "северного модерна". Возможно, в его архитектуре сказалось влияние расположенного недалеко отсюда дома Ф.И.Лидваля.
Фасад имеет красивую уравновешенную асимметричную композицию. Но, пожалуй, наиболее интересно разглядывать его детали. Вот некоторые из них:
Особенно интересен последний фрагмент: слева слегка выступающий, "вздувшийся" эркер, а справа забавная деталь - миниатюрная укороченная колонка дорического ордера, на которую ничто не опирается! (Замечено Б.М.Кириковым [39]).
Придется упомянуть одно обстоятельство, связанное с этим домом. Надпись на мемориальной доске сообщает, что здесь с 1914 до 1921 г. жил Максим Горький (в советское время проспект назывался проспектом Максима Горького). С декабря 1917 года (после октябрьского переворота) "великий пролетарский писатель" жил на четвертом этаже с барской роскошью, в огромной квартире (на ее месте ныне находятся квартиры 5, 16 и часть квартиры 43 [40, с. 98]).
Далее на довольно большом отрезке проспекта нет каких-то особо выдающихся зданий. Тем не менее проспект выглядит весьма живописно - с домами, вытянувшимися вдоль плавно изогнувшейся линии, с одной стороны и зеленью Александровского парка с другой.
Кронверкский пр., 25:
20 октября 2013 г.
История этого дома мне неизвестна. Ясно, что он построен в советское время - вероятно, в 1930-х гг.
Следующий дом (Кронверкский пр., 27) был построен в 1911 - 1912 гг., арх. В.Ф.Иванов и В.В.Шауб [1]. Фотография около 1960 г. [363]:
Судя по этой фотографии, здание представляло собой довольно интересный образец рационалистического модерна. Простота декора (может быть, даже чрезмерная) компенсировалась пластикой крупных форм: своеобразной башенки, аттиков с закругленными углами, обтекаемых эркеров. (Следует заметить, что это не единственный опыт В.В.Шауба в этом роде: в эти же годы он построил и другие дома в формах рационалистического модерна - на Кронверкской ул., 15 на углу Малой Белозерской (Кропоткина) и Саблинской улиц.)
20 октября 2013 г.
Теперь облик здания огрублен: нет башенки, а вместо плавно закруглявшихся аттиков появился жесткий карниз над всем фасадом. Когда именно произошли эти варварские изменения, не знаю. Дом был на капитальном ремонте в конце XX или начале XXI в., и какие-то детали были упрощены - но я не помню, чтобы к началу ремонта сохранялась башенка; возможно, порча фасада была не единовременным актом.
Участок по Кронверкскому пр., 29 не застроен по красной линии, в глубине его стоят неинтересные дворовые корпуса.
Дом по Кронверкскому пр., 31 построен с некоторым отступом от красной линии:
20 октября 2013 г.
Дом построен в 1953 г., арх. Г.В.Чарнецкий (см., например, [41, с.282]). Это вполне заурядный послевоенный сталинский дом с перегруженным фасадом.
На участке по Кронверкскому пр., 33 опять виден дворовый корпус в глубине участка - впрочем, его фасады все же имеют хотя бы примитивный декор:
22 марта 2008 г.
Этот доходный дом построен в 1900 г., арх. Г.Г. фон Голи [1]. (Работы этого архитектора очень неравноценны. Далее на этой же странице мы увидим несравненно более интересный дом на Кронверкском пр.,61, построенный тем же архитектором.)
Административное здание по Кронверкскому пр., 35, на углу Кронверкской улицы (выходящий на нее короткий левый боковой фасад на фотографиях не показан):
(Правая фотография помещена также в разделе "Кронверкская улица".)
История этого здания мне неизвестна. Ясно, что это постройка советского времени - по всей вероятности, 1950-х гг. Фасад не лишен благородства, но скучноват.
Кронверкский проспект. Вид от дома 35, слева Александровский парк:
22 марта 2008 г.
Вид Кронверкской улицы от Кронверкского проспекта:
20 октября 2013 г.
(Эта фотография помещена также в разделе "Кронверкская улица".)
Вдали виден красивый доходный дом с тремя фигурными аттиками, построенный в 1910 - 1911 гг. по проекту В.В.Шауба (Кронверкская ул., 27) [1].
Жилой дом на левом углу Кронверкской улицы (Кронверкский пр., 45/2; домов с номерами 37, 39, 41 и 43 нет):
20 октября 2013 г.
(Эта фотография помещена также в разделе "Кронверкская улица".)
Это бывший жилой дом специалистов "Иностранный ударник", построенный в 1935 г., арх. В.О.Мунц, Л.Е.Асс [6, №1272]. Архитектура характерна для первой половины 30-х годов: она еще близка к конструктивизму, но уже есть некоторые декоративные детали, напоминающие неоклассику (возможно, первоначальный проект был чисто конструктивистским). Архитектурные достоинства не особенно высоки, но здание довольно добротно; это далеко не худшее из того, что было построено в это время.
Дом на углу Сытнинской площади (Кронверкский пр., 47/1):
20 октября 2013 г.
(Эта фотография помещена также в разделе "Сытнинская улица и Сытнинская площадь".)
Дом построен в 1913 г., арх. Н.А.Никулин [1]. Обычное для своего времени здание в духе неоклассики - на мой взгляд, заурядное.
Мы подошли к Сытнинской площади. На ней находится Сытный рынок, появившийся здесь еще в начале XVIII века.
