САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
КАРПОВКА (продолжение)
Иоанновский монастырь стоит у Карповского моста. Справа от моста отходит Иоанновский переулок, а слева подходит бывшая улица Милосердия - теперь часть ул. Всеволода Вишневского. На углах этой улицы стоят два доходных дома начала XX века, украшенные башенками - хотя и довольно примитивной архитектуры, но образующие своеобразный ансамбль:
Дом на левом углу ул. Всеволода Вишневского (наб. Карповки, 30/13):
30 апреля 2008 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Доходный дом К.Г.Чубакова, построен в 1911 - 1912 гг., арх. Р.М.Габе [1]. Неоклассика.
На первый взгляд может показаться, что это один из многих домов, в оформлении которых использованы модные тогда мотивы ампира. Но если мы приглядимся к деталям, то увидим, что здесь выбран другой исторический стиль: архитектор использует (в меру своих способностей) непосредственно мотивы древнегреческой архитектуры (что весьма необычно для петербургской архитектуры начала XX века).
Вот угловая башенка крупным планом:
15 апреля 2008 г.
Это нечто вроде Башни ветров в Афинах. Хотя буквальных заимствований нет, но есть много похожего: и восьмигранная форма, и глухая поверхность стен над окнами нижнего яруса, и верхняя часть, отделенная карнизом - только в ней вместо барельефов сделаны квадратные окна (впрочем, по сторонам от окон были какие-то украшения - возможно, барельефы; см. далее старую фотографию дома 21/22, на которой виден и фрагмент дома 30/13).
Портик:
15 апреля 2008 г.
Чистый греко-дорический ордер, колонны без баз и с каннелюрами - то, что можно часто увидеть в древнегреческих храмах. Впрочем, какой-то конкретный прототип мне неизвестен, а такие колонны так же часто встречаются и в ампире.
Зато рисунок балконных решеток опять отсылает непосредственно к Средиземноморью:
15 апреля 2008 г.
Как это ни удивительно, в данном случае видна уже не греческая классика, а архаика! Такие криволинейные узоры напоминают росписи критских сосудов.
И если здесь еще могут возникнуть сомнения в обращении именно к архаике, то все сомнения развеивает оформление входов на парадные лестницы (на фотографии показан вход в парадную со стороны Карповки; вход с улицы Милосердия - такой же):
15 апреля 2008 г.
Обратите внимание на барельеф: два льва, стоящие навстречу друг другу, а между ними колонка, расширяющаяся кверху. Но ведь именно так украшены знаменитые Львиные ворота в Микенах. Правда, подражание архаике неумелое, львы напоминают образцы не крито-микенского, а вавилонского искусства. Но общая композиция совершенно ясно говорит о том, что имелись в виду именно Микены.
Любопытно, что данная композиция повторена еще дважды в лоджии перед входом в парадную: там напротив друг друга установлены два таких барельефа:
15 апреля 2008 г.
И еще раз нечто похожее можно увидеть внутри обеих парадных. В каждой из них во входной части установлено целых четыре таких барельефа:
15 апреля 2008 г.
На каждом барельефе изображен только один лев, но между двумя характерными крито-микенскими колоннами, расширяющимися кверху.
Это единственный известный мне случай в архитектуре нового времени, когда за образец принято крито-микенское искусство. Этот случай тем поразительнее, что в то время человечество еще совсем недавно открыло для себя архаику: Г.Шлиман начал раскопки в Микенах в 1876 году, а А.Эванс раскопки в Кноссе - еще позже, в 1900 году.
Остается пожалеть, что такой нестандартный выбор исторических стилей все-таки не нашел адекватного воплощения: дом выглядит довольно примитивно, бедновато.
Дом на правом углу (наб. Карповки, 32/22) в первоначальном виде, фотография 1930 - 1940-х гг. [294б]; я вышел на этот сайт благодаря упоминанию в [294а]):
Доходный дом М.Ф.Трифахина, 1910 - 1911, арх. К.Н.де Рошефор [1]. Неоклассика. Довольно эффектно выглядел угол с закругленной колоннадой в верхнем этаже и башенкой со шпилем. Правда, расположенные ниже лоджии не очень уместны, и вообще архитектура несколько примитивна.
Современная фотография:
2 июня 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Изменена угловая часть здания - теперь она не выпуклая, а вогнутая. Конечно, ничего не осталось от колоннады на верхнем этаже. Кроме того, исчезли детали, оживлявшие силуэт: аттики на обоих фасадах, своеобразные фигурные стенки у башенки. Здание, и без того не очень-то совершенное, стало выглядеть еще примитивнее.
Когда именно произошла эта переделка, мне неизвестно.
Впрочем, сохранилась неоклассическая отделка в нижней части фасадов. Фрагмент фасада по Карповке:
31 октября 2015 г.
На углах улицы Милосердия (Всеволода Вишневского) чудом уцелели фрагменты булыжной мостовой:
2 июня 2015 г.
Раньше такие мостовые были совершенно обычны. Но в первой половине - середине1960-х гг. практически все городские улицы были заасфальтированы, и теперь этот сохранившийся фрагмент - раритет.
Вид с Карповского моста вниз по течению:
31 октября 2015 г.
Вскоре после Карповского моста набережные Карповки заканчиваются. На правом берегу набережная кончается у левого края фасада Иоанновского монастыря. На левом берегу к угловому дому 32/22 примыкают еще два доходных дома начала XX века, после чего набережная оканчивается и здесь.
Рассмотрим два последних дома на левом берегу Карповки, стоящие напротив Иоанновского монастыря.
Наб. Карповки, 34:
31 октября 2015 г.
Этот доходный дом построен в 1911 - 1912 гг. по проекту К.Н.де Рошефора [1]. Рационалистический модерн. Чрезмерно упрощенный, довольно унылый фасад. Только фигурный аттик немного оживляет вид дома.
Наб. Карповки, 36:
31 октября 2015 г.
1912, арх. А.Л.Берлин [1]. Дом аналогичный по стилю предыдущему, только, пожалуй, еще более унылый.
Далее начинается промзона, в которую нет свободного доступа. Ниже по течению, начиная от места немного выше Барочного моста до устья есть проход (а частично и проезд) по обе стороны Карповки (выше Барочного моста расположена промзона, а ниже - два больших новых дома по обоим берегам). В этой части Карповки, по-моему, нет ничего интересного по архитектуре. Поэтому мы заканчиваем нашу прогулку здесь.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.