САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Последний отрезок Большого проспекта Петроградской стороны проходит от площади Льва Толстого (до 1920-х гг. - безымянной) до набережной реки Карповки.
Этот отрезок почти на два века моложе, чем основная часть проспекта. Он был проведен только в 1910 году. Автор планировки - К.И.Розенштейн [1, 39].
Виды на последний отрезок Большого проспекта от площади Льва Толстого:
20 апреля 2008 г.
(Эта фотография помещена также в разделе "Каменноостровский проспект".)
20 апреля 2008 г.
Последний отрезок Большого проспекта очень красив. Он плавно изгибается влево, что придает ему живописность. По обе стороны проспекта стоят здания высоких архитектурных достоинств.
Прежде чем знакомиться с этим отрезком, оглянемся еще раз на пройденный нами путь. Вид через площадь Льва Толстого по направлению к началу проспекта:
19 апреля 2011 г.
А теперь - в путь!
Два дома на углах площади Льва Толстого рассмотрены в разделе "Каменноостровский проспект". Здесь даны краткие сведения о них и повторены некоторые фотографии.
Дом на левом углу (Большой пр. П.С., 98; 1910 - 1911, арх. Д.А.Крыжановский [1]):
20 апреля 2008 г.
На правый угол выходит знаменитый дом с башнями - доходный дом К.И.Розенштейна (Каменноостровский пр., 35 - ул. Льва Толстого, 2 - Большой пр. П.С., 75; 1913 - 1915, план - К.И.Розенштейн, фасады - А.Е.Белогруд [1]). Вид с площади Льва Толстого и фасад по Большому проспекту:
Правая сторона Большого проспекта:
4 июня 2014 г.
Большой пр. П.С., 77:
Этот доходный дом построен в 1912 - 1913 гг. Он тоже принадлежал К.И.Розенштейну. Так же, как и в соседнем доме, автором планировки был сам Розенштейн, а фасада - А.Е.Белогруд. [1]
Перед нами произведение "чистой" неоклассики. А.Е.Белогруд последовал примеру В.А.Щуко, оформившего фасад дома 65 по Каменноостровскому пр., и придал фасаду дома Розенштейна вид некоей вариации всемирно известного шедевра архитектуры ренессанса - палаццо Капитанио в Виченце, построенного в 1571 г. по проекту А.Палладио.
Сама по себе идея, по-моему, плоха. Но фасад все же получился выразительным (в отличие от бездарной скуки у Щуко). Монументальное, благородное здание действительно украсило это место. Возможно, дело в том, что Белогруд довольно далеко отошел от оригинала Палладио (шесть колонн вместо четырех, статуи наверху и т.д.); но главное, конечно, - это талант Белогруда.
Оглянемся назад на два дома К.И.Розенштейна с фасадами А.Е.Белогруда:
4 июня 2014 г.
Очень хорош следующий дом по правой стороне (Большой пр. П.С., 79):
4 июня 2014 г.
Доходный дом К.М.Соколовского, построен в 1910 - 1911 гг., арх. С.С.Корвин-Круковский [1]. Красивое, элегантное произведение модерна. Здание стоит на изгибе проспекта, и это его положение прекрасно использовано. Здание выглядит очень живописно - благодаря и сложному пространственному решению (с западанием в центре), и высоким фигурным аттикам, и изящной отделке, и нарушениям симметрии в деталях...
Противоположным фасадом этот дом выходит на Петропавловскую улицу, 4:
20 апреля 2008 г.
Фасад вроде бы и похож, но выглядит менее выразительно: здесь нет отступов от красной линии. Впрочем, и этот фасад весьма изящен. Необычная деталь - медальоны над окнами первого этажа с изображением рыб. (Не знаю: может быть, здесь был какой-то рыбный магазин?)
Конец правой стороны Большого проспекта:
20 апреля 2008 г.
Ближе к нам дом по Большому пр. П.С., 81 - бывший доходный дом Д.М.Гончарова, построенный в 1910 - 1911 гг. по проекту К.И.Розенштейна и А.Я.Родионова [1]. Этот дом в духе рационалистического модерна, пожалуй, менее интересен. Но и он производит благоприятное впечатление неплохими пропорциями.
А вот противоположный фасад этого дома, выходящий на Петропавловскую ул., 6:
20 апреля 2008 г.
Теперь рассмотрим дома на левой стороне.
Большой пр. П.С., 100:
20 апреля 2008 г.
Здание частной лечебницы Б.М.Кальмейера, построено в 1911 - 1912 гг., арх. А.Ф.Нидермейер [1]. Красивое, благородное произведение неоклассики (того ее направления, которое использует мотивы ренессанса.)
До недавнего времени здесь по-прежнему располагались медицинские учреждения, в частности, станция скорой помощи.
Большой пр. П.С., 102:
20 апреля 2008 г.
Этот доходный дом построен в 1912 - 1914 гг. Он принадлежал гражданскому инженеру Е.И.Гонцкевичу, который и был автором планировки. А для оформления фасада Гонцкевич пригласил архитектора А.Е.Белогруда. [1]
Фасад в духе неоклассики, созданный А.Е.Белогрудом, получил высокую оценку современников-знатоков (и сейчас считается выдающимся произведением архитектуры). Честно говоря, мне такая оценка непонятна. По-моему, этот фасад гораздо менее удачен, чем оформленные тем же архитектором фасады двух домов К.И.Розенштейна (рассмотренные на этой странице ранее). Здание выглядит слишком тяжеловесно. Пожалуй, оно предвосхищает будущую сталинскую послевоенную архитектуру - и притом худшие ее образцы.
Впрочем, здание добротно и не диссонирует с окружением.
Большой проспект Петроградской стороны, вид в сторону площади Льва Толстого:
20 апреля 2008 г.
Большой пр. П.С., 104:
20 апреля 2008 г.
Это доходный дом Р.А.Дидерихса, построенный в 1912 - 1914 гг. Проект создан выдающимися мастерами позднего петербургского модерна - А.Ф.Бубырем (мужем сестры владельца) и Н.В.Васильевым, часто работавшими вдвоем.
Первоначальный проект Бубыря носил "ультралевый", протофункционалистский характер. В дальнейшем Васильев переработал проект фасада, который приобрел черты модернизированной неоклассики - в необычной интерпретации, с нестандартными деталями. [39, с. 406 - 408].
Впрочем, на мой взгляд, это все же далеко не лучшее произведение этих архитекторов.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.