В 1900-х гг. архитекторы М.М.Перетяткович и М.С.Лялевич выполнили проект нового здания для Сытного рынка [42].
План:
Сверху Сытнинская улица, снизу Кронверкский проспект. На них должны были выходить такие одинаковые фасады:
К большому сожалению, этот замечательный проект в стиле модерн не был осуществлен.
(Об этом проекте сказано также в разделе "Сытнинская улица и Сытнинская площадь".)
Через несколько лет оба архитектора (теперь уже ставшие сторонниками неоклассики) все же осуществили застройку этого участка. Но осуществленные здания, по-моему, на порядок хуже.
Собственно здание Сытного рынка построил М.С.Лялевич [1]; это здание (на мой взгляд, ничтожной архитектуры) стоит в глубине участка; оно рассмотрено в разделе "Сытнинская улица и Сытнинская площадь".
Лицевой корпус по Кронверкскому проспекту (дом 49) - Дом городских учреждений - построен по проекту М.М.Перетятковича в 1912 - 1913 гг. [1]:
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
Центральная часть заднего фасада (у правого края фотографии виден фрагмент здания Сытного рынка):
30 декабря 2014 г.
(Фотография помещена также в разделе "Сытнинская улица и Сытнинская площадь".)
Это здание выделяется из окружения крупными масштабами. И все же мне оно кажется довольно банальным, малоинтересным и в целом, и в деталях - во всяком случае, много ниже возможностей Перетятковича. Мне непонятна встречающаяся в литературе высокая оценка достоинств этого здания.
При взгляде в противоположную сторону, в Александровский парк привлекает внимание монументальное здание Народной аудитории (театра Народного дома), построенное в 1910 - 1912 гг. по проекту Г.И.Люцедарского [1] (Александровский парк, 4):
22 марта 2008 г.
Вернемся к правой стороне Кронверкского проспекта. На двух углах ул. Маркина (бывшей Олонецкой) стоят доходные дома, сохранившиеся с того времени, когда Петербургская сторона была окраиной (см. вступление к разделу "Петроградская сторона"). Оба они построены в 1879 г. архитектором Н.Ф.Монтандром [1]. Лучше сохранился дом на правом углу (Кронверкский пр., 51/1):
22 марта 2008 г.
Довольно уютный домик - рядовая постройка времени эклектики.
Дом на левом углу (Кронверкский пр., 53/2), фотография около 1960 г. [364]:
Этот дом был близок по характеру архитектуры дому на правом углу. Два дома образовывали небольшой ансамбль - скромный и довольно приятный.
Увы, фасады дома на левом углу варварски ободраны (вероятно, в 1960-х гг.)
Ободраны и фасады следующего дома, расположенного на углу Введенской улицы (Кронверкский пр., 55/24; 1889, арх. П.О.Осипов; надстроен в 1900, арх. С.В.Баниге [1]). Вот эти два дома (вид с угла Введенской улицы):
20 октября 2013 г.
Прежний облик дома на углу Введенской улицы запечатлен на фотографии, сделанной около 1960 г. [365]:
Фасады был скромные, но, во всяком случае, полноценные. Они ободраны в 1960-х гг. (Я помню этот дом с 1969 г., и в то время фасады уже были ободраны.)
На другом углу Введенской улицы (в советское время ул. Розы Люксембург, с 1944 г. - опять Введенская ул., а с 1952 г. - ул. Олега Кошевого) до недавнего времени был свободный участок. Около 2008 г. на этом месте началось строительство нового жилого дома, законченное в начале 2010-х гг. (Кронверкский пр., 57/21; жилой комплекс "Дипломат", арх. Е.Ф. Куприянов, Ж. М. Вержбицкий, М.А.Куприянова [43]):
20 октября 2013 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Пожалуй, здание не испортило место - и то ладно.
Кронверкский проспект, вид от Введенской улицы:
22 марта 2008 г.
После Введенской улицы застройка становится интереснее. Здесь сохранилось несколько неплохих домов начала XX века в стиле модерн. Фотографии первых двух представлены на этой странице.
Здание бывшего попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых (Кронверкский пр., 59) построено в 1906 году по проекту В.П.Цейдлера [1]. Первоначальный вид фасада запечатлен на фотографии ателье Буллы, сделанной в том же 1906 году [44] (фотография воспроизведена по [40]):
У здания был красивый фасад в стиле модерн, со стройными пропорциями и с множеством изысканных украшений.
Сейчас это обычный жилой дом:
22 марта 2008 г.
Как это ни прискорбно, фасад в значительной степени ободран и потерял прежнюю тонкость. Впрочем, все-таки сохранились красивые пропорции.
Следующий дом находится на углу ул. Лизы Чайкиной (бывшей Гулярной; Кронверкский пр., 61/28):
22 марта 2008 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Это бывший собственный доходный дом архитектора Г.Г. фон Голи, построенный в 1902 - 1903 гг.[1]. Красивое, благородное здание в духе классицизирующего модерна - одна из лучших работ этого архитектора.
В то же время следует заметить, что до нашего времени дошла только часть первоначальной композиции. Представление о том, как должен был выглядеть (и, несомненно, выглядел) этот дом, дают рисунок и чертеж фасада по Гулярной улице, выполненные Г.Г.фон Голи [326]:
А вот как выглядит фасад по Гулярной улице (ул. Лизы Чайкиной) в наше время:
5 января 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Значительная часть фасада безжалостно ободрана, лишена тонкого, изящного декора. И только пластика крупных форм напоминает о былой красоте.
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.