САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Продолжаем знакомство с частью проспекта, проходящей по Аптекарскому острову.
Участок на левом углу набережной Карповки до недавнего времени был не застроен. Теперь там строится большой жилой комплекс, его фотографии я пока не помещаю. (Состояние на сентябрь 2023 г.)
Следующий дом по левой стороне после Карповки (Каменноостровский пр., 48) - бывший особняк М.К.Покотиловой [1], построенный в 1909 г. по проекту М.С.Лялевича - выдающегося архитектора первой половины XX века (в начале века работавшего в Санкт-Петербурге, а с 1918 г. - в Польше).
Общий вид особняка:
5 января 2009 г. | 10 ноября 2013 г. | 10 ноября 2013 г. |
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Это красивое произведение того направления неоклассики, для которого характерно использование мотивов итальянского ренессанса. Если не ошибаюсь, это первое здание, начиная с которого Лялевич стал работать в этом направлении. В то же время это и одна из лучших, наиболее гармоничных его работ.
Рассмотрим фрагменты фасада.
10 ноября 2013 г.
10 ноября 2013 г.
Неоклассика здесь не совсем "чистая", есть и элементы модерна (как и обычно у Лялевича). Барельефы, стилизованные под ренессанс, украшают выступы обтекаемой формы характерной для модерна.
5 января 2009 г.
Еще одна черта свойственная модерну: асимметричное расположение входа на боковом фасаде, да еще и асимметричное расположение входной двери в нише.
Фрагмент низкой ограды, окружающей особняк:
10 ноября 2013 г.
Планы этажей особняка [358]:
Интерьеры особняка были не менее красивы, чем фасады. В ЦГАКФФД хранятся 15 фотографий, выполненных в начале XX в. ателье Буллы, на которых изображены интерьеры [74]. Мне удалось идентифицировать 13 фотографий, еще одна фотография идентифицирована с чужой помощью (см. далее); из них 12 сделаны на первом этаже, одна на площадке лестницы между первым и вторым этажами, одна на втором этаже. Здесь представлены планы первого и второго этажа с обозначением направлений съемки:
Рассмотрим эти фотографии.
1) Фотография около 1908 г. (аннотация: "Вестибюль особняка Покотиловой (Каменноостровский проспект, 48)"):
Снимок сделан из холла в сторону входа с Карповского переулка.
Из вестибюля вошедший попадал в центральное помещение - большой холл на всю высоту особняка. Этот холл изображен на следующих шести фотографиях.
2) Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):
Холл. Снимок сделан из-под верхнего марша лестницы. Слева, на уровне второго этажа высокие окна, выходящие во двор. Правее, за ширмой арка входа, которая изображена на предыдущей фотографии.
3) Фотография около 1913 г. (неточная аннотация "Вестибюль в особняке М.К.Покотиловой"):
Холл. Снимок сделан в сторону Каменноостровского проспекта. Слева дверь в кабинет, справа одна из двух дверей в гостиную.
4) Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Вид части гостиной особняка М.К.Покотиловой"):
Мебель в холле. Снимок сделан в том же направлении, что и предыдущий, на заднем плане дверь в гостиную. Стол и кресло, очевидно, специально перетащили на это место для фотографирования.
5) Фотография около 1908 г. (неточная аннотация "Мебель вестибюля особняка Покотиловой (Каменноостровский проспект, 48)"):
Более ранняя фотография мебели на том же месте.
6) Фотография около 1913 г. (аннотация "Лестница в особняке М.К.Покотиловой"):
Снимок сделан через арку под верхним лестничным маршем. Слева за аркой вторая дверь в гостиную. Впереди, слева от входа на лестницу небольшая дверь, ведущая в служебные помещения.
7) Фотография 1913 г. (аннотация "Лестница в особняке М.К.Покотиловой"):
Снимок сделан с площадки между этажами. Слева на стене те же гобелены (или картины?), а под ними та же скульптурка, что на фотографии 2.
Следует заметить, что устройство холла со сложным, асимметричным пространством - прием свойственный модерну (с которого и начинал свое творчество Лялевич), и только детали декора (и то не все) носят характер входившей в моду неоклассики.
В других помещениях неоклассика выражена более сильно, хотя и в них в той или иной мере чувствуется "привкус" модерна.
8) Фотография около 1913 г. (аннотация "Гостиная в особняке М.К. Покотиловой"):
Гостиная. Снимок сделан от левой двери, ведущей в гостиную из холла (см. фотографии 3, 4, 5). Окна обращены на Каменноостровский проспект. Дверь впереди ведет в столовую, которая изображена на следующих двух фотографиях.
9) Фотография 1913 г. (аннотация "Столовая в особняке М.К. Покотиловой"):
Впереди закругленный выступ, выходящий на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада). Дверь из гостиной осталась за левой границей кадра.
10) Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть столовой в особняке М.К. Покотиловой"):
Эта ниша изображена на предыдущей фотографии справа.
На следующих двух фотографиях изображено помещение, расположенное по другую сторону от гостиной - кабинет.
11) Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть кабинета в особняке М.К. Покотиловой"):
Снимок сделан от Каменноостровского проспекта. За левым краем кадра осталась дверь из холла (см. фотографию 3).
12) Фотография около 1913 г. (аннотация "Часть кабинета в особняке М.К. Покотиловой"):
Слева за занавеской закругленный выступ, выходящий на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада). У правого края фотографии часть двери в гостиную.
13) Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Часть террасы в особняке М.К.Покотиловой"):
Это крохотное помещение типа застекленной веранды связано через открытый проем с кабинетом. Закругленная стеклянная стена обращена на Каменноостровский проспект (см. фотографии фасада). (При взгляде на план может возникнуть сомнение: кажется, что, согласно плану, слева должен быть широкий проем, соединяющий веранду с соседней комнатой - спальней. Однако на более тщательно прорисованном чертеже 1913 г. [359] изображена именно ниша, отделенная от спальни перегородкой.)
14) Фотография около 1913 г. (ошибочная аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):
Это помещение на втором этаже, выходящее окнами в лоджию на фасаде по Каменноостровскому проспекту, обозначенное на плане как будуар. Дверь слева ведет на парадную лестницу. Обращает на себя внимание резкое отличие по стилю от других интерьеров: вместо элегантной модернизированной неоклассики - пышнное необарокко.
Из-за этого несоответствия я не решался идентифицировать фотографию. Все сомнения рассеялись после того как участница сайта Citywalls О.Лабзина [483] обнаружила современную фотографию двери этого помещения [484], где отделка полностью такая же, и мало того, сквозь приоткрытую дверь видна парадная лестница.
15) Фотография около 1913 г. (аннотация "Уголок гостиной в особняке М.К. Покотиловой"):
Не только в гостиной, но и во всем доме я нигде не смог найти на планах этажей такое место с камином в нише.
В 80 - 90-х годах здание использовалось как кожно-венерологический диспансер, теперь - как врачебно-физкультурный диспансер. Судя по современным фотографиям [360], в здании сохранились некоторые фрагменты декора начала XX в.
Особняк М.К.Покотиловой стоит на углу Карповского переулка, проходящего параллельно Карповке. Этот переулок соединял Каменноостровский проспект с Вяземским переулком. В конце XX века большая часть Карповского переулка была уничтожена в связи со строительством новой гостиницы "Северная корона", осталась только маленькая его часть, превращенная в тупик.
В глубине сохранившейся части переулка стоит бывший доходный дом М.К.Покотиловой (Карповский пер., 2):
5 января 2009 г.
Этот дом построен в 1911 - 1912 гг., также по проекту М.С.Лялевича [1]. Это красивое произведение неоклассики, к сожалению, несколько испорчено в конце XX века надстройкой для гостиницы "Северная корона", так и оставшейся недостроенной.
Дом на другом углу Карповского переулка (Каменноостровский пр., 50/1):
30 ноября 2013 г.
Доходный дом построен в 1909 г. по проекту П.М.Мульханова [1]. Один из многих архитектурных примитивов этого архитектора (точнее, техника-строителя). Здание в стиле модерн довольно колоритно, но, на мой взгляд, его портят слишком тяжеловесные детали.
Как видно на фотографии, боковой фасад, обращенный в Карповский переулок, выглядит очень просто. Тем неожиданнее на этом фасаде обрамление двери подъезда с лепными украшениями:
30 ноября 2013 г.
Далее проспект пересекает улица Профессора Попова (бывшая Песочная).
Дом на левом ближнем углу (Каменноостровский пр., 52/24):
30 ноября 2013 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Внешне ничем не примечательный дом 1950-х годов на самом деле интересен своей историей. Этот дом перестроен из особняка, принадлежавшего выдающемуся русскому скульптору А.М.Опекушину. (На доме установлена мемориальная доска, сообщающая, что Опекушин жил здесь с 1875 до 1918 г.)
История строительства особняка отражена в [356].
В первые годы (1875 - 1877) Опекушин жил, очевидно, в старом деревянном доме, оставшемся от прежних владельцев (листы 9-12), а затем построил новый особняк.
Проект особняка был разработан в 1877 г., при этом последовательно друг за другом были созданы два варианта проекта.
Первоначальный проект ([356], листы 24-36) составил известный архитектор И.С.Богомолов. Генеральный план с подписью Богомолова от 3 августа 1877 г. (лист 24):
Здесь представлено разрешение на строительство от 10 сентября 1877 г. (на обратной стороне того же листа). Разрешается постройка "деревянного 2-хэтажного углового дома на каменном фундаменте, означенного на плане под лит. А, и, в связи с ним, каменного же двухэтажного на подвале флигеля лит. Д под один общий карниз", а также некоторых служебных построек во дворе. Если мы процитированный текст с на генеральным планом, то увидим, что основная часть дома (литера А) - деревянная и только слева на Каменноостровском проспекте к нему примыкает сравнительно небольшая каменная пристройка (литера Д). По ссылкам можно посмотреть планы подвала, первого и второго этажа (листы 29-31). Каменная пристройка вытянута в одну линию с деревянным домом, но при этом почти изолирована от него: бОльшая часть помещения в пристройке занимает по высоте два этажа, но из деревянного дома попасть в нее можно только с верхнего этажа, спустившись на первый этаж по винтовой лестнице. В то же время со двора устроен в нее отдельный вход по наружной лестнице. Зная род занятий владельца, могу предположить, что это скульптурная мастерская.
Фасад по Каменноостровскому проспекту (лист 25-26):
Каменная часть дома - это три левые оси, остальная часть здания деревянная (см. планы). Но на фасаде различие этих двух частей никак не выявлено. Очевидно, весь фасад должен был быть оштукатурен и имитировать каменную постройку. На срезанном углу - эркер, поддерживаемый атлантами (уж не сам ли Опекушин собирался их изваять?).
Фасад по Песочной улице выглядит скромнее (лист 27-28):
Здесь представлен разрез дома вдоль Песочной улицы (лист 32-33; Каменноостровский проспект справа); видны три лестницы: справа, очевидно, парадная (ведущая только в помещения первого жилого этажа на Каенноостровском проспекте), левее повседневная и еще левее черная (с отхожими местами и входом на чердак).
Однако вскоре, в том же 1877 г. проект понадобилось изменить: очевидно, Опекушин пересмотрел свои финансовые возможности и решил построить каменный дом - если не весь, то хотя бы наполовину, всю часть здания, выходящую на Каменноостровский проспект. Новый проект составил архитектор А.С.Лыткин. Генеральный план (лист 13):
Здесь представлена обратная сторона листа с разрешением на "постройку каменного двухэтажного на подвале лицевого дома, означенного на плане под лит. А, и в связи с ним деревянного двухэтажного на каменном подвале лицевого же дома лит. В взамен разрешенных таковых же строений 10-го сентября 1877 года". На генеральном плане литерой А обозначен теперь весь корпус по Каменноостровскому проспекту, а не только левая его часть. В то же время часть дома со стороны Песочной улицы (литера В) остается деревянной. Разрешение датировано 13 декабря 1877 года.
По ссылкам можно посмотреть планы этажей (листы 20-23) и разрез вдоль Песочной улицы (лист 18-19). В новом проекте в общих использованы идеи первоначального проекта (только в корпусе по Каменноостровскому проспекту в камне основном повторена планировка, проектировавшаяся для деревянного дома; в левой части корпуса по-прежнему устраивается большое изолированное помещение - предположительно мастерская).
Фасад по Каменноостровскому проспекту (лист 14-15):
А.С.Лыткин и в фасаде использовал многое из проекта И.С.Богомолова: то же членение лопатками с лепными украшениями, тот же эркер с атлантами на срезанном углу. Но декор теперь заметно богаче, эффектнее.
Фасад по Песочной улице (лист 16-17):
В отличие от проекта Богомолова, здесь каменная и деревянная часть зрительно довольно явственно разделены.
Итак, к концу 1877 г. проект был готов, и в 1878 г. [1] дом был построен. Как уже сказано, А.М.Опекушин жил здесь до 1918 года.
Единственная известная мне фотография дома относится к 1934 г. [357]:
На фотографии изображен фасад по Каменноостровскому проспекту (в то время ул. Красных зорь, позже Кировский пр.). Фасад уже в не очень хорошем состоянии. Нет ни ваз наверху, ни атлантов под эркером. (Конечно, может быть, в реальности ваз никогда и не было. Но уж такого безобразия, как голые металлические кронштейны, Опекушин, надо думать, не допускал.)
До каких пор сохранялась деревянная часть дома, существовала ли она еще к моменту перестройки, мне неизвестно. Но уж каменную часть не только можно - нужно было сохранить как память о выдающемся скульпторе. Увы...
На заднем плане современной фотографии этого дома (см. выше) видно сохранившееся здание мастерской А.М.Опекушина. Это здание рассмотрено в разделе "Песочная улица (улица Профессора Попова)".
Дом на правом ближнем углу (Каменноостровский пр., 53/22):
30 апреля 2008 г.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
Доходный дом А.А.Каплуна, построен в 1910 г., арх. С.Г.Гингер [1]. Рационалистический модерн на поздней стадии развития. Простоту фасадов (на мой вкус, несколько чрезмерную) смягчают элементы неоклассики в оформлении верхнего этажа и угловой башенки.
Дом на правом дальнем углу (Каменноостровский пр., 55/29):
10 ноября 2013 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Этот конструктивистский жилой дом построен в 1929 - 1930 гг., арх. Е.А.Левинсон, А.М.Соколов [17]. Первоначально средняя часть фасада была ниже на этаж, чем боковые, потом она была надстроена и завершена аттиком [73]. Автор проекта - Е.А.Левинсон сам жил в этом доме до своей смерти в 1968 г., о чем сообщает недавно установленная мемориальная доска.
На мой взгляд, фасады чрезмерно упрощены, это далеко не лучшая работа Левинсона (ср., например, построенный им же дворец культуры Промкооперации, тоже расположенный на Каменноостровском проспекте).
Дом на четвертом углу Каменноостровского проспекта и улицы Профессора Попова рассмотрен на следующей странице.
Вторая редакция - 2 августа 2020 г.
Последнее обновление - 5 сентября 2023 г.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.